Вторник, 06.12.2016, 08:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Развитие скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков

Неустроев Н.Д., Платонов Д.Н., к.п.н.

Развитие скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков

Введение.

В лыжном спорте, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и скоростно-силовых качеств, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена.

При недостаточном развитии скоростно-силовых качеств немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок лыжников-гонщиков.

Методика воспитания скоростных способностей - это прежде всего выполнение хорошо освоенного задания на предельных скоростях, что позволяет спортсмену сосредоточить все усилия на скорости, а не на способе выполнения упражнений.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что для достижения в таком виде спорта как лыжный спорт высоких результатов, важно развивать специальные скоростно-силовые качества лыжниковгонщиков.

Целью исследования является оптимизация средств и методов, используемых в развитии скоростносиловых качеств у лыжников-гонщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков.
2. Определить методы и средства развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков.

Организация исследования. В исследовании приняли участие юноши (10 человек), занимающиеся
лыжным спортом в АСОШ Амгинский улус, с.Абага. Стаж их занятий этим видом спорта на начало эксперимента составлял 2,5 года. Возраст был между 14 и 16 годами (1994-1996 года рождения). Спортивная квалификация - 1-2 юношеские разряды. Исследование проводилось два месяца. Тестирование проходило в три дня. В первый день спортсмены выполняли тест: лыжников-гонщиков ускорение в течение трех минут по схеме: 3старта по 100метров ( в максимальном темпе). Во второй день тест: ускорение без палок лыжников - гонщиков в течение 5 минуты, с минутным перерывом между ускорениями. И в третий день спортсмены выполняли тест: лыжников-гонщиков силовые ускорения на 500метров в течение 1.30минуты. При сравнении тестов установлено, что имеются достоверные различия в количестве ускорений, проведенных на последних минутах тестов в пользу второго. Кроме того, обнаружено резкое снижение качества техники выполнения по сравнении с тестом, что, по нашему мнению, является следствием большего утомления испытуемых в первом тесте. Анализ 5-минутного восстановительного периода также подтвердил наличие более глубоких сдвигов в организме лыжников-гонщиков после теста. ЧСС превысила 200 уд/мин. А большие нагрузки должны применяться очень осторожно при работе с юными спортсменами.В ходе всего исследуемого периода отмечаются достоверные различия в темпах восстановления. При этом следует отметить, что после теста ЧСС превышает 190-205 уд/мин. Это свидетельствует о том, что кардио-респираторная система работает с большим напряжением и значительными последующими функциональными сдвигами. В связи с тем, что это является большой нагрузкой на организм лыжников-гонщиков-юношей, данный тест не всегда пригоден для контроля за уровнем их скоростно-силовых качеств, особенно в период подготовки к соревнованиям, применение его наносит заметный след на последующую нагрузку в недельном цикле. Однако наряду с этим стоит отметить, что применение теста на этапе подготовки к соревнованиям может быть эффективным, так как позволит выявить уровень проявления технической и морально-волевой подготовленности лыжников- гонщиков на фоне наступающего утомления.

Сравнение с тестом по качеству техники превосходит, однако нагрузка в первом случае оказалась выше, о чем свидетельствуют величины ЧСС в ходе восстановления. Тест даёт более оптимальные сдвиги в организме и, как выявлено в исследовании, более эффективен, так как техника изменяется в незначительных пределах. В ходе пятиминутного восстановительного периода удаётся выявить степень функциональной подготовленности лыжника-гонщика. Тест можно применять непосредственно в условиях подготовки к соревнованиям, где он будет играть двоякую роль: во-первых, как тренирующий фактор, во-вторых - как контролирующий.

Результаты исследования. Нами было проведено исследование в течение двух месяцев. В течение учебно-тренировочных занятий мы включали предложенные нами специальные упражнения на развитие скоростно-силовых качеств. После повторного тестирования мы получили следующие данные. Уровень повышения развития скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков повысился: на дистанции у лыжников-гонщиков (ускорение в максимальном темпе)на дистанции у лыжников-гонщиков ускорение без палок минутным перерывом между периодами, на дистанции у лыжников-гонщиков силовые ускорения минутным перерывом между периодами. В итоге полученных результатов мы можем сделать следующие выводы, что предложенные нами специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств дали положительный эффект. Для лыжников-гонщиков такой прирост развития скоростно-силовых качеств является оптимальным. Методы, используемые нами в учебно-тренировочных занятиях, были подобраны правильно: интервальный, повторный, игровой. Игровой метод необходимо использовать в тренировочных занятиях у лыжников-гонщиков для того, чтобы не происходило утомление. Интервальный необходим для повышения скоростной скоростно-силовых качеств. Игровой и повторный методы у лыжников-гонщиков развивают скоростно-силовую выносливость. Менее эффективным методом для развития скоростносиловых качеств является равномерный метод, так он больше служит для развития общей скоростносиловых качеств, но мы его применяли для того, чтобы у лыжников-гонщиков не было сильного утомления.

Выводы.

Анализ научно-методической литературы и проведенные исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Скоростно- силовые качества являются одним из важных физических качеств, необходимых для лыжников-гонщиков. Специальные скоростно- силовые качества для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

2. В течении исследования мы использовали в основном интервальный, и игровой метод. Игровой метод применялся нами с целью снятия напряжения и предупреждения утомления. Методами и средствами развития скоростно-силовых качеств являются: интенсивность упражнения - максимальная, субмаксимальная, большая, а также может быть средней, умеренной и малой; продолжительность упражнения - максимальная - до 20 сек., субмаксимальная - от 40 сек до 2 мин; продолжительность интервалов отдыха - от полного покоя до специального восстановительного воздействия (массаж, дыхание кислородом и .т.п.), а также различные методы: равномерный, переменный, методы с однократным или много кратным выполнением тренировочных упражнений и методы, в которых отражены особенности организации занятий или условия выполнения упражнений (соревновательный метод, метод круговой тренировки, игровой метод и т. д.).

3. Возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств у лыжников-гонщиков зависит от возраста, от уровня развития сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем: так, в детском, подростковом и юношеском возрасте организм еще недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного центра. Серьезная специальная работа по развитию скоростно-силовых качеств должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и в подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но ее объем в общем объеме применяемых средств невелик.

Литература:
1. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка лыжников-гонщиков. - М., 2004. - 224 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
3. Волков Н.И. Биохимические основы скоростно-силовых качеств спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3 - с.15-21
4. Верхошанский Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988-331с
5. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие. - Р-на-Д, Феникс, 2004. - 214 с.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.07.2016)
Просмотров: 108 | Теги: лыжник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016