Пятница, 27.04.2018, 01:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ

Ю.И.Дудкина, О.М.Мирзоев
Московский государственный институт культуры, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗЕ

Эффективность процесса физического воспитания в ВУЗе во многом обусловлена уровнем сформированности физической культуры студента, включающей в себя двигательный, мотивационно-ценностный и образовательный компоненты. Только комплексное воздействие на эти компоненты может обеспечить становление профессиональных, социально и личностно- значимых качеств, характеризующих разносторонне развитую личность.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, где она выступает из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации способностей студента.

Успехи в области физического воспитания во многом зависят от того, насколько активно и сознательно студенты включены в учебный процесс, от их отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Студентам предоставляется право выбора форм и средств физкультурно- спортивной деятельности в контексте учебного процесса, что в достаточной степени повышает эмоциональный фон, способствует положительной мотивации, появлению у личности жизненных смыслов и ценностей.

Существенное улучшение качества процесса физического воспитания многие специалисты связывают с использованием не какой-то одной, пусть даже самой эффективной методики, а комплекса мер по изменению отношения физического состояния студентов. Базисом определения отношений (изменений отношения) является мнение занимающихся, которое может формироваться на основании, к примеру, педагогического метода научного исследования - анкетирования. Мы впервые предприняли попытку изучить различные аспекты, влияющие на занятия по физической культуре в ВУЗе, путём анкетирования студентов. Это позволит обосновать, с практической точки зрения, подход к совершенствованию организации занятий по физической культуре в нашем институте.

Задачей нашего исследования, результаты которых предложены в настоящей статье, заключалась в выявлении аспектов относительно модернизации (совершенствования)процесса обучения по дисциплине «Физическая культура», отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни в целом, в определении мотивации, способствующей активным занятиям физической культурой, определении знаний и др.

Для решения выдвинутой задачи было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры» основной, подготовительной и специальной медицинских групп, обучающиеся на 1 -3 курсах на различных факультетах института. Всего было опрошено более 80% от списочного состава студентов института в 2014/2015 учебном году.

Дисциплина «Физическая культура» не только повсеместно внедрена в учебный процесс высших учебных заведений страны, но и является обязательным предметом высшей школы. Основная задача дисциплины заключается в улучшении здоровья подрастающего поколения, обучении различным упражнениям, позволяющим проводить самостоятельные занятия и т.д., то есть овладение теоретическими и практическими знаниями. Согласно учебному плану общий объём (количество часов) равномерно распределён по семестрам и курсам.

Для получения зачёта (форма контроля по учебной дисциплине «Физическая культура») по окончании каждого семестра студенты выполняют определённые нормативные требования по видам физических упражнений (требования формируются в зависимости от года обучения в институте и от разновидностей медицинских групп) наравне с учётом количества посещаемых занятий. В этом контексте нас интересовали ответы на вопрос: По какой причине студенты института посещают учебные занятия по физической культуре? В качестве ответа были предложены следующие мотивы: посещаю занятия ради зачёта или укрепления здоровья. Помимо этого респондентам было предложено представить и свой вариант ответа.

Анализ полученных ответов выявил следующие данные. У юношей первого курса различия в ответах обнаружить не удалось. Результаты разделились поровну. Представители женского пола больше придают внимание повышению качества здоровья (63,8%), нежели получению зачёта (36,2%). Студенты 2го курса оказались солидарны со студентами 1го курса, где также мнения респондентов распределились равнозначно. У второкурсниц, по сравнению с первокурсницами, число студенток, посещающих занятия ради укрепления собственного здоровья оказалось меньше - 52,7%. Соответственно возросло количество тех, кому важно получить зачёт по итогам прохождения курса - 47,3%. Студенты третьего курса, у которых на первый взгляд активность к учебным занятиям падает (речь идёт не только о занятиях по физической культуре), также как их коллеги по первому году обучения, больше заботятся о здоровье, нежели о сдачи зачёта. Так, 68,4% опрошенных юношей и 57,5% девушек стремятся улучшить своё функциональное состояние и физическую подготовленность.

Стремление посещать занятия по физической культуре студентами 1-3 курсов имело и другую мотивацию. К ним можно отнести: воспитание силы воли, поддержание физической формы (телосложения), улучшение настроения, радость общения с преподавателями. Встречались и несколько нестандартные причины: выплеснуть ненужные эмоции, отвлечься от проблем, отдохнуть (?!).

Как известно, занятия физическими упражнениями способствуют не только улучшению, но и профилактике различных заболеваний. На основании данных заболеваний часть студентов МГИК объединены в специальную медицинскую группу. Казалось, что во главе угла у них должны стоять наши занятия, а не стремление получить зачёт. Так вот, те, кто старается поддерживать здоровье посредством посещения занятий по физической культуре, незначительно превзошли тех, кому важен зачёт, соответственно, 56,25% против 43,75%. Общение с преподавателями (процесс субъект-субъектного взаимодействия), в том числе и с целью познания учебной дисциплины - легли в основу ответов на вопрос о причинах, побудивших посещать занятия по физической культуре.

Одно из важных требований, предъявляемых к здоровому образу жизни человека, является отказ от вредных привычек, к примеру, от курения. Данное направление настолько актуально в современном российском обществе, что в 2013 г. был принят ЗАКОН, который ограничил курение в стране, а в 2014 г. он был существенно доработан (читайте ужесточён).

Заботясь о здоровье не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними, государство запретило курить в кафе, барах и ресторанах, в гостиницах и общежитиях, на рынках и в торговых помещениях, на некоторых платформах вокзалов, а показ фильмов, где содержатся сцены курения, должны сопровождаться соответствующей социальной рекламой. Уже действуют запреты на курение на стадионах, территориях образовательных учреждений(значительное количество ВУЗов г.Москвы выдворили курящих за пределы своих территорий), в домах культуры, поликлиниках, самолетах, магазинах, в лифтах, на детских площадках, АЗС (для этой категории лиц, создают специальные места за пределами территории, где они трудятся, учатся и т.д.). Закон запрещает рекламу и стимулирование продажи табака, спонсорство табака. Против курильщиков введены и штрафные санкции.

Таким образом, всё вышеизложенное свидетельствует (или должно свидетельствовать), что граждане страны, в особенности, молодому поколению следует стремиться к здоровому образу жизни и оберегать здоровье, например, от курения. В этой связи нам интересно было бы узнать курят ли наши студенты и студентки и если «да», то, как долго.

Студенты 1го курса - 75% - крайне негативно отнеслись к идее курения, а количество студенток, не курящих на момент анкетирования составило 82,6%. Те, кто курит в настоящее время, а они оказались в меньшинстве, занимаются им от 6 месяцев до 7 лет. Большинствообучающихся на втором курсе также негативно относятся к табаку. Так, от вредной привычки «отмахнулись» 76,9% юношей и 85,5% девушек. От полугода до 7 лет составил срок курения у второкурсников.

Респонденты третьего года обучения поддержали студентов младших курсов, которые не собираются в своей жизни браться за сигареты. Таких молодых людей оказалось 73,3%, а девушек - 78,8%. Студенты, увлекающиеся курением, занимаются им в среднем 4-5 лет. Среди студентов специальной медицинской группы, где важное значение придаётся поддержанию и укреплению здоровья, 100% юношей отказались от табакокурения, а вот 14,8% девушек всё ещё далеки от того, чтобы бросить курить. Причины, побуждающие отказаться от вредной привычки у студентов различные. Здесь речь идёт о вреде в целом, о сохранении и приумножении здоровья (основная масса ответов), отдельные ответы были связаны с тем, что студенты не переносят запах сигарет, с влиянием на профессиональную деятельность или просто не хотят.

Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию здорового образа жизни, положительной мотивации к регулярным занятиям. Она позволяет удовлетворять потребности в саморазвитии личности, самоактуализации, самовыражению своего внутреннего состояния, духовной сущности через движение, музыку и др. виды искусства. Посредством занятий физической культурой и спортом можно достичь полноценной физической и здоровой личности будущего специалиста; организации активного досуга; профилактике и устранению негативных влияний в молодежную среду.

Мотивация физкультурной деятельности - это особое состояние личности студента, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с уровнем активности, служащей основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение оптимального уровня психофизической подготовленности и работоспособности в условиях вузовского образования. Осознание личностью студента улучшать свое физическое состояние, восстанавливать функциональные возможности организмаможет положительно воздействовать на процесс обучения и совершенствования профессиональных качеств будущего специалиста.

Учебная дисциплина «Физическая культура», наряду с другими учебными дисциплинами, является обязательным предметом в программах высших учебных заведений страны. Планирование процесса обучения строится исходя из требований, изложенных в программе, в том числе и для нашего предмета. Следующий вопрос, который был задан респондентам, связан с необходимостью присутствия дисциплины в ВУЗах Российской Федерации и, соответственно, в нашем институте (табл. 1).

Таблица 1
Мнение студентов о необходимости присутствия дисциплины «Физическая культура» в ВУЗах страны и МГИКе

Данные, представленные в таблице 1, наглядно свидетельствуют о позитивном отношении студентов к занятиям по физической культуре. Существенных различий во мнениях между юношами и девушками не выявлено. Однако, несмотря на положительное решение данного вопроса, в целом, всё же интересы студентов к третьему курсу (третьему году обучения) несколько снижаются, в особенности это заметно у женской части опрошенных. На наш взгляд, одной из причин может быть занятость третьекурсников другой деятельностью (например, трудовой, которая требует дополнительного времени).

Модернизация занятий по физической культуре в различных образовательных учреждениях страны позволяет разнообразить и внедрить новые подходы, нацеленные на повышение интереса к занятиям. Общеизвестно, что в ВУЗах страны, согласно программе, студенты посещают обязательные учебные занятия, а в свободное от учёбы время своё спортивное мастерство повышают в секциях по видам спорта. Если первое входит в объёмные требования студента, то второе исходит из желания студенческой молодёжи.

В этой связи, мы предприняли попытку изучить мнение студентов, которым был задан следующий вопрос: Какую форму занятий они планируют выбрать - занятия по видам спорта или базовую форму физкультурных занятий(ныне существующая форма занятий).

Студенты 1го курса не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос. 55% посчитали, что секционные занятия будут более полезными, тогда как 45% - за проведение общепринятых учебных занятий. Большинство студенток этого же курса (67,4%), напротив, ратуют за секции и 32,6% поддерживают обычную форму занятий. Мнение 2-го курса также, как и первокурсников, разделись практически поровну - 54,5% за секционные занятия, 45,5% против такой формы. А большинство девушек, обучающихся на втором курсе (76,4%), с удовольствием бы занимались различными видами спорта, нежели просто посещали учебные занятия по физической культуре (23,6%). В отличие от студентов 1 и 2го курсов, третьекурсники, после двух лет учёбы, готовы перейти на индивидуальные занятия, то есть начать заниматься в секциях (80,0%). Количество студенток, с переходом на третий курс, несколько изменили своё мнение. Процент активно желающих заниматься в секциях несколько сократился (61,1%), по сравнению с девушками 1 и 2го курсов. Большинству студентов из специальной медицинской группы по душе занятия, которые проходят в рамках учебного процесса. За эту форму высказались 83,3% юношей и 60,0% девушек. По всей вероятности, указанные ответы могут базироваться на особенности функционального состояния, а также связаны с характером выполняемой физической нагрузки, предусмотренной в секциях и на обычных занятиях. Таким образом, элективная (секционная) форма занятий вызывает больший интерес у студентов. Однако, стоит отметить, что для качественной подготовки и выступлений на соревнованиях, что и предусматривается при занятиях в секциях по видам спорта, необходимо улучшение общей физической подготовки, которое проводится на учебных занятиях изначально.

Как социокультурное явление физическая культура в большинстве стран имеет поддержку на государственном уровне. Российское государство заинтересовано в воспитании физически и духовно развитого, здорового молодого поколения, в подготовке его к жизни, в разностороннем развитии личности, получающей удовольствие от работы, отдыха, движения.
Многообразие видов спорта на сегодняшний день настолько велико, что порой трудно запомнить их наименование. Более того, в один вид входит несколько дисциплин - от двух и до нескольких десятков, что может свидетельствовать о полноценном развитии этого вида спорта в мире.

Как известно, существуют виды спорта, соревнования по которым отдельно проводят зимой или летом («зимние» и «летние» виды спорта). Популярность их определяется включением в программу, прежде всего, Олимпийских игр, а затем чемпионатов мира. Так, на Играх в Сочи (06-23 февраля 2014 г.) спортсмены, соревнуясь всего в 7 видах, разыграли 98 комплектов наград. В программу летних Олимпийских игр в Рио-де- Жанейро (05-22 августа 2016 г.) включены более 30 видов спорта, при том, что количество комплектов достигает 306. Отсюда следует, что не всегда человек, не посвящённый в спорт, сможет назвать хотя бы часть из этого многообразия. Однако, мы попытались узнать у студентов МГИК какие виды спорта им больше всего нравятся.

Юноши не блеснули знаниями по этому вопросу. Так, у студентов преимущественно популярностью пользуются игровые виды спорта - баскетбол, футбол, волейбол. Встречались единичные ответы, связанные с лёгкой атлетикой, рукопашным боем (данный вид деятельность не является видом спорта), шахматами. Лишь один респондент (из специальной медицинской группы) не смог определиться с любимым видом спорта. В отличие от юношей, студенткам больше нравятся летние виды спорта - игровые виды, художественная и спортивная гимнастика, плавание, отдельные виды лёгкой атлетики, стрелковые виды. Из зимних видов спорта - это, прежде всего, фигурное катание. Некоторые студентки отдали своё предпочтение бадминтону, тяжёлой атлетике, сноуборду, шорт-треку. Следует отметить, что определённой части девушек нравится заниматься фитнесом и аэробикой, не являющимися, кстати, видами спорта, но позволяющими привить некоторые элементы спортивной деятельности.

Общеизвестно, что в последние годы руководство страны уделяет значительное внимание развитию физической культуры и спорта. Объёмы вложенных материальных средств напрямую зависят от достижений наших спортсменов на крупных международных соревнованиях - Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. Более того, решение о проведении подобных соревнований в той или иной стране свидетельствует о больших заслугах тренеров, спортсменов и специалистов страны на мировой арене. Исходя из этого, 4 июля 2007 г. в Гватемале на 119й сессии Международного Олимпийского комитета большинством голосов было принято решение о проведении XXII Олимпийских (зимних) игр в российском городе Сочи (по стечению обстоятельств нумерация зимних игр в Сочи совпала с нумерацией летних Олимпийских игр, проходивших в 1980 г. в г. Москва).

Данные соревнования стали не только важным событием для страны, но и главным событием 2014 г. в мире. Мы предполагали, что студенты МГИКа проинформированы об этом спортивном мероприятии. Но, были приятно удивлены, когда на вопрос: Какое спортивное событие в Вашей жизни произвело неизгладимое впечатление на Вас и одновременно позволило гордиться Родиной, подавляющее большинство юношей и девушек всех курсов обратили свои взоры на Олимпийские игры в Сочи. Наряду с этим, студенты уделили должное внимание и Паралимпийским играм (эти соревнования проходят сразу после Олимпийских игр, в которых участвуют спортсмены с ограниченными возможностями). Убедительная победа в неофициальном командном зачёте российских спортсменов на двух спортивных мероприятиях, также явилась гордостью наших студентов за страну. И вдвойне приятно, что среди волонтёров, оказывающие всевозможную помощь участникам игр безвозмездно, где основная часть была молодёжь, находились и несколько студентов нашего ВУЗа. Таким образом, пропаганда идей Олимпизма, успех российских спортсменов на международной арене позволит консолидировать молодёжь и по-иному взглянуть на ценности, которые несёт физическая культура и спорт.

На современном этапе развития высшего образования всем образовательным учреждениям, задействованным в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов, следует вести поиск неиспользованных резервов, направленных на повышение уровня знаний студентов, статуса учебных занятий и т.д.. В зависимости от характера учебной дисциплины, ведущие преподаватели теоретических дисциплин, внедряют различные современные методы и подходы обучения, связанные, в первую очередь, с техническими элементами: компьютерные технологии, видео, интерактивные доски, презентации и многое другое.

Однако, наряду с вышесказанным, ведущим практические занятия (физическую культуру и спорт, музыкальное искусство, хореографию и т.д. и т.п.) специалистам, для повышения уровня знаний студентов, а вместе с этим и статуса своих занятий, перечисленного будет недостаточно.

Мы считаем, что одним из определяющих векторов в решении данной проблемы должно выступать мнение самих обучающихся. Исходя из вышеизложенного, студентам был задан вопрос, в которомнас интересовало мнение, позволяющее преподавателям кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности (речь идёт о преподавателях по физической культуре) изыскать пути, способствующие повышению авторитета (статуса) учебных занятий по физкультуре в МГИКе.

В ответах студентов присутствовало достаточное количество разнообразных предложений, в том числе и не совсем стандартных. Суммируя ответы студентов и студенток 1 -3 курсов, обучающихся в основной и подготовительной медицинских группах, можно констатировать, что для повышения авторитета (статуса) занятий по физической культуре необходимо следующее:
- вести пропаганду здорового образа жизни в институте;
- проводить большинство занятий под музыкальное сопровождение;
- проводить занятия с элементами соревновательной борьбы с последующим вручением призов;
- сделать акцент на секционные занятия, при этом увеличить количество самих секций, в том числе и секций, связанных с новыми физкультурно-спортивными направлениями;
- построить плавательный бассейн и реконструировать стадион;
- обновить инвентарь и оборудование, находящийся в спортивном комплексе;
- создать зал атлетической подготовки (тренажёрный зал);
- включать в занятия больше различных игр;
- участвовать в соревнованиях в составе команды института;
- поощрять студентов за участие в соревнованиях;
- оборудовать раздевалки индивидуальными шкафами для одежды и
др.

Ответы представителей специальной медицинской группы, в целом, мало чем отличались от их сокурсников, высказав лишь пожелания заниматься в секциях.

Отдельные ответы студентов (студенток) были связаны непосредственно с деятельностью профессорско-преподавательского состава. В частности, студенты специальной медицинской группы отметили компетентность преподавателей, ведущих у них практические занятия. В ответах студенток особых пожеланий в адрес преподавателей не было, а отдельные ответы свидетельствовали о профессиональном отношении к своей деятельности.

Наряду с вышеизложенным, встречались и несколько нестандартные ответы. К примеру, повышение статуса занятий напрямую зависит от роста стипендиального фонда института, а также следует довести до одного занятия в неделю (в настоящее время студенты два раза - 3 часа в неделю посещают занятия), обучить, а затем и задействовать студентов в проведении в подготовительной части занятия (разминке) и др.

Подводя итог, можно констатировать, что повышение авторитета занятий по физической культуре в нашем ВУЗе напрямую зависит от материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса.

По всей вероятности, если внедрение компьютерных и иных технологий в занятия теоретического курса могут вывести эти предметы на другой уровень, то для улучшения качества проведения практических занятий, мастерство и компетентность преподавателей не могут решить всех проблем, связанных с современными взглядами студентов. Привлекательность наших занятий возрастёт (или будет возрастать), базируясь на мнение студентов, в том числе и благодаря успешному решению вопросов по оснащению спортивного комплекса института.

Следующий вопрос, который мы предложили студентам, был связан с модернизацией занятий по физической культуре. Обобщённый анализ ответов всех респондентов не выявил особых различий между данным вопросам и вопросом, связанным с повышением авторитета нашего предмета. Отдельные студенты (студентки) в рамках учебных занятий пожелали, чтобы проводились занятия по фитнес-аэробике, внедрялись элементы танцевального спорта, больше времени уделялось упражнениям на тренажёрах (упражнения, способствующие повышению силовых качеств), во внеучебное время свободно посещать спортивный комплекс института, повышать уровень и авторитет институтских и факультетских соревнований, предоставлять возможность самостоятельно заниматься и др. Основная часть ответов была связана с улучшением условий для проведения занятий.

Заключительный вопрос нашего анкетирования затрагивал инициативу, выдвинутую Президентом России В. В. Путиным, которая напрямую исходила из важных документов, разработанных в 2013 г. - «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственная программ Российской Федерации«Развитие физической культуры и спорта».

В данных документах говорится, что доля населения, систематически занимающаяся физической культурой и спортом к 2020 г., должна достичь 40%, а среди обучающихся - 80%.Для решения этой задачи планируется создать современную и эффективную государственную систему физического воспитания населения. Её системообразующим элементом призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВСФК), определяющий уровень физической подготовленности населения страны - «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») [3, 4]. ВФСК направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации.

Цель ВФСК - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни (в 2014 г. утверждены Государственные требования к уровню физической подготовленности населения; приказ Министерства спорта РФ №575 от 08.07.2014 г.). На основании этого будут утверждены удостоверения, а к ним и знак - золотой, серебряный и бронзовый, которые будут вручаться на федеральном (золотой) и региональном (серебряный и бронзовый) уровнях.

Пилотные исследования по определению уровня физической подготовленности студенческой молодёжи страны были уже проведены в 12 регионах, в которых приняло участие более 110 тыс. человек [5].

В 2016 г. ВСФК «ГТО» должен быть внедрён повсеместно.

Своё отношение к «ГТО»мы попросили определить студентов МГИК.

Полученные ответы позволили выявить, что меньше половины студенток 1, 2 и 3го курсов к введению «ГТО», как к способу определения уровня физической подготовленности населения страны (48,8, 44,6 и 43,8%, соответственно), относятся положительно. Другая, значительная часть девушек указанных курсов ещё (или пока) не определилась со своим выбором - 44,2, 46,5 и 56,2%, соответственно. Менее 10% респонденток от каждого курса отрицательно восприняли идею о внедрении комплекса «ГТО» в их повседневную жизнь.

Большая часть юношей 1 и 3го курсов, соответственно, 62,5 и 60% уже высказались в пользу нововведения тогда как 40% второкурсников за «ГТО». Среди не определившихся лидерами стали респонденты второго года обучения - 50%. Касательно двух других курсов: у первого курса процент ещё не определившихся составил 12,5%, а у третьего курса - 20%. Результаты ответов студентов специальной медицинской группы мало чем отличаются от основной и подготовительной групп. 48,1% девушек положительно воспринимают идею внедрения комплекса «ГТО», несколько меньше - 33,3% наблюдается у юношей. Количество студентов, которые пока не определились, составило 66,7%, а у девушек - 44,5%.

Минимальный процент был зафиксирован у студенток (7,4%), которым может не понравиться комплекс «ГТО».
Приведённые ответы студентов, где доля не определившихся велика, по всей вероятности, свидетельствует о том, что в настоящее время ещё не полностью реализована программа по пропаганде комплекса ВСФК «ГТО», не определены пути внедрения в жизнедеятельность людей различного возраста, в особенности молодого поколения, какие дивиденды ждут обладателей знаков, в том числе при поступлении в высшие учебные заведения (отдельные образовательные учреждения предварительно объявили о дополнительных льготах для абитуриентов, обладающих знаками «ГТО»).

Представленные результаты исследования, базирующиеся на анкетировании студентов МГИК, в настоящем материале показали, что респондентами были предложены ряд путей, способствующих повышению качества образовательного процесса по нашему предмету, которые позволят сделать более привлекательными занятия по дисциплине «Физическая культура», повысят доступность и улучшат возможность заниматься спортом. В первую очередь всё сводится к развитию материально-технической базы кафедры, оснащению современным оборудованием и инвентарём, расширению секционных (спортивных) занятий и соревновательной деятельности внутри ВУЗа и за его пределами. Спорт, как важный аргумент развития современного общества (совместно с культурой), не остаётся без внимания студенческой молодёжи. В подтверждении сказанному можно привести ответы студентов, для которых игры в Сочи стали не только знаменательным событием, но и позволили испытать гордость за свою страну (здесь важно отметить, что на студентов, по всей вероятности, произвела впечатление сама организация столь масштабных соревнований и уверенная победа российских спортсменов в неофициальном командном зачёте).

Исходя из результатов, полученных на втором этапе анкетирования, а также, учитывая мнение преподавателей, можно констатировать, что для модернизации занятий по физической культуре в ФГБОУ ВО «МГИК», следует:
- усовершенствовать базу спортивного комплекса института путём оснащения оборудованием и инвентарём, проведения ремонтно- строительных работ, которые позволят расширить существующие площади для осуществления комплексных занятий;
- расширить физкультурно-спортивную деятельность;
- внедрить спортизацию (поэтапно) в учебный процесс, являющийся одним из основных направлений, способствующих повышению эффективности процесса обучения в нашем институте;
- учебная дисциплина «Физическая культура», как важное средство, направленное на улучшение здоровье населения, должна остаться для студентов МГИКа необходимым предметом в институте;
- осветить в тематике лекционных курсов вопросы, связанные со спортивной деятельностью;
- постепенно внедрять элементы комплекса «ГТО», определяющего физическую подготовленность студентов;
- разработать виды поощрения для студентов и абитуриентов, носителей знаков ВФСК «ГТО»;
- вести пропаганду здорового образа жизни (на постоянной основе) на всей территории института.

Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей, возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, специальным «заказом» общества на подготовку
высококвалифицированных специалистов. Этот заказ предполагает обязательное хорошее психофизическое развитие личности, что повышает биологические возможности жизнедеятельности, позволяет успешно переносить ухудшающимся экологическим условиям, переносить психические и физические нагрузки, эффективно осуществлять деятельность в обычных и экстремальных условиях.

Таким образом, физическая культура - очень важная учебная дисциплина, систематизирующая приобретение жизненно необходимых качеств, способностей, знаний, умений и навыков. Её значимость существенно возросла в связи с получением статуса гуманитарной составляющей высшего образования. Физическая культура дисциплина, которая обучает студентов сохранять и укреплять своё здоровье, повышать физическую подготовленность, совершенствовать психофизические способности, необходимые в 6удущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Лотарев А.Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовки студентов // Извести ТГУ «Физическая культура. Спорт». 2013. Выпуск 1. С. 105-111.
2. Дудкина Ю.И. Мирзоев О.М. Мониторинг отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2. С. 219¬225.
3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе (проект). Москва: Минспорт РФ, 2013. 50 с.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Москва: 2014.
5. Уваров В.А., Булавина Т.А. Результаты апробации действующих нормативных требований I-VI ступеней и прогноз количества значкистов комплекса ГТО. Материалы XIII Международной очно-заочной научно- практической конференции «Здоровой образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей ВУЗОВ. Москва: РИОНОУ «ИНЭП», 2015. С. 127-129.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (26.01.2018)
Просмотров: 166 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь