Четверг, 25.05.2017, 19:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РАЗВИТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

МАКСИМОВА А.М.,
аспирантка Балтийского института экономики и финансов

 

РАЗВИТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

 


С  2011  года  в  России  начался  новый
этап развития - формирование нового фор-
мата  промышленной  и  экономической  по-
литики.  Это  связано  с  новой  концепцией,
которая отражена в документе с названием
«Стратегия  2020».  Документ  был  разрабо-
тан  под  руководством  Минэкономразвития
и утвержден распоряжением правительства
осенью 2008 года. В основу легла концепция
долгосрочного  социально-экономического
развития  России  на  период  до  2020  года.
Стратегия  задает  долгосрочные  ориентиры
развития  субъектам  инновационной  дея-
тельности, а также ориентиры финансирова-
ния сектора фундаментальной и прикладной
науки и поддержки коммерциализации раз-
работок.
Результатом  реализации  стратегии
должно стать создание эффективных мате-
риальных  и  моральных  стимулов  для  при-
тока  наиболее  квалифицированных  спе-
циалистов,  активных  предпринимателей,
творческой молодежи в сектора экономики,
определяющие ее инновационное развитие,
а также в обеспечивающие это развитие об-
разование и науку.
Ставится  задача  адаптации  всех  сту-
пеней  системы  образования.  Главная  цель
-  формирование  у  населения  с  детства  не-
обходимых  для  инновационного  общества
и  инновационной  экономики  знаний,  ком-
петенций,  навыков  и  моделей  поведения,
повышение  инновационной  активности
бизнеса.  На  этой  основе  будут  обеспечены
технологическая  модернизация  ключевых
секторов, определяющих роль и место Рос-
сии в мировой экономике, и повышение про-
изводительности труда во всех секторах.
Целевым  Показателем  «Стратегии
2020» является создание к 2020 году 10 млн.
современных,  высокопроизводительных  ра-
бочих мест в конкурентном секторе за счёт
опережающего  развития  несырьевых  пере-
рабатывающих отраслей национальной эко-
номики - «новой индустриализации».
В соответствии со Стратегией высоко-
производительные рабочие места предлага-
ется создать преимущественно: 1) в секторе
предприятий, ориентирующихся на высокий
внутренний  спрос  (импортозамещение);  2)
в  производствах  по  глубокой  переработке
российского  сырья  и  ресурсоемких  произ-
водствах,  ориентированных  в  основном  на
экспорт; 3) в традиционных высокотехноло-
гичных  российских  отраслях:  энерго,  атом-
ном и других секторах машиностроения; 4) в
сельском хозяйстве и жилищном строитель-
стве; 5) в секторе «новой экономики» - «по-
стиндустриальных» отраслях и частных ком-
паниях, которые должны занять свои места в
социальной сфере (медицина, образование,
социальные услуги); 6) за счет дальнейшей
либерализации малого бизнеса [1, c.8].
Наиболее эффективным путем реали-
зации «Стратегии 2020» является создание
кластеров федерального уровня. Предпола-
гается,  что  стратегия  позволит  обеспечить
развитие  человеческого  потенциала  насе-
ления территории, создать новые условия и
образ жизни на основе социальных и орга-
низационных инноваций. Задаст рост инно-
вационного  предпринимательства,  включая
развитие  кооперации  компаний  малого  ин-
новационного  бизнеса  с  крупными  произ-
водственными  предприятиями  и  научно-об-
разовательными комплексами.
Растущая  популярность  концепции
кластеров  не  вызывает  сомнения,  хотя
не  все  исследователи  признают  её  поло-
жительное  значение.  Некоторые  критики
утверждают,  что  определение  кластеров
слишком расплывчатое, и поэтому исполь-
зование  данной  концепции  для  составле-
ния рекомендаций представляется пробле-
матичным.  Другие  же  считают  кластерный
подход полезным, но сомневаются в пользе
проектов,  которые  лишь  отдаленно  напо-
минают  первоначальную  идею.  Существу-
ет  риск  того,  что  такие  проекты  создадут
серьезную  негативную  реакцию  в  случае,
если  результаты  так  называемых  кластер-
ных  инициатив  не  будут  соответствовать
часто завышенным ожиданиям.
Уже  более  20  лет  данное  направле-
ние, обязанное своим появлением в первую
очередь  работе  М.  Портера  «Конкурентные
преимущества  стран»,  продвигается  в  тео-
ретическом плане, благодаря изучению раз-
личных кейсов, и находит практическое при-
менение  в  экономике,  часто  по  инициативе
приверженцев кластерной теории. Опираясь
на достигнутые успехи, данная сфера иссле-
дований  вступает  на  новую  ступень  разви-
тия  на  основе  сбора  эмпирических  данных,
испытания теории, а также разработки проч-
ной основы для применения на практике.
Понятие  кластер  имеет  множество
опре делений,  одно  из  которых  определяет
кластер  как  группы  географически  сосед-
ствующих  взаимосвязанных  компаний  и  ор-
ганизаций, задействованных в производстве
родственных товаров и/или услуг. Некоторые
исследователи,  в  частности  Р.  Браун,  опре-
деляют  кластер  с  точки  зрения  конкретных
предприятий, входящих в него. Он описыва-
ет кластер как группу коммерческих и неком-
мерческих организаций, для каждой из кото-
рых в отдельности членство в данной группе
является важной составляющей конкуренто-
способности. Отечественные исследователи
также внесли свой вклад в развитие теории
кластеров. Так, В.А. Наумов считает, что ре-
гиональный  кластер  -  это  географическая
агломерация  фирм,  работающих  в  одной
или  нескольких  родственных  отраслях  хо-
зяйства. М. Портер определяет кластер как
группу географически соседствующих взаи-
мосвязанных компаний и связанных с ними
организаций, действующих в определенной
сфере, характеризующихся общностью де-
ятельности и взаимодополняющих друг дру-
га [3, c.270]. Сущностное отличие кластера
от  индустриального  территориально-про-
изводственного  комплекса  (ТПК)  состоит
в  том,  что  более  важным  интегрирующим
фактором выступают факторы нового зна-
ния,  инноваций,  обеспечивающие  конку-
рентоспособность кластера, информацион-
но-коммуникационные  сети.  Интегратором
индустриального  комплекса  выступают,
прежде  всего,  объекты  производственной
инфраструктуры.  ТПК  осуществляет  мас-
совое производство однородной продукции
(например  добычу  сходных  по  характери-
стикам  природных  ресурсов),  как  кластер
производит  целый  спектр  постоянно  ме-
няющихся  продуктовых  групп  (например
различных  по  свойствам  видов  природных
ресурсов). ТПК в большинстве случаев соз-
давался с нуля, как кластер часто создает-
ся путем модернизации прошлых индустри-
альных модулей.
Кластеры  имеют  различные  терри-
ториальные  границы,  от  одного  региона  до
страны или даже нескольких соседствующих
стран. Кластеры отличаются также по фор-
ме, в зависимости от глубины и сложности,
но большинство включают в себя компании,
изготовляющие  продукт  или  сервис;  по-
ставщиков  специализированных  факторов
производств,  комплектующих  изделия,  ме-
ханизмов, сервисных услуг; финансовые ин-
ституты; фирмы в сопутствующих отраслях.
Также в кластер входят фирмы, работающие
с каналами сбыта и потребителями.
Так  как  кластеры  связаны  между  со-
бой как географически, так и общностью де-
ятельности, все входящие в них организации
получают  экономические  выгоды,  которые
возникают,  вследствие  различных  положи-
тельных внешних эффектов, обусловленных
особым  местоположением.  К  таким  внеш-
ним эффектам можно отнести: доступ к спе-
циализированным  факторам  производства
и рабочей силе; доступ к информации; вза-
имодополняемость;  доступ  к  организациям
и общественным благам; стимулы и измере-
ние производительности [3, c.180].
Данный  эффект  сосуществования
в  рамках  кластера  получил  название  со-
конкуренции.  Фирмы  внутри  кластера  кон-
курируют  между  собой  на  рынках  товаров
и  факторов  производства  и  кооперируются
для  получения  финансирования  от  прави-
тельств, при освоении новых рынков и тех-
нологий.
Кластерные  инициативы  состоят  из
последовательности  проектных  этапов,  на-
чиная  с  инициирования  проекта,  разработ-
ки стратегии и плана действий по развитию
кластера и заканчивая формированием спе-
циализированной  ассоциации  участников
кластера  и  реализацией  программы  разви-
тия  и  оценкой  ее  эффективности.  Кластер-
ные инициативы представляют собой новый
проектный подход для стимулирования кла-
стеров  и  являются  специфическим  инстру-
ментом кластерной политики на региональ-
ном уровне.
Формирование кластеров происходит в
течение 3-4 лет, а чаще всего растягивается
на 5 и более лет. Это зависит от многих объ-
ективных  и  субъективных  причин.  К  объек-
тивным причинам относятся: количество ма-
лых предприятий, уровень их специализации,
степень достигнутой производственной и тех-
нологической кооперации, наличие действен-
ных  технических  и  финансовых  институтов,
готовых  содействовать  созданию  данного
кластера.  К  субъективным  факторам  можно
отнести  психологический  уровень  подготов-
ленности  членов  группы  предприятия  к  вза-
имодействию,  наличие  лидеров  и  их  квали-
фикация, уровень восприимчивости к новым
организационным, технологическим и произ-
водственным  новациям,  степень  активности
местных ассоциаций предпринимателей и др.
Главная  особенность  кластерной  по-
литики, направленной на развитие регионов,
заключается в том, что она является не до-
полнительным  инструментом  государствен-
ного управления, а, скорее, новым подходом
к использованию имеющегося инструмента-
рия. Кластерный подход позволяет система-
тизировать усилия государства (в лице фе-
деральных министерств и ведомств, с одной
стороны,  и  федеральных  и  региональных
органов власти - с другой), путем выделения
нового объекта управления - кластера.
Ориентация  на  кластеры  позволяет
определить место и роль каждого субъекта
кластера  и,  таким  образом,  выявить  пути
максимального  повышения  конкурентоспо-
собности всех его участников от мероприя-
тий государственной поддержки. Например,
в  кластере  может  быть  слабо  представлен
малый  бизнес,  что  позволит  конкретно  (с
учетом тематической специфики и конкрет-
ного  местоположения)  принимать  решения
по государственному воздействию.
В  условиях  глобализации  становится
общепризнанным  фактом,  что  для  любого
региона  важным  условием  устойчивости  и
экономической независимости является его
внутренняя  организация,  включая  способ-
ность быстро и четко реагировать на изме-
нения  внутренней  и  внешней  конъюнктуры,
осуществлять  быструю  адаптацию.  Таким
образом,  значительно  возрастают  требова-
ния  к  высокой  организации  локальных  си-
стем,  как  более  мобильных  в  сравнении  с
глобальными системами. Этот процесс ста-
вит  остро  вопрос  разработки  и  реализации
региональной  инновационной  политики,  а
также вопрос формирования инновационно-
го микроклимата региона.
Рассматривая  процесс  зарождения
и  развития  кластеров  на  примере  Кали-
нинградской области, можно отметить, что
в  2011  году  в  рамках  общих  соглашений
Российской  Федерацией  с  Советом  Ми-
нистров  Северных  стран  была  проведена
работа  по  анализу  ключевых  экономиче-
ских  показателей  региона,  диагностике
секторов  экономики,  оценке  конкуренто-
способности  Калининградской  области,
в  том  числе  с  учетом  тенденций  развития
российской,  европейской  и  мировой  эко-
номики.  Проведено  картирование  класте-
ров Калининградского региона, и выявлен
анализ механизмов взаимодействия участ-
ников  кластеров  на  основе  результатов
углубленных  интервью  с  представителями
бизнеса,  образования  и  исполнительной
власти [5]. Данное исследование привело к
определению следующих отраслевых при-
оритетов  развития  региона:  можно  выде-
лить  несколько  типов  кластеров,  которые
в перспективе могут получить интенсивное
развитие:
Автомобилестроение. Выбор автомо-
билестроения в качестве приоритета эконо-
мического  развития  региона  обусловлен
значимой ролью этого сектора промышлен-
ного  производства  в  существующей  эконо-
мике  Калининградской  области  и  высокой
оценкой потенциала его роста.
Янтарно-ювелирный кластер. Несмо-
тря  на  практически  монопольное  владение
сырьем, Калининградская область имеет не-
значительную долю добавленной стоимости
в  этом  секторе.  Основные  оптовые  рынки
удерживаются  странами-соседями,  прежде
всего, Польшей.
Сектор информационных технологий
и  электроники.  Он  является  одним  из  са-
мых динамичных в мировой экономике и не
имеет жесткой привязки к какой-либо терри-
тории.  Калининградская  область  обладает
достаточным потенциалом для развития IT-
кластера.
Туристская отрасль. Ежегодно область
посещают всего порядка 400 тысяч человек.
Вместе  с  тем,  по  экспертной  оценке,  Кали-
нинградская область могла бы претендовать
на 7-10 миллионов туристов в год, то есть на
10%  российского  рынка  внутреннего  туриз-
ма, и такую же долю европейского туризма
по  направлению  Прибалтика».  Учитывая,
что  Калининградская  область  не  является
старым  культурным  центром,  включиться  в
мировое разделение труда возможно только
за счет создания якорного проекта, который
будет  центром  притяжения.  Мультиплика-
тивным  эффектом  для  экономики  региона
станет  развитие  смежных  отраслей  потре-
бления,  таких,  как  транспорт,  легкая  про-
мышленность,  производство  мебели  и  про-
дуктов питания и торговля [2, c.12].
Реализация  кластерных  проектов  по-
зволяет  преодолевать  различного  рода  ба-
рьеры  и  «узкие  места»,  препятствующие
развитию  предприятий  и  организаций  на
территории Калининградской области.
К числу барьеров, которые будут пре-
пятствовать  развитию  кластеров  на  терри-
тории  Калининградской  области,  следует
отнести:  недостаточный  уровень  конкурен-
тоспособности компаний, включая качество
и  технологический  уровень  поставляемой
ими  продукции  и  услуг;  недостаток  специ-
ализированной  производственной  и  офис-
ной  недвижимости;  финансовые  барьеры
для  приобретения  дорогостоящего  произ-
водственного оборудования; проблемы с до-
ступностью  и  качеством  подготовки  персо-
нала и квалифицированных рабочих; низкую
интенсивность  научно-исследовательской
деятельности  по  ключевым  направлениям
развития кластеров; низкую эффективность
процесса  коммерциализации  технологий;
проблемы с доступом к финансовым ресур-
сам  для  развития  новых  технологических
компаний; низкий уровень доступности спе-
циализированных  услуг  для  развития  начи-
нающих  технологических  компаний;  низкий
уровень  развития  специализированной  ин-
фраструктуры и сервиса, в том числе гости-
ниц,  организаций  общественного  питания,
пассажирского  транспорта;  неудовлетвори-
тельное состояние ключевых туристических
объектов,  в  том  числе  памятников  истории
и культуры; несоблюдение стандартов каче-
ства предоставляемых услуг [4, c.56].
Нельзя  не  принимать  во  внимание  и
тот факт, что на взаимоотношения частного
и  государственного  секторов  на  региональ-
ном уровне могут серьезно воздействовать
такие  факторы,  как  политическая  ориента-
ция  участников,  персональные  антипатии
отдельных  лидеров,  традиционная  вражда
между семейными группами, а также другие
препятствия, которые формируют усложнен-
ную  обстановку  в  реализации  кластерных
инициатив.
Роль Правительства Калининградской
области заключается в финансировании на-
учных  разработок,  реализации  образова-
тельных  программ,  привлечении  внешних
инвестиций  и  оказании  сопутствующих  ус-
луг. Взять на себя функцию управления кла-
стерной политикой на региональном уровне
могут  Агентства  регионального  развития
или управляющая компания при правитель-
стве Калининградской области. Оно должно
выступать фундаментом для образования и
поддержки  кластерных  инициатив,  форми-
руя стратегический подход к развитию реги-
она. Также к его основным функциям можно
отнести следующие задачи: 1) Помощь ком-
паниям в определении потенциальных стра-
тегических  возможностей  кластера  и  ана-
лиз того, как они могут быть использованы
наилучшим  образом;  2)  Разработка  инсти-
туциональных  или  сетевых  механизмов  по-
строения сотрудничества между ключевыми
участниками кластера; 3) Повышение каче-
ства  обмена  информацией  между  исследо-
вательскими  организациями  и  компаниями,
а  также  содействие  в  коммерциализации
разработок; 4) Привлечение инвестиций для
заполнения  внутренних  разрывов  в  класте-
ре; 5) Совершенствование инфраструктуры;
6)  Формирование  и  реализация  образова-
тельных  программ,  направленных  на  повы-
шение уровня участников кластера; 7) Раз-
витие  цепи  поставщиков;  8)  Поддержка  и
развитие новых бизнес-инициатив.
Кластерная  политика  региональной
власти  -  это  система  мероприятий  по  фор-
мированию  и  поддержанию  устойчивой  ре-
гиональной  партнерской  сети  в  конкурен-
тоспособных  видах  деятельности  во  имя
сохранения  и  укрепления  их  позиций  на
внешних рынках.
Региональная власть на сегодняшний
день способна сконцентрировать для усиле-
ния  конкурентоспособности  кластера  зна-
чительно  более  широкую  гамму  местных
активов как осязаемых, так и неосязаемых,
чем  это  под  силу  местному  бизнес  -  сооб-
ществу.  Это  означает,  что  региональные
органы власти должны выполнять функцию
эффективного коммуникатора, лидера кла-
стерной сети. В этой связи деятельность ре-
гиональных администраций сводится к эф-
фективному  согласованию  интересов  всех
участников регионального кластера, созда-
нию условий и непосредственному объеди-
нению  фрагментов  региональной  экономи-
ки  вокруг  ключевой  конкурентоспособной
деятельности.
Библиографический список:
1. Распоряжение от 17 ноября 2008 г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-эко-
номического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2.  Послание  Губернатора  Калининградской  области  Калининградской  областной  Думе
«Об основных направлениях деятельности Губернатора и Правительства Калининградской об-
ласти в 2011-2015 годах».
3. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.
4. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и
современная дискуссия: Учеб. пособие. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 2010.
5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъек-
тах Российской Федерации // URL: http://www.tpprf.ru.







 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 673 | Теги: кластерная политика, социально-экономические развитие ре, кластер, конкуренция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь