Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.Б.Кондратенко, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и сервиса Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Б.А.Кондратенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных, естественнонаучных дисциплин и сервиса Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Эмоциональный интеллект, жизненный успех, модель эмоционального интеллекта, выявление эмоционального интеллекта, тест Холла, эмоциональная компетентность, информационное общество.

Статья описывает понятие жизненного успеха, раскрывает некоторые факторы, его определяющие. Представляется анализ основных моделей эмоционального интеллекта, которые, по мнению ряда исследователей, могут оказывать влияние на жизненные достижения людей. Описывается результат исследования эмоционального интеллекта обучающихся системы высшего образования с применением метода Н. Холла. Делаются некоторые предположения о необходимости развития эмоциональной компетентности в условиях меняющегося информационного общества.

 

Что такое жизненный успех? Если спросить, что для вас значит достичь жизненного успеха, каждый сможет дать четкий ответ. Если об этом поинтересоваться у ваших друзей или знакомых, ваши ответы могут совпасть или будут абсолютно разными. Как показали исследования ведущих ученых, изучавших и изучающих феномен жизненного успеха (В.И. Башта- ковского, М. Вебер, Р. Декарта, И. Канта, Л.Н. Когана, Г.Л. Тульчинского, Ю.А. Согомотовой, В.А. Чурилова), для каждого человека жизненный успех свой. Для кого- то это - высокая должность в органах власти, для кого-то - хорошее материальное положение, для кого-то - признание коллег или уважение других людей и т.п. В 2015 г. Национальная ассоциация ученых (США), занимающаяся проблемами жизненного успеха подростков и молодежи, выявила, что более 87% респондентов считают, что в современном понимании жизненный успех - это прежде всего хорошее материальное положение.

Как показали исследования, жизненный успех человека зависит от множества факторов, таких как интеллект (IQ), уровень образования, профессионализм, материальное благополучие, протекция, удачное стечение обстоятельств и т.д. [17]. В 1985 г. клинический физиолог Р. Бар-Он ввел понятие «коэффициент интеллекта» (англ. intelligence quotient - IQ). Долгое время ученые считали, что он вносит до 80% в жизненный успех человека. XX век прошел под эгидой интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. В то же время многочисленные исследования университетского колледжа в Лондоне, Оксфордского университета показали, что люди с высоким IQ в 70% случаев не добивались успеха в жизни. Было выявлено, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, требуется уже что-то другое. Когда исследователи сравнивали, чем же лидеры отличаются от посредственных менеджеров, то полученные результаты указали на способности, связанные с пониманием и управлением эмоций.

В 1990 г. Дж. Мэйер и П. Саловей ввели понятие эмоционального интеллекта (англ. emotional intelligence - EI, иногда по аналогии с IQ используется вариант emotional quotient - EQ). Вместе с Д. Гоулма- ном эти ученные составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Д, Гоулман представил данные исследований, согласно которым коэффициент интеллекта влияет на успешность человека с вероятностью от 4% до 25%, а эмоциональный интеллект - до 80%. Такой подход к влиянию эмоционального интеллекта проиллюстрирован на рисунке 1.

На рисунке 1 видно, что эмоциональный интеллект составляет около 80%, являя собой как бы скрытую под водой часть айсберга, значительно превышающую по размерам надводную (в нашем случае - общий интеллект, IQ). В Соединенных Штатах есть популярное высказывание, отражающее расхожий взгляд на важность развития эмоционального интеллекта: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ делаете карьеру).

Итак, по мнению Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект представляет собой способность осознавать свои эмоции и эмоции других людей, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить взаимодействие [2]. Концепция эмоционального интеллекта - пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. В ней Д. Гоулман объяснил, как миндалевидное тело (см. рисунок 2) - эмоциональный центр мозга - оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление. Миндалевидное тело - это всего лишь малая часть головного мозга, но у нее множество различных функций, ознакомиться с которыми должен каждый.

Говоря об особенностях работы данного отдела головного мозга, стоит упомянуть один из экспериментов, проведенных американскими учеными: больным животным была сделана операция по удалению миндалевидного тела. После удаления одной миндалины в одном полушарии исчезали эмоциональные чувства, пропадал страх, агрессивные животные становились спокойными. В случае удаления двух миндалин нарушалась сплоченность коллектива: животное уходило, пыталось скрыться от стада, вожаки теряли свое иерархическое положение и не пытались его вернуть [11].

Некоторые исследователи предполагают, что миндалевидное тело является определяющим фактором эмоционального интеллекта человека. В частности, выдвигается гипотеза о том, что более крупное миндалевидное тело обеспечивает больший эмоциональный интеллект, способствует большей интеграции индивида в общество и его более успешному сотрудничеству с другими [6]. По мнению Д. Гоулмана, именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице [1].

В настоящее время в научном мире существуют несколько моделей эмоционального интеллекта, основными из которых являются:

1. Модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [1], включающая в себя такие элементы, как:

- самосознание (осознание своих эмоций);

- контроль (управление своими эмоциями);

- социальная чуткость (осознание эмоций других);

- управление отношениями (управление эмоциями других людей).

2. Модель социального и эмоционального интеллекта Р. Бар-Она [16], включающая в себя такие элементы, как:

- внутриличностная сфера;

- адаптивность;

- управление стрессом;

- общее настроение.

3. Модель эмоционального интеллекта Май- ера-Саловея-Карузо [13], включающая в себя такие элементы, как:

- точность восприятия и выражения эмоций;

- использование эмоций для стимуляции мышления;

- понимание эмоций;

- управление эмоциями.

Взяв за основу наиболее распространенную и широко представленную в отечественной педагогической, психологической и социологической науке модель эмоционального интеллекта по Гоулману и используя тест на эмоциональный интеллект Н. Холла [3], в 2018 г. было проведено выборочное исследование 198 обучающихся из числа студентов Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по следующим показателям эмоционального интеллекта:

- оценка шкалы «Эмоциональная осведомленность»;

- оценка шкалы «Управление своими эмоциями»;

- оценка шкалы «Самомотивация»;

- оценка шкалы «Эмпатия»;

- оценка шкалы «Управление эмоциями других людей»;

- интегративная оценка.

Анализ результатов исследования (они представлены в таблице 1) показал, что по четырем показателям, таким как эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия и управление эмоциями других людей, была получена в целом сходная картина, соответствующая распределению Гаусса-Лапласа с допустимой степенью отклонения. Респонденты в возрасте 17-19 лет распределились по нормальному закону: примерно 30% продемонстрировали низкий уровень показателя, 48% показали средний уровень показателя, еще у примерно 22% был выявлен высокий уровень рассматриваемого показателя. В свою очередь, анализ интегрированной оценки показал, что 72 студента (36,4%) имеют низкий эмоциональный интеллект, лишь 18 студентов (9,1%) имеют высокий эмоциональный интеллект, что, в соответствии со взглядами Д. Гоулмана, позволит им в дальнейшем продемонстрировать более высокие жизненные достижения.

Таблица 1.
Результаты выборочного исследования эмоционального интеллекта обучающихся.

На рисунке 3 в графическом виде представлены основные показатели эмоционального интеллекта, составляющие ключевые компетенции эмоциональной компетентности по Д. Гоулману [1]: эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия и управление своими эмоциями. Как ясно видно из рисунка 3, особую тревогу вызывает показатель управления собственными эмоциями, который сильно выбивается из картины нормального распределения. Показатель имеет обратно линейную зависимость: количество студентов, способных справиться со своим эмоциями, линейно убывает. Исследование показало, что 54,5% студентов не могут управлять своими эмоциями.

По нашему мнению, это сигнализирует о наличии кризисной нехватки формирования эмоциональной компетентности в ходе работы системы образования на всех уровнях.

Важно понимать, что это может стать одним из факторов (и его влияние еще предстоит оценить), формирующих асоциальное девиантное поведение, которое, кроме прочего, выливается и в акты насилия в образовательных учреждениях, нередко оборачивающиеся массовыми убийствами. И хотя составление психологической характеристики обучающихся, совершающих подобные деяния, само по себе дискуссионно, в исследовании, проведенном по заказу Секретной службы США (в этой стране проблема стоит еще острее ввиду более либерального законодательства в сфере владения оружием и его оборота, стоит вспомнить, например, массовое убийство в школе Колумбайн в штате Колорадо в 1999 г.), приводятся определенные общие черты, характерные для учащихся, совершавших массовые убийства в образовательных учреждениях [18]. «Исследования показали, что такие убийцы не спешат, они планируют предстоящее, добывают оружием и боеприпасы, изготавливают бомбы... эти дети долго и идут к совершению насилия, и этот путь можно наблюдать» [12]. Крупное интернет- издательство «Frontline» приводит мнение ученого из Принстонского университета К. Ньюман, которая отмечает, что учащиеся-убийцы не являются замкнутыми и не стремящимися к социальным взаимодействиям. Они, по сути, желают общения, но не могут влиться в коллектив по тем или иным причинам. Помимо этого, такие люди нередко заранее рассказывают о своих планах и делают это зачастую неоднократно на протяжении долгого времени. Многие такие убийцы сообщали следователям, что пошли на насилие из-за преследований со стороны других учеников (так называемого буллинга), а также из- за отчужденности от коллектива и невозможности стать его частью [15].

В России недостаток у людей системного развития эмоционального интеллекта, направленного на установление прочных взаимоотношений индивида с обществом, также нередко оборачивается проблемами. Например, в феврале 2014 г. имел место инцидент со стрельбой в московской школе № 263, а в октябре 2018 г. произошло массовое убийство в Керченском политехническом колледже - погиб 21 человек из числа учащихся и преподавателей, 67 человек получили ранения различной степени тяжести.

Возможно, развитие эмоциональной компетентности людей и не является панацеей, но потребность в устранении противоречия между необходимостью понимания и управления эмоциями и текущем уровне их развития системой образования налицо. Вероятно, комплексное решение этой проблемы лежит в области регулирования образовательных программ и включения в них модулей, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности обучающихся.

Впрочем, нельзя не отметить имеющуюся сегодня в научных кругах неопределенность в отношении эмоционального интеллекта и его влияния на жизненные достижения. Некоторые исследователи скептически относятся к тому, что эмоциональный интеллект зачастую преподносится как неотъемлемая составляющая успеха во всех сферах деятельности, и особенно в бизнесе [9]. Например, с точки зрения Д. Майера эмоциональный интеллект может являться причиной лишь 1-10% основных жизненных достижений и успехов [14]. С другой стороны, все модели эмоционального интеллекта критикуют за достаточно произвольное добавление в них компонентов. И хотя нет сомнений в том, что все эти компоненты действительно влияют на успех человека в жизни, и особенно в карьере, но для подачи этого как научной теории требуется установить некий четкий принцип, на основе которого можно было бы структурировать понятие эмоционального интеллекта, а в отсутствии этого принципа данное понятие превращается лишь в произвольный набор факторов, влияющих на жизнь человека [7]. Большого объема персональной критики удостоился Д. Гоулман, которого с момента выхода его первой книги обвиняют в нехватке системного научного подхода, недостатке ссылок на источники при заимствованиях и в чрезмерной коммерциализации понятия эмоционального интеллекта [9]. Единственная позиция, по которой популярная и научная концепции эмоционального интеллекта пришли к согласию, заключается в том, что эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что значит быть умным.

В заключение следует констатировать необходимость комплексного развития эмоциональной компетентности у обучающихся - как с целью повышения их будущей конкурентоспособности в быстро развивающимся социуме, переживающем преобразования в эпоху информатизации, так и с целью сохранения стабильного фона самоконтроля людей и соблюдения ими принципов гуманизма и законности.

 
Библиографический список:

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. М.: АСТ, 2009. 480 с.
2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта = Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. М.: Альпина Паблишер, 2011. 301 с.
3. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. C. 57-59.
4. Кондратенко А.Б. Методология построения Е-learning системы персонализации обучения // Открытое образование. 2011. № 5. С. 17-20.
5. Кондратенко А.Б., Кондратенко Б. А. Проектирование образовательного процесса в информационном обществе // Вестник БФУ им. И. Канта. 2013. № 5. С. 42-49.
6. Buchanan T.W., Tranel D., Adolphs R. The Human Amygdala in Social Function // The Human Amygdala. Whalen PJ, Phelps EA. New York: Guilford, 2009. Pp. 289-318.
7. Cherniss C., Extern M., Goleman D., Weissberg R.P. Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate? // Educational Psychologist. 2010. № 41 (4). Pp. 239-245. (DOI: 10.1207/ s15326985ep4104_4).
8. Cherniss C., Goleman D. The Emotionally Intelligent Workplace: How to Select for, Measure, and Improve Emotional Intelligence in Individuals, Groups, and Organizations. San-Francisco: Jossey- Bass, 2001. 352 p.
9. Critical Review of Daniel Goleman // Index EQI.ORG // URL: http://eqi.org/gole.htm (дата обращения - 31.10.2018).
10. David R. Caruso, Salovey P. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses-Bass, San-Francisco, 2004.
11. Davis M. The role of the amygdala in fear and anxiety // Annual Review of Neuroscience. 1992. № 15. Pp. 353-375. (DOI: 10.1146/annurev.ne.15.030192.002033).
12. Dedman B. Deadly Lessons: School Shooters Tell Why, description of Secret Service study // Chicago Sun-Times. 2000. 15 October.
13. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // Handbook of Intelligence In R.J. Sternberg (Ed.). Cambridge, England: Cambridge University Press, 2000. Pp. 396-420.
14. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional Intelligence as a Standard Intelligence // Emotion. 2001. № 1 (3). Pp. 232-242. (DOI:10.1037//1528-3542.1.3.232-242).
15. Profiling School Shooters - The Killer At Thurston High // FRONTLINE // URL: https:// www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/kinkel/profile/ (дата обращения - 30.10.2018).
16. Reuven Bar-On The BarOn Model of Social and Emotional Intelligence (ESI) // Psicothema. 2006. № 18. Pp. 13-25.
17. Steven J. Stein, Ph.D and Howard E. Book, M.D, The EQ Edge: Emotional Intelligence and your success. Stoddart Publishing Co. Limited, 2000.
18. The Final Report and Findings of the Safe School Initiative // ResearchGate // URL: https:// www.researchgate.net/publication/253143845_The_Final_Report_and_Findings_of_the_Safe_ School_Initiative_Implications_for_the_Prevention_of_School_Attacks_in_the_United_States (дата обращения - 30.10.2018).

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2019)
Просмотров: 22 | Теги: Жизненный Успех, Эмоциональный интеллект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь