Пятница, 02.12.2016, 22:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА

Е.М.Губина, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В статье анализируются некоторые результаты реализации практико- ориентированного подхода в системе высшего профессионального образования в условиях компетентностного обучения на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, конкурентоспособность вузов, федеральные государственные стандарты, компетентностное обучение.

 

Как известно, для полноценного развития туристской индустрии, требуется решить ряд немаловажных задач. Одним из приоритетных направлений в развитии туристической сферы является подготовка высококвалифицированных специалистов. Туристическое образование как составная часть системы образования России в виде конечной своей цели должно быть ориентировано на качество подготовки квалифицированных кадров для этой сферы [5, 9].

Современное развитие туристической отрасли и системы профессионального образования, по мнению многих специалистов [1, 4, 7, 16, 19], не может обойтись без модернизации системы подготовки кадров с учетом сегодняшней действительности и дальнейших перспектив. Нельзя не согласиться с тем, что без радикальных изменений системы профессионального туристского образования, без придания ей должного уровня мобильности и гибкости, без соответствия потребностям современного рынка труда, без непрерывного повышения профессионального уровня работников туристской индустрии невозможно обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке.

Российская образовательная среда уже четко представляет себе направление деятельности по модернизации образовательного процесса для специалистов в сфере туризма. Так, например, Российская международная академия туризма (РМАТ), являясь образовательным и научным центром России в сфере профессионального туристского образования, реализует собственную образовательную модель, которая основывается на следующих принципах:
- ориентированность на практическую подготовку специалистов;
- учет запросов работодателей;
- компетентностный подход к профессиональной подготовке;
- предоставление студентам возможности выбора индивидуальной образовательной траектории. Планируя индивидуальную образовательную траекторию, обучающийся может ориентироваться на сформулированные в модели компетентности и в процессе обучения держать курс на формирование учений и навыков, которые позволят ему успешно спланировать и построить карьеру в своей будущей профессиональной деятельности;
- обеспечение непрерывности и многоуровневости программ;
- получение дополнительных квалификационных сертификатов;
- применение современных информационных технологий в обучении и др.

К компетентностному подходу мы еще обязательно вернемся, а сейчас позволим себе небольшую вставку. Под базовыми компетенциями понимаются те компетенции, которые указаны в базовых частях циклов содержания ООП в федеральных государственных общеобразовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а компетенции, которые формируются при освоении студентами вариативной части ООП, являются различными для каждого вуза.
По мнению Н.Н. Матушкина [12], компетенции, которые формируются при освоении студентами вариативной части ООП, должны соответствовать требованиям региональных работодателей при прохождении производственных практик, а также в ходе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) успешно внедрил и продолжает развивать практико-ориентированное обучение в рамках Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС). В основу такого обучения положен принцип «обучение через делание» («Learning by doing»), при реализации которого общепрофессиональные и специальные компетенции формируются у студентов в ходе выполнения ими реальных практических задач в учебное время. В данном университете центральным звеном практико-ориентированного подхода является учебный процесс, где подразумевается:
- ориентация программ на прогнозы рынка труда;
- реальная практическая направленность курсовых и дипломных работ;
- использование активных методов обучения и информационных технологий;
- введение индивидуальных планов практики;
- поощрение работы студентов;
- активное вовлечение специалистов-практиков в обучение и оценку студентов;
- создание площадок практического обучения (бизнес-мастерские).

Удачным, по мнению ректора ВГУЭС профессора Г.И. Лазарева, оказался эксперимент с объединением всех практик в одну (что не противоречит ФГОС). В течение практики студенты работали на базовых предприятиях, на них же затем проходили преддипломную практику и выполняли выпускные квалификационные работы. В результате почти 70% выпускников экспериментальной группы после получения диплома остались работать на своих базовых предприятиях. Предприятия были довольны таким подходом, т.к. они получили почти готовых специалистов и на полный рабочий день, практически без обязательств по оплате их услуг (хотя фактически каждый второй студент получал оплату за свой труд) [10].
Положительным результатом эксперимента является деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Национального агентства развития квалификаций (НАРК).

Секрет эффективности внедрения интегрированной системы подготовки выпускников в Санкт-Петербургском институте машиностроения состоит в сочетании теоретического обучения и производственного труда. По сути это и есть практико- ориентированное образование.

По словам ректора А.И. Иванова и проректора по научной работе М.В. Афанасьева, около 80% студентов, проходящих инженерную подготовку в цехах и отделах предприятий, после получения диплома возвращаются туда же и работают инженерами [8].

К практико-ориентированным подходам обращались многие ученые (В.М. Бай- денко, В.А. Болотников, В.П. Борисенков, В.В. Сериков, С.В. Дусенко и др.). По их мнению, первоочередная задача модернизации российского профессионального туристского образования решается через усиление практической направленности при сохранении его фундаментальности. Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности.

Другие специалисты в области практико-ориентированного обучения (Ю. Ветров, Н. Клушина, П. Образцов, Т. Дмитриенко) связывают обучение студентов с погружением в профессиональную среду для соотнесения своего представления о будущей профессии с реалиями нынешнего бизнеса; а также внедрение профессионально- ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Практико-ориентированный подход создает возможность постепенного наращивания профессиональной квалификации специалиста - от формирования типовых профессиональных действий до продуктивной творческой деятельности [18]. Такое обучение позволит реализовать у студентов востребованные компетенции для будущей профессиональной деятельности, а значит, повысить собственную конкурентоспособность как специалиста, и в свою очередь, туристического предприятия, что впоследствии приведет к оценке конкурентоспособности выпускающего в данной сфере специалистов образовательного учреждения.

Данный подход не представляется реальным без тесного сотрудничества образования, науки, бизнес-сообщества и государственных органов власти. Ведь одним из принципов ФГОС является усиление практико-ориентированного образования в вузах.

Следует отметить, что социальное партнерство субъектов практико-ориентированного образовательного процесса специалистов туристской сферы, в целях повышения качества образовательных услуг имеет колоссальную важность. В ходе такого взаимодействия, по мнению ряда исследователей [2, 3, 6, 11. 13, 15, 17], можно решить следующие задачи:
- осуществление совместной взаимовыгодной деятельности с целью развития и совершенствования профессионального образования;
- социальное развитие и оздоровление инфраструктуры, в которой это взаимодействие осуществляется;
- создание нормативно-правового обеспечения социального партнерства как инструмента рынка профессиональных образовательных услуг;
- обеспечение трудоустройства выпускников вуза.

По нашему мнению, к этому ряду можно присоединить и следующие задачи:
- повышение активности всех структур образовательного процесса для выполнения непосредственных функций и задач;
- решение коммерческих вопросов для вузов (как например дополнительные доходы, получаемые через хоздоговорные темы);
- производственные заказы профессиональных кадров;
- развитие самой туристской отрасли и прикладных инфраструктур (транспорта, общественного питания и др.).

Из исследования Т.О. Платоновой среди наиболее предпочтительных форм взаимодействия вузов и предприятий выделяются следующие:
- совместная разработка и корректировка образовательных программ (31%);
- целевая подготовка специалистов (30%);
- мониторинг текущих и перспективных потребностей работодателей в специалистах (26%);
- мониторинг востребованности выпускников (18%);
- проведение практики на базе различных организаций региона (17%);
- привлечение к контролю образования представителей организаций, внешних специалистов и другие заинтересованные стороны (17%) [14].

Внедрение так называемых учебно-производственных региональных площадок, по нашему мнению, может положительно повлиять на развитие и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, и непосредственное развитие туристического бизнеса региона.

Известно, что туристический потенциал одного региона значительно отличается от потенциала другого. Это и природно-географическая составляющая и экономическая и социально-культурная. Каждый регион имеет свой климат, природные ресурсы, обладает определенной туристической базой. Поэтому, для внедрения практико- ориентированного обучения специалистов туристской сферы с помощью учебно- производственных площадок (УПП), необходимо учитывать и туристский потенциал региона (со стороны отдельных предприятий и организаций туризма) и экономико- технические потенциалы вузов данного профиля.

Система подготовки специалистов должна отвечать требованием рынка. Так почему же собственным вузам региона не готовить специалистов уже с учетом особенностей и производственных мощностей и потребностей в профессиональных кадрах (любого звена) региональной индустрии туризма?

Такое решение, на наш взгляд позволит повысить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала туристской сферы. Положительным здесь будет являться:
- ориентация образования на рынок;
- индивидуализация практической составляющей образовательного процесса (согласно ФГОС);
- все сезонность практической составляющей образовательного процесса;
- реальность дипломных проектов с практическими рекомендациями в развитии того или иного туристского предприятия региона;
- конкурентоспособность студентов-практикантов;
- совмещение работы с учебой (особенно в случае положительного педагогического и экономического эффекта);
- выработка реально необходимых компетенций, которыми должен обладать будущий специалист;
- сохранение культурных, духовных, патриотических ценностей и традиций региона.

Проведение масштабных опросов работодателей и составление квалифицированных требований в рамках отраслевой промышленности, а в данном случае туристского бизнеса; прогнозирование развития региона с поддержкой и непосредственным участием органов государственной власти в создании учебно-производственной площадки, позволит ускорить процесс повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в этой сфере.

Учебно-производственная площадка возьмет на себя функцию некоего координационного центра, что ускорит и облегчит процесс формирования определенного количества работников (в данном случае студентов-практикантов) на том или ином предприятии. С одной стороны предприятия туриндустрии будут обращаться в УПП за работниками, а вузы будут предлагать работников с учетом их личностных характеристик и сформированных на тот момент базовых компетенций.

Согласно новым стандартам образования (ФГОС), где большую роль отводят практической составляющей в учебном процессе, модернизация высшего профессионального образования не может быть реализована без внедрения практико-ориентированного подхода. К будущему специалисту предъявляются все новые и новые требования, которые могут быть заложены непосредственно в процессе обучения его в реальном времени, с возможностью саморазвития и самосовершенствования, ведь конкурентоспособность любого специалиста на рынке труда будет являться более совершенной по сравнению с другими, системой знаний, умений и навыков (вложенных компетенций), а также профессионально-личностных качеств, способностью быстро адаптироваться к реальной действительности и более эффективно и рационально выполнять будущие профессиональные функции.

Литература

1. Ананьев, А.Н. О кадровой политике в туристском бизнесе / А. Н. Ананьев // Туризм: право и экономика. - 2011. - № 3 (38). - С. 12-16.
2. Айтуганов, И.М., Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия / И.М. Айтуганов, Е.А. Корчагин, Р.С. Сафин // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. -С. 163-166.
3. Губина, Е.М. Современные технологии обучения как элемент конкурентоспособности вуза / Е.М. Губина, Ю.А. Орлова // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2012. - № 1 (18). - С. 163-167.
4. Дусенко, С.В. О современных практико-ориентированных подходах в организации переподготовки и повышении квалификации кадров в профильном туристском вузе / С.В. Дусенко // Туризм: право и экономика. - 2013. - № 1 (44). - С. 14-19.
5. Закон об образовании // Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Захарова, С.М. Социальное партнерство и качество образования / С.М. Захарова // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С.119-122.
7. Зорин, И.В. Сетевая модель профессионального туристского образования как средство повышения качества туристских услуг / И.В. Зорин // Туризм: право и экономика. - 2013. - № 1 (44). - С. 11-12.
8. Иванов, А.В. Инженер - это звучит гордо / А.В. Иванов, М.В. Афанасьев // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 11. - С.20-22.
9. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011 - 2016 годах, (Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 123-р // Туризм: право и экономика. - 2010. - № 3 (34).
10. Лазарев, Г.И. Ориентированное на практику обучение - ответ на требование внешней среды / Г.И. Лазарев // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 3-13.
11. Лейбович, А. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций / А. Лейбович // Материалы Федерального портала Национального агентства развития квалификаций российского союза промышленников и предпринимателей. URL: http:www/nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/library/last- publications/htmk
12. Матушкин, Н.Н., Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы / Н.Н. Матушкин, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, Е.К. Гитман // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 119-127.
13. Мачкин, Ю.П. Современная модель профессионального туристского образования / Ю.П. Мачкин // Туризм: право и экономика. - 2010. - № 2 (33). - С. 11-12.
14. Платонова, Т.О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления / Т.О. Платонова // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. -С. 141-143.
15. Плотникова, Г.Г. Проектирование модели компетенций менеджера в практике дополнительного профессионального образования / Г.Г. Платонова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С.71-77.
16. Писаревский, Е.Л. Туристское образование в России: национальная идентификация в условиях глобальной интеграции (философско-правовой аспект) / Е.Л. Писаревский //Туризм: право и экономика. - 2012. - № 4 (43). -С. 2-7.
17. Серова, Л.М. Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования / Л.М. Серова, К. А. Мазаева // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С.21-27.
18. Сахарчук, Е.И. Управлением качеством подготовки специалистов сферы образования: учебное пособие / Е.И. Сахарчук. - Волгоград: Перемена, 2002. - С .9-12.
19. Федулин, А. А. Профессионализм - требование времени / А. А. Федулин // Туризм: право и экономика. - 2013. - № 1 (44). - С. 12-14.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.09.2016)
Просмотров: 30 | Теги: туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016