Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОСТОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»

К. Р. Шестакова

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОСТОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов. В ней обосновывается тезис о том, что полноценная подготовка будущих педагогов-хореографов требует грамотного развития их коммуникативных компетенций, что будет способствовать обеспечению преемственности поколений, сохранению и преумножению национальных ценностей культуры и искусства, а также развитию педагогического мастерства и подготовке высококвалифицированных специалистов в вузах культуры. В статье в качестве одной из педагогических технологий развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов указывается факультативная программа «Восточный народный танец», описываются её преимущества, методы и содержание. Автор статьи убеждена в том, что освоение восточного народного танца поможет будущим педагогам-хореографам не только развить свои коммуникационные компетенции, но и транслировать их потом подрастающему поколению.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, современная хореография, студенты-хореографы, восточный народный танец.
 

Хореографическая деятельность неразрывно связана со сценой, что обуславливают нестандартность профессиональной подготовки данных специалистов в вузах культуры. В содержательном отношении хореографическое образование подразумевает не просто усвоение научных знаний, но и включает в себя работу над формированием эмоционально-образного мышления студентов с опорой на конкретные исторические национальные традиции и современные достижения в сценической и танцевальной деятельности. Последние, в свою очередь, основаны на определённых ценностных ориентирах и личностном творческом подходе к разным видам хореографической деятельности. Учёные полагают, что хореографическое образование является организованным целенаправленным процессом и результатом усвоения личностью техники и языка хореографического искусства. Оно представляет собой способ формирования целостной интеллектуально, эмоционально и нравственно развитой творческой личности.

В настоящее время готовность студента-хореографа к ведению эффективной профессиональной педагогической деятельности определяется знаниями, навыками и умениями, которые позволяют не просто создать конкретный художественный продуктов в рамках единого учебного процесса, но и вовлечь обучающихся в активный процесс самопознания, самовыражения и формирования адекватного эмоционального отношения к окружающей действительности. От педагога-хореографа сегодня требуется владение теорией и практикой эффективной коммуникации, позволяющей достигать поставленных системой образования целей и решать широкий спектр профильных задач в условиях межнационального общения и взаимодействия. В связи с этим мы полагаем, что профессиональное педагогическое общение должно обязательно опираться на развитие коммуникативных качеств будущих педагогов.

Решению этой задачи, на наш взгляд, может способствовать введение в вузах культуры и искусств факультативной программы «Восточный народный танец». Развитие коммуникативных компетенций в рамках факультатива происходит следующими методами,

• систематизации и преумножения теоретико-методологических знаний студентов-хореографов о технике исполнения восточного народного танца посредством совместного освоения новой терминологии, танцевальных фигур, изучения культуры и традиций Востока;

• накопления практического опыта воплощения авторского замысла студентов-хореографов в процессе парной и групповой разработки новых танцевальных комбинаций, что помогает раскрыть творческий потенциал личности, сплотить обучающихся в реализации собственных идей и сформировать новые направления хореографической подготовки в вузах культуры и искусств;

• повышения общей заинтересованности и мотивации студентов-хореографов к освоению нового материала, востребованного в настоящее время содержанием программы обучения, который, к сожалению, ещё отсутствует в основной программе обучения хореографов в вузах культуры и искусств. Н. Н. Селиверстова обращает внимание на то, что именно восточные танцы с каждым годом всё чаще входят в престижные конкурсные программы и танцевальные соревнования. Участие в таких конкурсах и соревнованиях способствует развитию коммуникативных компетенций не только внутри групп студентов, посещающих факультатив «Восточный народный танец», но и в профессиональной культурно-танцевальной среде вне стен вузов культуры и искусств;

• посещения современных показов мод и выставок, связанных с восточной культурой и народными танцами, просмотра актуальных профильных видеоматериалов и их коллективного обсуждения, общения с ведущими экспертами в социальных сетях по вопросам совершенствования техники исполнения восточных народных танцев, грамотного подбора костюмов, декораций, современных подходов к хореографической организации танцевальных номеров.

Коммуникативные компетенции представляют собой способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность согласно ситуации и целям общения в рамках конкретной сферы деятельности. Они основаны на комплексе умений, которые позволяют принимать участие в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Коммуникативные компетенции обеспечивают универсальную связь поколений и способствуют межличностной трансляции определённых образцов поведения, культурных ценностей, моральных норм и мировоззренческих установок, что особенно важно для будущих педагогов по искусству сценической деятельности.

Предлагаемые в настоящей статье методы развития коммуникативных компетенций в рамках факультатива «Восточный народный танец» в практической деятельности вузов культуры и искусств являются новым подходом к обучению студентов-хореографов. Помимо вышеизложенных преимуществ, такой факультатив предполагает активную обратную связь по линиям «студент — студент», «студент — преподаватель» и «преподаватель — студенты» в едином творческом процессе совместного обсуждения, разработки, постановки и анализа исполнения танцевальных номеров.

Студенты-хореографы вузов культуры и искусств, после получения ими соответствующего образования и трудоустройства по специальности, пополняют профессиональное педагогическое сообщество, представляющее собой определённое социокультурное образование и являющееся субъектом культуры.

В связи с этим, на наш взгляд, в вузах культуры и искусств должны быть предусмотрены специальные программы и направления деятельности, способствующие постепенному формированию и развитию их коммуникативных компетенций, что в будущем позволит им обеспечить полноценную учебно-воспитательную деятельность уже со своими учениками, которым они будут преподавать свои знания, навыки и умения.

В научной психолого-педагогической литературе особо подчёркивается мнение А. А. Леонтьева о том, что полноценное и наиболее приемлемое педагогическое общение подразумевает профессиональное общение преподавателя с учениками во время занятий и после. Такое общение имеет конкретные педагогические функции и нацелено на формирование благоприятной психологической атмосферы. При этом под коммуникативными компетенциями личности А. А. Леонтьев понимает умение ориентироваться в ситуации общения, выбирать его содержание, средства и формы получения и анализа обратной связи.

Всё это обеспечивается в рамках факультативной программы «Восточный народный танец» как непосредственно в вузе, так и за его пределами (изучение теории, восприятие восточной культуры, постановка популярных танцевальных номеров, участие в конкурсах, тематическое общение в социальных сетях, посещение выставок и модных показов и т.д.).

Следует заметить, что в целом система обучения студентов-хореографов в вузах культуры и искусств России едина, однако в зависимости от конкретных целей и задач в разных учебных заведениях могут различаться её предметно-содержательные аспекты, в том числе вводиться факультативные занятия по восточным танцам.

М. Н. Юрьева указывает на следующие формы деятельности обязательной программы обучения при профессиональной подготовке студента-хореографа в российских вузах культуры:

• учебная деятельность (теоретическое обучение — лекционно-семинарские занятия), которая ориентирована на передачу и контроль усвоения информации;

• квазипрофессиональная деятельность (учебно-тренировочные занятия, проектирование, концертно-сценическая практика, тренинги). Это практико-ориентированное обучение — моделирование хореографической деятельности, что подразумевает предметно-технологическое и социально-ролевое содержание;

• учебно-профессиональная деятельность (разные виды практики, учебно-исследовательская деятельность в рамках подготовки научных работ). Иными словами, это деятельность, которая соответствует нормам профессиональных и социальных отношений.

На наш взгляд, коммуникативные компетенции студентов-хореографов вузов культуры и искусств необходимо развивать во всех этих формах деятельности, связанной с их профессиональной подготовкой, однако наиболее ощутимый эффект в этом отношении возможен в рамках осуществления квазипрофессиональной деятельности. Эта форма отличается применением творческого подхода к делу одновременно в теоретическом и практическом отношении. Во время учебно-тренировочных занятий, при работе со студентами-хореографами над созданием и реализацией конкретных проектов или в рамках подготовки тренингов по концер- тно-сценической практике преподаватель имеет неограниченные возможности применения любых педагогических технологий, связанных с формированием и развитием коммуникативных компетенций обучающихся.

Многочисленные исследования учёных и практика наблюдений в вузах показывают, что ни народный танец, ни восточные танцы не преподаются как отдельные дисциплины, хотя, как мы считаем, квазипрофессиональная деятельность в вузах культуры и искусств при обучении студентов-хореографов должна быть дополнена факультативными занятиями «Восточный народный танец».

В контексте настоящей статьи отметим, что творческий подход к формированию и реализации факультатива с заинтересованными в повышении своего мастерства и уровня знаний студентами способствует развитию их коммуникативных компетенций. Занятия подразумевают обсуждение с обучающимися специфики восточного народного танца, применение индивидуального подхода к обучению, стимулирование расширения их запаса профессиональных терминов посредством освоения специальных восточных названий фигур и понятий, многократную отработку в коллективе новых танцевальных движений, получение обратной связи от студентов в виде анкетирования и собеседования. При этом в целях развития коммуникативных компетенций в рамках данного факультатива возможна организация взаимодействия с носителями восточной культуры, распределение заданий для групповой работы с привлечением современных информационных и хореографических технологий и т.д.

В настоящее время в мире существует множество национальных хореографических школ, которые предлагают профессиональным хореографам обмен опытом, обучение, совершенствование своего мастерства. При использовании восточного народного танца в хореографическом образовании у человека не только накапливаются профильные знания и отрабатываются практические навыки, но и происходит развитие восприятия общечеловеческой культуры.

Факультативные занятия «Восточный народный танец» также направлены на совершенствование поведения студентов-хореографов, формирование самоконтроля, развитие трудолюбия и ответственности при выполнении поставленных задач. Творческий процесс исполнения восточного народного танца позволяет студенту-хореографу самому находить и осваивать наиболее приемлемые для себя способы овладения техникой исполнения движений. Восточный народный танец развивает также морально-волевые качества личности, в частности, смелость, решительность, ловкость, гибкость, находчивость, инициативность, коллективизм.

В целях развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов предлагаем предусмотреть следующие моменты в методике обучения восточному народному танцу:

• единство процесса обучения народным танцам и формирования творческих способностей, включая способности к импровизации и самовыражению;

• отношение к обучаемому как к субъекту учебной деятельности и собственного развития;

• сотрудничество педагога и студентов-хореографов;

• использование двигательного, эмоционального, творческого опыта и интуиции при овладении новыми танцевальными движениями;

• индивидуальный подход и признание уникальности каждого студента- хореографа, без акцентирования соревновательных моментов;

• учёт доминирующих интересов педагогов при построении индивидуальной методики обучения;

• вариативность программы обучения с предоставлением обучающимся свободы выбора вида и степени сложности учебных заданий.

Таким образом, на наш взгляд, введение факультативной программы «Восточный народный танец» в целях развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов в настоящее время весьма актуально. Развитие происходит в результате активного парного и группового взаимодействия студентов-хореографов при изучении теоретико-методологических основ исполнения восточного народного танца, совместного освоения танцевальных движений, самостоятельной подготовки авторских номеров, их обсуждения, в ходе посещения выставок, показов мод, общения в социальных сетях с ведущими экспертами по восточным народным танцам, а также участия в различных конкурсах и соревнованиях. Всё это можно организовать в рамках освоения факультативной программы «Восточный народный танец» в вузах культуры и искусств, которая призвана стать важным и необходимым дополнением к современной основной программе обучения.

В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов необходимо опираться на широкий спектр педагогических технологий, позволяющих грамотно формировать и развивать их коммуникативные компетенции. Одной из таких технологий является привлечение студентов к факультативной деятельности по освоению теории и практики восточного народного танца, творческие и коммуникативные возможности которой практически не ограничены, а результаты вполне осязаемы и измеримы конкретными достижениями студентов-хореографов в период обучения в вузе культуры и искусств.

 
Примечания

1. Герасимова Ю. А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Герасимова Юлия Александровна. Москва, 2007. 24 с.
2. Куницына В. Н, Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Москва : Просвещение, 2015. 278 с.
3. Леонтьев А. А. Психология общения: пособие для дополнительного образования. 2-е издание, испр. и доп. Москва : Смысл, 1997. 383 с.
4. Мудрик А. В. Социализация человека : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». 2-е издание, испр. и доп. Москва : Академия, 2013. 458 с.
5. Селиверстова Н. Н. Становление «танца живота» в мировой истории // Педагогико- психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. 2006. URL- https,//cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-tantsa-zhivota-v-mirovoy-istorii
6. Юрьева М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств- методология, теория, практика. Тамбов, 2010. 344 с.
7. Юрьева М. Н. Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств // Гаудеамус = Gaudeamus - психолого-педагогический журнал. 2015. № 1 (25). С. 98-106.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 3 (83)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.08.2019)
Просмотров: 15 | Теги: восточный народный танец, хореография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь