Понедельник, 18.11.2019, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ПРОГРАММ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

О.С.Мецкер

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ПРОГРАММ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Современное село характеризуется рядом особенностей: преобладание населения предпенсионного и пенсионного возраста, плохо развитая инфраструктура, недостаточное количество досуговых учреждений и прочее. Своё свободное время молодёжь проводит однообразно, либо отправляется в областные центры и ближайшие города, где культурная жизнь более яркая. Проводимые в сёлах и деревнях мероприятия преимущественно ориентированы на людей старшего возраста, на сохранение местных традиций, на развитие любви к родному краю и проводятся они в традиционной форме.

Вхождение во взрослую жизнь происходит легче, если молодой человек имеет определённый багаж знаний и навыков, помогающих в личностном и профессиональном самоопределении. Приобрести данный багаж позволяет грамотно спланированная работа молодёжных организаций на базе учреждений культуры. Активные формы проведения досуга дают возможность компенсировать недостаток информации о жизни молодёжи в других регионах нашей страны, удовлетворить интерес к тем или иным областям знаний, примерить на себя новые профессии, овладеть правилами эффективного и деликатного общения посредством современных средств связи, программных обеспечений, Интернета и т. д. Игровая форма проведения мероприятий смягчает возможные неудачи и вызывает, как правило, дополнительный интерес у молодёжи.

Виды досуговой деятельности и занятий молодёжи в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации. Среди различных форм культурно-досуговых программ молодёжь не малое предпочтение отдаёт празднично-игровым программам, которые являются одной из форм культурной деятельности. Учитывая специфические особенности празднично-игровой программы, методику её проведения, празднично-игровые программы можно отнести к одной из востребованных форм проведения досуга. Празднично-игровая программа - это театрализованное представление, её основой являются игры, забавы, розыгрыши.

Большое значение в подготовке празднично-игровой программы имеют потребности и особенности социума, для которого она проводится. В нашем случае это - сельская молодёжь. Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, доля в составе населения до 20 процентов [1, с. 157].

Как следует из термина, молодёжь - ограниченная возрастными границами часть общества, имеющая собственные спонтанные черты, свойства. Сельская молодёжь, являясь составной частью молодёжи, выполняет важную роль в воспроизводстве и развитии сельского социума. Как социально-демографическая группа, она характеризуется особым социальным положением, формирующимся под воздействием социально- экономических различий в развитии городских и сельских территорий, а также специфики сельского образа жизни. Особое место в юном возрасте занимает общение со сверстниками, которому юноши и девушки посвящают своё свободное время. Одним из главных компонентов празднично- игровой программы является общение, поэтому празднично-игровые программы являются востребованной формой проведения молодёжного досуга.

Игра, наряду с трудом и ученьем, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения. Так, например, согласно Д. Г. Миду, игра - это процесс, в котором ребёнок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определённые роли [2, с. 40]. Нельзя не согласиться и с мнением Ж. Колларитса о том, что: «точное определение игры невозможно, всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов [3, с. 62].

Так, например, в июне 2016 года в Троицком сельском доме культуры Благоварском районе республики Башкортостан, для молодёжи была проведена праздничная конкурсно-игровая программа «Я - россиянин и в этом моя мощь», приуроченная ко дню России. Участникам задавались вопросы о символах нашей Родины. Далее была проведена игра «Передай сердечное словечко», во время которой ребята могли выразить своё отношение к Родине. Было показано театрализованное представление. В завершении программы была проведена викторина «Я - гражданин России», где ребятам были предложены различные вопросы, с помощью которых были выявлены знатоки родного края.

Так же в июне 2016 года в Новокошкульском сельском доме культуры Тюкалинского районо Омской области для детей и подростков прошло праздничное мероприятие «Музыкальная гостиная», приуроченная ко дню России. Были подобраны минусовки песен о Родине, под которые участники не только угадывали, но и подпевали песни. В июле того же года в Новокошкульском СДК прошла игровая программа «Если видишь этот знак, знай, что он не просто так!», где ребята вспомнили правила дорожного движения, участвовали в играх и конкурсах: «Разминка», «Эстафета водителей», «Найди знаки», «Знаковая мозаика». Через пару дней прошла игра «Поле Чудес» на тему «Я эту песню вынес из огня». Для участников игры были подобраны задания, связанные с песнями военных лет: «Смуглянка», «Катюша», «Синий платочек», «Комбат» и другие. Участники игры не просто угадывали слова, но и пытались спеть знакомые песни.

В июне 2018 года в Вишневском сельском клубе Верхнехавском муниципальном районе Воронежской области, прошла конкурсно-игровая программа для детей и молодёжи «День России». Цель мероприятия - воспитание чувства патриотизма, уважения и гордости за свою Родину. Главной задачей мероприятия было заинтересовать, увлечь участников, и, конечно же, оно было ещё и познавательным. Мероприятие началось с небольшой разминки, в которой командам необходимо было ответить на вопросы о Родине. Далее мероприятие продолжилось игрой «Актёрское мастерство», затем ребята приняли участие в конкурсе «Лирическая дуэль», где участники вспоминали песни о Родине, России и родном крае. В завершающем конкурс «Флаг» командам предлагалось написать, что символизируют цвета Российского флага.

Широкую популярность в нашей стране приобретает флешмоб, означающий яркую массовую акцию, предполагающую выполнение одного и того же действия большим количеством людей. В июне 2016 года молодёжь села Федоровка Республики Башкортостан провела поэтический флешмоб, призывая всех желающих прочесть стихи любимых поэтов. Были продекламированы стихи И. Бродского, В. Маяковского, С. Есенина и др. В селе Чапланово Республики Крым юноши и девушки приняли участие в акции «Мы вместе!», составив флаг России и лозунг «Россия+Крым - мы вместе!». В селе Кижинга Республики Бурятия в апреле 2015 года прошёл флешмоб, посвящённый Дню Победы. Содержание акции предполагало инсценировать: объявления войны, уход и возвращения с фронта. В инсценировке приняло участие 500 человек.

Использование в организации досуга сельской молодёжи активных форм работы позволяет увлечь процессом каждого участника, сменив позицию отстранённого наблюдателя на активного участника, повышая личностную значимость в происходящем, а значит, оставляя в душе отклик, а в памяти - информацию. Интерактивные способы досуговой работы учат сплочению, развивают навыки общения, повышают гражданскую ответственность, приобщают к важным историческим событиям, как современности, так и прошлого. Однако инновационные виды (квесты, тренинги, мастер-классы, ток-шоу, кейсы, флешмобы и другие) организации досуга мало распространены в провинциях. Реализацию празднично-игровых программ перечисленных учреждений культуры можно охарактеризовать невысоким качеством таких программ, недостаточным наличием в них комплекса инновационных, развлекательно-игровых, творческих, просветительных и праздничных форм досуга, которые являются наиболее актуальными и интересными для подрастающего поколения.

Список литературы

1. Шарипова Г. Б. Молодёжь, как социум в современном обществе // ?лттьщ тэрбие - Национальное воспитание. 2011. № 1. С. 157-160.
2. Мид Д. Г. Избранное: сб. переводов / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социол. и соц. психологии / сост. и пер. В. Г. Николаев ; отв. ред. Д. В. Ефременко. Москва, 2009. 290 с.
3. Эльконин, Д. Б. Психологические игры. Москва, 1999. 146 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.10.2019)
Просмотров: 27 | Теги: досуговый центр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь