Вторник, 24.10.2017, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

А.И.Алифиров, А.В.Зарывкина
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

Рассматривается проблема интеллектуального развития в студенческом возрасте, выявляются психофизиологические особенности, оказывающие влияние на формирование интеллектуальных способностей и психических качеств. Предложенная методика экспресс-курсов по шахматам позволяет повысить уровень IQ у студентов, содействует развитию психических качеств и интеллектуальных способностей, необходимых для успешного обучения в вузе.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие студентов, психологические особенности студенческого возраста, шахматная игра, интеллектуальные способности.

 
Студенческий возраст — это период ярко выраженных преобразований, направленных на развитие личности, реализацию социального потенциала и индивидуальных способностей. Учебно- профессиональная деятельность в этом возрасте характеризуется высокой динамикой развития интеллектуальных способностей, оказывает большое влияние на формирование психики, психофизиологических качеств и способствует интеллектуальному становлению.

В связи с технологизацией жизни общества, увеличением потока информации, ускорением темпа и ритма жизни повышается нагрузка на сферу психики человека, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности [4]. Особенно эти процессы прослеживаются среди подрастающего поколения и молодёжи, посвящающих много времени общению в социальных сетях, что приводит к пассивному восприятию познавательной информации без объективизации конкретной цели развития личности [5]. В свою очередь, через игру в шахматы можно сформировать личность нового типа — целеустремлённую, инициативную, прагматичную, креативную, с определённой жизненной позицией и мировоззрением.

С одной стороны, успешное обучение в вузе обусловлено мобильностью студента к изменяющимся условиям современного образования, зависит от высокого уровня интеллектуальных способностей, мышления, памяти, внимания, воображения, психофизиологических состояний и работоспособности. С другой стороны, в программе подготовки студентов в вузе не существует конкретных форм и специфических средств развития этих интеллектуальных способностей. С помощью игры в шахматы можно развить необходимые интеллектуальные и психические качества, контролировать процессы эмоционально-волевой сферы.

Цель исследования — изучить влияние игры в шахматы на развитие умственных способностей студентов.

Для успешного и эффективного обучения в вузе необходимо поддерживать интеллектуальные способности на довольно высоком уровне [7]. Интеллектуальными способностями являются сообразительность, восприимчивость, память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение, эрудиция. Понятие интеллекта определяется как свойство психики человека, способность к адаптации в новых ситуациях, способность обучаться на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции, использовать приобретённые знания с целью управления и восприятия окружающей среды [6]. Сравнительный анализ студенческого возраста с остальными показывает, что на данном жизненном этапе происходят сложные психологические структурные изменения функций интеллекта, обусловленные наивысшей скоростью процессов интеллектуальной деятельности — оперативной памяти, переключения внимания, реакции, решения вербальных и невербальных логических задач.

По Б. Г. Ананьеву, развитие интеллектуальной деятельности в студенческом возрасте зависит от следующих неразрывно связанных показателей:
1) сообразительности — «подвижности и гибкости» ума, скорости мыслительной деятельности;
2) восприимчивости — способности осваивать, перерабатывать и сохранять в памяти информацию;
3) любознательности — потребности в приобретении познавательной информации;
4) вербализации — способности выражать свои мысли, оформлять в письменном виде и использовать устную речь в общении;
5) эрудиции — способности осуществлять количественный и качественный анализ объёма знаний и явлений, необходимый для функционирования умственной деятельности. В зависимости от объёма усвоенной информации процессы интеллектуальной деятельности активизируются прямо пропорционально уровню эрудиции [1].

Специфической ориентацией интеллектуального развития студентов является познавательная, коммуникативная и мыслительная активность при решении конкретных учебно-профессиональных задач. Мыслительный процесс — это постоянно протекающая деятельность мозга человека, регулирующая накопление, анализ и переработку информации. Уровень интеллектуального развития зависит от динамики мыслительных процессов, аккумуляции освоенной информации, которая впоследствии моделируется и интерпретируется, на её основе создаются предпосылки явлений и ситуаций с последующим прогнозированием полученных опытным путём продуктов мыслительной деятельности.

По утверждению психолога Д. П. Гилфорда у студентов, творческих людей, работников умственного и интеллектуального труда наблюдается дивергентное мышление, основное свойство которого заключается в систематическом подходе поиска решения задач и проблем [3]. Особой оценки заслуживает исследование Ч. Спирмена о том, что успешная умственная деятельность зависит от интеллектуального развития, способности человека адаптироваться в социуме и анализировать изменяющиеся факторы окружающей среды.

Организация исследования. В соответствии с целью исследования был проведён педагогический эксперимент на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). Определены контрольная (КГ, 34 чел.) и экспериментальная (ЭГ, 38 чел.) группы из числа студентов РГСУ разных специальностей по программе подготовки бакалавриата. Контрольную группу составили студенты специальностей «Журналистика» (2-й курс) и «Зарубежное регио- новедение» (1-й курс), а экспериментальную — студенты специальностей «Социология» (1-й курс) и «Дизайн» (3-й курс).

Для ЭГ разработан экспресс-курс плана обучения и определены формы учебно-тренировочных занятий студентов по шахматам, которые включали:
- сеанс одновременной игры по шахматам;
- тренировочные партии (рапид);
- решение блоков задач по тактике и стратегии во внеучебное время;
- турнир по быстрым шахматам.

Методика исследования. Для определения уровня интеллектуального развития студентов использовалась методика Д. Векслера [2]. Оценка уровня интеллектуального развития (intelligence quotient, IQ) осуществлялась с помощью шкалы — 11 субтестов, 6 из которых вербального характера и 5 невербального. Вербальная шкала состояла из субтестов — общей осведомлённости, общей понятливости, установления сходства, повторения цифровых рядов, словарного и арифметического. Невербальная шкала состоит из субтестов — шифровки цифр, нахождения недостающих деталей, кубиков Коса, логического изложения последовательности картинок и составления фигур.

Интерпретация количественных оценок уровня интеллекта проводилась в соответствии с таблицей коэффициента интеллекта IQ по Векслеру (табл. 1).

Выполнение теста определения уровня IQ студентов и подсчёт результатов осуществлялась автоматически, с помощью компьютерной онлайн-программы на сайте www.vobzore.com/test/test- 0038.php.

Результаты исследования. Одним из основных параметров эффективности применения экспресс-курсов по шахматам была динамика интеллектуального развития (IQ) студентов КГ и ЭГ (табл. 2). Наглядное сравнение динамики уровня развития интеллекта студентов КГ и ЭГ представлено на рисунке.

Анализ результатов исследования уровня развития интеллекта IQ студентов КГ и ЭГ выявил, что в КГ и ЭГ наблюдалась динамика уровня IQ в течение года, на которую оказала влияние учебно-профессиональная деятельность. У студентов КГ на всех контрольных точках был выявлен средний уровень IQ, общий прирост коэффициента IQ составил 7 %. У студентов ЭГ эти показатели выше благодаря экспресс-курсам по шахматам, прирост коэффициента IQ по сравнению с первоначальными данными в конце года составил 14 %. Показатели уровня IQ в ЭГ на контрольных точках в феврале и апреле 2015 г. возросли со среднего до хорошего.

Таблица 1
Оценка показателей общего уровня IQ по Д. Векслеру

Таблица 2
Динамика уровня развития интеллекта IQ студентов КГ и ЭГ

Динамика уровня развития интеллекта IQ студентов КГ и ЭГ

Итоги педагогического эксперимента подтвердили эффективность использования шахматной игры в системе высшего образования в качестве средства интеллектуального развития студентов в вузе. Наивысшие показатели в тестах, определяющих интеллектуальные способности, показали студенты экспериментальной группы. Этот факт даёт основание полагать, что у студентов, обучающихся игре в шахматы, повышается уровень интеллектуального развития и обучение шахматной игре оказывает мобилизационное влияние на развитие умственных способностей шахматистов.

Таким образом, можно сделать вывод об успешности экспериментального обучения игре в шахматы студентов, направленного на развитие интеллектуальных способностей и совершенствование психологических процессов личности. Из результатов проведённых исследований следует, что применение методики обучения экспресс-курсов шахматной игры ведётся с целью интеллектуального развития человека в студенческом возрасте и является целесообразным.

Список литературы

1. Аристов, В. Н. Психофизиологические основы развития интеллекта у студентов / В. Н. Аристов, Е. Ю. Тюменцева, В. Л. Штабнова // В мире науч. открытий. - 2013. - № 7.2 (43). - С. 131-145.
2. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2003. - 351 с.
3. Епифанцев, А. А. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности / А. А. Епифанцев. - Красно - дар, 2005.
4. Ерёмин, М. В. Распространение негативных явлений и профилактика наркомании в подростковой среде / М. В. Ерёмин, В. Ю. Карпов, А. Д. Калинин // Итоги научных исследований : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - М., 2015. - С. 128-130.
5. Михайлова, И. В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов / И. В. Михайлова, С. В. Шмелёва, А. С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 5. - С. 70-72.
6. Михайлова, И. В. Особенности адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И. В. Михайлова, С. В. Шмелёва, А. С. Махов // Учёные зап. Рос. гос. социал. ун-та. - 2015. - Т. 14, № 2 (129). - С. 54-63.
7. Ивашкова, Е. Э. Уровень мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / Е. Э. Ивашкова, М. А. Петрова // Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е. А. Петровой, Т. И. Бонкало. - М., 2015. - С. 132-140.

Для цитирования: Алифиров, А. И. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы / А. И. Алифиров, А. В. Зарывкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 46-50.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (22.09.2017)
Просмотров: 87 | Теги: Шахматы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь