Понедельник, 05.12.2016, 11:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Г.Э.Качмазов, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (горно-технологический университет),
Владикавказ

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кластерная политика является важной составляющей в инновационном развитии отдельных регионов и государств. Повышение эффективности производства и достижение экономического роста за счет составляющих кластера является основной целью реализации кластерной политики. В статье рассмотрены результаты внедрения кластерной политики в России, некоторые результаты работы правительства Российской Федерации в области кластерной политики. Приведен зарубежный опыт реализации кластерной политики. Также рассмотрены проблемы и перспективы развития территориальных кластеров. Выделены экономически важные для Республики Северная Осетия — Алания кластеры: энергетический, туристический и агропромышленный, — реализация которых даст экономический рост РСО-Алания, повысит уровень жизни населения, создаст огромное количество рабочих мест, а также снизит социальную напряженность.

Ключевые слова: территориальный кластер, инновации, кластерная политика, экономический рост, регион.

 
Реализация политики устойчивого развития российской экономики в настоящее время невозможна без модернизации и роста инновационной активности хозяйствующих субъектов. Внедрение инновационной политики должно происходить с учетом региональной специфики. По мнению О. А. Матвеевой и В. JI. Василенка, «основными направлениями развития региона являются увеличение роста валового внутреннего продукта, инвестиций в производство, человеческий капитал, повышение эффективности производства и достижение на основе этого высокого уровня и качества жизни населения, а также конкурентоспособности как региона в отдельности, так и всей страны» [1; 2]. Западные и российские эксперты сходятся в том, что одним из инструментов успешной реализации инновационной политики является кластерный подход, в основе которого лежит пространственная расположенность и инновационная активность регионов. Целью данной статьи является анализ актуальных проблем реализации кластерной политики на государственном и региональном уровнях.

На сегодняшний день трудности реализации кластерной политики широко представлены в специальных литературных источниках. В частности, можно отметить научные публикации О. А. Матвеевой [1], В. JI. Абашкина [4], Э. Н. Валеевой [13]. Кластеры и кластерная политика в последнее десятилетие стали важными составляющими стратегий и концепций инновационного развития отдельных регионов и государств. Кластерная политика представляет собой взаимодействие федеральных и муниципальных органов власти для внедрения программ развития кластеров на конкретных территориях. Данная деятельность осуществляется на основе финансовых и инвестиционных механизмов.

Повышение эффективности производства и достижение экономического роста за счет составляющих кластера является основной целью реализации кластерной политики.

Согласно М. Портеру, кластерные компоненты с позиций географических и производственных таксонов имеют ряд экономических преимуществ, в частности доступ к квалифицированным человеческим ресурсам, специализированным поставщикам, получение и распространение опыта и знаний, формирование долгосрочных партнерских отношений со специализированными клиентами и поставщиками [3].

Кластеры в современном мире являются важными элементами экономического развития, поскольку создают ощутимые экономические выгоды:

Во-первых, компании могут работать с более высоким уровнем эффективности, опираясь на более специализированные активы и поставщиков, которые за более короткий период доставляют необходимые компоненты для производства продукции, нежели если бы компания работала в одиночку.

Во-вторых, компании и научно-исследовательские институты могут достичь более высоких уровней инновационных разработок. Распространение знаний и тесное взаимодействие с клиентами и другими компаниями создают все новые и новые идеи, а также дают возможность экспериментировать в производстве инновационной продукции, так как среда кластера снижает стоимость эксперимента.
В-третьих, уровень бизнес-образований, как правило, выше в группах. Стартапы более зависят от внешних поставщиков и партнеров, но, так как все они находятся в кластере, данная зависимость намного уменьшается. Кластеры также снижают расходы в случае провала какого-либо нововведения, а компании, работающие вне кластера, в аналогичной ситуации могут попросту обанкротиться.

Начиная с 1970—80-х гг. во многих регионах уже существовали программы, подобные кластерам: Австрия (Штирия), Италия (Венето) и т. д. В 1990 г. в отдельных странах начали разрабатываться национальные программы кластерного развития, а в 2000 г. в 26 государствах Европейского Союза уже существовали национальные программы по развитию кластеров.

На сегодняшний день правительства стран Южной и Северной Америки, Европы и Азии проводят политику развития и поддержки территориальных кластеров.

О том, что кластерная политика имеет высокую эффективность, говорит результат программы BioRegio (Германия). За счет развития данной программы стало возможным создание около 9 тыс. дополнительных рабочих мест, а также в четыре раза увеличилось число компаний [4].

Благодаря этому Германия на международном рынке является лидером в области биотехнологий, соединяя на своей территории более 500 биотехнологических предприятий.

Развитие кластеров европейских государств основывается на следующих факторах:
• во-первых, большей частью кластерная политика ориентирована на поддержку высокотехнологичных секторов (биотехнологий, информационных технологий и др.); реже в объектив кластерной политики попадают отрасли промышленности и сельского хозяйства;
• во-вторых, необходимо предоставление сведений о кластерах — для участия их в отборе;
• в-третьих, особое значение имеет принцип конкуренции; поддержку государства в виде финансовых вливаний получают экономически важные проекты [5];
• в-четвертых, государство делает ставку на развитие малого и среднего бизнеса; как показывает опыт Франции, 54 % бюджета программы Les poles de competitivite было направлено на поддержку малого и среднего бизнеса;
• в-пятых, в странах Европы за реализацию кластерной политики параллельно отвечают несколько национальных ведомств (семь — в Ирландии, восемь — в Финляндии).

По мнению Е. С. Куценко и Д. С. Тюменцевой, «внедряя кластерную политику в России, нужно учитывать национальный характер ведения хозяйства, что позволит выявить и устранить слабые места данной политики в целях ее эффективной реализации» [6].

В 2008 г. Правительство Российской Федерации приняло программу долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. В данном документе говорится о переходе к инновационному типу экономического развития Российской Федерации. Предполагается создание двух видов кластеров: 1) кластеры высокотехнологичного производства, которые должны располагаться в урбанизированных регионах (не менее 6—8); 2) территориально-производственные кластеры, деятельность которых будет заключаться в глубокой переработке сырья и производстве энергии с использованием современных технологий, а располагаться они должны на слабо освоенных территориях [7].

По мнению М. А. Ерохина, «государство проявляет большой интерес к кластерам, считая их инструментом создания конкурентоспособных регионов, а в дальнейшем и всей страны» [8]. Так, в 2012 г. было объявлено о проведении конкурсного отбора пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. В адрес Министерства экономического развития РФ было направлено 94 конкурсные заявки. Экспертами, которые оценивали программы, являлись представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-образовательных организаций, бизнес-сообщества.
Итогом конкурса стало создание проекта перечня, в который вошли 25 из 94 программ развития территориальных кластеров (табл. 1).

Далее в зависимости от проработанности представленных программ, а также от их инновационного и производственного потенциала были образованы две группы. В первую вошли кластеры,

Таблица 1
Перечень пилотных территориальных кластеров*


*Официальный сайт Министерства экономического развития РФ

 
поддержка которых будет заключаться в предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектов РФ, на территории которых они базируются. Кластеры, программы которых нуждаются в доработке, вошли во вторую группу: для данных кластеров не предполагается выделение межбюджетных субсидий на первом этапе реализации.

Анализируя данные, представленные в табл. 1, можно сказать, что наибольший процент территориальных кластеров, вошедших в перечень пилотных программ развития, находится в Москве и Московской области — 20 %, следом идут Санкт-Петербург, Ленинградская область, Нижегородская область и Ульяновская область по 8 %.

Также особое внимание государство уделяет развитию кластеров, продукция которых связана с медициной, ядерными технологиями, энергетикой, химической промышленностью, судостроительством, разработкой и производством космических аппаратов, нефтегазовой отраслью.

О том, что правительство РФ возлагает большие надежды на кластерную политику, говорит уровень финансовой поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров (табл. 2).

Как видно из табл. 2, за три года наибольший объем субсидий из федерального бюджета направлен в бюджет Республики Татарстан — 617 841,6 тыс. р., Московской области — 630 256,4, Новосибирской области — 522 201,5, Самарской области — 697 113,0 тыс. р.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также в «Стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия — Алания до 2025 года» предполагается развитие ряда кластерных программ — туристического, энергетического, промышленного, сельскохозяйственного и т. д. [10].

В 2011 г. в Махачкале прошло совещание по вопросам реализации проекта туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). Где был рассмотрен вопрос о создании горнолыжного туристического кластера. Развитие данного проекта обеспечило бы создание современной транспортной, инженерной, туристической и социальной инфраструктуры, а также способствовало бы созданию дополнительных рабочих мест.

В 2013 г. вышел приказ Минэкономразвития РФ № 514 о конкурсе для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию пилотных инновационных территориальных кластеров. Однако в числе пилотных инновационных территориальных кластеров нет ни одного ни от Республики Северная Осетия — Алания, ни в целом от СКФО.

По мнению Г. Э. Качмазова, Республика Северная Осетия — Алания может реализовать ряд инновационных территориальных кластеров. Из всех предложенных в Стратегии развития РСО- Алания кластеров экономически важными как для республики, так и для страны в целом автор считает энергетический, туристический и агропромышленный кластеры. Развитие этих проектов даст экономический рост РСО-Алания, улучшит уровень жизни населения, создаст огромное количество рабочих мест как для жителей республики, так и для соседних регионов [11; 12].

Для экономического развития республики необходимо привлечь инвесторов, а это требует создания условий, которые позволили бы снизить издержки. И одним из инструментов является дешевая гидроэнергия, что делает освоение гидроэнергетического потенциала республики приоритетной задачей.

За счет строительства малых ГЭС на горных реках, а также развития альтернативных источников энергии республика сможет не только полностью обеспечить себя электрической энергией, но и поставлять ее потребителям за пределами РСО-Алания.

За счет многочисленных горных рек Республика Северная Осетия — Алания обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом — 5,2 млрд кВт ¦ час [10].

Таблица 2
Объем субсидий, предоставленных в 2013—2015 гг. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, тыс. р.*


* Составлено автором на основании данных Министерства экономического развития РФ [9].

Наличие дешевой электрической энергии даст мощный толчок развитию туристического кластера [13]. Уникальность природно-климатических условий и богатые культурно-исторические традиции являются предпосылками развития туристско-рекреационного кластера в республике. Развитие данного кластера даст возможность увеличить доходы бюджета республики, а это, в свою очередь, будет стимулировать ее социальное и экономическое развитие. Туристическая отрасль может быть представлена следующими направлениями: лечебно-оздоровительное, горно-рекреационное, историко-краеведческое, этно-экологическое, агротуризм.

Развитие энергетического и туристического кластеров даст старт агропромышленному кластеру. Благодаря недорогим энергоресурсам появится возможность привлечения бизнеса в горные районы, в частности в сельское хозяйство, что обеспечит производство экологически чистых продуктов питания.

По мнению Е. В. Куркудиновой, несмотря на то что кластерная политика стала внедряться в России совсем недавно, можно сказать, что кластеры прочно заняли свое место в российской экономической системе» [14]. Значимые кластерные проекты в сфере ядерных технологий, энергетики, нефтегазовой отрасли, информационных технологий и других даст возможность вывести нашу страну в лидеры технологического развития.

Необходимо также дополнительно проанализировать механизмы развития кластеров, выделить наиболее эффективные меры государственной поддержки [15]. Государство должно иметь обратную связь с участниками кластеров, а также вовремя реагировать на социально-экономические изменения и потребности новых развивающихся территориальных кластеров.

Список литературы

1. Матвеева, О. А. Роль кластеров в развитии экономики / О. А. Матвеева В. Л. Василенок // Экон. науки. — 2013. — № 2. — С. 101—103.
2. Артоболевский, С. С. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / С. С.Артоболевский, О. Б. Глезер. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. — 297 с.
3. Портер, М. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики / М. Портер, К. Кетелс. М.: ЦСР, 2007.
4. Абашкин, В. Л. Кластерная политика в России: от теории к практике / В. Л. Абашкин, А. Д. Бояров, Е. С. Куценко // Форсайт. — 2012. — Т. 6, № 3. — С. 16—27.
5. Гохберг, Л. М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Л. М. Гохберг, А. Е. Шадрин. — М. : НИУ ВШЭ, 2013.
6. Куценко, Е. С. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования / Е. С. Куценко, Д. С. Тюменцева // Вопр. экономики. — 2011. — № 9. — С. 93—107.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Об утверждении концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
8. Ерохин, М. А. Место кластерной теории среди современных подходов к региональному развитию / М. А. Ерохин // Вестн. НГУ. — 2011. — Т. 11, № 4. — С. 165—172.
9. Инвестиционная политика [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ : офиц. сайт. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy.
10. Постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 12 декабря 2014 года № 457 «Об утверждении стратегии инвестиционного развития Республики Северная Осетия — Алания до 2025 года».
11. Качмазов, Г. Э. Характеристика социально-экономического состояния горных территорий Пригородного района РСО-Алания / Г. Э. Качмазов // Устойчивое развитие горных территорий. — 2013. № 4. — С. 100—102.
12. Качмазов, Г. Э. Проблемы управления горной зоной / Г. Э. Качмазов // Экономика, социология и право. — 2014. — № 4. — С. 132—135.
13. Валеева, Э. Н. К вопросу формирования кластерной модели развития энергетического комплекса Республики Татарстан / Э. Н. Валеева // Экон. науки. — 2011. — № 12. — С. 217—220.
14. Куркудинова, Е. В. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием региона / Е. В. Куркудинова // Экон. науки. — 2010. — № 10. — С. 170—172.
15. Кластеры [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория : офиц. сайт. — URL: http://cluster.hse.ru/clusters/.
 

Вестник ЧелГУ № 2 (384) 2016. Экономические науки. Выпуск 52

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (12.07.2016)
Просмотров: 74 | Теги: кластер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016