Суббота, 16.02.2019, 06:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бондарчук И.Ю., Добровольская Н.А., Бережная С.Е., Алешин Е.В.

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В работе рассмотрены возможности использования технологии проблемного обучения в вузе и его влияние на развитие научно-творческой деятельности студентов.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, творческая деятельность, творческое мышление.

 

Актуальность темы. Обучение представляет процесс взаимосвязей и взаимообусловленной деятельности обучающего и обучаемых, направленных на овладение знаниями, навыками и умениями. Эта деятельность подразделяется на репродуктивно-исполнительскую, творческую деятельность или смешанную. Первый вид деятельности характеризует простое сообщение знаний и запоминание их обучаемыми в результате повторения. Для второго вида характерен научный анализ изучаемых проблем, самостоятельный подход к учебному материалу, оригинальность и способность решений. Это требует от обучаемых активного мышления и развивает у них творческие способности, продуктивное мышление, умение ориентироваться в различных ситуациях, способность решать практические задачи с учетом конкретных условий. Следовательно, тип обучения обусловлен характером взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемых. Если репродуктивно-исполнительская деятельность свойственна для информационно-репродуктивного обучения, то творческая познавательная деятельность является внутренним содержанием проблемного обучения. [1]

Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познаниями, исследования, творческого мышления. [2]

А активизация учебного процесса и учебной деятельности студентов на первых этапах обучения является необходимой предпосылкой формирования их научного творчества. Важную роль в этом процессе играет научный поиск. Творческий анализ изучаемого представляет собой признаки творческой составляющей индивидуальности студента.

Цель работы: изучение форм и методов влияния технологии проблемного обучения на развитие творческой деятельности студентов.

Необходимым условием проблемного обучения является наличие проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация характеризует интеллектуальное затруднение обучаемого в случае когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия.

Следовательно, проблемная ситуация есть закономерность продуктивной творческой познавательной деятельности. [3,4] Последовательность этапов творческой познавательной деятельности, в условиях проблемной ситуации, следующая: проблемная ситуация, проблема, поиск способов её решения, решение проблемы.

Полный цикл интеллектуальных действий от появления проблемной ситуации до решения проблемы включает:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание и определённые сущности затруднения;
- постановка проблемы;
- поиск способа решения, выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы;

Исходя из опыта преподавания, можно выделить характерные типы проблемных ситуаций.

1-й тип - при столкновении студентов с необходимостью применения ранее полученных знаний в новых условиях;

2-й тип - при наличии противоречий между теоретической возможностью решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа решения;

3-й тип - студенты не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в конкретной ситуации;

4-й тип - имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования. [4]

Разрешение указанных проблемных ситуаций способствует развитию элементов творческой деятельности студентов. Формируемый в процессе проблемного обучения, опыт научного творчества имеет свойства, характерные для всех видов творчества (способность творчески мыслить, способность к выявлению проблем) и специфические свойства, связанные с той наукой, в рамках которой он формируется (мотивация творчества, опыт технического творчества).

Творческое мышление обладает тремя специфическими особенностями, проявляющимися при решении проблем.

Первая - способность к осмыслению и переосмыслению (рефлексов) [5]. Рефлексия рассматривать как наиболее важный механизм творчества, обеспечивающий выработку оригинального мышления, элементы которого вырабатываются в процессе поиска способов решения проблемы.

Вторая особенность - поиск способов решения в условиях неопределенности.

Третья особенность - способность и определение интеллектуальных трудностей - формируется непосредственно в процессе проблемного обучения.

Одним из основополагающих элементов творческой деятельности является способность к выявлению проблем, обусловленности противоречиями между сложившимися представлениями о явлении (предмете) и имеющимися фактами, а также между свойствами предметов и возможностями их использования. Эта способность (помимо интуитивной составляющей) частично формируется на лекциях, практических лабораторных занятиях при проблемном обучении.

Следующей составляющей творческой деятельности является опыт использования для решения проблем знаний отдельных разделов изучаемых дисциплин, что фактически осуществляется при проблемном обучении. Без гибких и осознанных знаний решение проблемных ситуаций невозможно, как и невозможно творчество.

Компонентом опыта научного творчества выступают все решенные ранее творческие задачи (проблемы). Чем больше решенных учебных проблемных ситуаций, тем богаче опыт учебного научного творчества. С накоплением количества решенных задач (проблем) студенты овладевают общими приемами поиска решения проблем; анализ и сопоставление различных вариантов решения; тщательная проработка вариантов решения; фиксация промежуточных результатов поиска; расширение диапазона поиска. [5]

Выводы. Дальнейшее совершенствование творческой деятельности студентов, на наш взгляд должно осуществляться на основе внедрения следующих дидактических методов организации процесса проблемного обучения: углубленных эвристических заданий, программированных заданий с элементами моделирования и особенно метода исследовательских заданий, который реализуется путем постановки перед студентами теоретических и практических заданий, имеющий высокий уровень проблемности. Организационно исследовательские работы могут быть самыми разнообразными - от студенческого эксперимента, подготовки научного доклада на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований, конструирования и моделирования до научно-исследовательской работы.

Литература

1. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены - проблемы остаются. Вестник высшей школы. 1985, №9, с. 16-23
2. Махмутов М.И.Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
3. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1980..
5. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования. - Психология творчества, общая, дифференциальная, прикладная. М.: Астрель, 1990

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (22.01.2019)
Просмотров: 19 | Теги: творческая деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь