Пятница, 14.12.2018, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 5-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

М.Н.Умаров

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК 5-8 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКОЙ

Аннотация. На основе экспериментальных данных определен уровень координационных способностей юных гимнасток и их влияние на развитие базовых физических качеств и успешноти освоения программных упражнений с предметами. Специальная направленность комплексов физических упражнений на решение задач технической подготовки на начальном этапе подготовки.

Ключевые слова: коордитнационные способности, комплексы упражнений, физическая подготовка, техническая подготовки, этапный контроль.

 

Актуальность. По мнению И.А. Винер-Усмановой [1,2], Т.С.Лисицкой [3] хорошо развитые координационные способности (КС) являются необходимыми предпосылками для успешного обучения программным упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение[1,2,5,6,7]. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта гимнастки[4].

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов гимнасток, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию физических сил [1,3,4,5].

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития КС - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности [5].

Поэтому совершенствование КС помимо физических качеств у детей дошкольного младшего школьного возраста и лет является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что исследуемый нами возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

Цель исследования. Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей девочек 5-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Организация исследования. Основной задачей экспериментальных исследований заключалась в изучении уровня и динамики развития показателей двигательных показателей, и в КС. Были обследованы 24 гимнасток 5-8 лет, из них 12 вошли в экспериментальную (ЭГ), и 12 в контрольную (КГ) группу. Исследование проводилось в СДЮСШОР по художественной гимнастике г. Ташкента.

Результаты исследования. Анализируя средние данные педагогических наблюдений уровня проявления КС мы выявили, что наиболее высокие темпы прироста данного показателя приходятся на период с 6 до 7 лет - 27,7%. В 7-8 лет наблюдается незначительное снижение - на 6,4 %, затем темп прироста составил уже 28,3%. В 8-летнем возрасте в меньшей степени выражена и баллистическая асимметрия, а наибольший прирост в проявлении КС, подвижности в суставах и координационной выносливости наблюдается в 7-8 лет (10,2%).

В целях получения более полной картины и на их основе сделать объективное заключение состояния координационной подготовки гимнасток были использованы материалы хронометража. Проведенный анализ позволил распределить девочек исследуемых групп по величине координационных способностей на три группы (Рис. 1).

Установлено, что более 27% 5 летних гимнасток недостаточно координированы (4.6±0,45 с.) и их уровень определен как «низкий» и «ниже среднего». Аналогичная картина наблюдается у 6 (-1,75±0,77 см., 1 балл) и 7 летних гимнасток (4.5±1, 0.5 балла). Средний бал за КС, полученный в процессе контрольной проверки колеблется в пределах, от 4,7 (5 лет) до 6,7 баллов (7 лет). Поэтому, понятно, почему первичные показатели двигательной подготовленности у исследуемой группы гимнасток столь низки.

Предложенные в качестве средств тренировки и контроля группа динамических упражнений, выполняемых с большой амплитудой движений, комплекс тестов, и их рациональное распределение в подготовительной и заключительных частях тренировочного занятия позволяла последовательно развивать искомое качество и определять уровень КС именно в наиболее значимых для ЭГ компонентах тренировочной нагрузки.

Согласно данным рисунка 1, при примерно равном проценте прироста (35 и 37% соответственно), от исходного до завершающего этапа подготовки, уровень координационных способностей достоверно выше у гимнасток ЭГ (Р<0,01).

Как можно заметить (рис. 1) процент гимнасток ЭГ выполнивших предложенные упражнения в пределах «средний» и выше к концу эксперимента превосходят аналогичные показатели КГ, на 47,2% (Р<0,01). Результаты итоговых соревнований показали, что более 30,0±2,7% гимнасток ЭГ выполняли упражнения КС на уровне «выше среднего» и 11,0±2,97% «высокий», тогда как в КГ этот показатель значительно ниже (8,1±2,79 и 2,7±1,65% соответственно).

Рис. 3.2 Сравнительная динамика показателей характеризующих координационные способности (КС) юных гимнасток экспериментальной и контрольной группы

На основании проведенных исследований, следует отметить, что оптимизация тренировочного процесса, а также использование экспериментально апробированной группы упражнении, контрольных тестов и оценочных таблиц позволит существенно повысить темпы прироста результатов в показателях, отражающих уровень развития координационных способностей и на их основе повысит уровень технического мастерства юных гимнасток на начальном и специализированном этапах тренировки.

Высокий уровень координационных способностей способствовал юным гимнасткам экспериментальной группы не только успешно развивать скоростно-силовые качества и подвижность в суставах, составляющих основу специально- двигательной подготовленности, но и успешно освоить программные требования младших разрядов (рис. 2,3,4).

Рис. 2 Соотношение экспертных оценок технической подготовленности

Рис. 3 Соотношение экспертных оценок технической подготовленности гимнасток 6-7 лет

Рис. 4 Соотношение экспертных оценок технической подготовленности гимнасток 7-8 лет

Таким образом, материалы педагогических требований, обеспечивающие рациональный подбор комплексов упражнений с целью повышения координационных способностей, физической и технической подготовки юных гимнасток - «художниц», могут быть реализованы в показателях при соблюдении следующих условий:

- соответствие содержания развивающих комплексов программному материалу;

- соответствие сложности упражнений в комплексах этапам формирования двигательных умений и навыков по художественной гимнастике, а также периодам интенсивно развития координационных способностей девочек дошкольного и младшего школьного возраста;
- включение в комплексы упражнений, обеспечивающих соблюдение принципа «перспективного опережения формирования технического мастерства»;

- соответствие нагрузки особенностям морфологического и функционального развития детей 5-8 лет. Распределение времени включения комплексов упражнений в структуру тренировочного занятия.

Специальная направленность комплексов физических упражнений на решение задач технической подготовки является наиболее целесообразной в учебно- тренировочных занятиях юных гимнасток - «художниц» на этапе начальной и специализированной подготовки. Включение в комплексы целенаправленно подобранных упражнений для юных гимнасток ЭГ способствует совершенствованию базовых физических качеств, ускорению темпов и повышению качества обучаемости двигательным действиям. Различия средних оценок в соревнованиях по технической подготовленности у юных гимнасток экспериментальных групп в сравнении с контрольными, составили около 8,9% Р<0,01/; различия в средних результатах показателей физической и специальной двигательной подготовленности в экспериментальных группах в сравнении с контрольными составили около 30% по отношению к исходному уровню.

Литература

1. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие для образовательной программы по направлению 49.04.01 - "физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.]; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.-М. : Человек,2014.-200 с.
2. Винер-Усманова И.А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб.пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,- М.: Человек,2014.-120 с.-(Б-чка тренера).
3. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для ИФК /Под ред. Т. С. Лисицкой. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.
4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006 -290 с.
5. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению 034300.62 "Физ. культура" при прохождении дисциплины "Теория и методика избр. вида физ.-спорт. деятельности"/Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2013.-187 с.
6. Рахматова Д.А. Хореография, как средство повышения специально- двигательной подготовленности гимнасток-художниц. Дисс. на соискание степени магистра педагогики. 2014. -163 с.
7. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб.пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов.спорт, 2014.-264 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (21.04.2018)
Просмотров: 370 | Теги: коордитнационные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь