Пятница, 02.12.2016, 22:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Развитие статической силы у девушек на этапе начальной подготовки в спортивной аэробике

Филиппов А.В.

Развитие статической силы у девушек на этапе начальной подготовки в спортивной аэробике

Одним из приоритетных направлений государственной политики является развитие физической культуры спорта.
Спортивная аэробика одна из новых направлений в спорте, характеризующихся высокой динамичностью и координационной сложностью двигательных действий. Поэтому на этапе начальной подготовки необходимо заложить надежный фундамент функциональной и физической готовности организма спортсменов в аэробике к высоким тренировочным нагрузкам для достижения в дальнейшем максимально спортивного результата. Специально физическая подготовка должна строиться на использовании специальной методики, начиная с этапа начальной подготовки.

Отсутствие в теории спортивной аэробики стройной системы знаний по данным вопросам и конкретных научных исследований, отвечающих требованиям практики, существенно затрудняет работу тренеров и тормозит развитие спортивной аэробики как вид спорта, претендующего на олимпийский статус.

Таким образом, необходимость в научно обоснованной методике развитие статической силы для практики учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по спортивной аэробике и недостаточная теоретическая и методическая ее разработанность обусловливают актуальность настоящего исследования.

Термин «аэробика» был впервые введен американским ученым Кеннетом Купером. Происхождение его идет от слов «аэробный», то есть идущий с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу. Кеннетом Купером была предложена очковая, строго дозированная система физических упражнений, имеющих аэробный характер энергообеспечения (бег, плавание, лыжи). Автор предложил четкую и логично построенную систему самооценки с помощью таблиц, которые позволяют достаточно точно оценить свое физическое состояние и тот прогресс, который приносят регулярные физические упражнения.

Статические упражнения характеризуются удержанием статической позы в течение 2-4 сек. Выполнение многих упражнений из этой группы требуется большой статической мышечной силы. По мере подъема ОЦМ тела над площадью опоры ухудшаются условия для сохранения равновесия, и, чтобы не потерять его, приходиться прилагать дополнительные мышечные усилия.

Статические упражнения сопровождаются увеличением давления в легких (натуживание), в брюшной полости, затруднением притока крови к сердцу и работающим мышцам, а следовательно, вызывает нарушение обменных процессов, снижение регуляторной деятельности центральной нервной системы. В дозировании этих упражнений необходима осторожность. В то же время надо иметь в виду, что при развитии мышечной силы они оказываются значительно более эффективными по сравнению с динамическими упражнениями.

Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:
1) При напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);
2) При попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Статическими называют такие упражнения (позы), при выполнении которых сумма моментов сил, действующих на тело аэробиста, равна нулю. Скорость и ускорение при этом также равно нулю.

При выполнений статических упражнений на соревнованиях от аэробиста требуется умения сохранять устойчивость, неподвижность в принятой позе в течении 2-3 с, с тем чтобы судьи могли зафиксировать статическое положение тела или отдельных его звеньев. Невыполнение этого условия влечет за собой снижение оценки в соответствии с правилами соревнования.

Способности выполнение статических упражнений основывается на законах статики, которая изучает условия равновесия твердых тел. В гимнастике близкими, но не тождественными статическим упражнения являются висы, стойки, различные позы, равновесия. При этом встречаются такие упражнения, при выполнении тела гимнаста может находиться в состоянии устойчивого, неустойчивого, ограниченно устойчивого и близкого к безразличному равновесию.

В своей работе мы опирались на предположении о том, что систематическое и целенаправленное использование упражнений для развития и совершенствования статической силы в спортивной аэробике, способствует не только к развитию общей физической подготовки, но и повысит рост спортивных достижений. Одним из основных факторов достижения высоких и устойчивых спортивных результатов в концепции спортсменов является постоянное совершенствование технологии обучения и совершенствования техники соревновательных упражнений.

Целью работы явилось выявление рациональной структуры упражнения для развития статической силы в спортивной аэробике на этапе начальной подготовки.

Для достижения поставленных целей в исследовании ставились следующие основные задачи, определяющие внутреннюю структуру:
1. Обоснование и грамотное изложение физиологической характеристики статической силы;
2. Исследование анатомо-физиологических и психологической особенностей девушек 18 лет и старше, влияющих на изменение силовых способностей;
3. Разработать комплексы упражнений для развития статической силы и экспериментально проверить эффективность их использования на практике.

Анализ литературных источников позволил определить существующие современные представления об аспектах силовой подготовки по спортивной аэробике отечественных и зарубежных авторов.

В процессе работы изучались методические пособии, как по избранной теме исследования, так и по вопросам теории и методики физического воспитания в части развития статической силы.

Анализ тренировочного процесса по дневниковым записям спортсменов проводился непосредственно с их прямым участием, в виду того, чтобы в дальнейшем не было непонятных моментов в интерпретации содержания дневников.

Опрос и педагогическое наблюдение за развитием силовой подготовки у девушек 18 лет и старше проводилось нами в период учебно-тренировочного процесса.

Экспериментальное тестирование проведено в целях получения исходных и конечных показателей исследуемых. Учитывая тему нашей работы, экспериментальная работа строилась в течение одного учебного (календарного) года.
Путем математический статистики выявлены средние арифметические данные контрольной и экспериментальной группы.

Как выше было отмечено опытно - экспериментальная работа по выявлению развития статической силы девушек 18 лет и старше на этапе начальной подготовки по спортивной аэробике в экспериментальной и контрольной группе проводилось с 2008 по 2009 г.

Отличия этих групп заключалось в следующем: в экспериментальной группе помимо основных тренировочных нагрузок мы ввели дополнительные упражнения для развития статической силы. В зависимости от этапа круглогодичной подготовки дополнительные упражнения давались как в утренней тренировке (иногда в виде зарядки на дому), так и во время тренировки.

Контрольная группа тренировалась по обычной схеме, выполняли расписание тренировочное задание, им не уделялось дополнительное внимание.

Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить более эффективный подход, метод и упражнения для развития статической силы девушек 18 лет и старше, занимающихся в группе начальной подготовки по спортивной аэробике, провести тестирование в течение всего исследуемого периода, сравнить результаты и сделать конкретные выводы.

При развитии таких качеств, как сила и скорость укрепляется мышечно-суставной аппарат необходимый для больших напряжений, улучшаются энерго-возможности (аэробная, анаэробная гликолитическая, анаэробная алактатная производительность), повышается устойчивость к нагрузкам, и главное, изменяются личностно-психические качества.

Наиболее эффективный подход, определили путем сравнительного анализа роста спортивных результатов учащихся двух исследуемых групп.

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной группы показывает, что применение дополнительных упражнений для развития статической силы на начальном этапе тренировок в спортивной аэробике, способствует к быстрому и к стабильному росту спортивных результатов. Здесь большое значение имеет чередование упражнений и индивидуальный подход каждому спортсмену. Чем выше спортивное мастерство спортсмена, чем больше внимания нужно уделить воспитаннику, чтоб он не преувеличил дозировку выполняемой нагрузки, интенсивность, технику и интервал отдыха между повторениями в течение всего тренировочного процесса.

Таким образом, наглядно можно посмотреть сдвиг (улучшение) спортивных результатов за весь период экспериментальной работы.

Анализируя полученные данные, можно констатировать что упражнения, развивающие статическую силу, дали улучшение результатов экспериментальной группы.

Результаты проведенного эксперимента указывают на эффективность использования предлагаемых средств в процессе силовой подготовки. Значительно улучшилось качество выполнения сложных силовых элементов, по показателям динамических и сравнительных характеристик движений, взросло специальная статическая сила, что позволило многим спортсменам легко выполнить сложные силовые элементы и их соединения не только отдельно, но и в композиции.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

Данные о закономерных тенденциях развития статической силы на этапе начальной подготовки, полученные в нашем эксперименте, в целом подтверждают, и в то же время, дополняют и конкретизируют на примере сопоставления спортивных результатов девушек 18 лет и старше, специализирующихся в спортивной аэробике, представления, существующие в теории спорта.

Учитывая физиологические особенности организма человека воспитание статической силы лучше проводить на начальном этапе тренировок в младшем возрасте, чем старше возраст, тем сложнее усвоить и развить статическую силу занимающихся. Девушки в возрасте 18 лет и старше развивая статическую силу, прежде всего, совершенствуют общую физическую подготовку, получают навыки двигательных действий спортивной аэробики, способствующего к укреплению здоровья и работоспособности всего организма.

Так же можно сказать, что полученный результат в ходе опытно - экспериментальной работы показывает, что с применением специального комплекса упражнений, использованных путем повторного и кругового метода направленных на развитие статической силы спортсменов по спортивной аэробике уровень спортивных результатов и соревновательной деятельности улучшился. Новая технология проведения тренировочных занятий и совершенствования спортивной подготовки дает нам возможность применения качественного и эффективного метода подготовки спортсменов еще на начальном этапе их развития. Следует отметить, что она универсальна, так как, применяя ее можно развить не только спортивную аэробику, ног и фитнес аэробику и гимнастику.
 

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 64 | Теги: аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016