Вторник, 23.04.2019, 23:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПУТИ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ В СОЗНАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Ю.А.Панасенко, кандидат педагогических наук, доцент

ПУТИ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ В СОЗНАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Рассмотрены направления, пути и условия совершенствования культуры воинской службы. Уделяется внимание проблеме единства общества и армии, указывается на профессионально-важные качества личности офицера-руководителя при наличии которых он способен к ответственной, полезной деятельности. Определены ряд качеств для повышения личного уровня военной культуры в сознании офицера, над совершенствованием которых необходимо работать современному офицеру, исходя из должностных обязанностей, которые придется выполнять военнослужащему в повседневной деятельности. Указаны признаки и индикаторы изменения морально-психологических, педагогических, управленческих, боевых качеств офицера в ходе повышения уровня культуры воинской службы.

Ключевые слова: офицер, общество, армия, культура воинской службы, культурное соответствие, военное управление, самообразование, человечность, трудолюбие, отзывчивость, доброта, патриотизм.

 
Важнейшим направлением совершенствования культуры воинской службы является решение проблемы культурного соответствия личности офицера уровню культурного развития общества в целом и его военной организации в частности. В. В. Серебрянников, ссылаясь на мировой и отечественный опыт, говорит о том, что армия неизбежно участвует в отношениях не только с государством, властью в этом государстве, политическим партиями, но и с обществом, народом, средствами массовой информации, культурой, наукой и т. д. [1].

Проблему единства общества и армии в современной России исследовал А. А. Червяков. Он сформулировал определение культуры солидарности российского общества и армии, обратив внимание на то, что для обеспечения безопасности страны необходим союз между ними, и сделать это возможно только на основе консолидирующих идей [2].

Единство общества и армии обеспечивается тремя основными способами: сочувствием, поддержкой, непосредственным участием в решении стоящих перед армией задач. Эти три способа предельно активизируются тогда, когда общество переживает особое состояние — войну. Здесь мы можем наблюдать все три основных способа. Наш народ вспоминает войну как время грандиозных национальных свершений, тесного единения во имя глобальной цели — победы над врагом. Когда в середине 1970-х гг. Хедрик Смит спросил у русских, какой период в истории их страны был наилучшим, ему ответили: «Война» [3]. На основании исследования мы можем констатировать, в обществе, а особенно в «глубинке», есть некое национальное самосознание, которое позволяет говорить о том, что люди гордятся величием, мощью страны, ее армией.

Можно констатировать, что население любой страны предрасположено к защите своего ареала обитания. Эта предрасположенность является константной величиной, хотя на нее влияет масса политических, экономических, психологических и, конечно же, социокультурных факторов. Граждане России должны быть ответственны за ее защиту, и в этом смысле мужская часть населения просто обязана идентифицировать себя с защитниками Отечества. Потенциал для такой идентификации в России имеется.
При всей «расколотости» России и ее анти- номичности, при всех противоречиях в функционировании культуры воинской службы ядро национального самосознания российских военнослужащих живо и способно к воспроизводству.

Совершенствование культуры воинской службы должно происходить через формирование сознания военнослужащих и в соответствии с целями и задачами, которые решают Вооруженные Силы в настоящее время, и на основе традиций. Определим ряд качеств для повышения личного уровня военной культуры в сознании офицера, над совершенствованием которых необходимо работать современному офицеру, исходя из должностных обязанностей, которые придётся выполнять военнослужащему в повседневной деятельности.

В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач необходимы не только профессиональная компетентность, взаимовыручка, бескомпромиссность, мужество со стороны военных кадров. Офицер-руководитель должен сформироваться мировоззренчески, то есть духовно-нравственно. Это является тем субъективным условием, при наличии которого личность способна к ответственной, полезной деятельности. Одной из причин заметных профессиональных успехов видных государственных, политических деятелей и военных полководцев является возвышенность их идеологии, мировоззрения и наличие нравственной культуры.

Сущность управленческой деятельности в современном мире предполагает самостоятельность в принятии решений; определение основных целей и разъяснение их подчиненным; тщательную разработку плана действий на предстоящий период; четкую постановку задач, которые необходимо реализовать; последовательность и смелость в принятии решений, умение их обосновать; личный авторитет.

Военное управление, являясь частью военного искусства, — явление многогранное и многофакторное. Военного специалиста-управленца должны отличать выдержка, профессионализм, инициативность, осознание своей роли в современной войне, умение прогнозировать события в ходе развития боя. Талант офицера проявляется в руководстве, контроле и управлении людьми.
Для всех вышеназванных качеств единой основой будут качества, присущие культуре воинской службе офицера: человечность, трудолюбие, отзывчивость, доброта, патриотизм и т. д.

Индикаторами изменения морально-психологических, педагогических, управленческих, боевых качеств офицера в ходе повышения уровня культуры воинской службы будет появление следующих признаков:
— развитие творческого мышления;
— проявление настойчивости в достижении поставленных целей;
— рост самостоятельности в служебной деятельности и творческий подход к обучению и воспитанию подчиненных;
— рост требовательности к себе и подчиненным;
— развитие организаторских способностей.

Изучение практики деятельности офицеров Вооруженных Сил, позволяет сделать вывод о том, что повышение уровня культуры воинской службы можно достигнуть следующими путями:
— анализ сформированности уровня общей и профессиональной культуры;
— оказание помощи офицерам в адекватной самооценке достигнутого уровня культуры воинской службы;
— формирование положительной мотивацион- ной установки на развитие культуры воинской службы;
— показ значимости культуры воинской службы для успешной реализации военно-профессионального функционала;
— изучение и пропаганда боевых традиций части, способствующих развитию у офицеров воинской чести, ответственности, чувства долга устойчивого интереса к своей профессиональной деятельности.
— побуждение офицеров к работе по саморазвитию у себя профессиональных знаний, навыков и умений.
— создание условий благоприятного режима и возможностей для развития культуры воинской службы и повышения социального статуса офицера.

Важным условием совершенствования культуры воинской службы является наличие целенаправленных, оптимально оптимально функционирующих органов воспитательной работы с личным составом.

Повышение уровня воинской культуры должно происходить через понимание должностными лицами необходимости проведения работы со всеми категориями военнослужащих в данном направлении.

Взаимодействие, взаимообмен военных культур в настоящее время происходит в разных формах. Прежде всего, осуществляется изучение боевого опыта войн, которые вели те или иные страны. Изучается военная наука высокоразвитых государств, организационная структура их вооруженных сил, их уставы и наставления. Лучшее и передовое берется на вооружение.

В развитии военной техники и оружия также происходит процесс взаимообогащения новациями, технологией, а иногда и прямое использование вооружения других стран путем его закупки. В армиях военных содружеств широко применяются единые технические стандарты при изготовлении вооружения и боевой техники, что позволяет унифицировать военное производство.

Следует также сказать о прямой зависимости роста уровня культуры от работы по самообразованию. Самостоятельная работа обеспечивает оптимальный уровень подготовки, профессионального мышления офицера, развития личностных качеств, которые необходимы для творческой деятельности.

Говорить об эффективности самообразовательной деятельности в ходе повседневной службы возможно при условии рационального распределения времени, научной организации труда, при создании наиболее благоприятных условий для индивидуального повышения уровня военной культуры.

Общими же условиями повышения эффективности культуры воинской службы являются развитие и углубление нравственных и профессионально значимых мотивов деятельности, понимание необходимости повышения уровня культуры воинской службы, профессиональное саморазвитие личности, непременная работа по самосовершенствованию. Изменения в сознании военнослужащих — важная, но не окончательная задача. Необходимо корректировать мнения и настроения общества, его взгляды на проблемы военной безопасности, военной службы, ведь отношения армии и общества в разное время имеют существенные различия. Коллективизм в советском обществе переносился и на коллективизм в армейских рядах. «Сам погибай, а товарища выручай», — это правило соотносилось со словами известной песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

В российской литературе остались изречения Петра I , свидетельствующие о том, что работая над текстами военных инструкций, статей, регламентов, воинских уставов, Петр часто отдельные статьи подкреплял пословицами, а некоторые положения устава облекал в четкую афористическую форму: «Грудь солдата — защита Отечества». Глубоким смыслом наполнены слова Петра I по поводу воинской присяги «Кто к знамю присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен», военной службы «Бояться пульки, не идти в солдаты», оценки армии «Войско сухопутное — одна рука, а сухопутное и морское — две» [4].

Сегодня все обстоит несколько иначе. Индивидуализм, присущий частной жизни, совершенно бесполезен в условиях ведения современной войны и коллективного характера современного оружия. Именно этот переход от индивидуализма к коллективизму весьма болезнен для современных молодых людей и отсюда во многом возникают неуставные формы взаимоотношений. Еще И. А. Ильин замечал, что воинская служба нелепа и гибельна вне духовного воспитания военного человека и что воин, не получая духовного самоутверждения, подвергает реальной опасности свою Родину и государство, а армия и ее воины вне достоинства и чести — эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели [5].

Общество и сами военнослужащие не должны воспринимать воинский долг как убийство людей или уничтожение материальных, культурных и духовных ценностей общества.

Поэтому необходимо для мотивации поведения солдат и офицеров необходимо ставить высокие цели, основная из которых — защита общества и государства.

Под Гражданином мы подразумеваем личность, знающую законы своего Отечества, живущую и действующую по этим законам и готовую защищать их с оружием в руках; личность, обладающую определенными нравственными ценностями, являющуюся патриотом своей Родины, ощущающую личную ответственность за судьбу России.

Под Воином же мы подразумеваем личность, обладающую определенными духовно-нравственными качествами, такими как: патриотизм, самопожертвование, гуманное отношение к побежденному противнику и чужому гражданскому населению, умеющую подчиняться, уверенно владеющую вверенным ей оружием и др.

Ценность культуры воинской службы состоит в том, что она позволяет решать архиважную задачу — воспитывать Гражданина и Воина.

Список литературы

1. Серебрянников, В. В. Социология армии / В. В. Серебрянников, Ю. И. Дерюгин. — М. : Ин-т соц. полит. исследований Рос. акад. наук, 1996. — 446 с.
2. Червяков, A. A. Культура солидарности общества и армии в современной России : дис. ... канд. филос. наук / А. А. Червяков. — Ставрополь, 2008. — 155 с.
3. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон ; пер. с англ. А. Башкирова. — М. : ACT : Транзиткнига, 2004. — 635 с.
4. Петр Великий в его изречениях / авт. предисл. В. Строев. — СПб., 1910. — 111 с.
5. Ильин, И. А. Армия и общество / И. А. Ильин. — М., 1999. — 113 с.

Источник: Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409). Философские науки Выпуск 46


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (14.04.2019)
Просмотров: 16 | Теги: офицер, общество, армия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь