Пятница, 20.07.2018, 05:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

Н.И.Корзенко, О.Г.Яковлева, З.Р.Зарипова

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

В настоящее время мотивация является важной частью трудового процесса. В зависимости от предприятия, региона и даже целой страны мотивация может существенно различаться. Это зависит от культуры, менталитета, условий труда и прочих факторов.

Ключевые слова: системы нематериального стимулирования работников, мотивация, нововведения, методы оценки.

 
Одной из главных проблем функционирования предприятий на любом этапе экономического развития страны является создание условий для того, чтобы человек высокопроизводительно, эффективно и устойчиво трудился, был постоянно заинтересован в мобилизации своих знаний и умений, в реализации своего творческого потенциала для успешного трудового процесса.

На каждом этапе экономического развития России были нововведения в области стимулирования работников, которые повышали производительность труда, со временем устаревали и становились недостаточно эффективными [1].

Из табл. 1 видно, что опыт функционирования российских предприятий в 1990-е гг. свидетельствует, что сложившаяся в советское время система стимулирования и мотивации труда имела ряд существенных недостатков. Нестабильность рыночной среды еще более усугубила кризисные проявления, что выразилось в демотивированно- сти работников, снижении производительности труда, ухудшении отношений в коллективе. Стало очевидным, что отсутствие надежных «социальных тылов», развитой социальной инфраструктуры тормозит функционирование производства. Было доказано, что создание благоприятных условий труда для работников предприятий — один из самых эффективных факторов, влияющих на характер взаимоотношений человека с производством.

В последующие годы управляющие системы накопили немало форм и методов как материального, так и нематериального стимулирования работников предприятий. Соотношение их на различных предприятиях применения материальных и нематериальных стимулов значительно отличается.

В 2014 г. специалисты международного рекру- тингового агентства «Kelly Services» провели исследование «Мотивация персонала на российском рынке труда». В результате этого опроса были получены следующие данные (см. рис. 1 и 2).

При анализе нематериального стимулирования главными выступают персональные стимулы, мотивирующие в большей степени на работу на конкретном предприятии, а именно стимулы «социального пакета», — такова позиция более 60 % опрошенных. При этом корпоративно-системные стимулы затрагивают только 30 % опрошенных. Статус работодателя является тоже одним из важных нематериальных факторов при принятии решения работником о работе в той или иной компании или предприятии.

Русский человек прошел долгий путь от раба, которому не полагалась оплата его труда, до работника, который начинает постепенно осознавать, что не готов интенсивно работать только за заработную плату. Его потребность постепенно растут и расширяются, и помимо физиологических нужд, ему важны духовные. Однако в российских компаниях только происходит становление мотивационной системы, учитывающей все особенности национального менталитета. Происходит наработка опыта, разработка способов нематериальной мотивации, а также внедрение их в мотивационную систему компаний. Работодатели постепенно осознают, что работнику для более качественной и успешной работы необходимо дать что-то большее, чем просто оклад или премия. Необходимо заботиться как о физическом здоровье сотрудников, так и о психическом комфорте.

Таблица 1
Развитие систем нематериального стимулирования работников в России

Рис. 1. Анализ социально-индивидуальных нематериальных стимулов работников, %

Рис. 2. Анализ корпоративных нематериальных стимулов работников, %

Список литературы

1. Могут ли компании заинтересовать российских сотрудников чем-то, кроме денег? [Электронный ресурс]. — URL: http://www.dis.ru/library/manag/archive/2008/1/4849.html.
2. Антипина, В. А. Порядок разработки и внедрения системы нематериального стимулирования [Электронный ресурс] / В. А. Антипина // Vertex — вершина успеха. — URL: http://vertexglobal.ru/ main/articles.
3. Молчанов, А. А. Развитие мотивационного механизма в системе менеджмента качества научно- исследовательской организации [Электронный ресурс] / А. А. Молчанов. — URL: www.dissercat.com/ content/-v-u#ixzz2wbmhHyxt.
4. Особенности мотивации в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Энциклопедия менеджмента. — URL: http://www.pragmatist.ru.
5. Сартан, Г. Н. Нематериальная мотивация персонала — новые подходы [Электронный ресурс] / Г. Н. Сартан // Деловой мир. — URL: http://delovoymir.biz/ru/columns/2116.
6. Эффективные изменения или управление достижениями [Электронный ресурс]. — URL: http:// www. e -xecutive. ru/public ations/aspects/newfolder4986.

Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета" 2017. № 1

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (08.07.2018)
Просмотров: 14 | Теги: стимулирование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь