Воскресенье, 19.11.2017, 22:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РЕТРОАНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.В.Тарабановская

РЕТРОАНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Приведены результаты ретроанализа показателей развития туризма в контексте стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Определены позитивные и негативные тенденции развития туризма в стране.

Ключевые слова: туризм, мировой рынок, тенденции развития.

 
На рынке международного туризма Россия сегодня занимает устойчивое положение: она вошла в десятку стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан, заявив серьёзный темп роста этого показателя в 2012 г. (13 %); тогда же на страну пришлось 4,8 % всего туристского потока в мире, а по расходам туристов страна заняла 5-е место. Граждане России формируют активный выездной туристский поток в мире.

В оценках Всемирной туристской организации при ООН принято географическое деление мира на укрупнённые регионы и субрегионы. Россия относится к группе стран Центральной и Восточной Европы, куда в соответствии с такой классификацией также входят большинство стран СНГ, Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Словакия и Румыния. В Азиатско-Тихоокеанском регионе был зарегистрирован самый быстрый рост туристских прибытий (7 %), далее следуют Африка (6 %), а также Северная и Южная Америка (5 %). Число международных туристских прибытий в Европе, наиболее посещаемом регионе мира, увеличилось на 3 %. Ближний Восток до сих пор не смог преодолеть негативные тенденции, связанные с политической и военной нестабильностью в регионе, число международных туристских прибытий которого уменьшилось на 5 %. В России рост числа прибытий иностранных граждан в 2010 г. достиг 4,4 %, в 2011 г. — 11,9 %, в 2012 г. — 13 %, по данным Всемирной туристской организации при ООН. При этом объём поступлений от туризма в 2010 г. составил 8,83 млрд долл., в 2011 г. — 11,328 млрд долл., в 2012 г. — 10,759 млрд долл. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. снижение доходов является опасным фактором, который говорит о недостаточно эффективном использовании экономикой страны благоприятных тенденций при явном росте туристского потока.

Туристы отдают предпочтение маршрутам в пределах их собственного региона. Так, по данным Всемирной туристской организации при ООН, 4 из 5 туристских прибытий в мире происходит в пределах одного региона. Более половины прибытий (52 %) были совершены с целью отдыха и досуга, около 14 % — ради деловых и профессиональных целей, 27 % — для других целей, в том числе в целях поездки в гости к друзьям и родственникам, по религиозным причинам, в целях паломничества, для укрепления здоровья и лечения и др. Значение воздушного транспорта при организации туристских поездок (52 % международных прибытий) и автомобиля или автобуса растёт в числе наземных видов транспорта, используемых для путешествия (40 % прибытий наземным транспортом) [3; 4].
Россия является страной, показавшей внушительный рост расходов граждан на туризм за рубежом в последние годы (на 30 % в 2012 г.), в то время как рост расходов стран — традиционных источников туристского потока — можно назвать умеренным и медленным (США — 7 %, Германия и Канада — 6 , Великобритания — 4, Австралия 3 и Япония — 2 ), Франция и Италия показали снижение расходов на международный туризм. Всё это говорит о грядущей переориентации на иные источники потребительского спроса и усилении ценовой конкуренции на рынке международного туризма [1; 2].

Число международных туристских прибытий в первой половине 2013 г. выросло на 5 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., по данным Всемирной туристской организации при ООН, и достигло почти 500 млн. Этот показатель превысил прогноз на начало года (рост 3-4 %). Наиболее сильный рост этого показателя в 2013 г. был отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе (5-6 %), Северной и Южной Америке (3-4 %), Африке (4-6 %), Европе (2-3 %) и на Ближнем Востоке (до 5 %). Выездные рынки стран с растущей экономикой продолжают стимулировать рост международного туризма. Среди 10 наиболее крупных доноров туристского потока в мире в первой половине 2013 г. Китай и Россия были лидерами по темпам роста туристских расходов. Восстановила свои позиции Бразилия, показатель которой в 2012 г. вырос на 15 %. По уровню туристских расходов лидировали Германия и Соединённое Королевство, Канада и Франция, Соединённые Штаты Америки, а также Япония, Австралия и Италия [3].

Позитивными для России тенденциями развития международного туризма являются следующие: в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся. Российская Федерация демонстрирует высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приёму иностранных граждан; прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов, и такая тенденция сохранится в ближайшее десятилетие. Наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами туристского потока остаются развитые страны Западной Европы.

Многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательной туристской дестинацией в результате роста политической нестабильности в мире, в том числе и для россиян. Растёт количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создаёт возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на международном и внутреннем туристских рынках, в мире растёт интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов. Туризм стал существенной потребностью, от которой опытный путешественник не может отказаться даже в результате влияния экономических или политических угроз [1-3].

Вместе с тем необходимо учитывать следующие негативные для Российской Федерации тенденции в развитии международного туризма: несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в 5 раз меньше, чем другие страны, при аналогичных темпах роста въездного туристского потока. Российская Федерация является одним из крупнейших доноров туристского потока в мире.

Международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по максимизации экономического эффекта от их проведения и привлечению российских туристов; усиливаются угрозы безопасности туристов на ставших для россиян традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды; растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене.

Необходимо отметить, что продолжающийся процесс мировой глобализации и упрощение визовых формальностей для граждан России снимает административные барьеры, обеспечивающие отчасти искусственную конкурентоспособность отечественного туристского продукта на внутреннем рынке.

Россияне готовы потратить на отдых значительные средства, являются искушёнными и требовательными туристами, привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса. Это диктует использование передовых инновационных технологий в сфере туризма и адаптации туристского продукта согласно запросам современного российского и иностранного потребителя и необходимость модернизации материально-технической базы. Все указанные тенденции должны учитываться при разработке стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 г.

Список литературы

1. Куашбаев, С. Активизация развития сферы туризма на основе совершенствования её коммуникативной подсистемы / С. Куашбаев, Д. А. Куланова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 47-55.
2. Печерица, Е. В. Теоретические и практические аспекты внедрения инноваций в туризме и гостиничном бизнесе / Е. В. Печерица // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 56-70.
3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Ростуризм : офиц. сайт.— URL: http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_

Для цитирования: Тарабановская, С. В. Ретроанализ тенденций развития туризма в контексте стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года / С. В. Тарабановская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 92-94.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (23.10.2017)
Просмотров: 33 | Теги: мировой рынок, туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь