Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

А.А.Марьина

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Младший школьный возраст - наиболее значимый период в жизни человека. Именно в этом возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В пределах учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся базой, обеспечивающей развитие на следующем возрастном этапе. [2, с. 16]

Среди детей младшего школьного возраста очень сложно не заметить гиперактивных детей, так как они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.

"Гипер"- от греческого "Hyper"- над, сверху - указывает на превышение нормы. "Активный" - от латинского "aktivus" (деятельный, действенный). Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка качествами: невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. [5, с. 31]

Дети, у которых отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. [3, с. 36]

Гиперактивный ребенок не способен к сдерживанию своих порывов. Хотя он зачастую не имеет злого умысла. Им владеют противоречивые желания, и он неосознанно идёт на поводу своих влечений, тревоги, страха, агрессии. Поэтому многие гиперактивные дети неуправляемы, они не способны анализировать своё поведение, не задумывается о его последствиях.

Часто гиперактивность сочетается с низким уровнем развития мелкой моторики и самообслуживания. У этих детей часто бывает плохой почерк, им сложно застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, рисовать или вылепливать мелкие детали. Нередки в таком случае нарушения пространственной и иных видов координации. Гиперактивные дети могут плохо ориентироваться в пространственных и временных границах. Их сознание может игнорировать возникающие на пути к цели препятствия, будь то стул или стена. Что нередко ведёт к травмам. [5, с. 32]
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов.

Ребенок гиперактивен, если он:
- суетливо двигает конечностями;
- часто вскакивает со своего места;
- гиперподвижен в неподходящих ситуациях;
- не может играть в спокойные, требующие сосредоточенности игры;
- всегда находится в движении;
- очень много говорит. [1, с. 57]

Гиперактивные дети трудно привыкают к школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Подвижные, импульсивные, они не умеют сдерживать свои порывы, организовывать поведение, чем доставляют окружающим много неудобства. [6, с. 8]

Внимание к проблеме гиперактивности среди детей вызвано ещё и тем, что количество людей с этим видом аномалии ежегодно растет. Это условие требует максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, поиска путей социализации и интеграции в обществе. [4, с. 11]

Известно, что на общее развитие ребёнка, в частности, на формирование речи, интеллекта и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная мощное влияние оказывает двигательное развитие ребёнка. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе гиперактивных детей. А основным нарушением в двигательной сфере гиперактивных детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности. [2, с. 15]

По определению Д.Д. Донского под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека. Доказано, что это качество у каждого человека при рождении уже заложено, но его необходимо развивать. Наибольшего эффекта можно достичь в том случае, если развивать координацию с 6-10 лет. В этот период ребенок развивается, учится ловкости, скорости, точности, координируя в играх и упражнениях свои движения.

Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения, т.е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве по направлению, форме, амплитуде, расстояния), пространственно - временную (скорость, ускорение), динамическую (мышление, усилия), ритмическую (соразмерность усилий во времени и пространстве).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

- Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

- Вторая группа. Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

- Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). [2, с. 19]

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, на занятиях с детьми младшего школьного возраста приводит к тому, что они:
- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений. [2, с. 25]

Лучшим средством развития координации является хореография. «Танец - это, прежде всего движения, которые в полной мере заменяют спортивные тренировки. Как любая посильная физическая нагрузка, они положительно сказываются на здоровье, особенно детей школьного возраста, вынужденных большую часть своего времени проводить сидя» - арттерапевт Е.В. Бурмистрова.

Систематические хореографические занятия в младшем школьном возрасте дают легкую красивую походку, правильную осанку, которая остается на всю жизнь. Но это еще не все. Уроки танцев оказывают и психотерапевтическое действие, помогают решать и психологические проблемы. В последние годы актуальным средством коррекции является музыкотерапия. Огромная сила воздействия музыки на человека всегда поражала величайших мыслителей мира, поэтов, художников, писателей и композиторов. Влияние музыки испытывается и оценивается в той или иной мере каждым из нас в виде стимулирующего, раздражающего или успокаивающего воздействия. Легкость, с которой она вторгается в душевный мир человека, перестраивает мысли и чувства, формирует нравственный облик. Именно поэтому музыка уже давно включена в качестве обязательного предмета в систему обучения и воспитания детей разного возраста.

Следует тщательно подбирать музыку для занятий, учитывая особенности детей. Так, для гиперактивных рекомендуются медленные мелодии и плавные движения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения. [7, с. 14]

Хореография - это лучший способ выплеснуть все свои эмоции и разумно потратить свою энергию. Еще один огромный плюс для родителей - после занятия ребенок будет чувствовать приятную усталость и ему не захочется тратить свои силы на пустые дела. В итоге, ребёнок доволен, а родители спокойны.

Также танец - это способ выражения личных чувств и переживаний, и он особенно полезен людям, испытывающим трудности в общении, в налаживании контактов. Именно этот вид искусства поможет развить навыки общения, правильно построить партнерские отношения. В танце, при заданном ритме, ребенок учится чувствовать свое тело и осознанно управлять им, контролируя свои движения. Эти навыки сохраняются долго, а способность управлять своими действиями переносится и в другие сферы деятельности. [7, с. 8]

Таким образом, занятия хореографией очень полезны для детей, которые по различным причинам трудно адаптируются к школе, а их в последнее время становится все больше и больше. Такой ребенок нуждается, прежде всего, в психологической поддержке. Танец дает ему возможность творческого самовыражения, способствует самоутверждению, снятию психологических зажимов и повышает эмоциональную стабильность.

Список литературы

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. с. 57.
2. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет. // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 1980 г. с. 16.
3. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1999. -№1. с. 36.
4. Журнал «Директор школы», № 5, 2002. с. 11.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. с. 31-32.
6. Монина Г., Лютова Е. Работа с «особым» ребёнком// Первое сентября, 2000. №10. с. 8.
7. Мир движений мальчиков и девочек. Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Санкт- Петербург, «Детство Пресс», 2001 г. с. 8, 14.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (09.03.2018)
Просмотров: 59 | Теги: хореография, гиперактивный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь