Понедельник, 27.03.2017, 09:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЗЮДОИСТОВ 14 - 15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОЙ АЭРОБИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ (ТАЙ-БО)

Ю.В.Пармузина, С.А.Дьякова, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЗЮДОИСТОВ 14 - 15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОЙ АЭРОБИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ (ТАЙ-БО)

Координационные способности являются важной качественной стороной спортивной подготовки в дзюдо. В силу объективных причин современные двигательные системы могут решать целый ряд задач, ориентированных на развитие двигательных качеств, необходимых спортсменам в разных видах спорта. В этой связи целесообразно рассматривать прикладную аэробику с элементами единоборств (тай-бо) как средство для формирования специальной координации у дзюдоистов.

Ключевые слова: прикладная аэробика, элементы единоборств, тай-бо, координационные способности, дзюдо.


Введение. Занятия дзюдо могут удовлетворять различные потребности детей, подростков, девушек, юношей: в укреплении здоровья, достижении физического совершенства, развитии личностных качеств, воспитании характера, формировании необходимых двигательных умений и навыков. В зависимости от потребностей у них происходит формирование цели занятий дзюдо, этот процесс не «одномоментен». Поставленная цель оказывает влияние на интерес и усиливает положительное отношение к системе тренировок со стороны дзюдоистов детско-юношеского возраста. В свою очередь спортивный результат зависит от уровня развития общей и специальной физической подготовленности спортсмена [5].

Анализ научных трудов в этой области [1, 3, 5, 7] свидетельствует о том, что высокий уровень функциональных возможностей организма и физической подготовленности дзюдоистов во многом определяет их способность эффективно и с высокой степенью надежности использовать технико-тактические действия в ходе соревновательной деятельности.

Поединки характеризуются высокой интенсивностью выполнения элементов дзюдо, требующих от спортсменов максимальных мышечных усилий, и умения проявлять технико-тактические действия в быстроизменяющейся обстановке. Особая роль в специальной физической подготовке дзюдоистов отводится формированию их координационных способностей, как фундаменту, на котором, в конечном, итоге происходит становление спортивного мастерства.
Целый ряд сложившихся противоречий между существующей системой спортивной подготовки дзюдоистов, с одной стороны, и несоответствием современным требованиям организационно-педагогических возможностей, с другой, предопределил необходимость поиска современных форм и методов спортивной тренировки в одном из видов единоборств, что стало актуальностью нашего исследования.

В настоящее время всё чаще можно встретить применение современных двигательных систем оздоровительного фитнеса в тренировке спортсменов различных видов спорта [2, 3, 4]. В качестве прикладной формы занятий с дзюдоистами 14 - 15 лет мы использовали одно из наиболее популярных направлений оздоровительного фитнеса - тай-бо.

Тай-бо - это синтез аэробики и восточных единоборств. Данная программа отличается от классической аэробики высокой интенсивностью и включает в себя, движения из таких дисциплин, как бокс, каратэ, таэквондо, кикбоксинг. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение - 140 и выше ударов в минуту. Кроме того, регулярные занятия тай-бо способствуют развитию таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость, быстрота, в том числе и координация движения.

Исходя из этого, ведущей идеей нашего исследования является методическая инновация, основанная на использовании прикладной аэробики (тай-бо) как средства развития координационных способностей в совокупности со специальными упражнениями, заимствованными из целого ряда единоборств, что обеспечит сбалансированный педагогический и непротиворечивый физиологический алгоритм формирования спортивного мастерства дзюдоиста.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности использования средств прикладной аэробики (тай-бо) на занятиях с дзюдоистами 14 - 15 лет для совершенствования координационных способностей. Для этого было создано две группы спортсменов: 12 человек экспериментальной группы, в тренировочный процесс которой были включены занятия тай- бо, и 10 подростков контрольной группы, в которой учебно-тренировочный процесс остался без изменений. Эксперимент проводился на базе детско-юношеского спортивного клуба по дзюдо и самбо «Спарта» Краснооктябрьского района г. Волгограда.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Определение исходного уровня развития координационных способностей у дзюдоистов 14 - 15 лет.
2. Разработка комплекса прикладных занятий тай-бо с подростками, занимающимися дзюдо.
3. Определение взаимосвязи между координационным способностями и спортивным результатом спортсмена-дзюдоиста подросткового возраста.
4. Экспериментальное обоснование эффективности использования средств прикладной аэробики (тай-бо) для развития координационных способностей у дзюдоистов 14 - 15 лет.

Для определения уровня развития общих координационных способностей у юных дзюдоистов мы использовали тесты, которые характеризуют частные параметры такие как: быстрота движения и двигательная координация. Тест из школьной программы «челночный бег 3 х 10 м» характеризовал быстроту движения. Оценка результатов осуществлялась по шкале, предложенной В.И. Ляхом (1989).

Чтобы определить уровень развития двигательной координации, испытуемые выполняли прыжки с максимальным вращением в правую и левую стороны на координациометре В. Старосты (рис. 1, 2).

Проводя измерения уровня координации, мы использовали два разных по сложности двигательных задания: прыжок толчком двух ног с приземлением на две (вправо, влево, с помощью рук, без помощи рук) и прыжок толчком одной ноги с приземлением на одну (влево, вправо, с помощью рук). Определяется величина вращения (оборота) в градусах, после чего результат сравнивается с разработанной В.Старостой (1985) оценочной шкалой.

Результаты исследования. В начале педагогического эксперимента у спортсменов обеих групп был отмечен практически равный исходный уровень развития координационных способностей (р>0,05). Результаты теста «челночный бег - 3х10 м» свидетельствуют о том, что быстрота движения у испытуемых спортсменов-дзюдоистов находится на среднем и ниже среднего уровне развития. А в тесте, определяющем «двигательную координацию» подростки показывали в среднем «удовлетворительный» результат. Результаты в прыжках с одной ноги в разные стороны выявил следующее, что спортсмены-дзюдоисты выполняли данный тест - вправо лучше, чем влево. Это свидетельствует о том, что у подростков, обследуемых нами, ассиметрично или недостаточно развита координация движения. Также было выявлено, что наилучшие результаты по всем тестам показали спортсмены дзюдоисты, имеющие разряд КМС и МС и стаж тренировок не менее 6 - 7 лет.

 
Рисунок 1. Координациометр Рисунок 2. Измерение уровня двигательной (В. Старосты, 1976)

Рисунок 2. Измерение уровня двигательной координации на координациометре
В. Старосты после максимального оборота влево

Исходя из совокупности результатов двигательной координации (неудовлетворительная) и быстроты движения (удовлетворительная), можно сказать, что существует необходимость целенаправленного воздействия на уровень развития координационных способностей у дзюдоистов 14 - 15 лет.

Занятия в экспериментальной группе проводились 3 раза в неделю в качестве разминки и имели следующую структуру (рис. 3).

 

Рисунок 3. Схема построения занятия по тай-бо

 

В конце педагогического эксперимента дзюдоисты контрольной и экспериментальной групп проходили повторное тестирование. Акцентированное педагогическое воздействие, направленное на развитие координационных способностей с помощью применения средств аэробики с элементами единоборств, дало ощутимые результаты. Повышение показателей с удовлетворительного до хорошего уровня развития подтверждается приростом на 25,37% у подростков экспериментальной группы (при t = 1,38; p < 0,05). Из таблицы 1 видно, что самая большая разница в показателях (КГ - 6,98% и ЭГ- 24,07%) при (t = 5,54; p < 0,05) отмечалась в прыжке с левой ноги вправо.

Таблица 1

Примечание: * - неудовлетворительный уровень; ** - удовлетворительный уровень; *** - хороший уровень.

Ранее было выявлено, что у большинства испытуемых наблюдается дисбаланс развития координации движения в правую и левую стороны, но комплексы тай-бо предусматривают симметричное распределение нагрузки и одинаковое количество повторов как в сторону доминантной, так и субдоминантной части тела. Возможно, поэтому в экспериментальной группе результаты значительно выше, чем у подростков из контрольной группы.

Результаты исследования быстроты движения свидетельствуют о том, что уровень развития данного параметра после педагогического эксперимента по-прежнему находится в диапазоне среднего (таблица 2).

Таблица 2
Динамика показателей быстроты движения у дзюдоистов 14-15 лет

Примечание: * - средний уровень развития; ** - ниже-среднего уровень развития.

Заключение. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проведение учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования дзюдоистов 14-15 лет с применением прикладной аэробики (тай-бо) оказало положительное влияние на развитие двигательных качеств. У подростков экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, выявлено достоверное повышение показателей координации (прыжки с вращениями на одной ноге - 25,37%) при t = 5,19; р < 0,05; прыжки на двух ногах - 13,15% (t = 2,55; р < 0,05); параметры быстроты движения в тесте «челночный бег» существенной достоверности не выявили (t = 1,56; p>0,05).

Именно поэтому, целесообразно использовать средства прикладной аэробики с элементами единоборств в координационной подготовке спортсменов-дзюдоистов в предсоревновательном периоде для достижения наилучшей спортивной формы борца.

Литература

1. Белый, П. Тай-бо, Ки-бо, Каратебика. Боевой фитнес для женщин / П. Белый Т. Швед. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 192 с.
2. Гайворонская, А.А. Подготовка юных баскетболистов на основе использования средств прикладной аэробики: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Гайворонская. - Волгоград, 2009. - 180 с.
3. Давыдов, В.Ю. Новые фитнес-системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь). Учебное пособие / В. Ю. Давыдов, А. И. Шамардин, Г. О. Краснова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 284 с.
4. Пармузина, Ю.В. Методика занятий прикладной аэробикой с юными футболистами: диссертация канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю.В. Пармузина. - Волгоград, 2006. - 160 с.
5. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 590-591.
6. Туманян, Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внутритрениро- вочной и соревновательной деятельности / учебное пособие // Г. С. Туманян, В. В. Гожин. - М.: Советский спорт - 2001. - 80 с.
7. Шулика, Ю.А. Дзюдо: Система и борьба / Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров. М.: Советский спорт, 2006. - 800 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.09.2016)
Просмотров: 122 | Теги: Тай-Бо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017