Пятница, 09.12.2016, 14:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА

Н.Б.Савва

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА

В статье рассмотрены понятия «сенсорное развитие» и «сенсорная культура» как компоненты психологического аспекта технической подготовки студента-спортсмена. Развитие данных компонентов позволяет обучить рациональным способам выполнения заданий, направленных на формирование перцептивных действий.

Ключевые слова: перцептивные действия, сенсорная культура, проприоцептивные ощущения, сложнокоординированные движения.


На современном этапе, когда расширяется сфера обучающегося воздействия, особо остро стоит проблема сенсорной культуры при подготовке студентов спортивного вуза к дальнейшей профессиональной деятельности.

Л.А. Венгер отмечал: «...сенсорное развитие позволяет обучить рациональным способам выполнения заданий, направленных на формирование перцептивных действий» [1].

Сенсорное развитие тесно связано с сенсорной культурой. При этом сенсорная культура спортсмена предполагает, по мнению А.Ц. Пуни, «развитие отчетливости кинетических ощущений, на основе которых строится двигательное действие» [3].

Овладевая двигательным навыком, спортсмен отличает проприоцептивные ощущения, приобретает умения наблюдать за своими движениями, тонко дифференцировать их выполнение по параметрам пространства времени, распределять и переключать внимание, анализировать, сравнивать, принимать прогностические решения в короткие промежутки времени.
Развитию сенсорной культуры студента-спортсмена в большей степени способствует знание о двигательной сенсорной системе, связанной со сложнокоординационными действиями. Двигательная система тренированного студента должна быть готова к реализации сложнейших элементов комбинаций и действий, например, студент специализации «гимнастика» выполняет тройное сальто, а студент специализации «футбол» - финты, обводки.

Для этого спортсмену необходимо иметь развитую систему психических процессов, позволяющую управлять ими и проявлять творческую активность в двигательной деятельности, а это возможно, если студент овладел приемами анализа своих мышечных ощущений и умеет контролировать выполняемые двигательные действия. В связи с этим следует отметить и психомоторное развитие, так как оно тесно связано с формированием образа двигательного действия, с совершенствованием механизмов произвольного управления движениями, с развитием когнитивной сферы студента. Поэтому высокое качество выполнения двигательного действия обусловлено характеристиками сформированного его образа: адекватностью, полнотой, дифференцированно- стью, что связано с активизацией мыслительной деятельности, а так же с установлением сходства и различия, с умением дозировать нагрузку по проприоцептивным ощущениям, позволяющим определять степень напряжения мышц, взаимное расположение звеньев тела, скорость и ускорение движений, их амплитуду. Эффективность выполнения двигательных действий будет связана и с восприятием, и переработкой сенсорной информации.

На этой основе у спортсмена вырабатывается комплексное представление, сопровождающее его технику в избранной специализации (например, «чувство мяча» у студентов специализации «футбол», «чувство воды» у спортсменов-пловцов, «чувство снаряда» у гимнастов). На практических занятиях по дисциплине «Психология спорта» рассматривается психологический аспект специальных заданий, способствующих осознанному, отчетливому осуществлению сложнокоординированных движений, требующих высокой степени дифференциации отдельных мышечных ощущений, сопровождающихся вербальным описанием студентами. Все это формирует у них способность к четкому дифференцированному восприятию отдельных элементов любой двигательной структуры.

Приведем лишь некоторые упражнения, применяемые на занятиях.

I. Психомышечная тренировка вырабатывает речеобразную регуляцию мышечной активности.

Начинается упражнение с «выключения» мышц рук как наиболее «послушных» для спортсменов.

Играя мышцами ног, туловища, шеи с постепенными ускорениями, студенты добиваются эффекта освоения двигательными действиям до уровня навыка.

Нельзя переходить к другой группе мышц, пока не станет послушной та, над которой работали

II. «Поза кучера» - положение тела, при котором плечи расположены точно над тазом, спина, слегка согнутая, становится рессорой между плечевыми и тазобедренными суставами. Голова держится прямо, ноги слегка выдвигаются вперед, чтобы между икроножными мышцами и задними поверхностями бедер был угол в 120-1400. При таком положении мышцы ног расслаблены. Руки кладутся на бедра, чтобы кисти не свисали между ними, так как в свисающих кистях может возникнуть отечность.

III. Экран успокаивающего цвета, при котором экранное состояние сознания спортсмена является стартовой площадкой.

Используя вербальные источники («приятно», «глубокий покой»), студент перед мысленным взором глазами помещает плоскость какого-либо цвета. Внимательно всматриваясь на источник нужного цвета, он закрывает глаза и представляет его перед собой. Процедура повторяется несколько раз.

Созерцая источник желаемого цвета, студент делает вдох, «втягивая в себя, что видит», затем, закрыв глаза, на фоне спокойного выдоха представляет увиденное и выполняет движение. Восприятие цвета влияет на выполнение двигательного акта и на психофизиологическое состояние. Размеры экрана, успокаивающего цвета, могут быть размером от спичечного коробка до большого телевизора, а также он должен быть гладким, неподвижным, свободным от пятен, черточек и т.д.
Представляем в таблице 1 результаты влияния цвета на психоэмоциональное состояние спортсменов специализации «гимнастика» (упражнения проводилось со студентами в количестве 20 человек).

Таблица 1
Влияния цвета на психоэмоциональное состояние спортсменов    

Все эти упражнения, по нашему мнению, помогают развивать сенсорную культуру, управлять эмоциональным состоянием, повышать технику двигательных актов.

В данной статье сделана попытка рассмотреть способы формирования у студентов спортивного вуза сенсорной культуры.

Опора делалась на методологические концепции отечественных психологов Л.А. Венгера, А.Ц. Пуни, А.Д. Логвиненко о сенсорных системах, сенсорных эталонах и их использования в практике работы со студентами-спортсменами.

Литература

1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер. - М. Просвещение, 1985. - 96 с.
2. Логвиненко, А. Д. Сенсорная основа зрительного восприятия пространства и движения: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Логвиненко А. Д. - М., 1981. - 23 с.
3. Пуни, А. Ц. Очерки психологии спорта / А. Ц. Пуни. - М., 1959. - 307 с.
4. Савва, Н. Б. Эффекты антиципации у студентов-баскетболистов / Н. Б. Савва, К. В. Чаплынская // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 2 (6) . - С. 78-81.
5. Чикалова, Г. А. К вопросу о формировании точности движений в спортивных танцах / Г. А. Чикалова, Е. А. Репникова, М. А. Терехова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2014. - № 1 (7). - С. 48-52.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (18.05.2016)
Просмотров: 70 | Теги: Сенсорное развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016