Четверг, 14.12.2017, 03:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Е.В.Крюкова

РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье рассмотрены задачи, процессы и проблемы, требующие разрешения в особых экономических зонах, образованных на территории России, как институтов развития национальной экономики в условиях политики импортозамещения.

Особые экономические зоны (ОЭЗ), являясь одним из инструментов привлечения иностранного капитала, диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, выступают реальным драйвером экономического роста регионов. На примере особой экономической зоны Астраханской области проведена сравнительная характеристика основных процессов ее развития; обоснованы конкретные недостатки в работе управляющей компании - публичного акционерного общества «Лотос». Выявлены неравномерность и замедленность развития, структурные диспропорции, низкая ответственность в деятельности стейкхолдеров, недостаточная активность фирм-резидентов и связанных с ними групп, высокая степень неопределенности достижения окупаемости и эффективности проектов ОЭЗ.

По результатам проведенного анализа актуализированы задачи дальнейшего развития астраханской ОЭЗ: привлечение значительных ресурсов в освоение месторождений природных ресурсов, активизация геолого-разведочных работ, технологическое усовершенствование существующих мощностей, строительство новых уникальных объектов на предприятиях судостроения.

Ключевые слова: регион, свободная экономическая зона, хозяйственный комплекс, государственная поддержка, инвестиционная привлекательность, инфраструктура.

 
Обладая высоким инновационным потенциалом, российская экономика характеризуется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, которая позволяет быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов конвертировать этот потенциал в высокие технологии [1]. Устанавливая специальные преференциальные условия на от- g дельных территориях посредством формирования особых экономических зон (далее - ОЭЗ), возможно обеспечить более интенсивный приток внешних инвестиций и создать необходимые условия для технологической модернизации производства.

Особые экономические зоны являются одним из инструментов привлечения иностранного капитала, диверсификации хозяйства, перевода промышленности страны на инновационный путь развития, поддержки приоритетных отраслей и модернизации экономики в целом.

Процесс формирования ОЭЗ должен рассматриваться как особо значимый проект. И в этом случае он требует более гибкой, специфической методики управления, которая может быть основана на проектном подходе.

Главной характеристикой ОЭЗ является особая форма государственного вмешательства в экономику в целях сокращения издержек. Иными словами, это территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории данной страны. Это означает, что товары, ввозимые в ОЭЗ из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. При этом ОЭЗ являют собой анклав, где товары, ввозимые на территорию из-за границы, не декларируются как ввоз принимающей страны [2].

В широком смысле под свободными экономическими зонами (далее - СЭЗ) понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечиваются производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ [5; 6; 7; 10].

Российские ученые В. Игнатов и В. Бутов определяют свободные экономические зоны как «ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют специальные экономические условия для предпринимателей, как резидентов, так и нерезидентов, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [4, с. 12].

Профессор К.А. Семенов весьма лаконично охарактеризовал такие зоны как «обособленные части национального экономического пространства, на которых применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства» [9].

Приведенные определения ОЭЗ отражают их специфические черты - территориальность, льготность, анклавность, локальность, контрастность, экстерриториальность, открытость.

1. Территориальность - насыщенность внутренних рынков высококачественными товарами и услугами первоначально за счет стимулирования импорта; закрепление на мировом рынке высоких технологий; хозяйственное освоение новых территорий; развитие международных культурных связей.

2. Льготность - особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей.

3. Анклавность - обособление части национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях государства.

4. Локальность - максимальная компактность ОЭЗ, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект от ее функционирования (речь идет о предопределяемой развитой территориальной инфраструктуре).

5. Контрастность - существенное отличие инвестиционного климата ОЭЗ от такового на других территориях страны и иных государств.

6. Экстерриториальность - системы защиты от нежелательных форм и аспектов взаимодействия ОЭЗ и остальной территории страны.

7. Открытость - ОЭЗ не может и не должна быть изолирована от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших преобразующих факторов.

Широкое распространение особых экономических зон привело к тому, что организация специальных налоговых режимов стала не самым действенным инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций.

Актуальным становится поиск других региональных преимуществ, позволяющих оптимизировать деятельность территориальных хозяйственных анклавов. Как правило, в качестве таковых «естественных» преимуществ указывают какие-либо особенности географического размещения. Например, близость к крупным транспортным узлам, промышленным и добывающим производствам и другим территориям с активно развивающимися рынками.

Такие преимущества могут обеспечить относительно более низкие производственные издержки за счет доступа к дешевой рабочей силе, объектам инфраструктуры, исходному сырью и продуктам переработки. Указанные «естественные» преимущества будут иметь положительное действие на развитие и функционирование ОЭЗ только в случае долгосрочной политической стабильности территории зоны. После учета «естественных» преимуществ необходимо определить, чем они могут быть дополнены. С этой целью формируется законодательство, устанавливающее особый порядок ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на данной территории. Отдельно должны быть проработаны механизмы снятия административных барьеров для субъектов хозяйственной деятельности ОЭЗ.

Следует также учитывать комплекс других экономических, производственных и социальных факторов. Например, среди них такие как развитие фундаментальных прикладных исследований; возрастание конкурентной борьбы на рынках капитала, сырья, товаров и услуг; существенный рост внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим развитие ОЭЗ на примере Астраханской области с учетом экономической целесообразности их функционирования.

Особая экономическая зона в Астраханской области создана для компаний, ориентированных на нефтегазовые проекты на Каспийском шельфе. В первую очередь в особой зоне планируется размещать производства радионавигационного оборудования, судовых систем, электрооборудования, компании, развивающие морские операции, конструкторские бюро. По мнению властей Астраханской области, ОЭЗ, которая позволит России улучшить на Каспии свои позиции в сфере судостроения, даст толчок реализации шельфовых проектов Казахстана, Туркмении и Азербайджана. Управляющей компанией ОЭЗ стало публичное акционерное общество (ПАО) «Лотос».
ОЭЗ «Лотос» сформирована в Наримановском районе Астраханской области на берегу р. Волги. Площадь территории ОЭЗ - 9,8 кв. км. Для ее резидентов предусмотрена железнодорожная и автотранспортная инфраструктура. Территория зоны имеет автомобильное сообщение с федеральной трассой «М 6», а также свой причал. В 40 минутах пути на автомобиле находится международный аэропорт «Астрахань» [8]. Якорным резидентом ОЭЗ «Лотос» выступает АО «Судостроительный завод "Лотос"» (входит в структуру АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК)). Завод спроектирован и построен для строительства судов класса река- море, а также оффшорных конструкций, предназначенных для разведки и добычи нефти и газа на континентальных шельфах морей и океанов.

Особая экономическая зона «Лотос» - базовая площадка для реализации программы импортозамещения ОСК и всего российского судостроения. Кроме того, ОЭЗ ориентирована также на реализацию программ импортозамещения в нефтегазовом секторе, портовом хозяйстве, в сфере железнодорожного транспорта и других отраслях.
В настоящий период те задачи, которые были поставлены перед руководством ПАО «Лотос», в целом выполнены, хотя можно было бы достичь и более высоких результатов (см. таблицу).

Первым иностранным производителем астраханской ОЭЗ стала азербайджанская компания ООО «АТЕФ РУСС», деятельность которой направлена на создание силовых трансформаторов различных типов. Стоит отметить, что на данный момент на территории региона подобные предприятия отсутствуют. При выходе на проектную мощность завода в две тысячи комплектов трансформаторов и электрощитового оборудования в год компания планирует занять около 4,5 % рынка отечественного производства и заместить долю импорта трансформаторного оборудования украинских и китайских производителей в объеме не менее 30 %.

Кроме того, в 2016 г. ПАО «Лотос» завершило строительство первого этапа таможенной инфраструктуры ОЭЗ «Лотос», включающей посты для железнодорожного, водного и автомобильного транспорта, а также стоянку для автомобилей, приходящих с грузом [3].

Таблица
Сравнительная характеристика процессов развития свободной экономической зоны Астраханской области


Примечание. Составлено автором.

В целом Астраханская зона признана в составе пяти других особо эффективной в решении общенациональной задачи импортозамещения и имеет приоритет в развитии. Однако актуальными задачами ее дальнейшего функционирования остаются привлечение значительных ресурсов в освоение целого ряда каспийских месторождений, активизация геолого-разведочных работ, технологическое усовершенствование существующих мощностей, строительство новых, большей частью уникальных объектов на предприятиях судостроения. Развитие СЭЗ в части решения указанных проблем позволит достичь укрепления экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличения доли судостроения и высокотехнологичной продукции на мировом рынке, роста налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, привлечения инвестиций в региональную экономику, простимулирует социально-экономическое развитие Астраханской области за счет создания новых рабочих мест и промышленных объектов.

Разработка направлений региональной экономической политики по повышению результативности функционирования ОЭЗ, стимулирующих развитие экономики региона, должна базироваться на дифференцированном подходе, предусматривающем учет фазы ее жизненного цикла путем формирования комплекса мер повышения эффективности деятельности зоны. Для фазы инфраструктурного строительства ОЭЗ целесообразны меры активизирующего характера, направленные на инфраструктурное обустройство, привлечение предприятий-резидентов и инвесторов. Повышение эффективности функционирования ОЭЗ на фазе формирования инвестиционной привлекательности требует мер стимулирующего характера, позволяющих ускорить наращивание масштабов основной деятельности резидентов зоны. По достижении зрелости ОЭЗ эффективность деятельности обеспечивается мерами поддержки условий деловой и социальной среды, способствующих стабильному функционированию зоны.

Комплекс направлений региональной экономической политики по повышению эффективности функционирования ОЭЗ с учетом фазы их жизненного цикла должен включать: расширение полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого располагается ОЭЗ, по координации и управлению процессом развития ОЭЗ; снижение административных барьеров; формирование гарантийных инвестиционных фондов; контроль и корректировка ранее заключенных соглашений с резидентами ОЭЗ и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянова, М. Э. Принятие решения о коммерциализации НТР в условиях деятельности экономического кластера / М. Э. Буянова, М. С. Широ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 2 (31). - С. 58-69. - DOI: http://dx.doi.org/10.15688/ jvolsu3.2015.2.6.
2. Васильев, Л. И. СЭЗ: мифы и действительность / Л. И. Васильев // Биржевые ведомости. - 2003. - № 1.
3. Завершено строительство первого этапа таможенной инфраструктуры астраханской «ОЭЗ «ЛОТОС». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://special.astrobl.ru/news/93935. - Загл. с экрана.
4. Игнатов, В. Г. Свободные экономические зоны / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. - М. : Ось-89, 1997. - 192 с.
5. Иншаков, О. В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: провалы, проблемы и перспективы / О. В. Иншаков, Е. В. Крюкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2015. - № 1 (30). - С. 6-17. - DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2015.1.1.
6. Иншаков, О. В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: сущность, структура, совершенствование / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова, Е. В. Крюкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 6 (29). - С. 82-113. - DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.6.9.
7. Мальков, Э. Д. Зоны свободной торговли в практике международных экономических отношений / Э. Д. Мальков // БИКИ. - 1955. - № 95. - С. 2-6.
8. ОЭЗ «Лотос» нацелена на судостроение и нефтегазовый сервис. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://casp-news.ru/projects/ economics/oez-lotos-natselena-na-sudostroenie-i- neftegazovyy. - Загл. с экрана.
9. Семенов, Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон / Г. Семенов // Российский экономический журнал. - 1995. - № 11. - C. 35-36.
10. Смородинская, П. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы / П. Смородинская, А. Капустин // Вопросы экономики. - 2001. - № 12. - С. 23-46.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2017. №1 (38)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (30.11.2017)
Просмотров: 22 | Теги: экономическая зона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь