Понедельник, 05.12.2016, 11:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время в условиях глобализации на первый план выходят вопросы обеспечения национальной безопасности отдельных государств и необходимость поддержания конкурентных позиций на мировом рынке. Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций любого государства. В связи с этим государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития должна быть адекватна внешним и внутренним угрозам.

В 2012 г. Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, что повлекло за собой формирование новых угроз и рисков, требующих предотвращения для обеспечения благополучного национального развития. В дополнение, в условиях многополярного мира перед российским государством стоит задача превращения в "мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений" <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

 

Одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации является приоритет устойчивого развития, включающий в себя повышение качества жизни населения, экономический рост, развитие науки, технологий, образования, здравоохранения и культуры, стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

 

Хочется отметить, что присоединение России к ВТО способствует развитию внешнеэкономической интеграции, укреплению и расширению позиций на мировых рынках, а также вызывает необходимость повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения национальной безопасности и высоких показателей благосостояния граждан. В наше время именно качество профессиональных кадров в значительной степени определяет уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики <1>. А обеспечение национальной безопасности определяется качеством жизни населения, экономическим ростом, который достигается путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал <2>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

<2> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

 

Российское государство будет не в состоянии осуществлять эффективное обеспечение национальной безопасности и поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике, если не сможет преодолеть имеющиеся негативные тенденции в развитии человеческого потенциала - улучшить качество рабочей силы путем модернизации системы профессионального образования с учетом приоритетов развития экономики.

Под модернизацией, как правило, понимают усовершенствование, улучшение или обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми нормами и требованиями, техническими условиями и показателями качества <1>. При этом целью модернизации является "создание современного государства с соответствующим уровнем производства и качеством жизни, формирование общества, характеризуемого демократией и высоким уровнем гражданской культуры населения" <2>. Следует отметить, что среди целевых функций модернизации принято выделять внешнюю (обеспечение безопасности и конкурентоспособности страны) и внутреннюю (повышение уровня и качества жизни населения) <3>.

--------------------------------

<1> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 213.

<2> Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социологические исследования. 2010. N 12. С. 32.

<3> См.: Лапин Н.И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии // Социологические исследования. 2012. N 9. С. 4.

 

Система профессионального образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих <1>:

--------------------------------

<1> Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // СПС "КонсультантПлюс" (документ утратил силу с 1 сентября 2013 г.).

 

- преемственных профессиональных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений профессионального образования и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере профессионального образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области профессионального образования.

Таким образом, необходимым условием для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития в рамках ВТО является модернизация системы профессионального образования и выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, науки, бизнеса и государства.

Сегодня в большинстве субъектов Российской Федерации, включая Свердловскую область, существует проблема несоответствия объемов и структуры профессиональной подготовки кадров актуальным потребностям рынка труда, что существенно затрудняет развитие социально-экономической сферы. В связи с этим модернизация системы профессионального образования в регионах должна быть направлена на развитие взаимодействия государственных органов власти, образовательных учреждений, научно-педагогического сообщества, обучающихся и их родителей, работников и работодателей в целях повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональную компетенцию рабочей силы на рынке труда. В международной практике под таким взаимодействием принято понимать социальное партнерство в профессиональном образовании <1>. Таким образом, социальное партнерство становится основополагающим фактором модернизации системы профессионального образования, способствуя развитию человеческого капитала и обеспечению национальной безопасности.

--------------------------------

<1> См.: Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2005. С. 60.

 

Следует отметить, что важнейшими функциями государства являются разработка нормативно-правовых основ социального партнерства в профессиональном образовании, механизма его совершенствования, создание организационных структур, правил взаимодействия сторон, установление обоснованных критериев, стимулирующих процесс договорных отношений учебных заведений с предприятиями и организациями <1>.

--------------------------------

<1> См.: Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2001. С. 267.

 

Среди основных принципов социального партнерства исследователи выделяют <1>: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждении содержания коллективных договоров, соглашений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 268.

 

В Российской Федерации на данный момент правовое регулирование реализации социального партнерства в профессиональном образовании развито слабо, что связано с отсутствием соответствующего закона. Данный факт существенно затрудняет развитие взаимодействия социальных партнеров и оказывает негативное воздействие на обеспечение доступности современного образования, высокой социальной мобильности и поддержки социально значимой трудовой занятости, повышения квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональной организации миграционных потоков. Данные факторы снижают темпы экономического роста региональных экономик и уровень экономической безопасности страны в целом.

Отметим, что в концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ, а также в программах содействия занятости населения и развития образования как на федеральном, так и на региональном уровнях, указана необходимость взаимодействия системы профессионального образования, государства, рынка труда, граждан с целью развития содержания образования, профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и приоритетами развития социально-экономической сферы.

Взаимодействие субъектов социального партнерства отражается на состоянии системы профессионального образования. Так, например, состояние системы образования в Свердловской области на сегодняшний день характеризуется рядом проблем.

Сегодня лишь каждый четвертый студент учреждений профессионального образования трудоустраивается по специальности. Следует отметить, что самый низкий процент трудоустройства выпускников по полученной специальности наблюдается у выпускников вузов (23%), а самый высокий - у выпускников учреждений начального профессионального образования (36%). По специальности трудоустраиваются лишь 24% выпускников учреждений среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> Анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области // http://www.szn-ural.ru/home/rinoktruda/analit.aspx.

 

В настоящее время школьники и студенты колледжей, техникумов и училищ ориентированы на получение высшего образования, когда экономика области нуждается в специалистах рабочих профессий с начальным и средним профессиональным образованием <1>.

--------------------------------

<1> О состоянии системы образования Свердловской области в 2011 г.: Ежегодный доклад // http://www.minobraz.ru/files/prilozhenie_k_postanovleniju_ pravitelstva_sverdlovskojj_oblasti_ot_ 03.08.2012g._836pp_quot_o_ezhegodnom_ doklade_quoto_sostojanii_sistemy _obrazovamja_sverdlovskojj _oblasti_v_2011_goduquot.pdf.

 

Еще одной проблемой, оказывающей негативное воздействие на состояние системы профессионального образования, является плохо налаженное взаимодействие образовательных учреждений с работодателями Свердловской области. Лишь 1,1% предприятий сотрудничают с учреждениями начального профессионального образования и 2,3% - с учреждениями среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Задорина М.А. Совершенствование форм социального партнерства в профессиональном образовании как условие устойчивого развития экономики Свердловской области // Региональное управление: модели, технологии, коммуникации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013. С. 31.

 

Возможно, именно данный факт служит причиной распространенности безработицы в молодежной среде. В Свердловской области основную долю (40%) безработных составляет молодое население в возрасте до 29 лет <1>.

--------------------------------

<1> Регионы России. Социально-экономические показатели // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138623506156.

 

Кроме того, в студенческой и школьной среде распространено мнение о существовании системы распределения выпускников. Так считает каждый 11-й школьник (9%), каждый четвертый студент колледжа (училища) (24%) и каждый шестой студент вуза (16%). Интересно отметить, что студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования среди самых результативных способов трудоустройства выделяют также продолжение трудовой деятельности по месту прохождения практики (17% и 24% соответственно). Школьники помимо продолжения работы по месту прохождения практики (19%) намерены искать работу через Интернет самостоятельно (19%) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Задорина М.А. Управление профессиональными ориентациями школьников и студентов как механизм обеспечения соответствия образования запросам населения и экономики Свердловской области // Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013. С. 43.

 

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что социальное партнерство в профессиональном образовании в настоящее время не реализуется должным образом. Нет правовой основы, закрепляющей модели и алгоритмы взаимодействия субъектов социального партнерства в профессиональном образовании в Свердловской области. Существует объективная необходимость в принятии закона "О социальном партнерстве в профессиональном образовании" как на федеральном, так и на региональном уровне, который бы официально закреплял обязанность субъектов социального партнерства взаимодействовать друг с другом по определенным направлениям деятельности на всех уровнях профессионального образования с целью повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на профессиональную компетенцию рабочей силы на рынке труда, а также алгоритм данного взаимодействия.

Подводя итоги, следует заметить, что социальное партнерство в профессиональном образовании играет немаловажную роль в обеспечении национальной безопасности России, особенно в условиях участия нашей страны в работе ВТО.

Развитие социального партнерства в профессиональном образовании позволило бы решить ряд проблем в области человеческого капитала и обеспечить экономику качественными трудовыми ресурсами. Развитие социального партнерства в профессиональном образовании позволит успешно решать задачи устойчивого социально-экономического развития как регионов, так и всего российского государства, обеспечивая гармоничное развитие экономики и модернизацию ее основных отраслей, способствуя решению проблем обеспечения национальной безопасности.

Система обеспечения национальной безопасности, как известно, является связующим фактором развития экономики, "улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа" <1>, поэтому работа по поиску новых методов решения проблем в данной области должна вестись регулярно, выявляя менее затратные и наиболее эффективные способы предотвращения выявленных угроз, оказывая положительное воздействие на процесс устойчивого развития экономики и обеспечение социально-экономической стабильности в обществе.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".

Задорина М.Л.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (09.04.2014)
Просмотров: 424 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016