Воскресенье, 19.11.2017, 22:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.А.Салькова

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассмотрен вопрос развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: координационные способности, дети дошкольного возраста, старший дошкольный возраст, упражнения с мячом.

 
Актуальность развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста обусловливается:
- потребностью государства во всесторонне развитых гражданах, в том числе в физическом отношении;
- тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом как психического, так и физического развития человека;
- взаимосвязью психического и физического развития [2; 4; 5; 8; 11].

В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, к пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности.

Многие специалисты отмечают, что уровень развития координационных способностей играет важнейшую роль в процессе целостной двигательной деятельности человека [1; 3; 6; 9].

В настоящее время, несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных учреждениях, проблема совершенствования физического воспитания детей остаётся актуальной [7; 8; 10]. Специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость совершенствования традиционно используемых и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями [1; 4; 5; 10].

Под координационными способностями понимают, во-первых, способность целесообразно формировать (строить) целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющих условий [4].

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво, то есть наиболее совершенно решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий — нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация — согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация — это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не равнозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация — согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.

Координационные способности рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Важным средством развития моторной функции служат упражнения с мячом, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит главным образом в основе развития двигательных функций рук.

Ребёнок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают глазомер, координацию, ловкость, согласованность движений, быстроту реакции, прыгучесть, силу [2].

Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе упражнений с мячом, используются ими затем в своей игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, то есть становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Всё это содействует улучшению ориентировки в пространстве, что так важно для общего развития, активизации их умственной и сенсорной деятельности.

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка происходят изменения всех систем организма. Этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом» в силу высокого темпа развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, проводимых в усложнённых условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [3]. Одними из способствующих повышению координационных способностей являются упражнения с мячом (элементы спортивных игр). Они обеспечивают возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата при постоянной необходимости преодоления избыточных степеней свободы.

Роль игровых упражнений с мячом. У детей 6-7 лет при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полётом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определённого уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определёнными способами. Игровые упражнения с мячом являются средством гармонично развивающегося ребёнка, дают значительный образовательный и воспитательный эффект. Мяч — это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания [3; 5; 8].

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, меткости, хорошей координации движений, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного веса и объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, пальцев и кистей, что особенно важно для ребёнка, готовящегося в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Игровые упражнения с мячом развивают навыки поведения ребёнка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Организация, методы и задачи исследования.

Цель — разработать комплекс игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры.

Задачи:
1. Исследовать координационные способности детей и выявить их уровень развития.
2. Определить критерии уровней развития координации движений.
3. Разработать и систематизировать комплекс игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей.
4. Провести сравнительный анализ уровней развития координационных способностей экспериментальной и контрольной групп.
5. Обосновать результаты эксперимента.

Объект исследования — координационные способности.

Предмет — влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза — предполагается, что применение игровых спортивных упражнений с мячом на занятиях физической культуры может повысить уровень координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна: определение критериев уровней развития координационных способностей.

Практическая значимость исследования: внедрение в практику критериев определения уровней развития координационных способностей; разработка комплекса игровых упражнений с мячом, направленных на развитие координационных способностей.
Для того чтобы выяснить, действительно ли комплекс упражнений с мячом может повлиять на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, нашу работу разбили на три этапа.

Констатирующий этап (в начале учебного года) исследования был посвящён диагностике уровня развития координационных способностей детей контрольной и экспериментальной групп.

Необходимо отметить, что 63 % детей имеют низкий уровень развития координационных способностей.

Основной причиной низких показателей является отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической работы по развитию координации [10]. Поэтому нами была разработана система по развитию координационных способностей детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Все движения комплекса спортивных игр, предназначенных для формирования и развития координационных способностей детей, можно условно классифицировать следующим образом:
- движения рук и плечевого пояса;
- движения ног и мышц всего тела.

С опорой на данную классификацию движений нами были определены критерии уровня развития координационных движений детей старшего дошкольного возраста:

1) для оценки уровня развития рук и плечевого пояса:
- подбросить мяч, произвести два хлопка ладонями перед собой, поймать мяч;
- подбросить мяч, произвести хлопок ладонями за спиной, поймать мяч;
- броски в кольцо;

2) для оценки уровня развития ног и мышц всего тела:
- ведение мяча ногой по прямой линии (10 м);
- передача мяча друг другу, остановка мяча подошвой ноги;
- удары мячом в ворота.

Показатели уровня развития координационных движений:
- высокий уровень — больше 5 раз;
- средний уровень — 3-5 раз;
- низкий уровень — меньше 3 раз.

На формирующем этапе исследования проводилась работа с детьми экспериментальной группы. Проверялась гипотеза о том, что составленный нами комплекс упражнений с мячом будет содействовать развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В основе построения комплекса упражнений с мячом были положены такие принципы дидактики, как принцип постепенности, систематичности, последовательности, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, принцип развивающего и воспитывающего обучения, связи с жизнью и решение задач развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Далее был разработан комплекс игровых упражнений с мячом, способствующих развитию координации движений детей старшего дошкольного возраста, в системе занятий по физической культуре на один год.

Составлен календарный план занятий, включающих комплекс игровых упражнений с мячом, где каждое занятие должно решать определённые задачи.

Опробован комплекс упражнений с мячом по формированию координационных способностей в системе занятий.

Проведено методическое просвещение педагогов и родителей на тему «Игры с мячом, развивающие координационные способности детей старшего дошкольного возраста».

По нашим рекомендациям игры с мячом включались в разные формы работы с детьми экспериментальной группы: в перерывах между занятиями, на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.

Велась индивидуальная работа с педагогами, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:
- методика развития координационных способностей в старшем дошкольном возрасте;
- особенности содержания и методики проведения игр с мячом в старшем дошкольном возрасте;
- игры и упражнения с мячом как средство развития координационных способностей.

Педагоги были ознакомлены с картотекой игр с мячом, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями.

Предложенные игры с мячом педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Комплексы упражнений с мячом составлены на основе использования элементов спортивных игр: футбол, пионербол, баскетбол.

Все упражнения разбиты на 5 блоков:
- упражнения на развитие «чувства мяча»;
- на обучение ударов различными способами;
- на обучение передач и остановок мяча различными способами;
- на обучение ведения мяча различными способами;
- комбинированные упражнения, направленные на закрепление и совершенствование элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол.

Физкультурные занятия с использованием элементов игры в футбол, пионербол, баскетбол классифицировались следующим образом:
- обучающие, для ознакомления с новым материалом;
- смешанного типа, направленные на закрепление;
- вариативные, с использованием более сложных вариантов уже освоенных двигательных действий;
- тренировочные, включающие большое количество соревновательных упражнений и игр с мячом, направленных на развитие координационных способностей.

Контрольный этап исследования вновь был диагностическим. В ходе него определяли, насколько организованная нами работа оказалось эффективной для развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Проведён сравнительный анализ уровней развития координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе по критериям определено развитие координации движений.

Результаты исследования. В результате итогового диагностического обследования (в мае) обеих групп установлено, что в контрольной группе прирост в развитии координационных способностей детей произошёл за счёт естественного роста и системы воспитания; в экспериментальной группе — за счёт системы физического воспитания и целенаправленного использования игровых упражнений с мячом и естественных сил природы.

Исходя из полученных результатов диагностики нами были составлены графики уровней координационных способностей, динамики развития координации движений, графики прироста в развитии координационных способностей.

Таким образом, нами была организована работа по исследованию эффективности игровых упражнений с мячом для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали значительное повышение уровня координационных способностей детей экспериментальной группы. Количественные данные позволили сделать заключение о том, что работа, организованная нами по развитию координационных способностей детей в процессе игровых упражнений с мячом, оказалась эффективной. Конечные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и показали, что использование комплексов упражнений с мячом может находить широкое применение в детских дошкольных учреждениях.

Следовательно, подобранный и опробованный комплекс упражнений способствует формированию развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Комплекс имеет не только теоретическое, но и практическое подтверждение.

Список литературы

1. Бойко, В. В. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности со скакалкой / В. В. Бойко // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 360362.
2. Вайсвалавичене, В. Ю. Развитие двигательно- координационных и связанных с ними способностей у детей старшего дошкольного возраста как перспектива успешности подготовки к обучению в школе / B. Ю. Вайсвалавичене // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 3. — С. 52-59.
3. Кузьменко, Т. А. Развиваем координацию у дошкольников / Т. А. Кузьменко, Е. Н. Игнатьева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2016. — № 2 (8). — С. 86-89.
4. Мартынова, А. С. Методика развития координационных способностей у детей дошкольного возраста на основе комплексного подхода / А. С. Мартынова // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Благовещенск, 2016. — С. 389-398.
5. Межидов, М. С. Э. Развитие координационных способностей детей 6-7 лет посредством подвижных игр / М. С. Э. Межидов, С. А. М. Аслаханов // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Грозный, 2015. — С. 162-167.
6. Разинов, Ю. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-6 лет / Ю. И. Разинов, Л. А. Германова // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы : материалы I открытой рос. науч. конф. — М., 2012. —
C. 144-147.
7. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей дошкольного возраста / Р. С. Седых // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2015. — № 1 (4). — С. 309-311.
8. Седых, Р. С. Использование игровых упражнений для развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Р. С. Седых // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с между- нар. участием, посв. 20-летию фак. физ. культуры и спорта Нижневарт. гос. ун-та. — Нижневартовск, 2015. — С. 255-257.
9. Тыртышников, М. В. Проблемы развития координационных способностей детей 5-7 лет / М. В. Тыртышников, А. В. Боков, С. Н. Тимофеева // Проблемы физической культуры и спорта и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Киров, 2016. — С. 270272.
10. Филиппова, И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. — Челябинск, 2011. — С. 30-33.
11. Шарикало, Н. А. Координационные способности в жизни детей старшего школьного возраста / Н. А. Шарикало // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодёжи : материалы III регион. науч. конф. молодых учёных. — Чурапча, 2017. — С. 333-337.

Для цитирования: Салькова, Н. А. Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 111-116.

 
 
Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (14.11.2017)
Просмотров: 24 | Теги: координационные способности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь