Воскресенье, 19.02.2017, 21:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налог

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете

Российским налоговым законодательством предусмотрена возможность создания организациями различных резервов, расходы на создание которых учитываются в целях налогообложения прибыли организаций. Такими резервами являются, в частности, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, а также резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Об учете расходов на создание названных резервов вы узнаете из этой статьи.

 

Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет установлен ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, руководствуясь п. 1 ст. 324.1 НК РФ, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик должен составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 7 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/632, процент отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков может предварительно рассчитываться отдельно по каждому подразделению организации. При этом резерв предстоящих расходов на оплату отпусков формируется в целом по организации.

Итак, прежде чем сформировать резерв на предстоящую оплату отпусков налогоплательщику необходимо:

- составить смету, в которой должен быть отражен размер ежемесячных отчислений в резерв исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- определить процент отчислений в резерв, рассчитанный как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

 

Пример. Организация составила специальный расчет (смету) расходов на оплату труда работников и отчислений на социальные нужды на предстоящий налоговый период. Согласно данному расчету:

- оплата труда, включая суммы страховых взносов, составит 900 000 руб.;

- сумма расходов на оплату отпусков, включая суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составит 700 000 руб.

Рассчитаем процент отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков:

(700 000 руб. / 900 000 руб. x 100% / 12 месяцев) = 6,48%.

Следовательно, каждый месяц в резерв на предстоящую оплату отпусков нужно отчислять сумму в размере 58 320 руб. (900 000 руб. x 6,48%).

 

Таким образом, в целях налогового учета для целей исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право создать резерв на оплату отпусков работников. При решении о создании такого резерва он должен отразить в учетной политике принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (Письмо Минфина России от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/1/222).

На основании п. 24 ст. 255 НК РФ расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам включаются в состав расходов на оплату труда. Это также подтверждается п. 2 ст. 324.1 НК РФ, которым определено, что расходы на формирование рассматриваемого нами резерва относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва на предстоящую оплату отпусков.

Проводить инвентаризацию необходимо вот почему: в течение года организация, создавшая резерв на предстоящую оплату отпусков, включает в состав расходов на оплату труда каждого месяца сумму отчислений в резерв, исчисленную на основании сметы, а не фактически начисленные отпускные, то есть в течение года организация учитывает в составе расходов на оплату труда предполагаемые затраты на оплату труда.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Под не использованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммами начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммами фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом сумм страховых взносов) и на предстоящую оплату не использованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом сумм страховых взносов, исчисленных по методике, применяемой при формировании резерва). Такой вывод следует из Писем УМНС России по г. Москве от 27 мая 2004 г. N 26-12/36389 "Об учете остатка резервов предстоящих расходов на оплату отпусков для целей налогообложения прибыли", от 2 февраля 2004 г. N 26-12/6381 "Об учете недоиспользованного резерва на оплату отпусков".

Порядок определения недоиспользованной суммы резерва приведен также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2005 г. N 14295/04.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.

В соответствии с п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) продолжительность ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

Учитывая, что трудовое законодательство не ограничивает максимальный предел продолжительности оплачиваемых отпусков, то, по мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 1 апреля 2013 г. N 03-03-06/2/10401, на основании положений ст. 324.1 НК РФ предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда может быть рассчитана исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска.

Итак, после произведенного на конец года уточнения (инвентаризации) резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работникам налогоплательщик должен осуществить следующие действия.

Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска на конец года превышает фактический остаток неиспользованного резерва, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июня 2011 г. по делу N А81-5014/2010).

 

Пример. По результатам проведенной инвентаризации резерва, созданного организацией на 2013 г., было установлено, что фактическая сумма расходов на оплату отпусков составила 600 000 руб., размер резерва на предстоящую оплату отпусков составил 500 000 руб.

Организацией принято решение сформировать резерв в 2014 г. Следовательно, по состоянию на 31 декабря 2013 г. организация включит в состав налоговых расходов на оплату труда 100 000 руб.

 

Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов, что повторяет п. 7 ст. 250 НК РФ (Письма Минфина России от 11 января 2013 г. N 03-03-06/1/4, от 29 октября 2012 г. N 03-03-10/121, от 6 июня 2012 г. N 03-03-10/62, от 20 марта 2012 г. N 03-03-06/1/131).

Согласно п. 5 ст. 324.1 НК РФ, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Таким образом, если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода может иметь определенный результатами инвентаризации остаток неиспользованного резерва, с правом переноса его на следующий налоговый период.

 

Пример. Организацией сформирован резерв на предстоящую оплату отпусков в сумме 400 000 руб. Фактические расходы на оплату отпусков составили 350 000 руб. Один работник организации не пошел в отпуск (28 календарных дней) в текущем году, а перенес его на следующий год. Сумма расходов на оплату труда за данное количество дней составила 28 000 руб. с учетом сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Организация приняла решение о формировании резерва в следующем налоговом периоде. Таким образом, часть резерва в сумме 28 000 руб. переносится на следующий налоговый период, то есть указанная сумма прибавляется к сумме резерва следующего года, рассчитанного исходя из предполагаемых расходов на оплату отпусков в следующем налоговом периоде.

Резерв в сумме 22 000 руб. (400 000 руб. - 350 000 руб. - 28 000 руб.) должен быть включен в налоговую базу 31 декабря текущего налогового периода.

 

В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п. 6 ст. 324.1 НК РФ).

В случае если организация в целях налогообложения прибыли доходы и расходы определяет по методу начисления, в налоговом учете датой признания расходов в виде сумм отчислений в резерв является дата начисления резерва, а не дата выплаты вознаграждений за счет средств созданного резерва согласно пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Таким образом, организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения работникам по итогам работы за предыдущий год при условии, что в предыдущем году указанный резерв не формировался и выплата предусмотрена в текущем году (Письмо Минфина России от 24 января 2012 г. N 03-03-06/1/31).

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (29.05.2014)
Просмотров: 323 | Теги: налог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017