Воскресенье, 04.12.2016, 17:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Л.А.Лукьянова

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

АННОТАЦИЯ. В статье проанализирован существующий опыт формирования готовности учителей к организации исследовательской деятельности. Опираясь на результаты проведенного исследования в школах города Архангельска, автор раскрывает разработанную ею программу курса для учителей, способствующую формированию у педагога готовности к организации исследовательской деятельности в рамках внутрифирменного обучения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исследовательская деятельность, организация исследовательской деятельности, внутрифирменное обучение, готовность, формирование готовности.

 


Для успешной социализации современному человеку необходимо решать множество нестандартных задач в незнакомой ситуации. Данная способность связана с умением анализировать ситуацию, работать с различными источниками информации, творчески решать различные задачи. Эти умения можно развивать в ходе организации исследовательской деятельности учащихся. Анализ научных работ современных исследователей позволяет сделать вывод о том, что ученики в недостаточной степени владеют данными умениями. Для доказательства этой позиции приводим результаты международных тестов по программе оценки образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment - PISA). Так, в 2012 году российские школьники 15-летнего возраста по естественнонаучной грамотности заняли 34-38 место, по читательской грамотности - 3842 место и по математической грамотности - 3139 место из 65 стран. Результаты показывают, что средний балл, полученный учениками нашей страны, статистически значимо ниже среднего балла по странам Организации экономического сотрудничества и развития [1].

Проблема в том, что учитель сегодня не всегда может эффективно обучать исследовательской деятельности. Корни проблемы кроются в готовности самого учителя организовывать исследовательскую деятельность школьников. Её необходимо формировать и у будущих педагогов, и у работающих учителей.

Современное педагогическое образование не дает будущему педагогу достаточного объема знаний и умений в области организации исследовательской деятельности школьников. При изучении педагогических наук студенты (бакалавры) редко обращаются к вопросам организации исследовательской деятельности. Отсутствие специализированного учебного предмета, недостаточный уровень владения исследовательскими умениями формируют у современного учителя потребность в дополнительной подготовке к организации исследовательской деятельности школьников. Есть разные способы её осуществления.

Так, работающий учитель может повысить уровень знаний в области организации исследовательской деятельности школьников через систему повышения квалификации. Однако анализ содержания таких курсов позволяет сделать вывод о том, что существует небольшое количество курсов дополнительного образования педагогов, предоставляющих возможность повышения уровеня знаний и умений в данной области.

Актуальным сегодня является организация внутрифирменного обучения в отдельной школе с целью формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников. Внутрифирменное обучение предполагает обучение в рамках собственной организации. Базаров Т.Ю. объясняет понятие «внутрифирменное обучение» как систему обучения и переподготовки сотрудников, проводимую на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением преподавателей, собственных или внешних, строящуюся с учетом проблем, характерных для конкретной организации [2].

Данная система имеет ряд преимуществ: организация обучения на базе школы, где учебный процесс направлен на решение задач школы, занятия проводятся в системе, в удобное для всех педагогов время. Преподаватель может отслеживать динамику использования полученных знаний и умений на практике; знакомый коллектив позволяет учителю быть более активным, открытым ко всему новому.

Анализ современных образовательных стандартов раскрывает требования к учителю, выполнение которых оказывает положительное влияние на процесс организации исследовательской деятельности школьников. Во-первых, учитель должен иметь потребность в постоянном обучении в области исследовательской деятельности, проводить исследования совместно с учащимися. Во-вторых, учитель должен знать методологию научного и учебного исследования, преподаваемый предмет, различные модели исследовательского обучения школьников и их возрастные особенности. В-третьих, учитель должен уметь ставить и решать задачи исследовательского характера, организовывать эксперимент, планировать исследовательскую деятельность, ставить цели, формулировать гипотезу исследования, работать с литературой, а также уметь обучать учащихся различным методам и способам проведения исследования.

В данной статье представлено содержательное описание курса семинаров-практикумов для молодых учителей по формированию готовности к организации исследовательской деятельности школьников на примере МБОУ «СОШ № 26» г. Архангельска (см. таблица). Целью курса является: сформировать у учителей представление о сущности исследовательской деятельности учащихся, о методических особенностях её организации в урочное и внеурочное время.

Поскольку основная задача курса состоит в развитии и формировании готовности учителя, необходимо определиться с тем, что мы имели в виду, опираясь на это понятие. Нами были проанализированы как философские, так и психолого- педагогические труды отечественных ученых. Так, Дьяченко М.И., Кандыбович Л.A. рассматривали готовность как психологический настрой на исполнение деятельности. Психолог и философ Узнадзе Д.Н., разработавший общепсихологическую теорию установки, считал, что установка - это готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия ряда условий [3]. Шиянов Е.Н. также полагал, что установка как психологическая категория - это состояние готовности личности действовать в той или иной ситуации определенным способом [4]. Таким образом, некоторые исследователи рассматривают готовность в неразрывной связи с психологической установкой личности.

Мы разделяем точку зрения Сластенина В.А., который под готовностью понимал целостное образование личности [5]. Также для исследования важна позиция Горшковой Т.А., которая определяет готовность учителя к реализации тендерного подхода в обучении школьников как «системное образование личности педагога, интегрирующее в себе знание основ гендерной педагогики, умение применять их в практической деятельности, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении» [6].

Таким образом, под готовностью учителя к организации исследовательской деятельности школьников мы понимаем системное образование личности, обеспечивающее её направленность на организацию исследовательской деятельности школьников, интегрирующее в себе знания в области проведения учебного исследования, потребности и умения применять их в практической педагогической деятельности.

Готовность учителя к организации исследовательской деятельности школьников состоит из нескольких компонентов. В научной литературе встречается, к примеру, разделение готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся на три компонента: мотивационно-ценностный, эмоционально-процессуальный и когнитивно-деятельностный (по Сунгатуллиной Р.И.) [7].

Подобных интерпретаций, составляющих элементы готовности, достаточно много. Однако стоит отметить, что все авторы обязательно выделяют мотивационно-ценностный и рефлексивно-оценочный компоненты. Это связано с тем, что движущей силой деятельности педагога всегда является мотив, представляющий для личности определенную ценность. Любой педагог, заинтересованный в профессиональном росте, проводит самооценку своей деятельности. Кроме того, готовность учителя невозможна без наличия определенных знаний и умений, которые следует выделить в отдельные компоненты: научно-теоретический и действенно- практический .

Таким образом, цель данного курса заключается в том, чтобы способствовать формированию у учителя трех компонентов готовности: мотивационно- ценностного, научно-теоретического и действенно- практического .
С целью диагностики развития готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников проводилась анкетирование по выявлению уровня сформированности данной готовности в начале обучения и после проведения всех семинаров-практикумов. Данная анкета позволяет определить целесообразность проводимой работы и осуществить корректировку методов и содержания курса для дальнейшего использования.

Курс предполагает проведение восьми семинаров-практикумов в течение всего учебного года. Результатом работы учителей по данной программе является подготовка собственного методического продукта по развитию исследовательских умений учащихся и организации исследовательской деятельности школьников. Методический продукт может быть представлен в виде конспекта урока, элективного курса, факультативного курса, программы повышения квалификации и др.

Каждый семинар-практикум посвящен изучению определенной темы, связанной с организацией исследовательской деятельности школьников на практике. Учителя смогут обсудить такие темы, как исследовательская деятельность школьников, способы мотивации к занятию исследовательской деятельностью, способы организации исследовательской деятельности школьников на уроках, оценивание исследовательской деятельности учащихся, возможности образовательной среды.

Поскольку обучающимися являются учителя, нами были пересмотрены способы организации учебного процесса. При подготовке к семинарам- практикумам мы использовали труды американского психолога Карла Роджерса, сформулировавшего психологические особенности обучения взрослых. Особо он выделял значение мотивации к обучению у взрослых: «Момент мотивации у взрослых выражается более ярко, особенно когда учение тесно связано с их работой; к тому же опыт предшествующей деятельности, с которым соотнесена образовательная программа, зачастую облегчают обучение» [8]. Кроме того, данный исследователь большую роль отводит действию в процессе обучения при сохранении открытости опыту.

В основу каждого занятия нами были положены принципы технологии развития критического мышления, предусматривающие разделение каждого занятия на этапы: актуализация, получение новых знаний и рефлексия. Обучение учителей, прежде всего, должно опираться на актуализации их собственного опыта.

В начале каждого занятия учителя формулируют совместно с преподавателем курса проблему, используя при этом накопленный опыт. На следующем этапе они включаются в активную деятельность, в ходе которой каждый из них проявляет свои способности, опираясь на имеющийся опыт. К примеру, на занятии по теме оценивания результатов исследовательской деятельности школьников учителям в группах предлагаются различные варианты критериев оценки работ, которые они должны соотнести с соответствующим видом исследовательской деятельности.

На каждом занятии важным этапом является рефлексия, которая позволяет обобщить и проанализировать полученные знания и умения.

Для того чтобы учителя смогли создать собственный методический продукт, содержание семинаров-практикумов построено таким образом, чтобы у педагога была сформирована собственная готовность к организации исследовательской деятельности школьников. Поскольку данная готовность состоит, на наш взгляд, главным образом из трех компонентов, проанализируем, как авторский курс способствует формированию каждого из компонентов.
Особое место занимает мотивационный компонент готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников. Учителя эффективно занимаются исследовательской деятельностью со школьниками, если их главным мотивом является собственная заинтересованность в её организации. В ходе семинаров-практикумов учителя сталкиваются с проблемами собственной мотивации, способами мотивирования учащихся, что способствует пониманию учителем собственной позиции по данному вопросу. Презентация положительного опыта данной деятельности, представление преимуществ эффективной исследовательской деятельности как для учителя, так и для ученика также должны повысить заинтересованность учителя.

После этапа актуализации знаний и постановки проблемы учителя знакомятся с новейшими научно-теоретическими данными по обсуждаемой теме. Преподаватель дозированно знакомит учителей с необходимой информацией и предлагает способы для самостоятельного получения знания: сайты в сети Интернет, курсы повышения квалификации, список литературы, опыт коллег и др. Основной объем знаний учителя получают в ходе бесед, групповой и парной работы, самостоятельной работы над методическим продуктом. Таким образом, формируется научно-теоретический компонент готовности.

Формирование действенно-практического компонента готовности происходит на каждом занятии. Учителя применяют полученные знания через выполнение самостоятельной, парной или групповой работы над конкретной проблемой в ходе практикума.

После занятий учителям предлагается выполнить самостоятельное задание, связанное с подготовкой собственного методического продукта. На каждом занятии обучающиеся совместно с преподавателем обсуждают результаты проделанной работы, вносят предложения и замечания. Данная структура занятия позволяет проконсультировать учителей, обменяться опытом и проработать идею методического продукта.

Таким образом, каждое занятие направлено на конкретную помощь учителю для создания и реализации собственной идеи, выраженной в методическом продукте.

Итоговое занятие проводится в виде круглого стола на тему «Готовы ли мы к организации исследовательской деятельности сегодня в условиях реализации ФГОС общего образования?». На данном занятии каждый учитель представляет собственный методический продукт. После презентации организуется обсуждение и даются рекомендации по его использованию. Подобная форма работы позволяет каждому учителю показать свой методический труд, что является важным элементом развития его педагогической и методической культуры. Обсуждение направлено на осмысление учителем своей работы и эффективное использование исследовательской деятельности школьников. Таким образом, по результатам прохождения курса образовательное учреждение получает учителей со сформировавшейся готовностью к организации исследовательской деятельности школьников и картотеку методических продуктов, развивающих исследовательские умения учащихся.

Ориентированность курса на практическое использование полученных знаний и умений позволяет мотивировать учителей к организации исследовательской деятельности школьников. Использование элементов организации исследовательской деятельности учащихся должно происходить систематично и практически на каждом уроке.
В целом формирование готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников начинается еще в вузе и развивается в ходе работы с детьми. Однако знаний и умений, полученных в вузе, часто недостаточно для продуктивной работы. Использование возможностей внутрифирменного обучения позволяет познакомить учителей со способами эффективной организации исследовательской деятельности школьников. Изучение курса семинаров-практикумов позволяет учителю получить необходимые знания, овладеть умениями и повысить мотивацию к организации исследовательской деятельности школьников. Подготовка собственного методического продукта является важным результатом изучения курса и направлена на практическое использование полученных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2006. - С. 540.
2. Горшкова, Т.А. Проблема готовности учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников [Электронный ресурс] / Т.А. Горшкова // Проблемы и перспективы тендерных исследований в образовании: материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоград : Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». - 2009. - № 3 (4). - (http: //grani .vspu.ru/files/publics / 70_st .pdf).
3. Сластенин, В.А. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении [Текст] / В.А. Сластенин [и др.]. - М., 1994. - 175 с.
4. Сунгатуллина, Р.И. Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся [Текст] / Р.И. Сунгатуллина // Интеграция образования, 2007. - № 3. - С. 155.
5. Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Электронный ресурс] / Д.Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2001. - 416 с. - (http://qame.ru/book/common_psychology/psihologiya_ustanovki/Uznadze_Psyhologija_ustanovki.- html).
6. Исследование: PISA - 2012. Результаты. [Сайт] / Центр Оценки Качества Образования. - (http://centeroko.ru/pisal2/pisal2_res.htm).
7. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М. : Академия, 1999. - 288 с.
8. Юнацкевич, Р.И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи : монография [Текст] / Р.И. Юнацкевич. - СПб. : ИОВ ПАНИ, 2009. - С. 23.

Приложение
Таблица - Учебный план курса по теме «Организация исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС общего образования»

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 1(270), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (30.08.2016)
Просмотров: 74 | Теги: исследовательская деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016