Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Г. Киренберг, А. С. Назимов, С. Р. Ли

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены мероприятия для создания направленности учебно-познавательной деятельности студента. Представлена конкретная методика проектного обучения. Описана возможность учета проектной деятельности в учебной.

Ключевые слова: проектный метод обучения, типы проектов, способы организации проектов, электронное портфолио обучающегося.

 

Критерием успешности для будущего специалиста на сегодня является не только результативность в изучении учебных дисциплин [1], но и соответствие студента возможностям своего собственного уровня познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Для этого необходимо вовлекать студентов в активный познавательный процесс, создавать учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам [2], возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее эффективной технологией является проектный метод - создание направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектный метод обучения в команде широко распространен в системе образования, где учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Выбор проектов студентами осуществляется в рамках проводимых в институте городских, региональных программ научно-исследовательской, аналитической, расчетно-экономической и социальной направленности.

Студенты экономического факультета принимают участие в следующих программах:

• Городской конкурс «Лучший городской инновационный проект» по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития города Кемерово, привлечения талантливой молодежи в сферу науки;

• Федеральная программа вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность «Ты предприниматель»;

• Конкурс грантов головного вуза РЭУ им. Г.В. Плеханова;

• Всероссийский творческий конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых;

• Фестиваль молодежной науки;

• Конкурс грантов на студенческие научно-исследовательские работы и конкурс грантов на научно-исследовательские работы аспирантов и молодых ученых РЭУ им. Г.В. Плеханова;

• Международный конкурс бизнес-проектов «От идеи к реализации»;

• Грант Губернатора Кемеровской области за реализацию социально значимого проекта;

• Конкурс молодежных социально значимых проектов «Кемеровское молодежное Вече»;

• Инновационный конвент «Кузбасс: образование, наука, инновации»;

• Конкурс «Социальный федеральный проект»;

• Ежегодный городской конкурс «Кемеровчанка года»;

• «Кемерово - территория возможностей» (КТВ);

• Специализированная выставка-ярмарка «Кузбасский образовательный форум»;

• Международный форум «Financial centers: Travelling around the world»;

• Региональный полуфинал конкурса проектов «Imagine Cup»;

• и др.

Типы проектов различаются в зависимости от целей, характера работы и полученных результатов, а также по способу организации.

С точки зрения целей и результатов различаются следующие типы проектов:

- исследовательский (научно-исследовательский) - проект, основной целью которого является проведение исследования, предполагающего получение в качестве результата научного или научно-прикладного продукта (статьи/публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и т. п.);

- практико-ориентированный (прикладной) - проект, основной целью которого является решение прикладной задачи, чаще всего по запросу внешнего заказчика; результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт ит. п.;

- сервисный - проект, направленный на решение некоторых служебных задач в рамках проводимых мероприятий или для обеспечения текущей работы Института и/или его структурных подразделений, способствующий развитию преимущественно организационных и коммуникационных компетенций студентов. Результатом такого проекта является зафиксированный и оцененный вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия (например, конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании и т. д.) или в реализацию организационных процессов [3] (например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку учебных материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, особенно с участием большого числа обучающихся, и т. п.).

С точки зрения способов организации выделяются следующие типы проектов:

- индивидуальный - проект, который может быть выполнен одним участником, предполагает индивидуальную работу;

- групповой - проект, который выполняется командой участников, предполагает коллективный результат;

- краткосрочный - проект, укладывающийся в рамки одного учебного модуля/семестра,

- долгосрочный - проект, предполагающий длительное участие (свыше семестра),

- внешний - проект, выполняемый по запросу внешних по отношению к институту заказчиков,

- внутренний - проект, выполняемый по заказу структурных подразделений и НПР института.

Участие обучающегося в прикладных и исследовательских проектах является инициативным и носит добровольный характер. Поэтому для реализации прикладного или исследовательского проекта инициатором проекта совместно с руководителем проекта от института (далее - руководитель проекта) готовится проектное предложение.

Подготовленное проектное предложение направляется для согласования декану факультета и доводится до сведения обучающихся путем размещения на официальном сайте, внутреннем портале института и иным способом. Далее студенты могут подать заявку для участия. После окончания реализации проекта руководителем проекта готовится подтверждение об участии обучающихся в проекте.

В рамках осваиваемой обучающимися образовательной программы учет результатов их участия в прикладных или исследовательских проектах может осуществляться в следующих формах:

• начисление баллов в рамках творческого рейтинга по дисциплине;

• перезачет учебно-исследовательской работы студента (УИРС);

• перезачет учебной практики (УПр);

• перезачет производственной практики (ППр);

• перезачет научно-исследовательской работы (НИР).

По согласованию с преподавателем, осуществляющим руководство курсовой работой, обучающийся может представить результаты выполненного прикладного или исследовательского проекта в форме курсовой работы.

Перезачет УИРС, УПр, ППр и НИР, предусмотренных утвержденным календарным учебным графиком, осуществляется научным руководителем на основе подтверждения об участии в проекте и при условии, что трудоемкость участия обучающегося в проекте превышает трудоемкость соответствующей дисциплины. Результаты участия обучающегося в реализации прикладных или исследовательских проектов в обязательном порядке отражаются в его электронном портфолио.

Проектная деятельность студентов организуется в целях развития профессиональных и проектных компетенций, закрепленных в соответствующем ФГОС ВО направления подготовки (специальности). Поэтому, проект - это мотивированная самостоятельная деятельность студентов, имеющая основной целью решение определенной практически или теоретически значимой проблемы в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить [4], применить в реальной практической деятельности. Основной образовательный результат, который получает студент в ходе проектной деятельности - это приобретение компетенций, необходимых в выбранной профессиональной деятельности, и опыт самоорганизации.

 

Список литературы

1. Ли С.Р, Назимов А.С. Информационные технологии в образовании и проблемы его методического обеспечения // Социогуманитарный вестник. 2013. №3(12). С. 3-6.
2. Ли С.Р, Киренберг А.Г. К вопросу популяризации научной и научно- исследовательской деятельности студентов вуза через интернет-технологии. // Социогуманитарный вестник. 2015. №1 (14). С. 15-18.
3. Ли С.Р, Проблемы информационных образовательных технологий // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2014. № 5(105). С. 169-172.
4. Ли С.Р, Киренберг А.Г., Назимов А.С. О формировании на разных уровнях профессионального образования инновационной образовательной сферы доступа к образовательным ресурсам // Социогуманитарный вестник. 2015. №2(15). С. 3-5.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(17). 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.05.2019)
Просмотров: 19 | Теги: проектный метод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь