Понедельник, 29.05.2017, 01:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

РАССМОТРЕНИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

ПИСАРЕНКО М.Ю.,
аспирант кафедры финансов, денежного
обращения и кредита БФУ им. И. Канта

РАССМОТРЕНИЕ МЕТОДИК ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА


Оценка состояния инновационной ин-
фраструктуры региона является основным
инструментом, способным обеспечить его
эффективное развитие в области высоких
технологий, что связано с превращением ин-
новационной деятельности в один из решаю-
щих факторов экономического роста.
Многие инструменты оценки не дают
детального описания тенденций развития
инновационной инфраструктуры региона,
хотя, за последние десять лет организована
периодическая статистическая отчетность,
отражающая состояние и развитие науч-
ной, научно-технической и инновационной
деятельности в стране, включая всесторон-
нюю информацию о выполнении научных
исследований и разработок, технологиче-
ском обмене, создании и использовании
передовых производственных технологий,
технологических и организационных инно-
вациях на крупных и средних предприятиях
промышленности и др. Национальная стати-
стика формируется в тесной координации с
деятельностью ведущих международных ор-
ганизаций - ОЭСР и Статистической службы
ЕС (Евростата). Принятые в стране система
показателей и инструментарий статисти-
ческих обследований, методология сбора и
обработки данных строятся в соответствии
с действующими международными стандар-
тами в этой области. Данный подход обеспе-
чивает получение статистических данных,
сопоставимых с показателями индустриаль-
но развитых стран.
Тем не менее существующие инстру-
менты и методы оценки в сфере технологий
и инноваций не позволяют в полной мере
решать возникшие в последние годы новые
задачи информационного обеспечения госу-
дарственной политики в данных областях и
требуют совершенствования.
Особо актуальны вопросы, связан-
ные с оценкой состояния, уровня развития
и использования материально-технической,
опытно-экспериментальной базы и эффек-
тивности инновационной инфраструктуры.
Отсутствие детальной методики оценки
эффективности существующих институтов,
обеспечивающих инфраструктурную под-
держку инновационного развития региона,
приводит к управленческим ошибкам при
формировании инновационной системы,
обеспечивающей технологическую модерни-
зацию экономики и повышение ее конкурен-
тоспособности на основе передовых техно-
логий, и превращение научного потенциала
в один из основных ресурсов устойчивого
экономического роста экономики региона.
Для того чтобы правильно оценить ин-
новационную инфраструктуру региона, пре-
жде всего, необходимо рассмотреть её как
элемент региональной инновационной си-
стемы.
В отечественной и зарубежной литера-
туре широко используются понятия региональ-
ных инновационных систем, но в настоящее
время не существует единого определения,
учитывающего все её аспекты.
Анализ различных точек зрения по
определению сущности региональной инно-
вационной системы дает возможность выя-
вить следующие общие черты:
1) система представляет собой сово-
купность институтов, инициирующих, соз-
дающих и распространяющих новые виды
продукции и технологии;
2) главным, определяющим в подси-
стемах являются знания;
3) система выполняет ряд функций:
планирование, прогнозирование, координа-
цию, стимулирование и контроль, а также
специфические функции: генерацию, фи-
нансирование, распространение и использо-
вание знаний;
4) необходимым условием существо-
вания системы является наличие связей и
сложившихся типов отношений между эле-
ментами и подсистемами.
Обобщив вышеизложенное, сформу-
лируем сущность региональной инноваци-
онной системы. Региональная инновацион-
ная система - это комплекс (совокупность)
организаций, инициирующих и осущест-
вляющих производство новых знаний, их
распространение и использование, способ-
ствующих финансово-экономическому, про-
изводственному, кадровому, правовому, ин-
формационному и другому, необходимому
для реализации инновационного процесса
обеспечению и функционирующих в едином
социокультурном пространстве, взаимосвя-
занных между собой и имеющих постоянно
устойчивые взаимоотношения.
Таким образом, при проведении оценки
состояния инфраструктуры и всего научно-
инновационного комплекса необходимо по-
лучить информацию о структуре комплекса,
об эффективности его элементов, о степени
взаимодействия и совмещения инновацион-
ной деятельности организаций комплекса с
другими организациями народного хозяй-
ства. На основании этой информации можно
сформулировать предположения о тенден-
циях в развитии инновационной системы
региона и о возможных действиях органов
власти с учетом этих тенденций.
Основная трудность при формировании
методики оценки связана с тем, что элемен-
ты инновационной инфраструктуры региона
в информационном и оценочном отношении,
являются объектами с размытыми характери-
стиками и требуют дополнительной теорети-
ческой разработки. Разработка комплексной
теории оценки эффективности инновацион-
ной инфраструктуры либо не осуществлялась,
либо осуществлялась, но не была принята ор-
ганами власти регионов в рамках своей терри-
тории. Отсутствие механизма оценки уровня
развития инновационной инфраструктуры и
её элементов в регионах России и возможно-
сти сравнения полученных результатов оказы-
вает негативное влияние на эффективность
управления региональной экономикой и обо-
снованность выбора приоритетов инновацион-
ного развития.
В серии методических материалов
проекта EuropeAid «Наука и коммерциали-
зация технологий», размещенного на сай-
те РАН, подготовленных под руководством
Питера Линдхольма, сосредоточена инфор-
мация вокруг двух важнейших направлений
инновационной политики:
- Разработка рекомендаций для РАН и
федеральных органов власти с целью про-
ведения результативной инновационной по-
литики.
- Поддержка ассоциированных инно-
вационных центров в регионах России.
Авторы данного руководства не стави-
ли своей задачей переписывать заново тео-
рию управления или развивать методологию
организационного развития, но стремились
к тому, чтобы применить хорошо известные
и проверенные инструменты для развития
инфраструктурных связей между организа-
циями инновационной сферы.
В данном руководстве оценка деятель-
ности рассматривается как одна из ключевых
функций управления, которая реализуется с
помощью двух основных инструментов - мо-
ниторинга и оценки. Основное назначение
оценки и мониторинга - давать информацию
для принятия управленческих решений.
Под оценкой понимают измерение ре-
зультатов какой-либо деятельности и сопо-
ставление их с задачами, которые ставились
перед проектом, программой, организацией,
регионом и т.д.
Мониторинг - это постоянное (пе-
риодическое) наблюдение за текущей дея-
тельностью организации либо реализацией
проекта или программы (выполнение ка-
лендарного плана, достижение результатов,
стоимость и др. параметры).
Оценка уровня развития инноваци-
онной инфраструктуры, в соответствии с
методикой Организации экономического
сотрудничества и развития (Organization
for Economic Co-operation and Development,
OECD), осуществляется в рамках оценки
инновационного развития по следующим на-
правлениям:
1) создание и распространение знаний:
- инвестиции в знания (сумма расходов на
научные исследования и разработки, затра-
ты на высшее образование и программное
обеспечение);
- число выданных патентов;
- численность занятых в сфере науки и высо-
ких технологий;
- другие;
2) информационная экономика:
- инвестиции в телекоммуникационное обо-
рудование и программное обеспечение;
- число пользователей Интернета;
- вклад телекоммуникационного сектора в
международную торговлю;
- другие;
3) глобальная интеграция экономической ак-
тивности:
- международная торговля;
- объем прямых иностранных инвестиций;
- другие;
4) производительность и структура экономики:
- производительность труда по отраслям;
- темпы роста производительности труда;
- торговля в высокотехнологичных отраслях;
- другие.
Как считают западные экономисты,
приведенные показатели позволяют дать
оценку состояния инновационного сектора,
проследить динамику изменений инноваци-
онной активности, производить анализ силь-
ных и слабых сторон отдельных территорий
и делать вывод о степени разрыва между
ними, а также использовать результаты ана-
лиза для совершенствования инновацион-
ной политики.
На наш взгляд, данная методика оцен-
ки имеет ряд недостатков, прежде всего,
из-за отсутствия функционального деления
показателей эффективности. Полученные
результаты не дадут достаточный объем
информации о состоянии инновационной
инфраструктуры региона и эффективности
функционирования каждой её подсистемы.
В российской же практике традицион-
но сложилось несколько подходов к оценке
инновационной инфраструктуры, в том чис-
ле и на региональном уровне.
- Рейтинговый подход основан на про-
цедуре интегрирования индикаторов, отра-
жающих важнейшие аспекты инновационной
составляющей социально-экономического
развития региона. При этом для получения
интегральной характеристики, как правило,
используется метод балльных оценок. Об-
ладая простой процедурой исчисления, этот
метод имеет свои преимущества и недостат-
ки. Прежде всего, рейтинговые оценки не
обладают высокой степенью достоверности.
- Нормативный подход, позволяющий
с помощью комплекса показателей и шкалы
их измерения проследить за развитием ин-
новационного процесса.
Нормативный метод достаточно эф-
фективен для достижения поставленной за-
дачи. Однако его реализация требует реше-
ния следующих проблем: выбора системы
показателей, характеризующих развитие
инновационной инфраструктуры; определе-
ния пограничных характеристик выбранных
индикаторов; при формировании норматив-
ной модели, проведения анализа рассогла-
сования его нормативных и фактических
индикаторов. Кроме этого, использование
нормативного подхода ограничено рамками
отдельной территории и не позволяет полу-
чить сравнительную характеристику относи-
тельно других регионов.
Многие авторы сходятся во мнении,
что ни один набор показателей не может
рассматриваться как единственный и уни-
версальный аргумент при принятии решения
об уровне развития и эффективности инно-
вационной инфраструктуры региона. Такое
решение должно быть основано на комплек-
се доводов, в числе которых могут быть как
формализованные, так и неформализован-
ные независимые критерии, подобранные и
адаптированные для решения конкретных
задач.
На наш взгляд, необходима методика
оценки, которая будет отображать, на ка-
ком этапе инновационного процесса инфра-
структура работает неэффективно, и предо-
ставлять информацию о целесообразности
того или иного управленческого мероприя-
тия. Также данная методика должна быть
легко адаптируема, что позволит вносить су-
щественные изменения в параметры оценки.
В рамках стратегии инновационного
развития Российской Федерации основным
направлением повышения эффективности
государственных расходов на инновационную
деятельность является совершенствование
механизмов реализации инновационных про-
ектов, обеспечивающих формирование необ-
ходимых стимулов для перехода к экономике,
основанной на высокотехнологичном про-
изводстве. Для эффективного управления
данным процессом необходима достоверная
информация о состоянии инновационной ин-
фраструктуры региона, так как процесс реа-
лизации инноваций осуществляется именно
на этом масштабе. Существующие методы
оценки не дают достаточной информации для
принятия управленческих решений. Это, пре-
жде всего, связано с тем, что:
1. Большинство методов не адапти-
ровано для оценки инновационной инфра-
структуры в рамках ограниченной террито-
рии, которой является регион.
2. Показатели эффективности не си-
стематизированы, в соответствии с функци-
ональными особенностями инновационной
инфраструктуры, в результате чего, невоз-
можно получить информацию об инфра-
структурных пробелах в инновационной си-
стеме.
3. Методики оценки не дают информа-
ции о влиянии той или иной инфраструктур-
ной подсистемы на общую эффективность
функционирования инновационной инфра-
структуры региона.
4. Рассмотренные методы не позво-
ляют провести оценку, сравнение эффек-
тивности инновационной инфраструктуры и
каждой её функциональной подсистемы по
отношению к другим регионам.
Можно сделать вывод, что для эф-
фективного управления региональным ин-
новационным развитием необходимо раз-
работать методику оценки инновационной
инфраструктуры, отображающую ключевые
параметры эффективности всей системы и
её элементов. Полученная информацион-
ная база позволит сформировать комплекс
мер по устранению инфраструктурных недо-
статков инновационной системы региона и
усилению его конкурентных преимуществ в
данной области.

Библиографический список:
1. Бекетов Н.В. Методологические проблемы формирования и развития научно-инновационных систем регионов, М, 1999.
2. Добындо М.Н. Формирование механизма эффективной инновационной трансформации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2007
3. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М., 2006.
4. Портер М. Конкуренция. СПб., 2007.
5. The OECD Science, Technology and Industry Outlook / Organization for Economic Cooperation and Development, 2008.






 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (20.12.2012)
Просмотров: 933 | Теги: конкурентоспособность, инновационная инфраструктура, Региональная инновационная система, инновационная экономика, инновация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь