Пятница, 26.05.2017, 08:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ (НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАС

ШИЯНОВА Л.А.,
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой
менеджмента Калининградского филиала ФГБОУ ВПО СПбГУСЭ

ПОПОВ В.А.,
ассистент кафедры экономики Калининградского филиала ФГБОУ ВПО СПбГУСЭ

 

РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ
С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРАХ
(НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

 


В  настоящее  время  имеется  ряд  не-
гативных  явлений,  в  той  или  иной  степени
отражающих  наличие  рассогласованности
(дисбаланса)  между  потребностями  эконо-
мических  систем  в  профессиональных  ка-
драх  и  предложениями,  поступающими  от
рынка образовательных услуг. К числу таких
явлений, в частности, можно отнести:
- избыток выпускаемых вузами специ-
алистов одних профессий при недостатке на
рынке труда специалистов других профессий;
-  недостаточный  уровень  практиче-
ской направленности и качества професси-
ональной  подготовки  выпускников  учебных
заведений, что расходится с требованиями,
предъявляемыми работодателями;
-  сохранение  относительно  высокого
уровня структурной безработицы во многих
регионах;
-  влияние  экономического  кризиса,
вынуждающего  предприятия  и  организации
проводить  сокращение  персонала,  в  связи
с чем снижается количество потенциальных
рабочих мест для выпускников вузов и пр.
Подтверждением  снижения  качества
образования  в  России  являются  результа-
ты последнего традиционного рейтинга 200
лучших университетов мира (составляемым
газетой  The  Times  и  компанией  Quacqurelli
Symonds,  специализирующейся  на  анализе
международных  проблем  образования),  в
который  не  попал  ни  один  российский  вуз,
хотя еще годом ранее МГУ занимал 93-е ме-
сто, а СПбГУ - 164-е.
Особая  ситуация  с  соотношением
рынка  образовательных  услуг  и  потребно-
стями  экономической  системы  в  профес-
сиональных  кадрах  сложилась  в  Калинин-
градской  области  -  единственном  субъекте
РФ,  полностью  отделенным  от  остальной
территории страны сухопутными границами
иностранных государств и международными
морскими водами. Особое территориальное
положение данного региона объективно об-
уславливает  значительные  дополнительные
затраты  населения  на  ряд  услуг  и  наличие
ряда  издержек  в  экономике  региона.  Для
Калининградской области, имеющей статус
особой  экономической  зоны  (ОЭЗ),  харак-
терно сочетание мощной образовательной и
научной базы с относительно высоким уров-
нем  депопуляции,  наличием  дисбалансов
рынка труда, выраженным в несоответствии
структуры  рабочих  мест  и  специализации
рабочей  силы,  диспропорциях  в  территори-
альном развитии. В этих условиях рассогла-
сование между потребностями рынка труда
и  предложениями,  поступающими  от  рынка
образовательных услуг, приводит к еще бо-
лее  существенным  (чем  в  других  регионах
России) негативным экономическим и соци-
альным последствиям.
Следует  отметить,  что  большинство
работ,  касающихся  рынка  образовательных
услуг, связаны с решением преимущественно
прикладных  вопросов,  касающихся  качества
образовательных услуг, менеджмента образо-
вательных учреждений, организации учебных
процессов. В то же время, значительно мень-
ше представлены работы, рассматривающие
комплекс  экономико-теоретических  аспектов
взаимодействия потребностей экономических
систем  в  профессиональных  кадрах  и  рынка
образовательных  с  учетом  появления  новых
тенденций,  в  том  числе  связанных  с  особен-
ностями влияния на сферу образования и за-
нятость глобальных тенденций.
Таким  образом,  актуальность  пред-
лагаемой  темы  обусловлена  необходимо-
стью  разработки  теоретических  и  приклад-
ных  вопросов,  связанных  с  преодолением
существующего  дисбаланса  между  рынком
образовательных услуг и потребностями эко-
номических систем в профессиональных ка-
драх,  недостаточной  разработанностью  про-
блематики  и,  в  частности,  учета  специфики
ее проявлений в условиях особой экономиче-
ской зоны - Калининградской области.
Сегодня  необходимо  разрабатывать
эффективные  стратегии  и  механизмы  ми-
нимизации  рассогласования  между  реги-
ональным  рынком  образовательных  услуг
и  потребностями  экономических  систем  в
профессиональных  кадрах,  позволяющих
повысить профильную занятость професси-
онально подготовленных кадров, минимизи-
ровать структурную текучесть и обеспечить
партнерские  отношения  учебных  организа-
ций и предприятий в вопросах подготовки и
трудоустройства персонала (на примере Ка-
лининградской области).
Процессы  масштабных  преобразова-
ний  в  России  требуют  привлечения  в  раз-
личные  сферы  экономики  качественно  но-
вой  рабочей  силы,  обладающей  высоким
уровнем профессионализма, способностями
адаптироваться  к  работе  в  инновационной
среде. В условиях снижения уровня воспро-
изводства  трудовых  ресурсов,  в  силу  дей-
ствия  различных  причин  (экономических,
демографических  и  пр.),  возрастает  значи-
мость регулирования процессов интенсифи-
кации  деятельности  профессиональных  ка-
дров и соответствующего повышения уровня
эффективности системы обеспечения заня-
тости  в  регионах  России.  В  качестве  реак-
ции государственной власти на последствия
финансово-экономического  кризиса  можно
назвать план действий по дополнительному
обучению  нетрудоустроенных  выпускников
образовательных  учреждений  (2009  г.)  по
ускоренным курсам подготовки по востребо-
ванным профессиям и опережающему про-
фессиональному  обучению,  разработанный
Министерством образования и науки РФ, со-
держащий, в числе других, следующие анти-
кризисные мероприятия:
- увеличение бюджетных мест в маги-
стратуре с 19 тыс. до 43,4 тыс., в аспиранту-
ре - с 26 тыс. до 30 тыс.;
-  направление  более  1,5  тыс.  студен-
тов российских вузов в ведущие университе-
ты Европы и США;
- содействие развитию договоров между
вузами и предприятиями о целевой контракт-
ной подготовке студентов старших курсов;
-  развитие  служб  содействия  трудо-
устройству выпускников, а также взаимодей-
ствия с кадровыми агентствами на базе подве-
домственных образовательных учреждений.
Помимо  антикризисных  мер,  прини-
маемых государством, следует указать и на
аналогичные меры, принимаемые непосред-
ственно  учебными  организациями.  В  част-
ности,  ряд  ведущих  вузов  России  продол-
жил  практику  перевода  лучших  студентов
платного  обучения  на  бюджетные  места,  в
том  числе  при  увеличении  их  доли;  «замо-
раживание» платы за обучение; увеличение
числа дополнительных мест в магистратуре
и аспирантуре и пр.
На рынке образовательных услуг госу-
дарство играет тройственную роль. С одной
стороны, государство выполняет функции за-
казчика образовательных услуг для предпри-
ятий и организаций государственного секто-
ра и в других секторах, решающих важные
для  государства  задачи.  С  другой  стороны,
государство  выполняет  функции  социаль-
но-экономической  поддержки  потребителей
образовательных  услуг  и  образовательных
учреждений за счет бюджетного финансиро-
вания соответствующих услуг в сфере бес-
платного,  общедоступного  образования.  С
третьей стороны, государство призвано вы-
полнять традиционные для рыночных стран
функции:  это  правовая  защита  субъектов
рынка образовательных услуг от монополиз-
ма,  от  недобросовестности  в  бизнесе,  ре-
кламе, обеспечение качества образователь-
ных  услуг,  ведение  государственного  учета
и  статистики,  и  пр.  К  третьей  группе  задач
целесообразно  отнести  и  государственные
меры по поддержанию баланса между рын-
ком труда и рынком образовательных услуг.
Следует  отметить,  что  главной  сложностью
при решении задач третьей группы является
необходимость  учета  установок  потребите-
лей образовательных услуг.
К  числу  основных  особенностей,  ха-
рактеризующих  рынок  образовательных
услуг в регионах России, целесообразно от-
нести следующие: высокий уровень концен-
трации  учреждений  образования  в  крупных
городах;  экстенсивный  рост  количества  ву-
зов (особенно в первой половине 90-х годов)
с одновременным снижением доли учебных
организаций  начального  профессиональ-
ного  образования;  коммерциализация  об-
разовательных  услуг;  наличие  устойчивого
спроса  населения,  делающее  образование
массовым феноменом; структурные измене-
ния, касающиеся системы управления обра-
зованием;  преобладание  государственного
сектора  образовательных  учреждений  над
частным (негосударственным).
Важная  роль  образования  в  развитии
человеческого  капитала  определяет  внима-
ние  к  этой  сфере  как  со  стороны  государ-
ства,  так  и  со  стороны  работодателей.  Не-
удовлетворенность работодателей качеством
профессионального  обучения  стимулирует
интерес к сфере дополнительного професси-
онального образования, реализуемого в диа-
пазоне от организации корпоративных курсов
до создания корпоративных университетов.
К  числу  глобальных  тенденций,  об-
условленных  ростом  инновационных  начал
в  экономике,  усиления  либеральных  ценно-
стей в общественной жизни и пр. следует от-
нести постепенный переход части населения
из категории наемных работников в катего-
рию  фрилансеров  -  людей  с  более  свобод-
ным образом жизни и соответственно более
свободной  формой  занятости.  Эту  тенден-
цию  нельзя  не  учитывать  при  перспектив-
ном  планировании  профессиональной  под-
готовки.  Поэтому,  несмотря  на  тенденцию
к  переизбытку  гуманитариев,  сокращение
их  подготовки  должно  быть  не  тотальным,
а  коррегируемым,  с  учетом  тенденций  раз-
вития  малого,  в  том  числе  инновационного
предпринимательства,  фермерства  и  раз-
личных форм фрилансерства.
Нельзя не учитывать и фактор услож-
нения деятельности, что приводит к появле-
нию  мест  для  рабочих  высокой  квалифика-
ции (например обслуживание станков с ЧПУ),
требующих  от  кандидатов  более  высокого
уровня образования (в том числе и высшего).
Важнейшей  тенденцией,  способству-
ющей  лучшей  координации  рынка  образо-
вательных  услуг  и  потребностей  экономи-
ки  в  квалифицированных  кадрах,  является
установление  стратегического  партнерства
между учебными организациями и предпри-
ятиями,  заинтересованными  в  привлечении
профессионально  подготовленной  рабочей
силы.  Примеры  такого  партнерства  стано-
вятся все более многочисленными.
Проблема  регулирования  рынка  за-
нятости  заключается  в  нахождении  согла-
сованного баланса между запросами и ожи-
даниями  трех  «игроков»,  действующих  на
данном  рынке:  работодателями,  руководи-
телями учебных организаций и потенциаль-
ными работниками, что требует применения
экономически эффективных и одновременно
социально  ответственных  методов.  Власть
является четвертым игроком данного рынка,
призванным обеспечить регулирование дан-
ного  баланса,  гарантировать  надлежащее
выполнение сторонами своих обязательств.
Вместе с тем нельзя не учитывать роль еще
одного  социального  института,  заинтере-
сованного  в  нахождении  консенсуса  между
этими  игроками.  Речь  идет  о  сообществе,
поскольку  населению  как  потребителю  об-
разовательных  услуг  важно  получить  каче-
ственный продукт, использование которого в
последующем должно привести (по установ-
кам  потребителей  услуг)  к  получению  про-
фессии, позволяющей реализовать жизнен-
ные профессиональные планы и обеспечить
источник стабильных доходов.
Направления  модернизации  профес-
сионального образования представляют со-
бой развитие основных элементов образова-
тельной системы: ее структуры, содержания
образования  (в  том  числе  применяемых  в
процессе обучения образовательных техно-
логий), совершенствования управленческих
механизмов системы образования и состав-
ляющих ее элементов.
При  прогнозировании  развития  рынка
образовательных услуг и рынка труда необхо-
димо учитывать, что в ближайшие годы в Ка-
лининградской  области,  помимо  традицион-
ных для данного региона отраслей экономики,
будут развиваться три перспективных класте-
ра: автопром, туристический комплекс (с со-
ответствующим  развитием  сопутствующей
инфраструктуры:  рекреационных  объектов,
сети отелей и пр.), а также электроэнергети-
ка. Вместе с тем, в силу мультипликативных
эффектов,  присущих  как  формированию
территориальных кластеров, так и развитию
особой  экономической  зоны,  ускоренное
развитие  получат  сервисные  отрасли,  в  том
числе и сфера образования. Кроме того, как
минимум,  в  среднесрочной  перспективе  ин-
новационный сектор в экономике области бу-
дет  развиваться  ускоренными  темпами,  что
приведет как к изменению «структурной це-
почки» инновационного цикла от разработок
и исследований до их внедрения в промыш-
ленное производство, но и стимулирует рост
потребности  в  высококвалифицированных
кадрах. Этому росту инновационной активно-
сти должны также способствовать и условия
особой экономической зоны.
Иными  словами,  региональная  си-
стема  образования  призвана  осуществлять
воспроизводство  специалистов,  способных
эффективно  работать  в  конкурентной  эко-
номической среде, влиять на экономический
рост ведущих отраслей региона.
Соответственно решение данных стра-
тегических задач требует надлежащего про-
гнозирования тенденций развития, происхо-
дящих в данных сферах, на основе которых
можно проектировать изменения в системе
образования, в механизмах ее реагирования
на запросы рынка труда.
Библиографический список:
1. Аверкин В.Н. Административное управление территориальными образовательными си-
стемами. Великий Новгород: НРЦРО, 1999.
2. Алашеев С.Ю. Задачи кадрового обеспечения социально-экономического развития Са-
марской области на 2005-2007 годы // Экзит. 2004. №15(99). С.3-9.
3. Андреев Д. Роза Мира. СПб.: Изд-й дом «Азбука-классика», 2006.
4.  Апохин  А.Ю.,  Лебединская  Е.В.  Прогноз  изменений  численности  студентов  на  2006-
2008 годы // Перспективы развития и модернизации экономики высшего профессионального
образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
5.  Архангельская  Н.  Где  живет  свободный  агент  //  Эксперт.  №7.  18-24  февраля.  2008.
С.84-88.
6. Атоян В., Казакова Н. Университетские комплексы: Международное сотрудничество //
Высшее образование в России. 2002. №6. С.3-8.
7.  Бабурин  В.А.  Инновационно-образовательные  комплексы  в  системе  высшей  школы:
Коллективная монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007.
8. Баланс трудовых ресурсов за 2004 год по Калининградской области / Под ред. Хо-
мяк Г.М., Кореневской И.Б. Калининград: Территориальный орган Федеральной службы госу-
дарственной статистики, 2005.
9.  Балыхин  Г.А.  Управление  развитием  образования.  Организационно-экономический
аспект. М.: Экономика, 2003.
10. Безденежных Т.И., Шипунов К.Б. Актуальные проблемы регулирования занятости на ре-
гиональном уровне // Актуальные вопросы менеджмента в России на современном этапе: развитие
новых принципов и методов управления мезоэкономикой и проблемы их внедрения в социально-
экономических системах: Тезисы докладов научно-практической конференции. СПб.: ОЦЭиМ, 2008.
11. Голуб О.Ю. Социальные механизмы адаптации на российском рынке труда. - Саратов:
Изд-во Сарат. ун-та, 2002;
12. Государственная политика на российском рынке труда: реалии и перспективы // Под
общ. ред. к.э.н. Л.Ю. Ельцовой. М.: Экономика, 2001.











 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 642 | Теги: квалификация персонала, трудовые ресурсы региона, Рынок образовательных услуг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь