Пятница, 20.07.2018, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Е.А.Ячменёва, главный тренер Региональной общественной организации «Федерация фитнес-аэробика Республики Татарстан»

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Рассмотрена методика развития гибкости на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении. Представлены результаты экспериментальной работы по развитию гибкости в двух группах студентов. Развитие гибкости проводилось посредством упражнений, характерных для занятий фитнес-аэробикой.

Ключевые слова: развитие гибкости, занятия по физической культуре.

 
С раннего детства человек познаёт окружающий мир через движения. В процессе занятий физической культурой человек овладевает разнообразными двигательными действиями, которые напрямую влияют на формирование его интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы, эстетических представлений и потребностей.

Важнейшим средством в решении задач физического воспитания в высшей школе является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость. Гибкость — в научно-методической литературе определяется как морфо- функциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, зависящей от эластичности мышц и связок и устанавливающей пределы амплитуды движений [7].

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий: в трудовой, военной деятельности, в быту. Трудно заниматься гимнастикой при нарушениях осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т. д. Гибкость можно легко и с успехом развивать самостоятельно, также в домашних условиях. Специалистами рассматриваются упражнения на гибкость как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

Благодаря подвижности в суставах производится любое движение человека. В некоторых суставах — плечевом, тазобедренном — человек обладает большой подвижностью, в других — коленном, лучезапястном, голеностопном — амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость играет основополагающую роль [9]. Но, к сожалению, многие недооценивают значение гибкости в своей жизненной деятельности. Вместе с тем воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния человека, поскольку ограничено возрастными рамками.

Актуальность использования упражнений на растяжку на занятиях физической культурой в вузе обусловлено тем, что развитие гибкости ведёт к уменьшению травматизма, более глубокому физиологическому воздействию на мышцы, связанному с межмышечной координацией, успешно - му освоению новых упражнений. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы [5].

На сегодняшней день проблемой развития гибкости у студентов как одного из физических качеств в общей подготовке специалистов высший учебных заведений занимаются многие преподаватели по физической культуре [3; 4]. Занятия аэробикой являются одним из предлагаемых современными авторами средством достижения необходимого уровня развития гибкости [2; 8].

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что специалисты вуза должны быть обеспечены необходимым уровнем физической подготовленности и тренированности в целях достойного уровня работоспособности. Прикладные качества — это быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость, которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии.

Гибкость же имеет особое значение для воспитания психофизических качеств, развития двигательных умений и навыков и требует особого подхода при определённых возрастных категориях. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Рассматриваемая в данной работе методика развития гибкости на занятиях по физической культуре в высшей школе способствует физической подготовленности к трудовой деятельности специалистов вуза.

Объект исследования: развитие гибкости на занятиях по физической культуре в высшей школе посредством фитнес-аэробики.
Предмет исследования: нормирование физической нагрузки на занятиях по физической культуре в высшей школе в процессе развития гибкости.

Цель исследования: определение методики развития гибкости на занятиях по физической культуре в высшей школе по специализации фитнес-аэробика.

Для достижения цели потребовалось решение ряда задач: определить необходимость развития гибкости на занятиях по физической культуре в высшей школе; провести опытно-экспериментальную работу по повышению уровня гибкости посредством разработанной методики на основе упражнений по фитнес-аэробике; проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости методом математической статистики на выявление достоверности полученных результатов.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.

1. Подвижность в плечевом суставе. Активное отведение прямых рук вверх из положения лёжа на груди с руками, вытянутыми вперёд. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперёд до предела, без сгибания ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперёд-назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперёд руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах.

Измерять различные параметры движений в суставах следует при соблюдении стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) проведение повторных измерений гибкости в одно и то же время, поскольку это влияет на подвижность в суставах [6].

Для достоверности результатов исследования тестирование проводилось в контрольной группе (01-319) и в экспериментальной группе (01-311). Результаты тестирования представлены в табл. 1 и 2.

В данной работе исследования на развитие гибкости у студентов проводились посредством тестирования студентов в осеннем семестре (в начале учебного года) и в весеннем семестре (в конце учебного года). В основе педагогического теста лежала оценка подвижности позвоночного столба, определяемая по степени наклона туловища вперёд до предела, с прямым в коленях ногами.

Перед анализом результатов педагогического тестирования данные были проверены методами математической статистики на достоверность полученных результатов по величине коэффициента Стьюдента [1]. В результате для контрольной группы получили 2,09, что при степени свободы 22 свидетельствует о вероятности ошибки ±5 %. Для экспериментальной группы коэффициент Стьюдента получили 2,1, что при степени свободы 22 свидетельствует о той же вероятности ошибки ±5 %. В спортивно-педагогических и биологических исследованиях гипотеза считается доказанной при 95 % уровне надёжности, то есть если вероятность меньше 0,05.

Таким образом, по результатам анализа методом математической статистики можно заключить, что проведённое исследование и его результаты могут быть использованы для выводов, и, следовательно, методику эксперимента можно рекомендовать как надёжный инструмент для развития гибкости у студентов.

Таблица 1
Результаты тестирования подвижности позвоночного столба контрольной группы

Таблица 2
Результаты тестирования подвижности позвоночного столба экспериментальной группы

Рассмотрим результаты тестирования, характеризующие изменение гибкости позвоночного столба у студентов по группам. В среднем значении для контрольной группы показатель увеличился с 17,67 см до 20,33 см, а для экспериментальной группы с 15,92 см до 19,83 см.

В общем анализе средних значений можно сделать вывод, что используемая методика по развитию гибкости в течение одного учебного года может привести к улучшению гибкости позвоночного столба примерно на 3 см. Среднее значение роста по контрольной группе получилось равным 3,3 см, по экспериментальной — 3,9 см.

По результатам экспериментальной работы выявлено, что предлагаемый комплекс способствует развитию гибкости на занятиях физической культурой в высшей школе по специализации фитнес- аэробика.

Список литературы

1. Абзалов, Р. А. Теория и методика физической культуры и спорта / Р. А. Абзалов, Н. И. Абзалов. — Казань, 2013. — 202 с.
2. Бондаренко, Е. В. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой / Е. В. Бондаренко, Ю. Т. Ревякин // Теория и практика физ. культуры и спорта. — 2006. — № 6. — С. 37-39.
3. Гончаров, В. М. Развитие общей гибкости у студентов в процессе занятий физической культурой / В. М. Гончаров, Н. А. Щеблыкина // Научные достижения молодых исследователей : материалы между- нар. студен. науч. конф. — Белгород : Белгород. ун-т кооперации, экономики и права, 2014. — С. 324-329.
4. Зайцева, Т. В. Развитие гибкости у студентов посредством физических упражнений / Т. В. Зайцева, Е. Ю. Шутьева // Научно-методический электронный журнал. — Киров : Межрегион. центр инновацион. технологий в образовании, 2016. — С. 81-85.
5. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д. : Феникс, 2000.
6. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания / Л. П. Матвеев. — М., 1991. — 265 с.
7. Сермеев, Б. В. Спортсменам о воспитании гибкости / Б. В. Сермеев. — М. : Физкультура и спорт, 1970. — 62 с.
8. Татаканова, С. В. Развитие статодинамической силы и гибкости студенток, занимающихся аэробикой / С. В. Татаканова, Н. Е. Гоголев // Состояние и перспективы развития массовых видов спорта и туризма на северо-востоке России : сб. материалов Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов, молодых учёных и специалистов. — Якутск, 2013. — С. 124127.
9. Mather, K. Biometrical Genetics / K. Mather, J. L. Jinks // The Study of Continuous Variation. — London ; New York, 1982. — 396 p.

Для цитирования: Ячменёва, Е. А. Развития гибкости на занятиях по физической культуре в высшей школе / Е. А. Ячменёва // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 91-95.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.06.2018)
Просмотров: 21 | Теги: гибкость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь