Пятница, 22.06.2018, 21:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

А.С.Шарудило, Р.М.Батищева

РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Аннотация. В данной статье обоснована, разработана и описана методика развития гибкости, адаптированная для детей 8-9, с учетом особенностей вида спорта спортивная аэробика и всех компонентов нагрузки в период занятий, а также сделаны выводы.

Ключевые слова: спортивная аэробика, методика развития гибкости.

 

Введение. На сегодняшний день возросший уровень результатов в спорте, усиленная интенсивность процесса тренировок и высокая конкуренция, дает право прогнозировать нововведения в методиках и специфике спортивной подготовки.

В последние годы наблюдается значительный рост популярности сложно координационных видов спорта среди детей и их родителей, таких как спортивная аэробика, спортивная и художественная гимнастика, акробатика и др. Увеличивается число желающих заниматься этими видами спорта, проводится все больше соревнований, открываются новые спортивные клубы [5].

Обзор литературы. Спортивная аэробика - сложно координационный, ациклический вид спорта, требующий от спортсмена высокого уровня развития физических качеств: силы, гибкости, специальной выносливости и координации движений [6].

В настоящий момент методики тренировки юных спортсменов в спортивной аэробике практически не разработаны. В некоторой степени разработаны только отдельные методические вопросы тренировки, в большинстве своем касающиеся подготовки квалифицированных спортсменов. На начальных этапах подготовки, методические проблемы тренировки пытаются решить на основе общих положений из схожих со спортивной аэробикой видов спорта - художественной и спортивной гимнастики, акробатики и других. Вместе с тем, спортивная аэробика - самостоятельный вид спорта, имеющий ограничения в выполнении сложных технических элементов и отличительные особенности в технике и методике тренировки, развитии физических качеств и судействе [3]. Исследование методики развития гибкости остается одной из актуальных проблем для представителей разных видов спорта, особенно для гимнастики, акробатики, аэробики и фитнесса [2].

Цель исследования. Разработать и описать методику развития гибкости с использованием амортизатора «Fitnessloop» у детей 8-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой на учебно-тренировочном этапе подготовки.

Задачи исследования.
1. Обосновать необходимость разработки методики развития гибкости для детей 8-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой на учебно-тренировочном этапе подготовки.
2. Описать экспериментальную методику применения амортизатора «Fitnessloop» с учетом всех компонентов нагрузки в период занятий.
3. Сделать выводы об актуальности разработки методики развития гибкости для детей 8-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой.

Методы исследования. Анализ, сравнение и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование, с использованием тестов для определения уровня развития гибкости.

Результаты исследований.
Методика использования амортизатора «Fitnessloop» была разработана с учетом значимости различных факторов, таких как: возраст, пол, уровень подготовки и времени суток. Задачи методики: достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития гибкости; гармоническое развитие всех мышечных групп путем использования упражнений направленных на развитие гибкости; совершенствование показателей физической подготовленности; улучшение здоровья, повышение уровня физического развития, расширение функциональных возможностей организма, укрепление опорно-двигательного аппарата; популяризация системы использования спортивных снарядов и оборудования, в частности амортизатора «Fitnessloop» для развития гибкости в спортивной аэробике.

Тренировочная программа была рассчитана на 4 месяца (16 недель). Программа месячного цикла (мезоцикла) тренировок содержала 4 микроцикла, в каждом из которых применялся комплекс упражнений направленных на развитие гибкости. Каждый микроцикл состоял из 3 учебно-тренировочных занятий (вторник, пятница и воскресенье), в которых применялся амортизатор «Fitnessloop». Режим работы мышц в упражнениях - статический. Величина нагрузки в микроцикле варьируется от 2 до 5 подходов в зависимости от места мезоциклов общем процессе подготовки. Характер отдыха в основной части активный, в заключительной - пассивный (в соотношении 3:1, соответственно). Объем нагрузки, время отдыха и всего комплекса в каждом последующем мезоцикле постепенно увеличивались.

Основным средством, используемым с помощью амортизатора «Fitnessloop» в тренировочной программе в ходе эксперимента является комплекс из 12 упражнений (по 4 для различных суставов). В первый месяц - каждое упражнение выполнялось в 2 подхода. На протяжении второго месяца - добавился 3-ый подход, в связи с этим незначительно увеличилось время проведения комплекса упражнений. Третий месяц - добавились 4-ый подход, соответственно и время. В четвертом месяце - добавился еще один (5-ый) подход.

Амортизатор «Fitnessloop» (от англ. fitnessloop - петля для фитнеса) -это универсальный тренажер для спортивных тренировок, имеющий вид резиновой петли, рисунок 1.

Рис. 1 Амортизатор «Fitnessloop»

Резиновые петли - это далеко не новый спортивный тренажер, все более набирающий большую популярность во всем мире - благодаря низкой стоимости, высокой эффективности, универсальности применения (многофункциональности) ималогабаритности.Состоит из сплошного, замкнутого резинового жгута различной ширины. Величина нагрузки в упражнениях с петлями зависит от ее ширины: чем шире петля, тем выше нагрузка. Резиновые петли также упрощают выполнение некоторых упражнений. Применяется для занимающихся любых возрастов [4]. В процессе выполнения упражнений экспериментальной методики помимо основных задач, параллельно решались задачи касающиеся развития не менее важного качества для спортивной аэробики - силы, что и явилось ее отличительной особенностью. Комплекс выполняется в заключительной части учебно-тренировочного процесса, в качестве заминки.

Выводы. Предельно широко освещен вопрос развития гибкости но, к сожалению, что касается спортивной аэробики, многие аспекты в специальной научно-методической литературе освещались явно недостаточно [ 1 ]. В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между: необходимостью повышением уровня развития гибкости в спортивной аэробике и недостаточным уровнем разработанности методик развития гибкости у детей 8-9 лет на учебно- тренировочном этапе подготовки в спортивной аэробике и отсутствием научных исследований на данную тему.

В процессе исследования была разработана экспериментальная методика, цель которой заключалась в развитии гибкости, посредством применения амортизатора «Fitnessloop» у детей 8-9 лет на учебно-тренировочном этапе подготовки в спортивной аэробике. Амортизатор «Fitnessloop» (от англ. fitnessloop - петля для фитнеса) - это универсальный тренажер для спортивных тренировок, имеющий вид резиновой петли, состоящий из сплошного, замкнутого резинового жгута различной ширины. Величина нагрузки в упражнениях регулируется за счет ширины петли. Применяется для занимающихся всех возрастов. Особенность разработанной в исследовании экспериментальной методики состоит в возможности параллельного развития гибкости и силы, что очень важно для занимающихся данным видом спорта.

Методика учитывает значимость возраста, пола, уровня подготовки и времени суток. Программа занятий рассчитана на 4 месяца (16 недель - 4 мезоцикла (месячных цикла)). Мезоцикл тренировок содержал 4 микроцикла по 3 учебно-тренировочных занятия (вторник, пятница и воскресенье) (т.е. 10-13 тренировок), в процессе которых выполнялся комплекс из 12 упражнений (по 4 для различных суставов). Режим работы мышц в упражнениях - статический. Величина нагрузки в микроцикле варьируется от 2 до 5 подходов в зависимости от места мезоцикла в общем процессе подготовки. Характер отдыха: основная часть активный, заключительная - пассивный (в соотношении 3:1, соответственно). Объем нагрузки, время отдыха и всего комплекса в каждом последующем мезоцикле постепенно увеличивались.

Тренировки по экспериментальной программе решают задачи: достижения соответствующего возрастным особенностям уровня развития гибкости; гармонического развития всех мышечных групп; совершенствования показателей физической подготовленности; укрепления здоровья, улучшения физического развития, расширения функциональных возможностей организма, укрепление опорно-двигательного аппарата; популяризации системы использования спортивных снарядов и оборудования, в частности амортизатора «Fitnessloop» для развития гибкости в спортивной аэробике.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в экспериментальном доказательстве эффективности подготовки спортсменок, посредством использования разработанной в исследовании методики развития гибкости с использованием амортизатора «Fitnessloop» у детей 8-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой на учебно-тренировочном этапе подготовки. В дальнейшем возможно целенаправленно и систематически применять комплексную программу в секциях по спортивной аэробике, в ДЮСШ, СДЮШОР, IIIB СМ, а так же в других видах спорта, что значительно повысит уровень развития гибкости у спортсменок. Материал исследования может быть использован для разработки новых методик.

Литература

1. Круцевич Т.Ю. Теор1я i методика ф1зичноговиховання / Т.Ю. Круцевич. - Кшв: Ол1мпшськалггература, 2012. - Т. 1. - С. 269.
2. Кузьменко Н.В. Развития гибкости у занимающихся спортивной аэробикой: науковийчасопис / Н.В. Кузьменко, Н.В. Градусова // Сер1я № 15. «Науково-педагопчшпроблемиф1зично1культури, ф1зична культура i спорт» / за ред. Г. М. Арзютова. - К.: Вид-во НПУ iMem М.П. Драгоманова, 2013. -Випуск 12 (39).-С. 80-81.
3. Мартынов А. А. Физическая подготовка спортсменок занимающихся спортивной аэробикой на начальном этапе многолетней тренировки / А. А. Мартынов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, №7(101)- 2013 - С. 89.
4. Резиновые петли. Что это?.- [Электронный ресурс]: Сайт Puncherstore, 2016 -Режим доступа: http://puncherstore.ru/blogs/blog/rezinovye-petli-chto-eto
5. Сайкина Е.Г. Внедрение фитнес-технологий в процесс общей физической подготовки юных спортсменов сложнокоординационных видов спорта: общероссийский науч. журнал / Е.Г. Сайкина, С.С. Ячменев. - Санкт-Петербург: 6. Фундаментальные исследования, 2013.-С. 1810-1813.
 Спортивная школа № 1 - кузница чемпионов. - [Электронный ресурс]: Сайт Великолукская правда, 2014 - Режим доступа: http://vlpravda.ru/statii/7488- sportivnaya-shkola-nl-kuznitsa-chempionov.html

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.04.2018)
Просмотров: 47 | Теги: гибкость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь