Вторник, 23.04.2019, 23:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИЛОВЫХ СТРУКТУ

Д.А.ЛАПИН

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Спортивная тренировка, метод, средство, скоростно-силовые качества, образовательная организация, силовая структура, физическая подготовка, эффективность тактико-технических действий.

Построение занятий по физической подготовке в системе образовательных организаций силовых структур основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки. Автор высказывает мнение о том, что принимая во внимание все многообразие средств и методов развития скоростно-силовых способностей, целесообразно использовать в учебном процессе метод интервального упражнения. Скоростно-силовая подготовка включает все разнообразие имеющихся средств и методов, направленных на развитие способностей сотрудника силовой структуры преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

 

Теоретические и экспериментальные исследования свидетельствуют о важности повышения уровня развития у сотрудников силовых структур специальной физической подготовленности и значительной роли специальных скоростно-силовых качеств в становлении и дальнейшем повышении эффективности тактико-технических действий при выполнении оперативно- служебных задач [1-4].

Основы построения тренировочной и обучающей деятельности применительно к задачам физической подготовки в образовательных организациях силовых структур России предусматривают определение наиболее значимых физических качеств обучаемых, двигательных умений и навыков. Построение занятий по физической подготовке в системе образовательных организаций силовых структур основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые сформулированы в специфических принципах тренировки. В спортивной тренировке скоростно-силовые качества стали рассматриваться как способность к быстрому развитию максимума двигательного усилия в условиях специфической структуры движения, что определяет суть скорост- но-силовой подготовки как раздельного или комплексного развития быстроты и силы в движениях, необходимых в подготовке к профессиональной деятельности.

В ходе занятий по физической подготовке выполняются физические упражнения, направленные не только на совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и др.), но и на выполнение профессиональных двигательных действий работников силовых структур (приемов самозащиты, преследования, спасения и др.). Из анализа профессиональной деятельности сотрудников силовых структур следует, что постановка задач физической подготовки в образовательных организациях предполагает конкретную целевую ориентацию на профессиональную деятельность, особенности выполняемых служебно-оперативных задач, требований к физическим качествам обучающихся, уровню их проявления.

В экстремальной ситуации к двигательному аппарату сотрудников предъявляются особые требования. Это предопределяет необходимость развития физических качеств и способности к проявлению значительных мышечных усилий в кратчайшее время. Все это подчеркивает важность развития скоростно-силовых качеств, необходимых при выполнении оперативно-служебных задач. Существует взаимосвязь между специальной скоростно-силовой и технической подготовкой, например, борцов. В свою очередь, такая взаимосвязь важна и для сотрудника силовых структур, которые должны отличаться не только высоким уровнем физической подготовленности и профессиональным владением техникой выполнения специальных действий, но и способностью к своевременному проявлению взрывных усилий.

М.А. Годик установил, что существует по крайней мере три показателя быстроты:
а) латентное время двигательной реакции;
б) скорость одиночного движения;
в) частота движений [5].

Так, например, в дзюдо чаще всего приходится встречаться с комплексным проявлением скоростных качеств. Продолжительность выполнения спортсменом каких-либо технических действий зависит от времени реакции и быстроты выполнения одиночных движений. Аналогичным образом действует и сотрудник силовых структур при возникновении реальной угрозы нападения, в том числе с применением холодного и огнестрельного оружия. Скорость сложно-координационного движения обусловлена не только уровнем развития скоростных качеств, но и другими факторами. Например, частота выполнения бросков зависит от структуры выполняемого технического действия, дистанции, с которой производятся броски, степени сопротивления партнера и т.п. Среди физических качеств, уровень развития которых во многом определяет мастерство сотрудников силовых структур, особое место занимают скоростно-силовые качества.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, можно прийти к выводу о том, что в образовательных организациях силовых структур имеется необходимость разработки и внедрения в учебный процесс новых, наиболее приемлемых, технологий преподавания, учитывающих современные достижения в спорте и открытия, связанные с возможностями развития общефизических качеств. Преподавателю важно грамотно ориентировать процесс обучения на развитие физических качеств будущих специалистов, активно применяя технологии, использующиеся в современной спортивной тренировке.

Как уже отмечалось нами ранее, с учетом всего многообразия средств и методов развития скоростно-силовых способностей целесообразно использовать в учебном процессе метод интервального упражнения [6]. Данный метод востребован в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации (дзюдоистов, борцов вольного стиля), и при правильном использовании дает значительный прирост тренируемых качеств. Практика свидетельствует: для разных физических упражнений характерна специфическая направленность воздействия на организм спортсмена. При этом очевидно, что и эффект развития скоростно-силовых качеств тесно связан с соотношением применяемых методов, структурой всего комплекса используемых физических упражнений. Скоростно-си- ловая подготовка предполагает использование всего разнообразия имеющихся средств и методов, направленных на развитие способностей сотрудника силовой структуры преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях.

В Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России в образовательном процессе при совершенствовании скоростно-силовых качеств обучающихся реализуется метод интервальной тренировки. На учебных занятиях нами в режиме интервальной тренировки был использован комплекс упражнений, основанный на базовых упражнениях, включенных в программу подготовки сборной России по дзюдо под руководством тренера Эцио Гамбы, который изменил акценты в подготовке, сделав упор на скоростно-си- ловую выносливость. В данный комплекс мы включили элементы из раздела боевых приемов борьбы действующего Наставления по физической подготовке для сотрудников органов внутренних дел. Такой комплекс упражнений вводится в первую часть занятия в качестве специальной разминки. Он представляет собой сочетание выполнения силовых и сложно-координационных упражнений с чередованием атакующих и защитных действий (первоначальные основные действия). Учебная группа разбивается на пары. Упражнения выполняют сначала первые номера, затем вторые.

Комплекс упражнений выполняется каждым обучающимся в зависимости от его индивидуального физического состояния и веса, поочередно каждым из партнеров в паре. Частота движения должна быть максимальной. Упражнения выполняются в течение 10 секунд с 10-секундным перерывом на отдых. Между кругами также делается перерыв на 10 секунд. Преподаватель контролирует технику выполнения упражнения, рекомендует темп работы для каждого обучающегося в зависимости от его состояния, контролирует самочувствие обучающихся. У обучающихся измеряется частота сердечных сокращений сразу после выполнения всех кругов комплекса (28-30 / 10 сек.) и после восстановления в течение 1 минуты (20-22 / 10 сек.). После этого обучающиеся самостоятельно выполняют упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания.

Комплекс упражнений на развитие силовых способностей без использования отягощений.

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей первого круга.

Упражнение № 1. Бег вперед-назад, 3-4 шага с ускорением.

Упражнение № 2. Пресс-«складка» (лежа на спине, руки согнуты в локтях, кулаки находятся в области ушей, ноги согнуты в коленях, пятки касаются пола, одновременный подъем корпуса и ног с касанием локтями середины бедра).

Упражнение № 3. Уклон с блоком от прямого удара в голову (поочередно правой и левой рукой).

Упражнение № 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (классическое положение рук на ширине плеч).

Упражнение № 5. Упор-присед без отрыва рук от пола.

Упражнение № 6. Уход от захвата за одежду на груди с обозначением расслабляющего удара.

Упражнение № 7. Приседания.

Упражнение № 8. Уход от угрозы пистолетом в грудь.

Упражнение № 9. Из положения стоя, ноги вместе, руки прижаты к бедрам, выполняются прыжки с одновременным разведением ног в стороны и выполнением касания ладоней над головой.

Упражнение № 10. Бег на месте с ускорением после дополнительной команды, 3-4 шага, и выполнение 5 сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа.

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей второго круга.

Упражнение № 1. Бег приставными шагами вправо- влево по 3-4 шага с касанием рукой пола.

Упражнение № 2. В положении лежа на спине, руки согнуты в локтях, ноги согнуты в коленях, производится скручивание корпуса с поочередным касанием локтем противоположного бедра.

Упражнение № 3. Выведение из равновесия к броску «задняя подножка».

Упражнение № 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа с поочередным касанием рукой противоположного плеча.

Упражнение № 5. Из приседа выполняется выпрыгивание вверх с возвращением в исходное положение и переходом в положение упор-лежа с небольшим прогибом в спине.

Упражнение № 6. Уход от удара ножом снизу в живот.

Упражнение № 7. Выпрыгивания вверх из положения приседа.

Упражнение № 8. Освобождение от захвата за руки.

Упражнение № 9. Из положения стоя, ноги вместе, руки прижаты к бедрам, выполняются прыжки с одновременным разведением ног в стороны и касанием ладоней над головой.

Упражнение № 10. Бег на месте с ускорением после дополнительной команды, 3-4 шага, и пятикратным выполнением «складки».

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей третьего круга.

Упражнение № 1. Челночный бег с ускорением, 3-4 шага, с разворотом и касанием пола рукой.

Упражнение № 2. Пресс из положения лежа на спине, ноги подняты вверх, прямые в коленях, локти прижаты к полу, отрывая лопатки от пола, коснуться носков.

Упражнение № 3. Нырок от бокового удара в голову (поочередно правой и левой рукой).

Упражнение № 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (два отжимания, переворот на 360 градусов, два отжимания).

Упражнение № 5. Упор-присед с выпрыгиванием, разворотом на 180 градусов.

Упражнение № 6. Проход в ноги с отрывом ассистента от пола.

Упражнение № 7. Прыжки с приседанием на одну ногу попеременно.

Упражнение № 8. Уход от прямого удара ногой в живот.

Упражнение № 9. Из положения стоя, ноги вместе, руки прижаты к бедрам, прыжки с одновременным разведением ног в стороны и выполнением касания ладоней над головой.

Упражнение № 10. Бег на месте с ускорением после дополнительной команды, 3-4 шага, и выполнением 5 прыжков вверх из положения стоя, колени прижимая к груди.

Предложенный комплекс упражнений позволяет преподавателю грамотно распределять бюджет времени занятия, выделяемый для освоения основной тематики, развивая скоростно-силовые качества, необходимые для практической деятельности будущих сотрудников силовых структур. Планируя учебные занятия при использовании метода интервального упражнения, преподаватель имеет возможность по своему усмотрению менять интервал работы и отдыха, интенсивность выполнения упражнения, количество кругов и одновременно участвовать в работе всей учебной группы.

Отметим наиболее важные, на наш взгляд, преимущества использования метода интервального упражнения. Во-первых, это возможность использования данного метода практически в любых условиях (спортивный зал, плоскостные спортивные сооружения). Во-вторых, подбором достаточно простых, но эффективных упражнений и распределением времени на запланированные интервалы работы и отдыха обеспечивается высокая плотность занятия. В-третьих, у преподавателя есть возможность индивидуального подхода к обучающемуся. В-четвертых, во время выполнения упражнения становится доступным контроль за утомляемостью обучающихся. Кроме того, отметим, что внедрение в образовательный процесс рассмотренного выше метода (наряду с другими видами и способами тренировочных воздействий) позволит оптимизировать процесс обучения и улучшить его качество.

Возможности совершенствования техники с помощью увеличения вариативности и сложности технических действий, а также развития физических качеств весьма многообразны. При этом может использоваться весь комплекс средств и методов тренировки. Но основными, на наш взгляд, являются упражнения, направленные на развитие «взрывных» усилий, ориентированных на улучшение техники спортивного движения. В образовательной деятельности образовательных организаций силовых структур на занятиях по физической подготовке необходимо использовать средства и методы, предполагающие проявление максимальных усилий для образования координационных связей, позволяющих прогрессировать в выполнении данных упражнений.

Исследование силовых способностей, необходимых в спортивных единоборствах (в частности в дзюдо), доказывают, что «взрывные» усилия в значительной степени характеризуют мастерство спортсмена. Результаты этих исследований могут быть использованы для формирования методик по развитию и совершенствованию необходимых скоростных и силовых способностей в образовательном процессе образовательных организаций силовых структур для подготовки будущих сотрудников к профессиональной деятельности. В заключение отметим, что при всем многообразии силовых проявлений наиболее значительными являются скоростно-силовые. С их помощью решается одна из основных задач выполнения высокоэффективных атакующих и защитных тактико-технических действий при обучении будущих сотрудников силовых структур на занятиях по физической подготовке с использованием методов спортивной тренировки.

Библиографический список:

1. Аналитический обзор основных направлений деятельности образовательных учреждений МВД России в 2011 году. М., 2012.
2. Колюхов В.Г., Лисицын В.И. Современная концепция боевой подготовки в вузах МВД России // Учение, научные школы и идеи. М.: МЮИ МВД России, 2003. С. 21-23.
3. Анисимов Е.А., Калашников А.Ф. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей учебных заведений МВД РФ средствами физической культуры и спорта при многоуровневом обучении // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации Концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: тез. докл. науч.-практ. конф. Орел, 1996. С. 12-18.
4. Антонов Г.В., Слепнев А.Я. Содержание и основные направления профессионально- прикладной физической подготовки // Вопросы эффективности профессионально- прикладной подготовки сотрудников: Сб. науч. труд. Минск, 1991. С. 3-9.
5. Годик М.А. Контроль в процессе спортивной тренировки. М.: ФиС, 2005. 150 с.
6. Чушанков Ю.А., Лапин Д. А. К вопросу о совершенствовании силовых качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: Сб. мат. VI межвуз. конф. / Под общ. ред. Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. Ставрополь, 2013. С. 74-76.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.03.2019)
Просмотров: 35 | Теги: спортивная тренировка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь