Среда, 07.12.2016, 15:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

Пути совершенствования законодательства об услугах

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ

Пути совершенствования законодательства об услугах

В связи с тем, что действующий Гражданский кодекс не содержит норм, которые регулировали бы отношения, обозначаемые как услуги, естественна потребность в создании таких правил на высшем законодательном уровне. Очевидно также, что они должны стать органической частью обязательственного права.

В опубликованном проекте ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации <15> и обновленном его варианте от 12.12.1993 в Общих положениях и Общей части обязательственного права получили если не развернутое и недостаточно четкое, то все же определенное закрепление. Кроме упомянутых обобщенных установлений в ст. 1 ("Основные начала гражданского законодательства") услуги предусмотрены в ряде других норм в правилах двоякого плана. Одни из них представляют собой соответствующие положения общего характера. Так, в ст. 128 (варианта от 12.12.1993) к объектам гражданских прав среди прочих отнесены работы и услуги. Согласно ст. 167 при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Ст. 426 признает публичным договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществить в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного, банковского обслуживания и т.п.). В соответствии со ст. 438 акцептом считается совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг и т.д.). Однако в других связанных с услугами статьях проекта, например о недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности, об оферте, упоминания услуг отсутствуют.

--------------------------------

<15> См.: Сов. юстиция. 1993. N 21 - 22.


Другие же правила, хотя и помещены в общих положениях (главы "Понятие и условия договора", "Ответственность за нарушение обязательств"), призваны регламентировать отношения сугубо конкретного порядка. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (см. ст. 429). В случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить определенную работу или оказать услуги ст. 395 предоставляет кредитору право в разумный срок поручить выполнение обязательства третьему лицу за разумную плату либо выполнить его своими силами...

Нельзя не признать, что использование понятия "услуги" вносит большую ясность в регламентацию соответствующих отношений. Тем не менее, следуя установившейся в кодифицированном общегражданском законодательстве практике, когда определение понятия обязательства (в ГК РСФСР 1922 г., Основах 1961 и 1991 гг., ГК РСФСР 1964 г.) не содержало упоминания услуг, проект нового ГК пошел по тому же пути. Среди действий, которые должник обязан совершить в пользу кредитора, названы лишь передача имущества, выполнение работы, уплата денег. С учетом роли и значения услуг в современном обществе и явной неполноты определения обязательства его необходимо дополнить указанием на обязанность должника оказать кредитору услугу. Содержащиеся в этих же определениях (в названных законах) сокращенные обозначения "и т.д.", "и т.п.", под которыми допустимо подразумевать и услуги, не могут восполнить пробела и заменить самое понятие.

К тому же не вполне корректно употребление в качестве однопорядковых таких понятий, как "имущество", "работа", "деньги". Поскольку деньги являются составной частью имущества, их уплата представляет собой не что иное, как одну из возможностей передачи имущества.

В связи с тем, что формула "товары (работы, услуги)" получила распространение в федеральном законодательстве последних лет и наиболее полно характеризует динамику гражданского оборота в условиях перехода к рыночным отношениям, желательно закрепить данную триаду в новом Гражданском кодексе. Поместить ее можно в Основных положениях либо, используя опыт Основ гражданского законодательства 1961 г. и ГК РСФСР, в преамбуле к кодексу.

Безотносительно к этому вообще включение в проект ГК преамбулы представляется целесообразным. В действующем законодательстве она предпослана не только данному закону, но и нормам Жилищного кодекса, Кодекса о браке и семье, некоторых других законов. Так как преамбула представляет собой вводную (вступительную) часть к соответствующему акту как таковому, ее введение в проект подчеркивало бы целостность Гражданского кодекса.

Парадоксально, но факт, что проблема целостности столь важной законодательной базы для формирования рыночной экономики, какой несомненно должен стать новый Гражданский кодекс, встретила весьма ощутимое препятствие на пути своего оптимального разрешения.

Указом Президента РФ от 05.05.1994 N 856 в Государственную думу Федерального собрания внесен на рассмотрение проект первой части ГК Российской Федерации.

Не будем касаться причин (по всей видимости, политических), побудивших Президента на такой шаг. Обратимся хотя бы к некоторым правовым аспектам такого решения. Конституция РФ не предусматривает возможности принятия законов (как и иных законодательных нормативных актов) по частям или неодновременного утверждения единого гражданского закона. Не знает убедительных примеров и законотворческая практика в нашей стране и в мире. Любой закон, а тем более отраслевой кодифицированный, должен представлять собой полностью завершенный документ, принятый в установленном порядке. Нельзя также не учитывать того, что утверждение одной части в отрыве от другой в значительной мере парализует действие первой.

Как бы то ни решила Дума, комплексное политико-правовое исследование "Пути и формы укрепления Российского государства", программа которого утверждена Указом Президента РФ от 29.04.1994, будет продолжено, а значит, предстоит завершить подготовку второй части проекта Гражданского кодекса.

В существующей модели этой части есть раздел IV - "Отдельные виды обязательств". Среди них - договоры, направленные на оказание услуг. Однако в подобном качестве они не выделены. Если судить по модели, то она, на наш взгляд, лишена стройной системы и последовательности, причем совершенно неаргументированно только два типа договоров (купля-продажа и подряд) подразделяются на общие положения и отдельные виды.

Как правильно полагают некоторые ученые, здесь возникает сложная проблема. В то же время чрезмерно категорично утверждение, что названный раздел еще не созрел для стабильной кодификации <16>.

--------------------------------

<16> См.: Государство и право. 1994. N 1. С. 35.


Одновременно идет подготовка других, в том числе кодифицированных, законодательных актов, регулирующих услуги, в частности о перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории РФ, что предусмотрено Постановлением Верховного Совета РФ "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" от 03.03.1993 <17>. Нет сомнений в потребности разработки ряда законопроектов по иным хозяйственным сферам, например связанных с расчетными и кредитными отношениями <18>.

--------------------------------

<17> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 11. Ст. 393.

<18> См.: Международная научно-практическая конференция "Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы". Концепция гражданского законодательства Российской Федерации и тезисы докладов. М., 1994. С. 13.


Нуждаются в совершенствовании формулировок сравнительно недавно принятые законы. В их числе Закон "О защите прав потребителей". Как сказано в его преамбуле, потребитель - это гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд. Данное положение должно быть отражено в наименовании Закона (Закон "О защите прав граждан-потребителей"), поскольку в нормативных актах, например в Законе РФ от 10.06.1993 "О сертификации продукции и услуг" понятие "потребитель" используется и применительно к юридическим лицам. Неудачен здесь и термин "защита", так как содержание закона выходит далеко за ее пределы. Об этом убедительно свидетельствует содержание первых трех разделов. Только раздел IV отведен государственной и общественной защите прав потребителей.

В специальной монографии обоснованно отмечается, что по своему объему понятие "охрана" гораздо полнее понятия "защита". Охрана обнимает и систему средств гражданско-правовой защиты прав потребителей <19>.

--------------------------------

<19> См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993. С. 36.


Отдельные нормы Закона требуют доработки по существу. Так, п. 1 ст. 1 провозглашает: законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Российской Федерации. Такая редакция исключает возможность применения к отношениям, возникающим между потребителями и предпринимателями, норм Гражданского кодекса, что в принципе неприемлемо. К тому же противоречит этому положение п. 2 той же статьи, согласно которому Правительство РФ вправе регулировать отношения по защите прав потребителей только в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (26.03.2016)
Просмотров: 111 | Теги: услуги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016