Суббота, 14.12.2019, 15:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АСПЕКТЫ ИСТОРИОГРАФИИ

Е.И.Мамаева

РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АСПЕКТЫ ИСТОРИОГРАФИИ

Корпоративные музеи редко становятся предметом музееведческих исследований - такой тезис был сформулирован в самом начале исследования. Казалось, что это не только особенность российской историографии: американские исследователи, например, тоже подтверждали его [38]. Но когда в ходе исследования количество публицистических материалов только за 2010-е годы достигло почти 40, первый тезис был подвергнут большому сомнению.

Можно констатировать нарождающийся интерес к частным и корпоративным музеям в отечественной историографии. Такие музеи становятся объектом исследования не только музееведов, но и историков, представителей сферы туризма, бизнеса и др. Растёт популярность частных и корпоративных музеев среди реальных и потенциальных посетителей. Количество корпоративных музеев уже сравнялось с количеством государственных и муниципальных музеев вместе взятых.

Историографический материал, посвящённый теме частных и корпоративных музеев в России, наиболее массово сконцентрирован в двух источниках: материалах международной конференции «Корпоративные музеи сегодня» и в отдельном номере научного журнала «Современные проблемы сервиса и туризма». Остальные публикации рассредоточены в различных журналах по вопросам истории, культурологии, бизнеса. Относительно первого источника концентрации материалов следует отметить, что Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня» проводится с 2014 года при поддержке ICOM России. К сожалению, в открытом доступе в настоящее время существует только один сборник докладов конференции за 2016 год. Относительно второго источника концентрации следует подчеркнуть, что в соответствие с тематикой журнала обозначенная категория музеев рассматривалась в ракурсе туристической отрасли. Тезисы в некоторых статьях относились к частным и корпоративным музеям ровно же столько, сколько и к государственным и муниципальным.

Автор настоящей статьи счёл необходимым разделение историографического материала по географическому принципу предмета анализируемых публикаций. В первой группе представлены материалы, повествующие о развитии частных и корпоративных музеев в постсоветском пространстве в европейской части России; во второй группе - в Сибири и на Дальнем Востоке. В третью группу объединены публикации, не имеющие строго очерченной географической привязки, а также публикации теоретического и прикладного характера.

Частные и корпоративные музеи европейской части России

Статья - одна из наиболее информативных из всего массива публикаций - размещена в журнале «Современные проблемы сервиса и туризма» и посвящена корпоративным музеям Санкт-Петербурга. Её автор, М. А. Дыбаль, рассматривает корпоративные музеи с точки зрения интереса бизнес-туризма, обозначает их основные отличия от других видов музея, выделяет типы корпоративных музеев. Статья изобилует различными схемами и таблицами. Автор вводит понятие «корпоративный отраслевой музей», тем самым отделяя корпоративные музеи, рассказывающие о деятельности самой корпорации от корпоративных музеев иного характера (художественных коллекций и т. д.) [5, с. 52]. В статье есть рейтинг корпоративных музеев Санкт-Петербурга, подробно описаны наиболее популярные из них среди деловых туристов. Автор выделяет этапы создания корпоративных музеев, основополагающие принципы их взаимодействия с целевой аудиторией, обозначает негативные моменты в организации взаимодействия бизнес-туризма и корпоративных музеев и предлагает меры по их устранению. Обозначенные негативные моменты в целом, по нашему мнению, возможно отнести ко всем корпоративным музеям России, вне зависимости от целей создания и целевой аудитории.

Петербургский музей кукол, открытый в 1998 году при предприятии «Потешный промысел», не вошёл в рейтинг музеев, наиболее посещаемых бизнес-сообществом, но стал предметов отдельной статьи. Автор пишет, что корпоративный музей стал естественным продолжением производственной деятельности предприятия, но, к сожалению, сообщает скудные сведения о деятельности самого музея [4]. Ещё одна статья посвящена другому питерскому музею, на этот раз частному. В тексте подробно раскрывается история создания музея «Гранд Макет Россия» и описывается его главный экспонат [34].

На основе бизнес-подхода анализируется деятельность московского Музея Истории Шоколада и Какао, созданного холдингом «Объединённые Кондитеры». Такой подход, как нам представляется, вполне убедителен для корпоративных музеев, открытых для широкой публики [16], но недостаточен для проведения исследования феномена корпоративных музеев в музеологическом ракурсе.

Практика реализации социального туризма на базе московского музея «Огни Москвы» стала темой специальной публикации. Примечательно, что развитие музея, в том числе и расширение целевой группы за счёт внедрения программ для посетителей с особыми потребностями стало возможным только после реорганизации корпоративного музея при предприятии «Мосгорсвет» в самостоятельную некоммерческую организацию [25]. Ещё один корпоративный музей, переживший трансформацию - музей истории сберегательного дела Поволжского банка ПАО «Сбербанк» в Самаре. Статья посвящена истории его создания и трансформации из закрытого корпоративного музея в общедоступный [36]. Темой статьи в сборнике конференции стала художественная выставка в том же музее, позволившая привлечь новую аудиторию [35].

Директор Арктического Выставочного центра «Атомный ледокол «Ленин» поделился успехам своего музея в части привлечения посетителей. Успешная деятельность этого уникального корпоративного музея оказала положительное «влияние на окружающее культурное пространство и на социально-экономическое развитие региона» [31, с. 16]. Сотрудник ещё одного корпоративного музея Мурманской области - музейно- выставочного центра АО «Апатит» - поделился опытом внедрения мультимедийных технологий в экспозицию. Статья даёт практические советы по планированию и применению мультимедийных систем в музейной экспозиции, что весьма полезно не только корпоративным музеям, но и государственным [14].

В 2016 году была опубликована история трёх частных музеев Центрального округа: Музея древнерусской семьи (усадьба Плёсского ювелира XIII в.) в Ивановской области, Музея Советских игровых автоматов в г. Москва и Переславского железнодорожного музея в Ярославской области. Истории музеев объединяет их успех, в том числе и коммерческий [11]. О частных музеях того же региона, но совсем с другим подходом, публикует независимый исследователь и доктор исторических наук. Статья выполнена в форме эссе и воспевает провинциальные общественные и частные музеи Ивановской, Костромской и Ярославской областей. Самобытность, искренность, домашняя обстановка - вот то, чем восхищается автор [29].

Корпоративные музеи Уральского региона в отечественной периодике представлены в лице музейного комплекса «Северская домна» (ПАО «Се- верский трубный завод», г. Полевской). Посвящённая ему статья повествует об истории музея и его роли в формировании и поддержании корпоративной культуры и имиджа металлургического предприятия [32].

Частные и корпоративные музеи Сибири и Дальнего Востока

Безусловный интерес среди публикаций представляет статья Е. А. Поправко о негосударственной сети музеев в Приморском крае. В тексте чётко определён состав негосударственной сети музеев и вводится обоснованное различие между ведомственными и корпоративными музеями. На основании выделенных источников формирования негосударственной сети автор группирует музеи Приморского края и иллюстрирует их наиболее яркими примерами. В каждом примере подробно рассматривается генезис музея, основные этапы развития и проблемы, с которыми сталкивался музей [24].

Иной взгляд на корпоративные музеи дан в статье директора Музея геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске - взгляд со стороны бюджетного учреждения, сумевшего превратить партнёрские взаимоотношения с корпоративными музеями Западной Сибири в дополнительный ресурс развития государственного музея. Параллельно государственный музей стал флагманом для активизации научной, выставочной и проектной деятельности корпоративных музеев в регионе. Перечисленные совместные проекты напоминают своеобразный рецепт успеха, и являются уникальным опытом, достойным для распространения в других регионах страны [12].

Статья Н. А. Левочкиной имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. Автор рассматривает корпоративные музеи как элемент пространства корпоративной социальной ответственности предприятия и как особый социокультурный феномен. Тезисы статьи иллюстрируются описанием успехов заводского музея Производственного объединения «Полет» (г. Омск). В статье выделены особенности процесса возникновения и развития отечественных заводских музеев, а также обозначены необходимые пути преобразований в процессе поддержки и развития корпоративных музеев в России [17].

В журнале «Современные проблемы сервиса и туризма» размещена статья, рассказывающая об опыте работы частного музея города Томска - Первого музея славянской мифологии. Особенно стоит отметить, что автор статьи анализирует деятельность музея, применяя музееведческий подход: частный музей рассматривается не только с точки зрения туристической привлекательности, но и как особая коммуникативная система [18]. В том же журнале стал предметом исследования ещё один частный музей, хоть и находящийся в столице, но в своей экспозиции повествующий об истории, культуре и природе Сибири, Северного и Дальнего Востока. В статье даётся довольно подробное описание экспозиции музея, и приводятся примеры успешного опыта взаимодействия частного и государственного музеев [33]. Частным музеям Алтайского края посвящена статья Н. Н. Ненаховой. Характер статьи преимущественно описательный. В ракурсе исследователя четыре объекта: три частные картинные галереи города Барнаула (художественная галерея «Турина гора», «Арт-галерея Щетининых», картинная галерея «Кармин» и один частный музей «Мир времени» [20].

Частные и корпоративные музеи в публикациях теоретического и прикладного характера

Ряд авторов не ограничиваются анализом корпоративных музеев на одной территории, а включают в поле целые регионы или все частные и корпоративные музеи страны в целом, их исследования приобретают теоретический и научно-практический характер.

В первую очередь необходимо упомянуть статью независимого эксперта в области музейного проектирования Н. А. Никишина. На основе социологического подхода автор даёт развёрнутое научное определение корпоративного музея, предлагает нестандартную методику оценки музейной аудитории и деятельности музея в целом. Это одна из немногих научных статей, посвящённых корпоративным музеям, содержащая нетривиальный подход к анализу и оценке их деятельности [22].

Фундаментальной музееведческой работой является статья группы авторов, посвящённая феномену частного коллекционирования. «Недостаток изучения частного коллекционирования налицо, ибо подавляющее большинство публикаций посвящено конкретным собраниям, а не исследованиям сущности данного феномена» [37, с. 202]. На основе таких дефиниций как «коллекция», «фонд» и «собрание» авторы проводят грань между государственными и частными коллекциями. В статье подробно характеризуются мотивы частного коллекционирования, а также влияние частных коллекций на культуру регионов и всей страны: «Без частного собирателя вопрос аккумулирования и осмысления материальной культуры невозможен» [37, с. 206]. Исследованию социально-культурных функций частных музеев посвящена статья О. Ф. Рисенберг. Автор отмечает, что «социально-культурные функции частных музеев, в основном соответствуют функциям музеев государственных», но выделяет следующие особенности частных музеев: узконаправленная специфика состава коллекций (Музей граммофонов и фонографов, Музей кукол, Музей утюга и т. д.), тенденция к фиксации технологии (Музей русской водки,
Музей кофе и т. д.), превалирующее влияние создателя и владельца частного музея на коллекций и формы работы с посетителями [26].

Продолжает тему частных коллекций публикация, посвящённая виртуальному музею «Частных художественных коллекций». Проект предполагает аккумуляцию сведений о предметах частных коллекций, которые при разных обстоятельствах утратили имя коллекционера или были разобщены. На виртуальной площадке планируется обобщить «ранее целостные коллекции такими, какие они существовали при своих владельцах» с петровской эпохи по настоящее время [23, с. 113]. Проект поражает своим масштабом и теми возможностями, которые он сможет дать не только исследователям, коллекционерам и музейщикам, но и всем гражданам страны. И это не последний проект в виртуальной сфере, имеющий отношение к частным музеям и частным коллекциям. В 2018 году в сети был опубликован уникальный каталог, объединивший более сотни частных музеев на территории всей Российской Федерации. В каталоге - изображения музейных экспозиций и наиболее интересных экспонатов, контактные данные, статистика количества посетителей, имя создателя и владельца, небольшое описание музея [8].

В своей статье Н. В. Сербина даёт классификацию российских корпоративных музеев на основе концептуальных подходов к их созданию. Вторая часть статьи посвящена анализу присутствия корпоративных музеев в виртуальном пространстве по состоянию на 2014 год [28]. В статье Е. Н. Мастеницы приведены примеры наиболее уникальных корпоративных музеев европейской части России: г. Санкт-Петербурга, Нижегородской области, республики Татарстан, Челябинской области. Автор констатирует, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. музей становится символом корпоративной культуры различных предприятий в абсолютно разных сферах российской экономики. Автор считает, что любой музей, даже государственный, с богатой столетней историей, тоже является своеобразной корпорацией, и в нем также зреет необходимость формирования собственной корпоративной культуры [19].

Статья директора фонда «Музеи Амстердама» описывает различные приёмы взаимовыгодного сотрудничества музея и бизнеса. В качестве примеров выступают как российские, так и зарубежные музеи, и государственные, и корпоративные. «Корпоративные музеи одной ногой стоят в коммерческом секторе, а другой - в сфере культуры, поэтому они могут брать лучшее из обеих сфер (маркетинг и менеджмент, с одной стороны, и умение работать в сфере культуры, создавать культурный продукт - в другой)» [30, с. 11]. Ещё одна статья, опубликованная в том же сборнике, посвящена участию корпоративных музеев наукоградов в решении стратегических задач инновационного развития страны и в целях профориентации молодёжи на интеллектуальные сферы деятельности [15].

В связи возрастающей тенденцией строительства новых или обновления действующих музейных экспозиций стоит отметить статью специалистов группы компаний «Аскрин», посвящённую основным принципам проектирования корпоративных музеев. Статья основана на опыте разработки действующих проектов в музеях Москвы, Ленинградской области и Тюмени [9].

Опыт создания историко-культурного центра госкорпорации «Роса- том», объединяющего деятельность более чем 40 ведомственных музеев атомной отрасли, стал темой статьи в сборнике докладов третьей Международной конференции «Корпоративные музеи сегодня». В статье актуализируется опыт сохранения и презентации фондов ведомственных музеев, а также подробно описан единый Интернет-ресурс, объединяющий информацию о музеях атомной отрасли [10].

Можно упомянуть статью О. Е. Афанасьева и А. В. Афанасьевой о музеях и учреждениях музейного типа, посвящённых легендам и мифам и являющимся в абсолютном большинстве частными музеями. В статье подробно рассматривается признаки и функции музея легенд, приводится их типология и рейтинг [1].

Среди материала можно выделить ряд публикаций, акцентирующих внимание на юридических аспектах деятельности частных и корпоративных музеев. Автор статьи «Включение предметов корпоративного музея в Музейный Фонд Российской Федерации и активная интеграция в музейное сообщество» анализирует российское законодательство в сфере культуры применительно к корпоративным и ведомственным музеям [2]. Ещё одна публикация посвящена юридическим вопросам деятельности заводских музеев, и, хотя автор приводит в пример заводские музеи Волгоградской области, выводы применительны для всех корпоративных музеев России [3]. Другая статья более детально анализирует российское музейное законодательство и делает весьма неутешительные для частных музеев выводы: «с одной стороны, государство никоим образом не вмешивается в деятельность частных музеев и даёт им большую свободу действий, с другой, никак им и не помогает» [27, с. 24].

Статья С. А. Казаковой посвящена процессу формированию базы данных частных и корпоративных музеев России: в первую очередь интересен сам факт инициации создания подобной базы [7]. В отдельной статье затронута тема кадров в частных музеях. Примером успешной кадровой политики стал частный Международный музей антиквариата ASG [6].

Исходя из многообразия публикаций, посвящённых теме частных и корпоративных музеев, можно с уверенностью сделать вывод о возрастающем к ним интересе. Авторы используют различные подходы, но чаще всего выбирают междисциплинарный подход. Исследовательские методы также разнообразны: статистические, социологические, метод бизнес-оценки. Описательный метод используется не чаще, чем метод анализа и сравнения. Характерна некоторая разобщённость определений, что свидетельствует о неустоявшемся терминологическом аппарате применительно к частным и корпоративным музеям. Также авторы предлагают различные классификации музеев на одном и том же основании.

И в чем сходятся единодушно почти все авторы, так это в перечне слабых сторон (рисков) частных и корпоративных музеев: отсутствие специальной законодательной базы, неустойчивость ресурсного обеспечения, незащищённость от волюнтаризма руководителей и собственников, информационная изоляция.

Тема частных и корпоративных музеев ни в коем случае не исчерпала себя и имеет большой исследовательский потенциал.

Список литературы

1. Афанасьев О. Е. Музеи легенд в современном туристическом пространстве / О. Е. Афанасьев, А. В. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 38-46.
2. Богатырев С. Е. Включение предметов корпоративного музея в Музейный Фонд Российской Федерации и активная интеграция в музейное сообщество // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград : сб. докладов. Калининград, 2006. С. 12-14.
3. Болдырева Н. Е. Заводской музей как часть культурно- исторического наследия // Известия ВГПУ. 2013. № 3 (78). С. 48-51.
4. Васильева Е. А. Кукольный народный художественный промысел Петербурга «Потешный промысел» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 118-126.
5. Дыбаль М. А. Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 51-63.
6. Зверев К. Кадровые технологии в учреждениях искусства и частных музеях // Мир искусства. 2013. № 4 (04). С. 102-106.
7. Казакова С. А. К вопросу о формировании базы данных частных и корпоративных музеев России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 47-50.
8. Каталог частных музеев России // URL: http://xn-- 80akahgvf5ajn1b2c.xn--p1ai/assets/files/catalog2018.pdf (14.01.2019).
9. Кирюхина И. П. Принципы проектирования корпоративных музеев / И. П. Кирюхина, Л. А. Соболев // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 г. Музей мирового океана, г. Калининград : сб. докладов. Калининград, 2016. С. 50-51.
10. Клопова И. В. Наследие атомной отрасли: сохранение и популяризация // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 г. Музей мирового океана, г. Калининград : сб. докладов. Калининград, 2016. С. 46-49.
11. Колегова В. Собрание редкостей // Бизнес-журнал. 2016. № 5. С. 34-38.
12. Кондратьева Т. В. Взаимодействие бюджетного учреждения и корпоративных музеев // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград : сб. докладов. Калининград, 2016. С. 17-20.
13. Кривошеева Т. М. Сувенирная продукция в музеях - инструмент эмоциональной коммуникации с посетителями // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 29-37.
14. Кубарева О. И. Мультимедийные технологии в корпоративном музее как инструмент работы с посетителями // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград : сб. докладов. Калининград, 2016. С. 42-45.
15. Кузнецов М. И. Молодёжные образовательный-исследовательские экспедиции в корпоративные музеи наукоградов // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград: сб. докладов. Калининград, 2016. С. 69-76.
16. Кузнецова Н. В. Музей как эффективный бизнес-инструмент // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград. Калининград, 2016. С. 27-29.
17. Левочкина Н. А. Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности (на примере ПО «Полёт») // Национальные приоритеты России. 2015 № 3 (17). С. 127-131.
18. Листвинина Е. Г. Первый музей славянской мифологии - туристический бренд города Томска // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 79-87.
19. Мастеница Е. Н. Современный музей в ракурсе корпоративной культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2012. № 3(12). С. 117-123.
20. Ненахова Н. Н. и деятельность частных музеев Барнаула на рубеже XX-XXI веков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016 № 3 (56). В 2 ч. Ч. 2 С. 118-122. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2016/3-2/34.html (14.01.2019).
21. Никишин Н. А. Социальный феномен корпоративного музея. Масштаб явления, многообразие, специфика. Ханты-Мансийск, 16.11.2016. URL: http://www. muzgeo. ru/collegam/seminary-i-konferentsii/ seminary/Никишин %20Н.А.%20Феномен%20корпоративного%20музея. pdf (08.01.2019).
22. Никишин Н. А. Субъекты и формы музейной коммуникации в пространстве корпоративного социума // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград: сб. докладов. Калининград, 2016. С. 21-26.
23. Николаева Е. В. Концепция виртуального музея «Частные художественные коллекции России» // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 2 (31). С. 112-115.
24. Поправко Е. А. Негосударственной сети музеев в Приморском крае: источники, основные этапы, современное состояние // Вопросы музеологии. 2012. № 1 (5). С. 66-77.
25. Потапова Н. В. «Музей ярких фонарей» для слепых и слабовидящих посетителей / Н. В. Потапова, С. А. Скребец // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Том 10. С. 88-95.
26. Рисенберг О. Ф. Социально-культурные функции современных частных музеев // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы XXVI междунар. заоч. науч.-практ. конф. (05 августа 2013 г.). Новосибирск, 2013. С. 25-29.
27. Романов Л. Негосударственные (частные) музеи в Российской Федерации. Правовой аспект /Л. Романов, А. Уласова // Мир искусств. 2013. № 1. С. 23-25.
28. Сербина Н. В. Российские корпоративные музеи: перспективы развития и продвижения // «Apriori. Серия: гуманитарные науки». 2014. № 6. URL: http://www.apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Serbina.pdf (14.01.2019).
29. Смирнова С. Т. Музеефикация провинции на рубеже XX-XXI вв. (наблюдения путешественника) // Лабиринт. Журнал социально- гуманитарных исследований. 2014. № 5. С. 68-71.
30. Стенверс Б. Вызовы корпоративного музея: к кому он обращён и какое несёт послание // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград: сб. докладов. Калининград, 2016. С. 7-11.
31. Тимофеев А. П. Вторая жизнь ледокола «Ленин» // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград : сб. докладов. Калининград, 2016. С. 15-16.
32. Трепалова А. Е. Северская домна: индустриальное наследие Урала как фундамент корпоративной культуры XXI века // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград: сб. докладов. Калининград, 2016. С. 84-85.
33. Хаткевич А. А. Музей Сибири, Севера и Дальнего Востока: межрегиональное сотрудничество и вклад в повышение туристического интереса к восточным регионам России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 96-102.
34. Цветкова Е. А. Музей «Гранд Макет Россия». Новая достопримечательность на туристической карте страны // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 111-117.
35. Чечевин Г. Б. Из опыта работы с новой аудиторией посетителей: на основе выставки «Секретные советские художники» // Третья международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». 15-17 декабря 2016 года. Музей мирового океана, г. Калининград: сб. докладов. Калининград, 2016. С. 60-63.
36. Чечевин Г. Б. «Сберегательная касса есть мать экономии.». Музей истории Сберегательного дела в Самаре // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. Т. 10. С. 103-110.
37. Яо М. К. Коллекционирование: вопросы аккумуляции, актуализации и идентификации / М. К. Яо, Ю. Г. Еманова, С. Д. Бородина // Филология и культура. 2012. № 3 (9). С. 202-206.
38. Nissley N. Viewing corporate museums through the paradigmatic lens of organizational memory: the politics of the exhibition. URL: https://warwick. ac.uk/fac/soc/wbs/conf/olkc/archive/olk4/papers/nissley. pdf (08.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (11.11.2019)
Просмотров: 27 | Теги: частный музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь