Вторник, 23.04.2019, 23:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»

ПЕНЬКОВА И.В., кандидат педагогических наук
ЖУКОВ В.М.

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»

Огневая подготовка, образовательный процесс, компетентностный подход, фонд оценочных средств, технология разработки фонда оценочных средств, оценка результатов обучения, средства контроля.

В статье рассматривается технология разработки фонда оценочных средств по дисциплине в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. В результате обобщения результатов изучения научно-методической литературы и собственного опыта работы авторами был разработан один из возможных вариантов фонда оценочных средств по дисциплине «Огневая подготовка». Делается вывод о том, что традиционная система оценки знаний, умений и навыков должна встраиваться в интегративную систему формируемой компетенции. Этого можно достигнуть, дополнив предметный подход к процессу обучения и системе контроля деятельностным компонентом.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) поколений 3 и 3+ позволяют образовательной организации проектировать и внедрять высокоэффективные контрольно-оценочные средства, определяющие уровни сформированности компетенций. При этом необходимо помнить про взаимосвязь образовательных технологий и методов оценки результатов образовательного процесса. По мнению С.В. Вдовиной и И.М. Кунгуровой, формы контроля должны быть своеобразным продолжением методик обучения, позволяющим студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло. По каждому оценочному средству должны иметься объективные и четкие критерии формирования оценок [1, с. 28].

Таким образом, разработка фонда оценочных средств, позволяющего осуществлять объективную оценку результатов обучения, является актуальной проблемой для педагогической теории и практики. Анализ научно-методической литературы позволил выявить следующие отличительные признаки оценивания результатов обучения на основе компетентностного подхода. Во-первых, методологической основой оценивания компетенций является системный подход. Во-вторых, поскольку компетенции проявляются только в процессе деятельности, их оценивание должно происходить в условиях, близких к условиям будущей профессиональной деятельности, то есть должно быть связано с решением конкретных профессиональных задач, определенных ФГОС ВО. Это не означает, что существовавшая много лет система оценки знаний, умений и навыков (далее - ЗУН) изжила себя и не может использоваться в настоящее время. Не вызывает сомнений, что основу компетенций составляют знания, умения и навыки, поэтому на определенных этапах обучения акцент в оценивании его результатов должен быть сделан именно на определение ЗУН. В дальнейшем же акцент необходимо смещать в сторону определения того, как данные ЗУН встраиваются в интегративную систему формируемой компетенции (компетенций). Этого можно достигнуть, дополнив традиционный предметный подход как к процессу обучения, так и к системе контроля, деятельностным компонентом.

Исходя из содержания ФГОС ВО по направлениям подготовки «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности», можно предположить, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России заключается в сочетании традиционного подхода, соответствующего нормативным правовым актам, регламентирующим организацию и проведение огневой подготовки в подразделениях МВД России, и нового подхода, который в настоящее время только формируется. При этом важно понять, что формирование компетенций не происходит при освоении отдельно взятых учебных дисциплин. Так, компоненты способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерному и эффективному применению и использованию табельного оружия формируются при изучении таких дисциплин, как административное право, физическая подготовка, огневая подготовка, а также в немалой степени в процессе самостоятельной работы обучающихся.

Для того чтобы оценивание компетенций носило системный характер, предусматривается разработка фонда оценочных средств (далее - ФОС). ФОС по дисциплине представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения и позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций на конкретном этапе изучения учебной дисциплины. При разработке ФОС по учебной дисциплине должно быть обеспечено их соответствие ФГОС ВО по направлению подготовки, основной образовательной программе и учебному плану направления подготовки, рабочей программе дисциплины и образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины [3, с. 183].

В научно-методической литературе рассматриваются три этапа разработки фонда оценочных средств.

1. Предварительный этап, связанный с планированием результатов освоения учебной дисциплины и контролирующих мероприятий (разработка матрицы формирования компетенции). Для каждого мероприятия разработчик должен решить следующие вопросы: что является объектом контроля и какие результаты обучения необходимо получить в рамках освоения учебной дисциплины; какими способами обеспечить оптимальное оценивание данных объектов контроля; какие оценочные средства необходимы при оценке объектов контроля.

2. Основной этап, включающий формирование контрольно-измерительных материалов ФОС, в том числе разработку конкретных оценочных средств (темы курсовых работ, вопросы на зачет/ экзамен и т.п.), процедуры оценивания, включая установление нормативного срока выполнения контролирующего задания и регламентирование учебно-методических и технических условий проведения, а также критериев и шкал оценивания результатов контроля. Процедура выставления оценки должна быть четкой и прозрачной, обучающиеся должны знать и хорошо понимать ее.

3. Завершающий этап - разработка методических материалов. Это могут быть рекомендации для преподавателей по использованию оценочных средств, указания для курсантов по выполнению контролирующих мероприятий, инструкции по информационному и техническому обеспечению процедуры оценивания [2, с. 75].

Таблица 1.
Формирование компетенции в процессе огневой подготовки

В соответствии с основными закономерностями, определяющими особенности образовательного процесса по дисциплине «Огневаяподготовка» в целом, формирование устойчивых навыков в обращении с огнестрельным оружием, состоящим на вооружении МВД России, происходит следующим образом.

На начальном этапе обучения формируются и проверяются основы обращения с огнестрельным оружием (выполнение требований безопасности при обращении с оружием, понимание работы оружия, усвоение отличий поведения пули в полете при стрельбе из различных видов оружия, техники выполнения меткого выстрела, знание факторов, влияющих на результат стрельбы и т.д.). Поэтому на данном этапе в рамках как текущего, так и рубежного контроля преимущественно проверяется та составляющая профессиональной компетенции, которая обеспечит грамотное обращение с оружием.

На втором этапе формируется техника меткого выстрела в стандартных условиях, предусмотренных Курсом стрельб. Поэтому в рамках как текущего, так и рубежного контроля преимущественно проверяется та составляющая профессиональной компетенции, которая обеспечит гарантированное поражение цели в заданных условиях.

На третьем этапе обучения формируются умения быстрого и точного поражения цели в различных ситуациях, способность самостоятельного повышения уровня своей огневой подготовленности, а также методические знания и умения проведения занятий по огневой подготовке. В соответствии с этим в рамках как текущего, так и рубежного контроля преимущественно проверяется та составляющая профессиональной компетенции, которая определяет способность правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие.

Необходимо также отметить, что на протяжении всего периода обучения у курсантов и слушателей должна быть возможность проводить самооценку своих достижений с использованием различных оценочных средств.

Технология проектирования ФОС выглядит следующим образом.

I этап - составление матрицы формирования компетенции в процессе огневой подготовки. Контроль результатов обучения должен осуществляться последовательно по мере освоения учебной дисциплины. Пример возможной матрицы формирования компетенций в процессе огневой подготовки представлен в таблице 1.

II этап - определение видов и форм контроля. В процессе работы нами были отобраны следующие формы оценочных средств:

1) опрос (О) - направлен на определение уровня знаний обучающихся;

2) тестирование (Т) - направлено на определение уровня знаний обучающихся с помощью теста;

3) компендиум (К) - краткое руководство, конспект. Компендиум по огневой подготовке 
представляет собой совокупность материалов, самостоятельно взятых курсантами из научно- методической литературы, это краткое изложение (в форме конспекта) техники выполнения меткого выстрела;

4) дневник самоанализа (ДС) - ведение курсантами записи самооценок качества выполнения отдельных элементов техники меткого выстрела и всего выстрела в целом;

5) учебные стрельбы (ПВ) - практическое выполнение упражнений как Курса стрельб, так и разработанных самостоятельно;

6) контрольные стрельбы (КС);

7) соревнования (С);

8) зачеты (З);

9) экзамен (Э);

10) контрольная работа (КР) по одной из предложенных тем.

Таблица 2.
Контролируемые результаты обучения по дисциплине «Огневая подготовка»

Распределение отобранных форм контроля представлено в таблице 2.

III этап - разработка контрольно-измерительных материалов.

1. Тестирование. В соответствии с этапом обучения и планируемыми результатами разрабатываются тесты по всем вопросам теоретического раздела с учетом периода обучения и требований рабочей программы.

2. Ведение дневника самоанализа. Регулярное проведение самоанализа позволяет повысить осозноваемость параметров техники стрельбы, научиться определять ошибки и способы их устранения и в конечном итоге формирует умение самостоятельного построения процесса совершенствования техники стрельбы, которое является необходимым условием дальнейшей профессиональной деятельности. Нами была разработана примерная форма самоанализа стрельбы и заполнения стрелкового дневника, которая может уточняться и дополняться. В соответствии с этой формой дневник самоанализа содержит:
- рисунок мишени с пробоинами;
- информацию о зафиксированном времени выполнения выстрелов;
- информацию о результатах стрельбы;
- анализ основных параметров техники каждого выстрела в отдельности (прицеливание, управление спуском курка с боевого взвода);
- замечания или выводы по результатам стрельбы в целом (что получилось хорошо, что не получилось);
- задания на следующее занятие или для работы без патрона [4, с. 63].

3. Учебные стрельбы. В любой программе по огневой подготовке более 70% учебного времени отводится на учебные стрельбы из пистолета. Большая часть этого времени затрачивается на освоение упражнений Курса стрельб. Однако уже со второго этапа обучения целесообразно дополнять эти упражнения выполнением упражнений, моделирующих различные условия профессиональной деятельности.

4. Участие в соревнованиях по стрельбе. Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и устанавливать уровень их развития;
- оценивать качество владения двигательными действиями;
- содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревнования могут проводиться в элементарной и развернутой формах. В первом случае использование соревновательного метода подчиняется общей организации занятий (то есть организуется выполнение или какого- либо упражнения, или его части в соревновательной форме). При этом для формирования программы соревнований могут использоваться как упражнения Курса стрельб, так и самостоятельно разработанные упражнения тактической стрельбы. Развернутая форма - относительно самостоятельная форма проведения соревнований, например, между группами внутри курса, между курсами и т.д.

Проводить соревнования желательно как можно чаще. В зависимости от количества занятий рекомендуется планировать проведение минимум 1-2 соревнований в каждом семестре. Обязательным условием проведения соревнований является подготовленность обучающихся к выполнению тех упражнений, в выполнении которых они должны соревноваться. Именно во время соревнований вырабатываются и закрепляются необходимые физические, технические и психологические качества стрелка, повышается ответственность за каждый выстрел, появляется желание добиться максимального результата. ¦

Библиографический список:

1. Вдовина С. А., Кунгурова И.М. Технология разработки контрольно-измерительных материалов на компетентностной основе // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 28-32.
2. Зиндинова Н.С. Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования // Вестник Омского университета. 2014. № 2. С. 182-184.
3. Гитман Е.К., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. 2016. № 8+9 (204). С. 74-83.
4. Пенькова И.В., Осипов О.О. Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С. 62-66.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (17.03.2019)
Просмотров: 38 | Теги: Огневая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь