Четверг, 26.04.2018, 22:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УКРАИНЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

А.Н.Третьяк

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УКРАИНЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация: В данной работе систематизирована информация о развитии системы профессиональной подготовки учителей физического воспитания в Российской империи на территории Украины. Выделены, по мнению автора, наиболее значительные факты в истории развития физкультурно- педагогической мысли Украины в период ее пребывания в составе Российского государства. И, таким образом, созданы предпосылки для выявления путей усовершенствования системы профессиональной подготовки учителей физического воспитания на современном этапе и сформировано представление о путях повышения качества образовательной деятельности в физкультурных ВУЗах страны.

Ключевые слова: государственно-образовательная политика, ухудшение состояния здоровья, уровень развития физической культуры, повышение качества профессиональной подготовки, физическое воспитание, здоровый образ жизни, физическое и психическое здоровье, единство духовного и физического развития.

 

Актуальность. Направленность государственно-образовательной политики на формирование здорового, гармонично развитого молодого поколения, но вместе с тем и существенное ухудшение состояния здоровья, снижение в общем масштабе уровня развития физической культуры населения Украины актуализирует проблему повышения качества профессиональной подготовки учителей физического воспитания. Именно от уровня профессиональной компетентности специалистов этого профиля зависит эффективность приобщения детей и молодежи к физической культуре, здоровому образу жизни, активным формам отдыха, формирование в них определенных моральных и волевых качеств, мотивации к сохранению здоровья и т.п., а тем самым и укрепление их физического и психического здоровья.

Важное значение для выявления путей усовершенствования системы профессиональной подготовки учителей физического воспитания на современном этапе имеет анализ тенденций ее развития в разные исторические периоды. Ведь без учета опыта прошлых времен тяжело глубоко и адекватно проанализировать проблемы, определить положительные и негативные моменты в любой сфере.

Цель: Систематизация информации о развитии системы профподготовки учителей физического воспитания Украины в Российской империи. Выделение наиболее значимых факторов и вех в истории развития физкультурно- педагогической мысли на территории Украины в период ее существования в рамках Российской государственности. И исходя из этого формирование представления о путях усовершенствования системы профессиональной подготовки учителей физического воспитания на современном этапе и путях повышения качества образовательной деятельности в высших учебных заведениях страны физкультурного направления.

Результаты исследования: Формирование системы профессиональной подготовки учителей физического воспитания осуществлялось в процессе исторического развития физической культуры, и в частности традиций физического воспитания, зарождение которых, как известно, состоялось одновременно с общей культурой в древние времена, еще на ранних степенях развития людской цивилизации, и было обусловленное жизненными потребностями человека иметь соответствующую рода деятельности физическую подготовку.

Раскрытию особенностей становления и развития физической культуры посвящены работы Голощапова, Н. Карпушко, Н. Кулинко, Л. Куна, Ю. Николаева, Н. Пономарева, В. Столбова. Результаты анализа литературы свидетельствуют, что история физической культуры украинцев длительное время находилась без внимания исследователей. После провозглашения независимости нашего государства вопросы возникновения и развития физической культуры в Украине исследовали Н. Деделюк, С. Мединский, М. Ворон, А. Окопный, Е. Приступа, Ю. Тимошенко, Я. Тимчак, Л. Мазур, Л. Сущенко, С. Филь, О. Худолей, Г. Малка, Д. Яворницкий и другие.

Как известно, продолжительное время Восточная Украина находилась в составе Российской империи, что определенным образом отразилось на формировании на этой территории традиций физического воспитания.

Передовые российские представители интеллигенции - научные работники, врачи, педагоги, общественные деятели (в частности, Г. Добролюбов, П. Лесгафт, Г. Пирогов, И. Сеченов, К. Ушинский, Г. Чернышевский и др.) активно боролись за оздоровление народа, его физическое (телесное) развитие, ставили вопрос о введении физического воспитания в школах, как это уже было давно сделано в большинстве стран Европы [9; 13; 15]. Вопрос ставился неслучайно, так как состояние здоровья народа в империи продолжало ухудшаться.

Прогрессивные взгляды на физическое воспитание известного российского хирурга, педагога и общественного деятеля Г. Пирогова сформировались под влиянием его участия в Крымской войне (1853 - 1856 гг.). Военные действия показали неудовлетворительную физическую подготовленность армии. В 1856 году Г. Пирогов обратился к правительству с просьбой организовать институт по подготовке специалистов для преподавания гимнастики, но его проект не был поддержан. Г. Пирогов также выдвинул вопрос о необходимости введения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой в стране к тому времени вообще не существовало.

Развитие физиологических основ физического воспитания и спорта во многом связано с научной деятельностью выдающихся российских физиологов И. Сеченова, Н. Введенского, И. Павлова.

С именем И. Сеченова связано создания теории утомления при физической работе [12, с. 94]. Н. Введенский работал над проблемой резервных возможностей организма человека. [6]. В дальнейшем эта проблема стала одной из центральных, особенно в спорте высших достижений. И. Павловым были раскрыты представления о физиологических механизмах двигательных умений и привычек. Физиологическое обоснование формирования двигательных умений и привычек в процессе физического воспитания и спортивной деятельности в свете теории условных рефлексов было продлено А. Крестовниковим. Позднее значительный взнос в развитие теории обучения движениям сделали ученые П. Анохин, Н. Бернштейн, П. Гальперин и др.

Врачи-гигиенисты Е. Покровский и Е. Дементьев в процессе физического воспитания детей на первый план выдвигали народные подвижные игры на свежем воздухе. Они считали, что в условиях, когда спортивные залы практически отсутствовали, а квалифицированных учителей не было, применение гимнастики, в первую очередь снарядной, было просто невозможным.

Несмотря на формирование в кругу российской интеллигенции прогрессивных представлений относительно физического воспитания человека, на практике это сказалось незначительным образом.

Важное значение физического воспитания в общем процессе воспитания ребенка впервые научно обосновал К. Ушинский [14, т.1. с. 304 - 305, 348]. Во- первых, с его точки зрения, в процессе умственного воспитания необходимым есть чередование умственной деятельности с физическими упражнениями, в связи с чем результаты умственной деятельности будут более эффективными. Во- вторых, К. Ушинский считал, что физическое и эстетичное воспитания должно быть единым и взаимосвязанным процессом. Физическое воспитание педагог понимал не как самоцель, а как необходимый элемент в общем всестороннем воспитании человека.

В 1864 году „Положением о начальных народных училищах" и „Уставом гимназий и прогимназий" в учебный процесс была внедрена гимнастика и игры, но как необязательный предмет. Такое состояние вещей длилось 25 лет. Только в 1889 году „Инструкции и программы преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях" утвердили гимнастику как обязательный предмет.

Но отсутствие кадров и системы их подготовки в России делали нереальным решение поставленных в нормативных документах задач. Для проведения занятий приглашались бывшие военнослужащие, которые знали гимнастику, проводившуюся в военных заведениях, что не вполне соответствовало физическому развитию школьников. Официальная власть не заботилась о физическом воспитании школьников. Оно существовало кое-где и только благодаря усилиям общественности.

Некоторые изменения в этом вопросе состоялись в результате введения физического воспитания в армии и военных учебных заведениях. В подготовку военнослужащих была введена гимнастика, а позднее дисциплина „Правила обучения гимнастике в войсках". Но и эта мера не была в полной мере реализованной на практике из-за отсутствия квалифицированных кадров, которых к тому времени в государстве не готовили.

В 1874г. были пересмотрены уставы и изданы новые пособия по физическому воспитанию. Со временем П. Лесгафту было поручено организовать двухлетние курсы по подготовке специалистов по гимнастике (физическому воспитанию) для армии. Курсы просуществовали 5 лет, и только через 17 лет была создана Главная гимнастично-фехтовальная школа как центр подготовки педагогических кадров, но только для армии.

Итак, как свидетельствуют исторические факты, система подготовки кадров по физическому воспитанию в конце XIX столетия еще отсутствовала [1; 8; 11].

Создание отечественной системы физического воспитание связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837 - 1909 гг.). В его научной деятельности значительное место отведено физическому воспитанию, о чем свидетельствует большинство из 130 опубликованных им научных работ. Он первым вводит термин „физическое образование", подчеркивая этим познавательный характер области.

Собственную концепцию физического образования П. Лесгафт раскрыл в фундаментальной работе „Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (1888 - 1901 гг.). В книге раскрыт принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования - педагогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, почти, с высшим специальным образованием; обоснован возрастной подход к физическому образованию; представлена классификация физических упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием; показана учебная роль двигательных действий в трудовой, войсковой и повседневной жизни человека; сделан значительный вклад в развитие методики физкультурного образования женщин [10].

Генеральными идеями педагогической концепции П.Ф. Лесгафта являются: единство духовного и физического развития человека; гармоническое, всестороннее развитие ребенка средствами систематического умственного, морального, эстетичного и физического воспитания. Согласно взглядам педагога, в результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к работе, он готовится ко всяческой элементарной работе [10].

П. Лесгафт подчеркивал важную воспитательную роль народных игр, потому что именно в играх дети воссоздают то, что видят вокруг. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и физических упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время. Благодаря усилиям педагога в 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физическому развитию, члены которого пропагандировали физическое воспитание среди родителей, воспитателей, а также открывали игровые площадки, организовывали, в основном для детей из малообеспеченных семей, экскурсии и походы за город, в лес, катание на коньках и другие формы отдыха и развлечений [7, с. 106; 15, с. 103].

Значительное внимание П. Лесгафт уделял методам обучения, создал учение о методах „слова" и „показа" в процессе физического воспитания. Педагог требовал, чтобы каждое упражнение было предварительно четко и лаконично объяснено, чтобы ученик выполнял его сознательно, а не механически. Он считал, что педагог должен совершенно знать свой предмет, владеть достаточными знаниями по анатомии, физиологии, психологии, а также быть сдержанным, опрятным, утонченным в движениях.

Подчеркивая несовершенство организации учебного процесса в педагогических семинариях и на педагогических курсах в аспекте методической подготовки учителя физической культуры, формирования его самостоятельности, П. Лесгафт указывал: „Главное отличие любого учителя, который получил университетское образование, состоит в самостоятельности его деятельности, которую ему дал университет своим целиком свободным преподаванием; здесь молодой человек имел возможность собственной работой и проверкой усвоить главные принципы прослушанного им предмета, подумать над ним, развить свою мысль и подготовиться собственной работой к самостоятельной деятельности. Этим университетский учитель всегда будет резко отличаться от семинариста и от слушателя всех тех педагогических курсов и педагогических заведений, где излагается методика. Здесь думают о выполнении по данному шаблону, и совсем забывают об инициативе учителя, о том, что все зависит от уровня его образования и понимания своего дела, от любви, с которой он относиться к тем, кто занимается; этого никакая методика дать не в силе" [10].

П. Лесгафт выступал поборником высшего женского образования и не раз выдвигал предложение открыть специальные курсы для подготовки лиц, которые способны проводить занятия с физическими упражнениями, потому что квалифицированных специалистов в этой области не хватало. Благодаря усилиям П. Лесгафта были разработаны устав, программа и утверждено „Положение о временных курсах для подготовки руководительниц физических упражнений и игр".

Созданные П. Лесгафтом в 1896г. курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, стали одним из наиболее прогрессивных и демократических учебных заведений тогдашней России. К обучению зачислялись люди любой национальности, общественного положения и вероисповедания. Как свидетельствуют факты, слушательницами курсов были и женщины из Украины. Преподавание там осуществляли выдающиеся ученые: В. Комаров, Е. Тарле, А. Ухтомский и др. На курсах изучались такие дисциплины, как физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, зоология, механика, сопротивляемость материалов, рисование, гимнастика, плавание, игры и ремесла. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали соответствующее общее и специальное образование [7; 15].

Выпускницы курсов проводили уроки, используя средства и методы, разработанные П.Ф Лесгафтом. Учебная работа по физическому воспитанию во внеурочное время дополнялась организацией занятий спортом, играми, экскурсиями и соревнованиями [10].

Существующие экономические и социо-культурные условия не содействовали внедрению идей П. Лесгафта в жизнь. Практика физического воспитания часто опровергала предложенную им методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике словесные методы обучения часто превращались в длинные и изнурительные для учеников монологи.

Невзирая на недостаточную практическую реализованность концепции П. Лесгафта в условиях Российского царизма, созданная им система физического воспитания все же получила признание и была существенно развита его последователями. Много научных положений П. Лесгафта не потеряли своего значения и сегодня; многие из них стали предметом научного исследования. Отдельные положения его системы были заимствованы зарубежными теоретиками физического воспитания (Демени и Лангранж), а также использованы в советской системе физического воспитания. Хотя концепция педагога не стала основой для национального физического воспитания, что было обусловлено отсутствием государственной программы в этой области образования, отсутствием квалифицированных педагогов и специальной материально-технической базы.

Вторая половина XIX столетия не была бесплодной для развития традиций физического воспитания и в западной части Украины. Исторически сложилось так, что в Западной Украине спортивно-гимнастическое движение было одним из важных звеньев национально-культурного пробуждения. Поэтому в этот период быстро распространяется деятельность таких спортивных организаций, как „Сокол", „Пласт", „Сечь", „Луг", „Каменщик" и т.п. [3].

„Сокол" стал руководящим звеном украинского спортивно-гимнастического движения, носителем идеи всестороннего физического воспитания молодежи. Одним из основных акцентов деятельности этой организации было воспитание физически крепкой, духовно здоровой молодежи. С деятельностью „Сокола" связано зарождение и развитие спортивной периодики, научно-методической мысли в области теловоспитания, открытие кружка для подготовки инструкторов «двигалки» (гимнастики) [3; 5].

Главным в деятельности „Сокола" было обучение гимнастическим движениям. Обучение проводилось по определенной схеме, каждая часть занятия имела конкретные задачи [2; 3; 5].

Идеологом и организатором национальной системы физического воспитания (теловоспитания) в пределах «сокольского», а со временем и общенационального движения стал Иван Боберский [4; 5].

Методологические подходы И. Боберского к анализу забав, игр, организации физкультурно-спортивного движения базировались на серьезной научной почве, изучении спортивной практики, распространенной в Европе. Он осуществил ряд путешествий в различные центры физической культуры Германии, Швеции, Чехии, Франции. Совершенно выучил существующие направления и методики внедрения физической культуры [3]. Из его положения о единстве духовного и физического развития человека, видно, что он развил европейскую традицию изучения телесности человека, обогатил и распространил сам подход к этой проблеме.

В работе „Новые пути к телесному воспитанию" И. Боберский обосновал роль физического воспитания в гармоническом развитии человека, предложил практические мероприятия по организации школьного спорта и физического воспитания. Он подвергал критике недооборудование мест для физического воспитания, считал, что не меньше трех часов на неделю ученики должны заниматься физическими упражнениями, а каждый учитель других предметов, чтобы понять пользу физического воспитания, должен сам заниматься физическими упражнениями и побуждать к этому учеников.

Результаты проведенного анализа позволяют констатировать, что несмотря на формирование в кругу интеллигенции Российской империи прогрессивных представлений относительно физического воспитания человека, на практике это отразилось незначительным образом. Официальная власть не заботилась о физическом воспитании школьников. Оно существовало кое-где и только благодаря усилиям общественности. Как свидетельствуют исторические факты, система подготовки кадров по физическому воспитанию в конце XIX столетия еще отсутствовала.

Однако этот период не был бесплодным для развития традиций физического воспитания. И ознаменовался появлением отечественной системы физического воспитания, созданной П. Лесгафтом. Хотя концепция автора так и не стала основой для национального физического воспитания в силу существовавших тогда экономических и социо-культурных условий, противодействующих внедрению идей педагога в жизнь. Но, невзирая на недостаточную практическую реализованность концепции П. Лесгафта в условиях Российского царизма, созданная им система физического воспитания, все же, получила признание и была существенно развита его последователями. Много научных положений ученого не потеряли своего значения и сегодня; многие из них стали предметом научного исследования. Отдельные положения его системы были заимствованы зарубежными теоретиками физического воспитания, а также использованы в советской системе физического воспитания.

Вторая половина XIX столетия не прошла бесследно и для западной части Украины. В этот период быстро распространялись такие спортивные организации, как „Сокол", „Пласт", „Сечь", „Луг", „Каменщик" и т.п. Идеологом и организатором национальной системы физического воспитания (теловоспитания) в пределах «сокольского», а со временем и общенационального движения стал Иван Боберский. Его положение о единстве духовного и физического развития человека сегодня является неотъемлемой частью общей концепции процветания человечества.

Следовательно, эта эпоха в истории Украины не была безрезультатной для развития физического воспитания в стране и подготовки педагогических кадров для физкультурных учреждений.

Дальнейшие исследования предполагают проведение узконаправленного исследования по обеспечению качества методической подготовки будущих учителей физического воспитания.

Литература

1. Боплан, В. Описание Украины / В. Боплан. - Львов: Каменщик, 1990.
2. Васянович, Г.П. Проблемы физического воспитания молодежи в педагогическом наследии Г. Ващенко: уч. пособ. / Г.П. Васянович; ЛДФЭИ. - Львов, 2001. - 60 с.
3. Вацеба, О. Очерки из истории спортивного движения в западной Украине / О. Вацеба. - Ивано-Франковск: Лилия - НВ, 1997 - 232 с.
4. Вацеба, О. Пионер украинского теловоспитания - Иван Боберский / О. Вацеба // Спорт, вестник Приднепровья. - 2008. - № 3 / 4. - С. 4 - 7.
5. Ващенко, Г. Теловоспитание как средство воспитания воли и характера / Г. Ващенко. - Львов: Украинские технологии, 2001. - 56 с.
6. Введенский, Н.Е. Избранные произведения / Н.Е. Введенский - М., 1952.
7. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведен / Б.Р. Голощапов. - М.: Академия, 2001. - 232 с.
8. Грушевский, М. Как жил украинский народ / М. Грушевский. - К.: Радуга, 1992.
9. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта: пер. с венг. / Л. Кун; под общ. ред. В.В. Столбова. — М., 1982. — 400 с.
10. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды. / П.Ф. Лесгафт, сост. И.Н. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 359 с.
11. Окопный, A.M. Физическое воспитание в наследстве украинских педагогов (вторая пол. XIX - первая пол. XX ст.): автореф. дис. / A.M. Окопный. - Львов, 2001. - 19 с.
12. Сеченов, И.М. Избранные труды / И.М. Сеченов. - М., 1935.
13. Столбов, В.В. История и организация физической культуры и спорта: учебник/В.В. столбов. -М.: Просвещение, 1989. -288 с.
14. Ушинский, К.Д. Произведения в шести томах / К.Д. Ушинский. - К.: Советская школа, 1954.
15. Филь, С.М. История физической культуры: уч. пособие / С.М. Филь, О.Н. Худолей, Г.О. Малка; под ред. С.М. Филя. - Харьков: ОВС, 2003. - 160 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (17.04.2018)
Просмотров: 9 | Теги: Профподготовка, профессиональная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь