Среда, 13.12.2017, 08:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В.Ю.Кулаков, А.Х.Нуретдинова, В.С.Хомченко

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Рассматривается развитие двигательных способностей на разных этапах (с детства до подросткового периода) взросления и становления человека. Раскрывается понятие двигательной способности, выделяются разновидности двигательных способностей.

Ключевые слова: физическое развитие, двигательные способности, активность, движение.

 
Движение — это жизнь. С самого рождения человек стремится к максимальному движению и активности. Так, сначала мы учимся координировать движения рук и ног, держать голову на весу за счёт мышц шеи, учимся ползать, а потом и ходить. И чем больше мы движемся, тем больше понимаем возможности своего организма как постоянно развивающейся системы. К развитию двигательных способностей подходили уже с самых древних времён, изучая возрастные и морфологические особенности.

В современной науке существуют несколько терминов для подчёркивания физиологических способностей человека, а именно: «физические способности», «двигательные способности» и «физические качества». Эти понятия в определённом отношении совпадают, однако не тождественны. Для наиболее полного обозначения психофизиологического потенциала человека, на наш взгляд, должен использоваться такой термин, как «двигательные способности».

Двигательные способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.

В. И. Лях утверждает: каждый человек имеет разный уровень развития и сочетания, «компонентов», называемых физическими качествами. На сегодняшний день используют термин не «физические качества», а «физические (двигательные) способности». Термины являются синонимами.

Выделяют как основные двигательные способности, так и специальные. К основным относят силовые, скоростные, координационные, выносливости и гибкости. Данное разнообразие не даёт точного и уверенного ответа на вопросы о том, как и когда развивать те или иные способности; как влияют наследственный фактор и окружающая среда.

На двигательные способности, с одной стороны, влияют среда, уровень жизни, климатические и экологические особенности, методика занятий и тренировок, материальное обеспечение, а с другой — «моторные» задатки, к которым относятся наследственные особенности [1].

В критические периоды жизни человеческий организм может проявлять особую психофизиологическую активность. Данные этапы играют важную роль в развитии организма. Например, из-за недостатка питания в период полового созревания организм не будет развит в должной степени. Именно поэтому надо с особой ответственностью подходить к развитию двигательных способностей в разные периоды жизни.

В лабораториях физического воспитания НИИ были проведены исследования об особенностях физиологии детей и подростков.

Посредством анализа полученных данных были сделаны следующие выводы:
- развитие способностей происходит гетерохронно;
- прирост двигательной способности у мальчиков и девочек в одни и те же возрастные периоды разнится;
- у большинства детей младшего школьного возраста показатели двигательных способностей разные. Например, если ребёнок быстро реагирует на внезапные сигналы во время игры, то это не значит, что он сможет быстро пробежать короткую дистанцию;
- специальные тренировки одними и теми же методами, объёмом и интенсивностью дают различные результаты в разных возрастных периодах [2. С. 10].

Безусловно, физическая культура в школе имеет положительный результат, особенно если педагог в своей деятельности использует разные формы и методы обучения в разной возрастной категории. Также заметим, что эффективность развития конкретной двигательной способности зависит не только от методик педагогического процесса, но и от индивидуальных способностей. Так, например, если давать нагрузку на одну двигательную способность, то её наибольший прирост будет происходить в период ускоренного развития.

Вопросами развития двигательных способностей учёные занимаются давно. Ещё в начале ХХ в. этому был посвящён ряд исследований.

В 1993 г. была разработана программа для учащихся школы, где были описаны пути развития двигательной активности учеников по разным возрастным категориям.

1-4-е классы: это период для высокого развития координационных способностей, и особое внимание уделяется всестороннему развитию; должны развиваться согласованность движений, скорость, ритмичность и выносливость при умеренных нагрузках; контроль в данный период осуществляется для стимулирования к совершенству.

5-9-е классы: продолжается развитие основных двигательных функций; создаются предпосылки для углублённой работы в определённых видах спорта; происходит техническое и тактическое совершенствование; воспитание скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости; формирование — что особенно важно — умений тренироваться самостоятельно.

Список литературы

1. Развитие двигательных способностей [Электронный ресурс] // Спортивный клуб единоборств Magma.- URL: http:// http://www.magma-team.ru/ biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i- sporta/glava-2-5-razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei, (дата обращения 08.09.2016).
2. Дерябина, Г. И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : учеб.-метод. пособие / Г. И. Дерябина.- Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006.
3. Иваненко, М. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольника / М. Иваненко // Дошк. воспитание.- 2007.- № 4.- С. 97-99.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.06.2017)
Просмотров: 64 | Теги: Физическое развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь