Пятница, 22.06.2018, 21:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Филатов М.М., Абрамова В.Р.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В работе анализируется эффективность использования в учебно- тренировочном процессе комплекса упражнений, направленных на развитие координационных способностей стрелков из лука. Приведены результаты исследования на контингенте юных стрелков группы первого года обучения

Ключевые слова: координационные способности, юные спортсмены, стрельба из лука, начальный этап спортивной подготовки.

 

Актуальность исследования. Современные достижения в стрельбе из лука предъявляют высокие требования к всесторонней подготовленности спортсмена.

Анализ научно-методической литературы показал, что в стрелковом виде спорта одно из ведущих мест в обеспечении координации занимает вестибулярный аппарат, который является быстрым и специфическим информатором о положении гравитационной вертикали при перемещении тела, обеспечивая при этом ориентацию тела и перераспределение мышечного тонуса.

Несмотря на то, что с ростом спортивной квалификации увеличивается способность сохранять устойчивое положение позы "стрелок-оружие" и системы "стрелок-оружие-мишень", механизмы, лежащие в ее основе, до конца не изучены, что и делает данное исследование актуальным.

Заслуженный тренер России, мастер спорта СССР по пулевой стрельбе, профессор М.М. Кубланов утверждает, что в стрелковом виде спорта координационные качества играют одну из решающих ролей, особенно в соревновательных условиях. Спортивные достижения в стрелковом виде спорта определяются в основном высоким уровнем специальных физических качеств, совершенством технического мастерства, высоким уровнем тактической и психической подготовленности. Недостаточно на наш взгляд изучены вопросы по развитию координационных качеств, данный вопрос является важным компонентом в повышении спортивного мастерства у спортсменов - лучников.

Основное содержание работы

Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс подготовки стрелков из лука УТГ-1 ЧРССШИОР им. Д.П. Коркина.

Предмет исследования. Координационные способности стрелков из лука УТГ- 1.

Цель исследования: Повысить эффективность спортивной тренировки юных стрелков из лука УТГ-1 посредством развития координационных способностей.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по развитию координационных качеств у спортсменов занимающихся стрелковыми видами спорта.
Разработать комплекс упражнений направленных на развития координационных способностей у юных стрелков из лука УТГ-1.
Экспериментально обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений направленного на развитие координационных качеств у юных лучников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что целенаправленное воздействие на уровень координационных качеств юных стрелков, будет способствовать эффективности тренировочного процесса и результативности соревновательной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты работы положены в основу организации учебно-тренировочного процесса по стрельбе из лука для спортсменов учебно-тренировочных групп 1-го года обучения. Целенаправленное повышение в учебно-тренировочном процессе стрелков из лука уровня координационных способностей позволило создать необходимую базу для более качественного выполнения элементов техники стрельбы, использования более мощного оружия, повышения спортивных результатов и гармоничного развития опорно-двигательного аппарата лучников, что в итоге позволило значительно повысить результативность стрельбы.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы;
Педагогическое наблюдение;
Тестирование специальных координационных способностей;
Методы математической статистики;
Организация исследования.

Исследование проводилось на базе ГБУ РС(Я) ЧРССШИОР им. Д.П. Коркина, на занятиях отделении стрельбы из лука учебно-тренировочной группы первого года обучения. В исследовании участвовали всего 12 мальчиков 5-6 классов, их мы разделили на две группы по шесть человек: экспериментальную и контрольную.

Экспериментальная группа тренировалась с помощью комплекса упражнений с упором на развития координационных способностей разработанного нами. Упражнения выполнялись перед тренировкой и в конце занятия. Контрольная группа тренировалась по общепринятой программе.

Нововведенный комплекс включает в себя простые упражнения на координацию и на тренажере придуманными нами:
Вращение вокруг точки влево и вправо попеременно по 30 секунд с перерывом на 15 секунд.
Кувырки вперед и назад 8-10 раз.
Поднимание на носках с закрытыми глазами с удержанием на 20 секунд. Ноги вместе, руки на пояс.
Удержание точки прицеливания в центре мишени. Стопы на одной линии. Максимальное время удержание, три раза по пять серий.

В исследовании для выявления уровня координационных способностей юных стрелков из лука мы провели следующие тесты:
Среднее время выстрела. Испытуемый по сигналу натягивает тетиву из позы стойки лучника на линии огня, время на секундомере останавливается сразу после выпуска стрелы, не дожидаясь возвращения в исходное положение лучника.

Наведения точки прицеливания в центр мишени с фиксацией с разных углов щита на время. Упражнение выполняется на станке из соображения техники безопасности при занятиях стрельбой из лука.

Удержание точки прицеливания в центре мишени на время. Спортсмен с помощью станка должен удержать точку прицеливания в центре мишени в стойке, когда стопы лучника стоят на одной линии.

В результате целенаправленного воздействия на координацию стрелков из лука в учебно-тренировочном процессе путем применения комплекса упражнений, выявлено достоверное повышение уровня координационных качеств.

Показатель в тесте на время выстрела в контрольной группе составил в среднем 7,35±0,43 секунд, в экспериментальной 6,13±0,32 сек. Различия достоверны (р<0,05).

Показатель в тесте на наведения точки прицеливания составил 6,27±0,52 сек, в экспериментальной 5,02±0,87 сек (р<0,05).
Показатель в тесте на удержание точки прицеливания составил 1,32±0,31 сек, в экспериментальной 2,10±0,65 сек (р<0,05).

Заключение:
В процессе планирования учебно-тренировочных занятий со стрелками из лука УТГ-1 необходимо предусматривать применение физических упражнений для развития координационных качеств необходимых в избранном виде спорта.

Тренеры и сами спортсмены должны уделять достаточно внимания не только технической подготовке, но и развитию координационных качеств у спортсмена

На этапе начальной подготовки у спортсменов УТГ-1, упражнения направленные на формирование координации и физических качеств должны стоять на первом месте, так как именно в это время у ребенка закладывается основное понимание о технике стрельбы

Уровень специальной работоспособности юных стрелков зависит не только от объема выполнения основных средств подготовки, но и от применения комплексов специальных упражнений физической подготовки, направленных на тренировку вестибулярной системы.

Литература

1. Богданов, А.И. Специальная подготовка стрелка из лука / А.И. Богданов - М.: ФиС, 1971. - 123 с.
2. Верхошанский, Ю.В. Стрелок и тренер / Ю.В. Верхошанский - М.: ДОСААФ, 1977.-324 с.
3. Воронков, P.M.Техническая подготовка лучников /P.M. Воронков // Разноцветные мишени. - М.: ФиС, 1979. - С. 55-59.
4. Володина И.С. Подготовка стрелка-спортсмена (учебное пособие для студентов и слушателей ФПК РГАФК). - М.: РГАФК, 1995. - 89 с.
5. Ешеев, В.Н. Использование комплексного контроля и разносторонней физической подготовки для повышения эффективности стрелков из лука/ В.Н. Ешеев, С.В. Забродский, А.Н. Корженевский, З.С. Манханов, С.В. Тарасова // Учебно-методическое пособие для тренеров ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, спортивных секций и клубов по стрелковым видам спорта / Под ред. Крутова В.Е. - М.: ФГОУ «Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодёжных команд России». - М.: РКонсульт, 2006. - 32 с.
6. Корженевский, А.Н. / Стрелковый спорт и методика преподавания/А.Н.Корженевский, B.C. Дахновский, Б.А. Подливаев - М.: ФиС, 2004. - 323 с.
7. Корженевский, А.Н. Влияние соревновательных нагрузок на организм юных спортсменов / А.Н. Коржаневский. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005,, №2, с. 73-78.
8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: ООО "Фирма"; Издательство ACT", 1998.
9. Полякова Т.Д. Формирование двигательных навыков стрелка: Учеб. пос. Минск: ИПП Госэкономплана РБ, 1993
10. Стрелковый спорт n методика преподавания // Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2003. - С. 12.
11. Тарасова, Л.В. Управление тренировочным процессом стрелков из лука/ Л.В. Тарасова,- Волгоград, 2004. - 182 с.
12. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания спорта,- М: Академия, 2001.
13. Шилин, Ю.Н. Стрельба из лука / Ю.Н.Шилин, Л.В.Тарасова, А.А Насонова // Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2006. - 135 с.
14. Шилин, Ю.Н. Физическая подготовка стрелков из лука/ Ю.Н. Шилин. Лекция для студентов РГУФК. М., 1995, С. 5.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.04.2018)
Просмотров: 83 | Теги: стрельба из лука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь