Пятница, 09.12.2016, 12:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Развитие психофизических качеств детей 6-7 лет с детским церебральным параличом средствами спортивных игр

О.А.Чернов

Развитие психофизических качеств детей 6-7 лет с детским церебральным параличом средствами спортивных игр

По данным НИИ педиатрии, за последние пять лет в Российской Федерации выявлено 50% детей, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата (А.А. Потапчук, 2008). По данным министерства здравоохранения и социального развития, на август 2010 года численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, из них - 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения (Т.А. Голикова, 2010). По статистическим данным Южно-Якутского республиканского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями ежегодно увеличивается количество детей с детским церебральным параличом (ДЦП) от 3 до 9% (Е.В. Никитина, 2010).

При анализе научно-методической литературы было установлено, что особое внимание уделяется реабилитации двигательных нарушений детей- инвалидов с ДЦП (Ю.А. Гросс, 1998; Н.А. Гросс, 1999; А.А. Потапчук, 2007; И.Ю. Беркутова, 2008; Ю.А. Ковалева, 2009). Выявлено незначительное количество методик, направленных на формирование двигательных навыков детей дошкольного возраста (О.Е. Шаталова, 2009; Т.Е. Зимина, 2010).

Отсутствуют методики, направленные на комплексное развитие психофизических качеств детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (далее ДЦП).

В связи с недостаточным количеством времени, отведенным на занятия адаптивного физического воспитания и отсутствием методик, направленных на комплексное развитие физических качеств, коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП легкой степени двигательных нарушений, актуальной является разработка рекомендаций для развития психофизических качеств средствами спортивных игр.

Цель - выявить особенности психофизического состояния детей старшего дошкольного возраста с ДЦП легкой степени двигательных нарушений и разработать рекомендации для развития психофизических качеств детей на основе использования спортивных игр.

Мы проводили изучение показателей физического развития, физической подготовленности, коммуникативных умений, эмоционального состояния детей 6 лет.

Анализ показателей физического развития не выявил значительных отклонений от возрастной нормы здоровых сверстников. В то же время было установлено, что показатели физической подготовленности детей значительно ниже нормативных возрастных показателей (по Л.В. Яковлевой, Р.А. Юдиной, 2003) (рис. 1).

Анализ полученных данных свидетельствует об отставании в развитии координационных способностей, таких как: статическое равновесие на 46,2%, кинестетическое дифференцирование на 41,3%, ориентация в пространстве на 24%. Силовые качества ниже нормы на 39%, скоростно- силовые качества - на 23%, выносливость - на 26,5%, гибкость - на 35,5%.

Примечание: 1. челночный бег (3х10); 2. бег 10 м; 3. бег 90 м; 4. наклон туловища вперед; 5. прыжок в длину с места; 6. прыжок в высоту с места; 7. метание правой рукой; 8.метание левой рукой; 9. статическое равновесие (тест Е.Я. Бондаревского), правая нога; 10. статическое равновесие, левая нога; 11. кистевая динамометрия, правая рука; 12. кистевая динамометрия, левая рука; 13. отбивание мяча от пола; 14. подбрасывание и ловля мяча; 15. передача мяча от груди.

Рис. 1. Показатели физической подготовленности детей 6 лет с ДЦП (возрастная норма - 100%)

В результате анализа показателей коммуникативных способностей установлено, что у 61% исследуемых детей не сформированы такие качества, как сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, учитывать интересы и желания партнера (рис. 2).

 
Примечание: 1. конфликтность; 2. умение работать в паре; 3. умение договариваться; 4. учитывает желание и интересы партнера; 5. умение осуществлять взаимопомощь.
Рис. 2. Показатели развития коммуникативной сферы детей 6 лет с ДЦП.

 
Изучение показателей эмоциональной сферы детей выявило преобладание неустойчивого эмоционального состояния в различных видах деятельности (свободная игровая, физкультурно-оздоровительная) у 57% (рис. 3).
Рис. 3. Показатели состояния эмоциональной сферы детей 6 лет с ДЦП в различных видах деятельности.

Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость поиска дополнительных средств и методов, соответствующих возрастным и двигательным особенностям детей старшего дошкольного возраста с ДЦП с легкой степенью двигательных нарушений.

В ходе работы проводили предварительный эксперимент. Анализ педагогических наблюдений за детьми экспериментальной группы на дополнительных занятиях выявил:

1. Потребность у детей в быстром успехе в двигательной деятельности и снижение интереса при его отсутствии, частое переключение внимания, что определило чередование занятий по видам спортивных игр в следующей последовательности: баскетбол, футбол, мини-волейбол.

2. Необходимость использования различных мячей - резинового, мини- баскетбольного, баскетбольного, футбольного, футзального, мини- волейбольного, что будет способствовать развитию кинестетического дифференцирования, расширению двигательного опыта, формированию умений и навыков действий; позволит детям с разными формами ДЦП реализовать возможность овладения действиями с мячом в соответствии с имеющимися нарушениями и сохранными двигательными функциями.

3. Наличие индивидуальных проявлений в состоянии эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей затрудняли взаимодействие с ними, контроль и регуляцию их негативных проявлений, что определяет необходимость организации психолого-педагогического сопровождения. В этой связи, в содержание методики были включены средства психолого- педагогического воздействия.

По результатам эксперимента мы предлагаем следующие практические рекомендации для развития психофизических качеств детей на основе использования спортивных игр:

1. Развитие психофизических качеств детей 6-7 лет с ДЦП средствами спортивных игр реализуется на дополнительных физкультурных занятиях (2 раза в неделю), в содержании которых используются средства спортивных игр баскетбола (45%,), футбола (40%), мини-волейбола (15%). На занятии используются средства одного вида игр (разные виды мячей). Занятия с элементами спортивных игр последовательно чередуются.

2. Необходимо соблюдать следующую последовательность выполнения упражнений спортивных игр: 1) в стандартных условиях; 2) в усложненных условиях; 3) в соревновательных условиях.

3. На всех занятиях рекомендуется использовать средства психолого- педагогического воздействия: внушения, двигательные установки, эмоциональный комментарий, педагогическую оценку, направленные на качественное выполнение двигательных действий и регулирование эмоционального состояния детей, а также коммуникативные игры и игры с правилами - на развитие коммуникативных навыков.

4. На соревновательном этапе необходимо учитывать последовательность проведения спортивных мероприятий с целью социализации и интеграции детей с ДЦП: 1) между командами детей коррекционного образовательного учреждения (2-4 мероприятия); 2) на базе коррекционного образовательного учреждения с приглашением команд здоровых сверстников (2-3 мероприятия); 3) на базе общеобразовательных или спортивных учреждений.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 42 | Теги: спортивные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016