Воскресенье, 04.12.2016, 11:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ КРИМИНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 ГОДУ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ КРИМИНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 ГОДУ (ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ)

В.И.Елинский

В статье рассматривается положительный опыт организации работы учебных кабинетов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации по стажировке следователей и следователей-криминалистов. Представлен положительный опыт, а также определены меры по совершенствованию этой работы.

Ключевые слова: организация, стажировка, кабинет криминалистики, Следственный комитет Российской Федерации.

 

Главным управлением криминалистики в соответствии с Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11 августа 2011 г. N 125 "Об организации работы учебных кабинетов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации" проведен анализ результатов работы учебных кабинетов криминалистики (далее - кабинеты криминалистики) в системе Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК России) за 2014 год, который показал следующее.

Установлено, что в большинстве следственных органов СК России продуктивно используются возможности кабинетов криминалистики для повышения уровня профессиональной подготовки следователей, следователей-криминалистов, руководителей (заместителей руководителей) межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные следственные подразделения СК России (далее - территориальные следственные подразделения). Например, в Республике Татарстан проведено 154 семинарских и практических занятия, из них 13 с выездом в территориальные следственные подразделения, в Республике Крым - 114, из них 37 с выездом, в Пермском крае - 84, из них 29 с выездом, в Республике Мордовия - 83, из них 29 с выездом, в Красноярской крае - 81, из них с выездом - 15, в Республике Карелия - 75, из них 20 с выездом.

В Свердловской, Саратовской областях, в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте, в Астраханской и в Кабардино-Балкарской Республике проведены соответственно 125, 100, 56, 54 и 38 занятий.

Положительным опытом в организации повышения квалификации следственных работников следует считать активное проведение учебно-практических занятий с выездом в территориальные следственные подразделения (Кировская область - 75 выездных занятий, Москва - 25 выездных занятий по теме: "Применение криминалистической техники в ходе осмотра места происшествия", Оренбургская область - 23, Чувашская Республика - 15, Республика Бурятия - 14, Ростовская область - 12 кустовых занятий, Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте - 5 занятий с выездом в следственные отделы по городам Благовещенску, Якутску, Улан-Удэ, Нижнеудинску, Братску).

В целях сокращения времени на прибытие следователей к месту учебы следует шире практиковать проведение учебно-практических занятий с выездом в территориальные следственные подразделения.

Однако этому вопросу не везде уделяется должное внимание. Так, в Еврейской автономной области проведено 8 занятий с выездом в территориальные следственные подразделения, в Калининградской области - 6, в Ямало-Ненецком автономном округе - 4, в Южном следственном управлении на транспорте - 3, в Республике Адыгея и в Чукотском автономном округе - по 2, а в Ямало-Ненецком автономном округе - всего 1 выездное занятие.

Ряд следственных органов СК России проведение в 2014 году учебно-практических занятий с выездом в территориальные следственные подразделения не осуществляли. Это касается Республики Тыва, Рязанской, Омской, Калининградской, Курской и Челябинской областей, Удмуртской Республики.

Активно используются возможности кабинетов криминалистики в Республике Татарстан, где прошли обучение 250 сотрудников, в Пермском крае - 187, в Краснодарском - 149, в Забайкальском - 130, в Московской области - 64, в Республике Крым и Ульяновской области - по 42 следователя.

В Санкт-Петербурге прошли обучение 126 сотрудников следственных органов, из них 84 - впервые назначенные на должность, 42 - сотрудники следственных отделов (в том числе 5 заместителей руководителей следственных отделов), в Нижегородской области прошли обучение 96 следственных сотрудников, из них руководители (заместители руководителей) и следователи следственных отделов - 68, в Алтайском крае - 74 следователя, имеющих опыт работы не более одного года, в Астраханской, Челябинской и Липецкой областях соответственно 71, 65 и 53 следователя, из них соответственно 19, 35 и 5 впервые назначенных на должности, в Красноярском крае - 56 сотрудников, из которых 39 - сотрудники, впервые назначенные на должность следователя, 9 - руководители (заместители руководителей) следственных отделов и зональные следователи-криминалисты, дислоцированные в районах края, 2 - следователи следственных отделов г. Красноярска, в Кировской области - 35 следователей, впервые назначенных на должности, а также 40 общественных помощников, в Свердловской области - 39 сотрудников, из них 9 - заместители руководителей следственных отделов и 30 - следователи, в Вологодской области - 31 сотрудник, из них 10 - следователи со стажем работы до 1 года, 3 - следователи со стажем работы до 3 лет, 5 - следователи и заместители руководителей следственных отделов, стоящие в резерве на выдвижение на вышестоящие должности, 5 - руководители (заместители руководителей) следственных отделов, в Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте - 29 сотрудников, из них 9 - руководители (заместители руководителей) следственных отделов, 5 - следователи-криминалисты и следователи следственных отделов.

Недостаточно используют возможности кабинетов криминалистики в Чукотском автономном округе и в Дальневосточном следственном управлении на транспорте, где за 2014 год прошли обучение лишь по 3 следователя, в Республике Северная Осетия - Алания - 6, в Ульяновской области - 7, в Республике Калмыкия - 8, в Ивановской области - 9 следователей, впервые назначенных на должность.

В Республиках Дагестан, Тыва и Саха (Якутия), в Краснодарском и Приморском краях, в Еврейской автономной области, в Чукотском автономном округе, в Кемеровской, Рязанской и Челябинской областях не были организованы стажировки руководителей (заместителей руководителей) территориальных следственных подразделений.

Заслуживающей внимание является практика обеспечения следователей, прошедших курсы повышения квалификации, учебно-методическими материалами, научно обоснованными апробированными рекомендациями по организации, методике и тактике предварительного следствия, применению криминалистической и иной техники, в том числе с примерами положительного опыта следственной работы, новейших разработок в сфере судебной экспертизы, изменений в законодательстве и судебной практике.

В предыдущем обзоре работы учебных кабинетов криминалистики указывалось, что мерой, способствующей повышению квалификации вновь назначенных следователей, является обучение их по типовым программам в течение не менее двух недель (уделив особое внимание тактике осмотра места происшествия, применению криминалистической и иной техники для выявления, фиксации, изъятия и упаковки следов, а также их процессуальному оформлению).

Однако отдельные следственные органы СК России рекомендацию об обучении указанных следователей в течение не менее двух недель не выполнили. Данный вывод следует из анализа отчетов следственных органов СК России по областям: Архангельской - срок обучения 5 дней, Тульской - 2 - 3 дня, Челябинской - 3 дня, Тюменской - 5 и 2 дня.

Практически все следственные органы СК России широко используют для проведения практических занятий полигоны органов внутренних дел, ФСБ Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, МЧС Российской Федерации с привлечением сотрудников указанных министерств и ведомств, работников транспортной сферы, экспертных учреждений и т.д.

Опыт работы кабинетов криминалистики показывает, что использование полигонов криминалистики в процессе повышения квалификации следователей и следователей-криминалистов существенно повышает эффективность обучения, особенно тактике производства следственных действий и применению технических средств.

В этой связи отмечается активное обустройство следственными органами данных помещений.

Например, полигоны криминалистики созданы и продуктивно функционируют в Ивановской, Брянской (модель однокомнатной квартиры) и Омской областях (оснащен видеокамерой с микрофоном и системой трансляции изображения в учебный кабинет криминалистики для наблюдения обучаемой группой за действиями лица (лиц) на полигоне), в Республике Татарстан (полигон состоит из двух помещений: первое - модель жилого помещения, второе - с автомашиной со следами огнестрельных повреждений), в Нижнем Новгороде (полигон с изменяемой обстановкой - 9 моделей мест происшествий), в Воронежской области (модель служебного помещения, в котором произошло убийство сотрудника охраны офиса), в Республике Карелия (имеется полигон в помещении, приняты решения о создании полигона криминалистики в полевых условиях и другие).

Согласно отчетам полигоны криминалистики оборудованы в 20 следственных органах СК России.

В г. Москве, в Еврейской автономной области, в Оренбургской и Псковской областях принято решение о выделении помещений для строительства полигонов криминалистики.

Следственные органы СК России внедрили в систему повышения квалификации следователей и следователей-криминалистов компьютерную программу "Виртуальный осмотр места происшествия: Учебно-методический комплекс".

Однако не все следственные органы СК России своевременно обновляют указанную программу (Республики Дагестан и Тыва, Калининградская область и другие) и не проявляют должной исполнительности по внедрению в обучение компьютерной программы "Виртуальный обыск: Учебно-методический комплекс", разработанной Главным управлением криминалистики в 2014 году (Ивановская, Московская и Свердловская области, Приморский край, Республики Дагестан и Тыва и другие).

Изучение полученных фотопрезентаций кабинетов криминалистики показывает, что работа по оформлению экспозиций кабинетов криминалистики, тематических эскизов, плакатов, схем, наглядных пособий, стендов, приобретению криминалистической и иной техники в основном завершена.

Анализ работы кабинетов криминалистики позволил выявить положительный опыт работы следственных органов СК России по повышению квалификации следователей, следователей-криминалистов, руководителей следственных отделов, в том числе с применением новых форм проведения занятий.

В Волгоградской области разработана система, при которой руководителю территориального следственного отдела поручается не только организовать изучение поступивших информационно-аналитических и методических материалов, но и проверить степень их усвоения следователем, оценив его знания по пятибалльной шкале. Следователь-криминалист, курирующий вопросы профессиональной подготовки, обобщает и анализирует поступающие ведомости от руководителей территориальных следственных отделов, проводит выборочное тестирование.

В указанном следственном органе при изучении тем, связанных с проведением допросов несовершеннолетних (малолетних), особенностями фиксации и изъятия вещественных доказательств и следов преступления, используется такая форма обучения, как деловая игра с подготовкой сценария.

В Западно-Сибирском следственном управлении на транспорте практикуются учебные занятия со следователями, дислоцированными в других регионах, посредством проведения интернет-конференций, используя программное обеспечение "Skype".

В Краснодарском крае утвержден график выездных учебных занятий для следователей следственных отделов.

Ряд следственных органов СК России инициативно готовят учебные фильмы по тактике следственных действий, применению криминалистической и иной техники в расследовании преступлений.

Например, в Красноярском крае совместно со специалистами региональной телекомпании "ТВК" создан учебный фильм "Применение видеосъемки при проведении следственных действий", а также учебный фильм "Организация проведения процессуальных проверок и расследования уголовных дел". В Омской области создан учебный фильм "Осмотр места происшествия. Поиск сокрытого трупа", завершается работа по съемке учебного фильма "Очная ставка". В Алтайском крае совместно с кафедрой криминалистики Барнаульского ЮИ МВД произведена съемка учебного фильма "Проверка показаний на месте". Северо-Западным следственным управлением на транспорте монтируется учебный фильм по теме "Организация неотложных следственных действий при поступлении сообщения о крушении воздушного судна в результате его захвата в целях угона". В Липецкой области создан учебный фильм "Допрос несовершеннолетнего потерпевшего".

В Северо-Западном следственном управлении на транспорте используют в обучении блок имитаторов ранений и поражений человека, который обеспечивает реальное представление о травмах, встречающихся у жертв насильственных преступлений.

В Мурманской области с помощью программы "Paint" обучают следователей составлять схемы к осмотрам мест происшествия (помещений и участков местности), а также использовать ее в ходе дальнейшего расследования преступлений в целях составления схем мест расположения лиц на месте происшествия (свидетелей, потерпевших, подозреваемых). В этом же следственном органе обучают следователей составлению схем открытых участков местности с применением таких интернет-сервисов, как www.google.ru/maps и "Яндекс.Карты" и т.п., а также использованию GPS-координат, полученных на осмотре мест происшествия.

В Ивановской области разработаны методические рекомендации по подготовке общественных помощников следователя к следственной работе. В Ульяновской и Тульской областях организуется обучение общественных помощников следователя.

В Вологодской области сформирована электронная база данных, содержащих сведения об организациях и частных лицах, занимающихся переводами. Также в базе содержатся информация о национальных общественных организациях, действующих на территории Вологодской области, которые могут оказать содействие в поиске переводчиков.

Исходя из анализа выявленных недостатков, а также положительного опыта, приведенных в обзоре, следует считать, что мерами, способствующими повышению эффективности использования учебных кабинетов криминалистки, являются:

- активизация взаимодействия с ГКОУ ВО "Академия Следственного комитета Российской Федерации", с высшими учебными, научно-исследовательскими и экспертными учреждениями других министерств и ведомств, органами прокуратуры, МВД России, ФСБ России, судами в целях использования их научного, практического, технического и методического потенциала;

- усиление межрегионального сотрудничества следственных органов СК России в целях обмена положительным опытом работы по повышению эффективности работы кабинетов криминалистики;

- организация обучения вновь назначенных следователей по типовым программам в течение не менее десяти рабочих дней с принятием зачетов (уделив особое внимание тактике осмотра места происшествия, применению фото-, видеофиксации следственных действий, назначению судебных экспертиз, использованию криминалистической и иной техники для выявления, фиксации, изъятия и упаковки следов, а также их процессуальному оформлению);

- активизация направления на индивидуальные стажировки сотрудников подразделений криминалистики следственных органов СК России в Главное управление криминалистики, а также в главные следственные управления СК России (согласование планов и сроков их проведения с подразделением СК России, где эта стажировка планируется, обязательно);

- увеличение количества и повышение качества занятий по применению криминалистической и иной техники при проведении следственных действий (особенно при осмотре места происшествия), а также работе со следами на месте происшествия. Организация сдачи зачетов;

- выделение соответствующих помещений и обустройство полигонов криминалистики в следственных органах СК России;

- оборудование в учебных кабинетах криминалистики стендов "Стажировки в Главном управлении криминалистики", на которых размещать фотопрезентации стажировок сотрудников подразделений криминалистики следственных органов СК России в Главном управлении криминалистики;

- включение в задания на командировки сотрудников Главного управления криминалистики в следственные органы СК России пункта "проверка работы учебных кабинетов криминалистики";

- проверка Главным управлением криминалистики в 2015 - 2016 годах организации работы учебных кабинетов криминалистики в главных следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации;

- направление в Главное управление криминалистики на стажировки по применению криминалистической и иной техники при производстве следственных действий сотрудников подразделений криминалистики следственных органов СК России, которые впоследствии и будут применять эту технику в ходе расследования преступлений;

- создание учебных фильмов (как собственными силами, так и совместно с профессиональными студиями) по тактике производства следственных и процессуальных действий, применению криминалистической и иной техники в расследовании преступлений, а также по работе со следами на месте происшествия и их использование в процессе повышения квалификации;

- утверждение графика выездных учебно-практических занятий со следственными работниками следственных отделов следственных органов СК России;

- подготовка предложений о внесении изменений в Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 августа 2011 г. N 125 "Об организации работы учебных кабинетов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации" в части, касающейся организации работы полигонов криминалистики в системе Следственного комитета Российской Федерации.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (04.12.2015)
Просмотров: 345 | Теги: Криминалистика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016