Вторник, 20.02.2018, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

И.П.Панова, С.Ф.Панов, Липецкий государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

Введение. Физическое воспитание в высших учебных заведениях является неотъемлемой частью образования. Специалисты указывают на необходимость поиска новых нетрадиционных технологий для организации занятий по физическому воспитанию в вузе [1, 3]. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья. Укрепление здоровья немыслимо без применения движений, направленных на активизацию деятельности внутренних органов и развитие опорно- двигательного аппарата.

Для педагогических вузов характерным является наличие большинства девушек, которые стремятся быть не только здоровыми, но еще и красивыми. Как известно красота заключается не только в совершенстве внешних форм тела, она требует высокой координации, пластичности и грациозности движений [2]. Пластичные движения характеризуются непрерывностью, слитностью, плавностью, выполнением движений без пауз. На это качество впервые указал Н.А. Бернштейн (1947, 1991), назвав его пластикой, и предложил следующее определение: «пластика - это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир». Вместе с тем совершенно очевидно, что ни преподаватель (или тренер), ни занимающийся не ставят цели развития пластичности, так как в специальной методической литературе это качество не представлено [6].

Таким образом, в настоящее время нужна многофункциональная система, включающая в себя развитие всех физических качеств, интеллектуальное и духовное развитие и, конечно же, пластичности и грациозности движений студенток. Однако подавляющее большинство методических рекомендаций по оптимизации процесса физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля направлены на совершенствование выносливости, силовых и скоростных способностей занимающихся.

В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья [4]. Современный взгляд на здоровый стиль жизни вызвал интерес к оздоровительным системам. Этому в немалой степени способствовали появившиеся публикации, видеопродукция и большое количество клубов здоровья, основной целью которых является привлечение людей к оздоровительным тренировкам.

Высокая эффективность оздоровительной тренировки и, в частности, аэробики, объясняется тем, что технология создания фитнес-программ и программ аэробики принимает и интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смежных научных дисциплинах [5].

Термин «аэробика» часто применяется как собственное название для различных видов двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность.
По мнению многих авторов, аэробика предназначена для достижения сбалансированного состояния оптимального развития физической силы, гибкости, контроля за весом тела, коррекции сердечнососудистых возможностей организма, позитивного физического и психического настроения и реально способствует коррекции фигуры.

Цель нашего исследования - изучить влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие пластичности у студенток.

Методика и организация исследования. До начала эксперимента и по его окончании студентки проходили тестирование по показателю пластичности телодвижений, их разновидностей и проявлений: пластичность телодвижений, пластичность нижних конечностей, статическая пластичность, грациозность и правильная осанка.

Тест 1 - «волна» вперед, лицом к гимнастической стенке (тест для оценки пластичности телодвижений). Для измерения амплитуды движения использовалась специальная разметка из плотной ткани или бумаги, прикрепленная к гимнастической стенке. Ее высота - 180 см, каждое деление составляет 5 см. Пользуясь данной разметкой, можно определить расположение звеньев тела относительно друг друга и, кроме того, контролировать величину прогиба. Вначале движения, когда выполняется круглый полуприсед, важно правильное расположение звеньев относительно друг друга: руки параллельно полу. В момент выполнения завершающего движения «волны» разметка позволяет определить степень прогиба грудной части тела ученика. Величина прогиба измеряется в сантиметрах. Оценивается амплитуда движений по пятибалльной системе.

Тест 2 - мах ноги назад (тест для определения уровня пластичности нижних конечностей). Для определения уровня пластичности нижних конечностей предлагается следующее упражнение: стоя боком к гимнастической стенке, держась рукой за рейку, махом ноги назад достигнуть положения «полукольца». Разметка, прикрепленная к середине пролета гимнастической стенки, имеет высоту 180 см с делениями через каждые 5 см. Это позволяет преподавателю с достаточно большой степенью точности оценить не только амплитуду движения ногой в цифровом выражении, но и контролировать правильное положение звеньев тела относительно друг друга и выполнить задание не за счет излишнего прогиба в поясничной части, а движением от бедра. Оценивается амплитуда движений по пятибалльной системе.

Тест 3 - (тест для определения статической пластичности). Разновидность одного из специфических проявлений статической пластичности представлена фиксацией движения в заданной позе: в стойке на правой ноге, левую согнуть вперед, ступню прижать к колену опорной ноги. Руки вверх, ладонями книзу, указательный палец вверх. Заданную позу удерживать в течение 5-10 с. Оценивается правильное расположение звеньев тела по пятибалльной системе оценок.

Тест 4 - (тест для определения грациозности и правильной осанки). Тест, акцентирующий внимание на формировании правильной осанки как основе пластичности и для оценки грациозности как составной части пластичности, включает использование дополнительного груза. Мешочек с песком кладется на голову и удерживается при ходьбе по «зигзагу», начерченному на полу краской или мелом. «Зигзаг» представляет собой ломаную линию, шириной 5 см, длина каждой составляющей - 1,5 м. Оцениваются слитность и плавность движения при удержании мешочка на голове по пятибалльной системе оценок.

По результатам исходного тестирования были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы студенток 1 -го курса по 20 человек в каждой. Статистические данные показывают, что исходный уровень развития пластичности телодвижений студенток в контрольной и экспериментальной группах был в основном практически идентичен, достоверных различий не обнаружено. Это должно указывать на корректность последующего анализа изменений, наступивших в результате эксперимента.

Основная часть исследования проводилась на базе гимнастического зала Липецкого государственного педагогического университета. Учебно- тренировочные занятия в контрольной группе проводились на основе рекомендаций программы по предмету «Физическая культура» для вузов.

Содержанием основной части занятий в ЭГ являлось выполнение модификаций базовых шагов оздоровительной аэробики согласно стилям различных танцевальных направлений (латино, фанки, хип-хоп, джаз и др.). В одном занятии применялось несколько способов увеличения координационной сложности упражнения (добавлялись движения руками, перемещения, изменялся ритм движений, использовались разнонаправленные движения в суставах различных частей тела). На следующем занятии связка обязательно повторялась, добавлялись новые движения.

Так как занятия в ЭГ проводились поточным способом, в них не было простоев для объяснений и показа: в это время выполнялись предыдущие упражнения, ходьба или приставной шаг. Во всех занятиях обращалось внимание на правильную осанку, свободную и легкую походку, красоту движений, пластику, эмоциональность. Специфический подбор мелодий для фонограммы позволял задавать различный темп выполнения движений. Упражнения для танцевальной комбинации подбирались с учетом вида деятельности в основной части занятия. Таким образом, к работе были подготовлены необходимые мышечные группы, а нетрадиционная форма выполнения знакомых движений способствовала развитию двигательных координации, эмоциональному восприятию нагрузки и как следствие - повышению интереса к занятиям.

Результаты и их обсуждение. В конце учебного года (через 6 месяцев систематических занятий, 2 раза в неделю по 1,5 ч) было проведено повторное тестирование по показателю пластичности телодвижений студенток ЭГ и КГ. Из данных, приведенных в таблице, установлено, что результаты показателей пластичности у студенток контрольной и экспериментальной групп изменились в сторону улучшения.

Таблица

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; М - среднее арифметическое; m - ошибка среднего арифметического значения; n - количество участников; p - уровень значимости.

Однако полученные нами данные показывают, что улучшения носят достоверный характер в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной группе эти изменения носят недостоверный характер (р>0,05).

По нашему мнению некоторое увеличение пластичности в контрольной группе связано, очевидно, с естественным развитием организма, приобретением двигательного опыта и интереса к занятиям физическими упражнениями. Полученные нами данные о некотором увеличении пластичности в контрольной группе согласуется с мнением многих авторов о том, что пластичность, находясь в неразрывной взаимосвязи с другими двигательно-координационными и физическими качествами, возрастает по мере повышения уровня физической и технической подготовки [6].

Выводы. Таким образом, можно говорить о положительном влиянии и традиционной и экспериментальной методики проведения занятий по физическому воспитанию на процесс развития показателей пластичности у студенток в сторону положительных изменений. Однако и достоверность полученных результатов, и гораздо больший процентный прирост в показателях в ходе педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования оздоровительной аэробики для повышения уровня развития пластичности у студенток.

Пластичность, как и другие двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.

Список литературы

1. Астахова, Е.В. Задачи, проблемы и перспективы физического воспитания студентов / Проблемы высшей школы: республ. науч.-метод, сб. - Киев, 1987. - Вып. 63. - С. 55-60.
2. Лицен, М.М. К вопросу об использовании шейпинг-программ в физическом воспитании студенток высших учебных заведений / М.М. Лицен, В.М. Гумен, Б.К. Ивлев // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С. 39-42.
3. Лубышева, Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физ. культуры. -1990. - №3. - С. 42-44.
4. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие. - М.: Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.
5. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Частные методики / Т.С. Лисицкая, Л.В.Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.
6. Назаренко, Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №8. - С. 48-53.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (28.01.2018)
Просмотров: 52 | Теги: аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь