Суббота, 30.05.2020, 05:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в о

А.А.Алиев, М.В.Аниканов

Реализация педагогической модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности в опытно-экспериментальной работе

В данной статье рассмотрены педагогические условия и результаты реализации авторской дидактической модели процесса формирования готовности курсантов военного института войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности. Описаны принципы организации и результаты опытно-экспериментальной работы, методы оценки и формирования педагогической компетентности, личностной готовности курсантов и развитию у них способности к организации боевой подготовки посредством военно-профессионального тренинга готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к педагогической деятельности.

Ключевые слова: дидактическая модель, педагогические компетенции, курсанты, личностная готовность, военно-профессиональный тренинг.
 

Одна из ключевых проблем современного высшего военного образования связана с подготовкой квалифицированных военных кадров, в частности грамотных офицеров, способных осуществлять военно-педагогическую деятельность и организовывать в подразделении боевую подготовку и участие в боевых стрельбах, лично проводить занятия с различными категориями военнослужащих, а также с подразделением. Это требует от будущих офицеров не только военно-профессиональных знаний, умений и навыков, но и сформированной педагогической компетентности и личностной готовности к осуществлению такого рода деятельности. Эта проблема диктует необходимость создания новых дидактических систем для военно-педагогической подготовки курсантов в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами, что позволит в дальнейшем будущим офицерам войск национальной гвардии возможность системно и комплексно передавать своим подчиненным военно- профессиональный опыт.

Для реализации данных задач необходимо создание новых педагогических технологий и обоснование новых дидактических условий для создания оптимальной дидактической системы [3]. С этой целью нами была создана модель формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к педагогической деятельности, что позволило в дальнейшем обосновать внедрение в процесс подготовки курсантов инновационной образовательной технологии - военно-профессионального тренинга готовности к педагогической деятельности и сформулировать дидактические условия его введения в учебный процесс военных ВУЗов.

Ранее нами уже была описана авторская модель процесса формирования готовности будущего офицера к военно-педагогической деятельности и дидактические условия ее реализации [1], а также была описана авторская программа военно-профессионального тренинга [2]. В данной статье будут изложены результаты опытно-экспериментальной работы, в ходе которой была реализована данная модель и внедрен военно-профессиональный тренинг в учебный процесс военного института войск национальной гвардии.

Согласно авторской модели процесса формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности реализация данной педагогической модели осуществлялась в 3 этапа:

- установочный этап;

- этап формирования профессиональных знаний, умений и навыков у курсантов;

- этап оценки эффективности процесса.

Опытно-экспериментальная работа по реализации авторской модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности и апробации тренинговой технологии, оптимальной для формирования педагогической компетентности будущих офицеров, проводилась в период с 2015 по 2017 гг. на базе Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ.

В авторской модели процесса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности представлены два основных критерия готовности курсантов:

1) профессионально-педагогический критерий готовности (знания о педагогической деятельности, педагогические умения и педагогические навыки);

2) личностный критерий готовности (профессиональное самоопределение офицера как педагога, умение управлять коммуникационными процессами и умение мотивировать).

Проведенный педагогический эксперимент позволил доказать успешность воздействия на оба эти критерия готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности. Для полного и объективного определения уровня сформированности у курсантов основной военно-профессиональной компетенции: «готовность организовывать в подразделении боевую подготовку, лично проводить занятия с офицерами, прапорщиками и сержантами (старшинами), а также с подразделениями (ВПК-24)», был использован комплексный подход к измерению соответствующих критериев и показателей.

Выборочная совокупность исследования была однородной, что обеспечивалось за счет соблюдения следующих условий:

- состав контрольной и экспериментальной групп оставался постоянным в течение всего периода проведения эксперимента;

- все курсанты соответствовали требованиям Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 мая 2013 года № 267 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению профессионального психологического отбора во ВВ МВД России», и на момент проведения эксперимента ими был изучен одинаковый объём ОПОП;

- на протяжении всего эксперимента курсанты всех групп имели схожую служебную нагрузку, находились в равных бытовых условиях и подвергались одинаковому психолого-педагогическому воздействию;

- количество курсантов в экспериментальной и контрольной группах соответствует достаточной для получения достоверной информации величине выборочной совокупности.

Объем выборки, обеспечивающий репрезентативность данных, был определён в количестве 120 человек, по 60 курсантов в экспериментальной и в контрольной группах.

На этапе выбора генеральной совокупности и формирования составов экспериментальной и контрольной групп учитывались следующие обстоятельства:

- курсанты учебных групп обучались на 3 и 4 курсах, когда согласно программе обучения они изучают порядок организации и проведения боевых стрельб, то есть принимают решения в должностях командиров взводов и рот, поэтому объектом исследования являются все курсанты;

- опытно-экспериментальная работа предусматривала использование разнообразных психолого-педагогических технологий, форм и методов обучения, при этом изменения программы и тематики обучения не проводились, и учебный план для групп, задействованных в эксперименте, выполнялся в полном объеме;

- общее представление о генеральной совокупности (возраст, служебный и жизненный опыт, уровень интеллекта и образования и т.д.) было получено в ходе изучения документации, характеризующей курсантов, в ходе бесед с командирами курсантских подразделений и научно-педагогическим составом.

Целью проводимого эксперимента явилось подтверждение или опровержение гипотезы настоящего исследования о том, что развитие военно-педагогической компетентности и формирование готовности будущего офицера к военно-педагогической деятельности в условиях образовательно-воспитательного процесса военного института войск национальной гвардии посредством применения специально разработанного тренинга, будет возможно, если:

1. Обоснована и разработана структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности.

2. Сконструирована и введена в образовательный процесс педагогическая технология процесса формирования военно-педагогической компетент- ностии готовности к военно-педагогической деятельности у курсантов с использованием профессионального тренинга.

3. Разработан и внедрен оценочный инструментарий для диагностики уровня сформированности военно-педагогической компетентностии готовности к военно-педагогической деятельности у курсантов, включающий в себя профессионально-педагогический (ПКГ) и личностный критерии готовности (ЛКГ).

В исследовании приняли участие курсанты 3 и 4 курсов командного факультета Санкт- Петербургского военного института войск национальной гвардии, а также научно-педагогический состав и офицеры военного института, командиры подразделений воинских частей, организационно входящих в состав Северо-Западного округа войск национальной гвардии.

Для оценки уровня сформированности военно-профессиональных знаний будущих офицеров автором были разработаны специальные тестовые задания «Измерение уровня сформированности военно-профессиональных знаний». Для оценки уровня военно-профессиональных умений использовался метод экспертных оценок. Для этого была разработана авторская шкала оценки «уровень сформированности военно-профессиональных умений будущих офицеров». Для оценки уровня военно- профессиональных навыков также был использован метод экспертной оценки. Эксперты (офицеры-преподаватели) проводили оценку по специально разработанной авторской шкале «уровень сформирован- ности военно-профессиональных навыков будущих офицеров».

Для оценки педагогических умений будущих офицеров войск национальной гвардии нами было разработано письменное квалификационное испытание, включающее в себя 2 этапа:
1) разработка плана БСО; 2) решение педагогических ситуаций.

Данное письменное квалификационное испытание позволяет оценить уровень владения учебным материалом, а также уровень развития базовых педагогических компетенций (компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности; компетентность в области мотивации учебной деятельности; компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности; компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений; компетентность в области организации учебной деятельности).

Для оценки личностного критерия профессиональной готовности курсантов к военно-педагогической деятельности (ЛКГ) нами было выделено 5 основных показателей:

1) мотивационная готовность к выполнению военно-профессиональной деятельности;

2) лидерские качества;

3) коммуникативные склонности;

4) организационные склонности;

5) личностный адаптационный потенциал.

Для оценки мотивационной готовности был разработан авторский опросник «Оценка мотивационной готовности курсантов». Остальные показатели оценивались с помощью стандартизированных тестов:

- лидерские качества оценивались с помощью теста Е. Жарикова и Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей»;

- коммуникативные и организаторские склонности оценивались с помощью теста «КОС» В. В. Синявского и В. А. Федорошина;

- личностный адаптационный потенциал оценивался в помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили не только конкретизировать представления о процессе формирования готовности курсантов войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности, но и определить военно-профессиональный и личностный критерии её сформиро- ванности, установить показатели их оценки, а также разработать и апробировать военно-профессиональный тренинг как метод формирования и развития готовности будущих офицеров к выполнению военно-педагогической деятельности [4].

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были выделены те качества командира подразделения, которые являются основой их готовности к выполнению военно-педагогической деятельности, и были установлены их обобщенные показатели в количественном выражении:

- профессионально-педагогический критерий (ПКГ), включающий в себя знания о педагогической деятельности (6 показателей), педагогические умения (5 показателей) и педагогические навыки (7 показателей), а также 7 показателей компетенции готовности будущего офицера к военно-педагогической деятельности;

- личностный критерий, включающий в себя пять показателей: мотивационная готовность к выполнению военно-профессиональной деятельности; лидерские качества; коммуникативные склонности; организационные склонности; личностный адаптационный потенциал.

Констатирующий эксперимент был проведен в 5 семестре на 3 курсе обучения курсантов командного факультета, во время которого курсанты отрабатывали и закрепляли полученные к данному этапу подготовки практические навыки в управлении взводом во время учебно-боевых стрельб и при выполнении служебно- боевых задач, а также получали новые знания и навыки в организации и методике проведения боевых стрельб.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня готовности к военно-профессиональной деятельности у курсантов контрольной и экспериментальной групп.

По результатам диагностики констатирующего эксперимента нами было выявлено, что и экспериментальная, и контрольная группы курсантов имеют одинаковый начальный уровень подготовки и сформированности, как военно-профессиональных знаний, умений и навыков, так и педагогических компетенций, входящих в профессионально-педагогический критерий модели готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности. Также одинаковый начальный уровень в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе был получен и по показателям, входящим в личностный критерий модели готовности курсантов к военно- профессиональной деятельности.

Помимо этого констатирующий эксперимент позволил сделать следующие выводы:

- командиры подразделений и научно-педагогический состав военного института не уделяет должного внимания развитию мотивационной готовности курсантов, а также развитию их личностных качеств, входящих в личностный критерий готовности к выполнению военно-профессиональной деятельности;

- в учебно-воспитательном процессе военного института не в полном объеме используются возможности образовательной среды для формирования профессионально-педагогического и личностного критериев готовности к выполнению военно-профессиональной деятельности;

- в процессе обучения в военном институте у курсантов в гораздо лучшей степени формируются военно-профессиональные знания, и в меньшей степени формируются умения, навыки и компетенции, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности в качестве командиров подразделений, что обусловливает их недостаточную готовность к будущей военно-профессиональной деятельности, особенно к проведению боевых стрельб;

- в военном институте для формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности не созданы оптимальные педагогические условия и не используются в достаточной мере возможности активных методов обучения и педагогических технологий, в частности возможности военно-педагогического тренинга.

Во время проведения формирующего эксперимента курсанты контрольной и экспериментальной групп изучали учебные дисциплины ОПОП 3 и 4 курсов. По дисциплине «Тактика боевого применения подразделений» курсанты закрепляли полученные навыки в управлении взводом в различных видах боевых действий (при выполнении служебно- боевых задач) и получали новые знания и умения по тактике действий роты. В экспериментальной группе занятия проводились с применением авторской дидактической системы, включающей военно-профессиональный тренинг. Повторная диагностика в обеих группах на этапе контрольного эксперимента позволила выявить эффективность предложенной педагогической технологии для формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к военно-педагогической деятельности.

Повторная диагностика всех исследуемых показателей после проведения формирующего эксперимента показала следующие результаты:

- математико-статистический анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента с помощью t-критерия Стьюдента показал, что у курсантов экспериментальной группы было выявлено повышение показателей педагогической компетентности, так как были получены статистически достоверные различия (при p<0,05) по всем 8 показателям:

1) уровень военно-профессиональных знаний (средний балл выполнения тестовых заданий);

2) умение правильно уяснить тему предстоящего БСВ, сформулировать учебные вопросы и цели занятия;

3) умение создать тактическую обстановку, разработать тактическое задание и довести его до подчинённых;

4) умение разрабатывать план БСО, боевые графические документы и использовать их при обучении подчиненных;

5) умение проводить расчеты по определению необходимого количество боеприпасов и мишеней;

6) умение принимать обоснованные решения на выполнение полученной задачи;

7) навык постановки задач подчиненным в виде отдачи устного боевого приказа и обучения подчиненных отдаче устного боевого приказа;

8) навык управления огнем подразделения.

- выявлена положительная динамика (при p<0,05) по 6 показателям педагогических умений, таких как уровень владения учебным материалом; компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности; компетентность в области мотивации учебной деятельности; компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности; компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений; компетентность в области организации учебной деятельности;

- выявлена положительная динамика (при p<0,05) их профессионально важных личностных качеств, таких как коммуникативные и организаторские склонности и личностный адаптационный потенциал.

Таким образом, на основании проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:

1. Внедрение разработанной педагогической технологии позволяет повысить военно-профессиональную, педагогическую и личностную компетентность курсантов.

2. Применение разработанной педагогической технологии с использованием военно-педагогического тренинга позволяет использовать ресурсы образовательной среды военного института для развития педагогических компетенций, военно-профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств курсантов без дополнительных затрат.

3. Внедрение разработанной в исследовании педагогической технологии формирования готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности с использованием тренинговых технологий, позволяет существенно повысить военно-профессиональные знания, умения и навыки курсантов, повысить их педагогическую компетентность и развить необходимые для их будущей деятельности личностные качества.

4. Разработанная и внедрённая в учебно-воспитательный процесс модель готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности позволяет определить сущность и содержание этой готовности, выявить критерии и показатели ее сформированности, определить условия и факторы, оказывающие влияние на процесс её формирования.

5. Разработанная и внедрённая в учебно-воспитательный процесс педагогическая технология процесса формирования готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности с использованием тренинговых технологий действительно способствует повышению эффективности данного процесса.

6. Применение разработанной педагогической технологии позволяет существенно повысить мотивацию курсантов к учебно-познавательной деятельности.

7. Разработанный и внедренный дидактический и диагностический аппарат для оценки уровня сформированности готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности является эффективным и позволяет осуществлять оценку уровня её сформированности как у курсантов в период их обучения, так и у офицеров войск национальной гвардии.

Список литературы

1. Алиев, А. А. Модель педагогической компетентности офицера внутренних войск МВД России и тренинг ее развития // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. - СПб. : Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова (филиал РТА), 2014. - С. 68-78.
2. Пырский, А. М., Алиев, А. А. Тренинг как средство формирования педагогической компетентности курсантов внутренних войск МВД России // Российский научный журнал. - 2014. - № 4 (42). - С. 123-130.
3. Пырский, А. М. Педагогические технологии в военном образовании. - СПб. : Реноме, 2015. - 233 с.
4. Алиев, А. А., Аниканов, М. В. Тренинг педагогических компетенций как метод подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования к проведению учебных занятий (на примере обучения курсантов проведению боевых стрельб) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 1 (73). - С. 150-155.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (07.05.2020)
Просмотров: 31 | Теги: дидактическая модель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь