Четверг, 23.02.2017, 08:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

Аттестация (кадровые вопросы)

Аттестация работников 2015 г.

АТТЕСТАЦИЯ. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ

Аттестация - это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Кроме того, такие мероприятия в период внедрения новых способов управления человеческими ресурсами внутри компании или иных технологических изменений позволяют определить потребность организации в необходимости повышения квалификации как отдельных работников, так и целых подразделений.

Рассмотрение аттестационных процедур только в качестве основания для увольнения "неугодных" работников является ошибочным толкованием права работодателя на проведение таких мероприятий.

 

1. Нормы трудового права, закрепляющие правила проведения аттестации

Трудовой кодекс РФ содержит нормы относительно аттестации работников в части закрепления права работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, если последний не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Главным условием прекращения трудовых отношений по данному основанию является подтверждение факта несоответствия результатами аттестации.

Трудовой кодекс РФ требует включать в состав аттестационной комиссии представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). А локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения аттестации, должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).

 

Важно! При отсутствии профсоюзной организации аттестация проводится без участия ее представителя.

 

Нормативного правового акта, который определял бы общие правила проведения, сроки, категории работников и иные вопросы, касающиеся аттестации, в настоящее время нет. Отдельные нормативные акты регулируют проведение аттестации только в отношении определенных категорий работников.

Например, один раз в пять лет проводится аттестация педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу (за исключением тех, с кем заключен срочный трудовой договор). Положение о порядке проведения аттестации таких работников утверждено Приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293. Данные выводы следуют из ч. 10 ст. 332 ТК РФ, пп. 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466.

Аттестация предусмотрена также в отношении руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий") и иных категорий работников.

Работодатели, работники которых не подлежат обязательной аттестации, могут предусмотреть в локальном нормативном акте нормы, позволяющие проводить проверку соответствия квалификации работников при выполнении трудовых функций. Подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала.

 

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ

Решение о введении системы аттестации, позволяющей определять степень соответствия квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе, принимает работодатель. В первую очередь необходимо сформулировать задачи, которые можно решить в конкретной организации с помощью аттестации, а также цели ее проведения. Например, работодатель принял решение об организационных изменениях, по итогам которых должны измениться условия трудовых договоров с работниками данной организации. Одним из методов выявления работников, которые могли бы претендовать на иные, более высокие должности (например, ведущий специалист на должность руководителя подразделения), и может стать аттестация.

Помимо этого при возможном сокращении штата или численности аттестация также поможет определить уровень квалификации того или иного работника, что позволит соблюсти нормы ст. 179 ТК РФ в части, касающейся преимущественного права.

При усовершенствовании производства и внедрении новых механизмов аттестация помогает определить уровень знаний и практических навыков работников, которые могли бы им позволить трудиться на новейших агрегатах. Если в ходе данной процедуры была установлена недостаточная квалификация работников, работодатель может принять решение о повышении их квалификации либо о профессиональной подготовке или переподготовке как непосредственно на производстве, так и в иных образовательных учреждениях различного уровня.

В целях повышения мотивации аттестация поможет выявить наиболее ответственных, инициативных и знающих свое дело работников, которые по ее итогам могут быть награждены подарками, иными призами или каким-либо образом поощрены.

После определения целей и задач проведения аттестации необходимо подготовить документы для ее проведения, которые помогут организовать процесс, а также свести к минимуму возможные споры по поводу итогов аттестации и принятых по ее результатам мер (переводы, поощрения, увольнения).

Поскольку вопросы проведения аттестации регулируются множеством нормативных актов, которые касаются только отдельных категорий работников, работодателю в первую очередь необходимо определить, не подпадают ли работники организации под действие какого-либо правового акта. Соответственно, если в отношении них принят документ, регламентирующий порядок проведения аттестации, им и следует руководствоваться. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.

 

1. Категории работников, для которых законом предусмотрена аттестация

В соответствии с законом некоторые категории работников обязаны проходить аттестацию. К ним, в частности, относятся:

- спасатели, которые приобретают этот статус только после аттестации, а в случае непрохождения ее в дальнейшем утрачивают данный статус (ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"). Основные положения проведения аттестации спасателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091;

- прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). Положение о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации утверждено Приказом Генпрокуратуры России от 20.06.2012 N 242;

- сотрудники Следственного комитета (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации");

- авиационный персонал (п. 2 ст. 8 Воздушного кодекса РФ);

- руководители унитарных предприятий (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях");

- работники опасного производственного объекта (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");

- работники библиотек (ст. 26 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле");

- лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств (п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.08.1993 N 876). Аттестация таких работников проводится на основании Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утв. Приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11).

 

2. Категории работников, не подлежащих увольнению вследствие непрохождения аттестации

Не каждого работника можно уволить по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку данное основание расторжения трудового договора относится к инициативе работодателя. В частности, работодатель не вправе уволить (ч. 1, 4 ст. 261, ст. 264 ТК РФ):

- беременную женщину;

- женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет;

- одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

- отца, воспитывающего без матери ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), либо опекуна, попечителя детей указанного возраста;

- родителя (опекуна, попечителя), который является единственным кормильцем ребенка до 3-х лет в семье с тремя и более детьми до 14 лет или ребенка-инвалида до 18-ти лет, если другой родитель (опекун, попечитель) не работает.

Следовательно, даже после подведения итогов аттестации, в ходе которой выявилось несоответствие занимаемой должности, увольнение такого работника будет незаконным.

 

3. Ограничения на увольнение по инициативе работодателя из-за непрохождения аттестации

Помимо ограничений, установленных для работников, с которыми расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается в силу прямого указания закона, существуют ограничения на увольнение по основаниям, предусмотренным ст. 81 ТК РФ. Такие ограничения предусмотрены для следующих работников:

- работников, находящихся в отпуске, независимо от его вида (ежегодный, дополнительный, иной) (ч. 6 ст. 81 ТК РФ);

- работников в период временной нетрудоспособности (ч. 6 ст. 81 ТК РФ);

- представителей работников в период ведения коллективных переговоров (ч. 3 ст. 39 ТК РФ);

- работников, являющихся членами профсоюза (ч. 2 ст. 82 ТК РФ);

- работников в возрасте до 18 лет (ст. 269 ТК РФ);

- представителей работников, участвующих в разрешении коллективного трудового спора (ст. 405 ТК РФ);

- работников, участвующих в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 415 ТК РФ);

- работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ст. ст. 171, 373 ТК РФ);

- руководители (их заместители) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденные от основной работы (далее - руководители (их заместители) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций) (ст. ст. 374, 376 ТК РФ).

 

Важно! Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П положение ч. 1 ст. 374 ТК РФ признано частично не действующим.

 

Поэтому при установлении несоответствия квалификации работника выполняемой работе или должности по результатам аттестации и принятии работодателем решения о прекращении трудового договора необходимо проверить, не относится ли данный работник к перечисленным категориям, для того чтобы дальнейшие действия соответствовали нормам закона.

 

АТТЕСТАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Для проведения аттестации в качестве проверки профессионального уровня работников и соответствия их занимаемой должности или выполняемой работе необходимо учитывать, что основным документом, определяющим обязанности работника, является трудовой договор с указанием конкретной трудовой функции или вида работ. Квалификационные требования к должностям или видам работ определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37), а также в тарифно-квалификационных справочниках по отраслям. Поэтому, если в трудовом договоре работника его функциональные обязанности четко не установлены, доказать несоответствие квалификации работника той должности, которую он занимает, будет сложно и при возникновении спора о результатах аттестации работник вправе оспорить ее итоги.

Помимо этого важным моментом для проведения аттестации и установления несоответствия работника занимаемой должности является наличие условий, созданных работодателем для выполнения работником своих обязанностей. Если работодатель не обеспечил работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами согласно ст. 22 ТК РФ, что повлекло ненадлежащее исполнение ими трудовых обязанностей, то увольнение по итогам аттестации может быть признано неправомерным, поскольку результаты работы в данном случае зависели не от уровня знаний или умений работников.

 

1. Документы, необходимые для проведения аттестации

Единого нормативного акта, определяющего порядок проведения аттестации в коммерческих организациях, нет. За основу при подготовке соответствующих локальных нормативных актов работодателя можно принять два источника:

- Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утв. Постановлением ГКНТ СССР N 470 и Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973) в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ;

- иные нормативные акты, которые касаются отдельных категорий работников (например, спасателей или госслужащих).

При подготовке любых локальных нормативных актов работодателя, касающихся аттестации работников, можно лишь рекомендовать оформить документы, которыми будут регулироваться все аспекты проведения данной процедуры. Это могут быть следующие документы:

- положение или иной документ, регламентирующей проведение аттестации. Подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала;

- приказ об утверждении положения об аттестации (если локальные нормативные акты утверждаются отдельными документами, а не должностным лицом);

- график проведения аттестации.

Информация о возможном наличии других документов (например, о наличии аттестационного листа, уведомления работника о начале аттестации, характеристике работника, протоколе, графике аттестации или приказе о мероприятиях по ее итогам) может быть включена в текст положения. Также данным положением могут утверждаться формы таких документов.

Если принято решение оформить все эти документы отдельно (график проведения аттестации, аттестационный лист и др.), то в положении желательно установить порядок их составления и утверждения.

 

1.1. Положение о проведении аттестации

При первичном внедрении процедуры аттестации желательно подготовить проект локального нормативного акта, например положения о прохождении аттестации (положения об аттестации и т.п.) (далее - Положение). Порядок проведения аттестации, установленный таким актом, принимается с обязательным учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). В документе описываются процедуры, применяемые при аттестации. Таким локальным нормативным актом могут регламентироваться следующие вопросы проведения аттестации.

1. Задачи и цели проведения. Например, общая цель - изменение организационной структуры, системы поощрений и установление потребности в повышении квалификации работников, а также определение уровня квалификации работника для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения его в должности.

Обратите внимание, что при установлении работнику нового разряда (класса и т.п.) в его трудовую книжку вносится соответствующая запись (абз. 5 п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

 

Помимо сказанного аттестация может стать основанием для изменения системы оплаты труда. Например, после ее проведения могут быть внесены изменения в штатное расписание, связанные с установлением надбавок за сложность, напряженность и т.д.

2. Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация.

Помимо основных работников в организации могут трудиться и совместители, в том числе внутренние. В таком случае в Положении желательно указать, что работники, принятые на работу по внутреннему совместительству, проходят аттестацию по всем должностям, т.е. при выполнении работ по должности "специалист" (основное место работы) и по должности "делопроизводитель" (внутреннее совместительство) работник проходит аттестацию по обеим должностям.

Соответственно, и характеристика или отзыв составляется перед заседанием аттестационной комиссии по результатам работы по обеим должностям. В протоколе заседания аттестационной комиссии в таком случае необходимо отразить это для четкого разделения вопросов о выполняемой работе.

Следует учесть, что заочная аттестация, как правило, не допускается. Однако в отношении руководящих работников системы ПФР, которые назначаются на должность Правлением ПФР или Председателем Правления ПФР, в исключительных случаях такая аттестация может проводиться по очно-заочной форме (абз. 10 п. 2.2 Положения о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 15.01.2007 N 5п). Но такая аттестация проводится по результатам рассмотрения всех представленных в комиссию материалов на аттестуемого.

3. Категории работников, не подлежащих аттестации.

В Трудовом кодексе РФ такие категории не предусмотрены.

Для разработки соответствующего перечня работников работодатель может воспользоваться другими нормативными правовыми актами, например Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (далее - Положение о проведении аттестации госслужащих).

В п. 3 указанного Положения установлен запрет на проведение аттестации в отношении следующих лиц из числа гражданских служащих:

- достигших возраста 60 лет;

- проработавших в занимаемой должности менее года;

- сдавших квалификационный экзамен. Запрет действует в течение года со дня сдачи экзамена;

- беременных женщин;

- находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этом случае аттестацию можно провести не ранее чем через год после окончания такого отпуска.

Кроме указанных лиц, аттестации не подлежат, в частности:

- молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений (абз. 3 п. 4 Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного Постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973);

- работники, которым по роду трудовой деятельности не требуются специальные знания или навыки (п. 1.4 Основных положений о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (утв. Письмом Минкультуры России от 08.02.2010 N 7790-44/04-ПХ));

- научные работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет (п. 1.4 Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденного Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России N 352, РАН N 33 от 23.05.2007).

4. Сроки проведения аттестации. Они могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, например:

- не реже одного раза в пять лет (Положение о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденное Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России 352, РАН N 33 от 23.05.2007);

- один раз в три года (п. 4 Порядка работы Аттестационной комиссии Федерального космического агентства, утвержденного Приказом Роскосмоса от 05.09.2014 N 316к);

- не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденное Приказом ФТС России от 24.12.2008 N 1658);

- один раз в три, пять лет (Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденное Постановлением ГКНТ СССР N 470, Госкомтруда СССР N 267 от 05.10.1973).

Если работники одного подразделения постоянно участвуют в мероприятиях по повышению квалификации (курсы, семинары), то уровень знаний или умения их применить на практике может проверяться чаще, чем тех работников, которые трудятся на должностях, не требующих постоянного получения дополнительных профессиональных знаний.

В зависимости от сроков проведения можно выделить следующие виды аттестации: плановая (очередная) и внеплановая (внеочередная).

Плановая (очередная) аттестация проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода или раз в год, три, пять лет и т.д.), например, для установления соответствия квалификации работника выполняемой работе или при составлении долгосрочного плана направления работников на повышение квалификации.

Внеплановые (внеочередные) аттестации могут проводиться при выявлении факта изготовления продукции с браком или при постоянных жалобах покупателей на поведение продавца, а также при подаче руководителем подразделения в аттестационную комиссию служебной записки о несоответствии работника требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности. Помимо указанных случаев досрочная аттестация может проводиться при необходимости внести изменения в штатное расписание организации или систему оплаты труда, а также при проведении мероприятий по сокращению численности или штата организации для определения уровня производительности или квалификации работников, подлежащих увольнению, и в иных случаях. В Положении о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (утв. Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11), определено, что досрочная аттестация проводится при выявлении грубых нарушений норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или в случае транспортных происшествий с тяжелыми последствиями.

В этом же разделе Положения могут устанавливаться сроки проведения аттестации для отдельных категорий работников, не прошедших ее вместе с остальными работниками (после отпуска по уходу за ребенком, по окончании курсов повышения квалификации и т.д.), а также длительность ее проведения.

При переводе работника на другую должность, если эта процедура требует проведения аттестации, необходимо предусмотреть возможность изменения сроков проведения аттестации.

5. Аттестационная комиссия. В этом разделе Положения устанавливается состав комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь (ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, п. 5 Порядка работы аттестационной комиссии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Приказом Росгидромета от 14.04.2008 N 139).

В состав комиссии в соответствии с ч. 3 ст. 82 ТК РФ необходимо включить представителя профсоюзной организации (при ее наличии). Помимо указанных лиц в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации, а также руководители соответствующих подразделений, что может благотворно повлиять на эмоциональную атмосферу при проведении процедуры. Нормативными актами предусмотрена возможность участия в комиссии независимых экспертов - не работников данной организации (Порядок работы аттестационной комиссии центрального аппарата ФСТЭК России, утвержденный Приказом ФСТЭК от 26.05.2009 N 183, Положение о проведении аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по труду и занятости, утвержденное Приказом Роструда от 14.04.2009 N 81-к).

Полномочия членов комиссии могут распределяться следующим образом:

- председатель - возглавляет и организует работу комиссии, формирует ее состав, определяет сроки проведения, порядок организации работы и функции каждого из членов комиссии, запрашивает дополнительные данные для всестороннего рассмотрения представленных материалов. Можно предусмотреть право председателя вносить изменения в график аттестации;

- заместитель председателя комиссии - в периоды отсутствия председателя осуществляет руководство и выполняет возложенные на председателя аттестационной комиссии функции;

- члены комиссии - участвуют в непосредственной проверке квалификации работников, голосовании, принимают коллегиальное решение о результатах прохождения аттестации;

- секретарь - комплектует поступившие в комиссию документы на аттестуемых работников, уведомляет членов комиссии о месте и времени проведения аттестации (желательно указать срок, в который секретарь обязан это сделать), ведет протокол заседания, учет работников, прошедших аттестацию. Можно предусмотреть, что секретарь не участвует в голосовании, поскольку оформляет большое количество документов (протокол, дополнительные справки, итоговые материалы).

В Положении также желательно указать количество членов комиссии (включая экспертов, присутствие которых обязательно для признания результатов аттестации правомерными).

Если в организации есть филиалы, представительства, а также иные обособленные структурные подразделения, то комиссии могут создаваться по месту их нахождения. В противном случае придется направлять членов комиссии в командировки, что может отрицательно сказаться на производственном процессе (например, если головная организация находится в Санкт-Петербурге, а филиал - в Омске). В такой ситуации в Положении необходимо установить условия, при которых в филиале (представительстве) создается комиссия, предусмотреть права должностных лиц по формированию такой комиссии, порядок передачи итоговых сведений, а также урегулировать иные вопросы.

Члены аттестационной комиссии, как и иные работники, могут подлежать аттестации. В этом случае в Положение можно включить условие о том, что данный работник освобождается от членства в комиссии на срок проведения его аттестации или отстраняется от участия в голосовании по своей кандидатуре. Подобные условия установлены, в частности, в отношении гражданских служащих и педагогических работников, которые являются членами аттестационной комиссии (ч. 13 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, абз. 2 п. 16 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276).

Помимо перечисленных положений в данный раздел можно включить следующие условия:

- о порядке подписания протокола (устанавливается, что его подписывают все члены комиссии, или указываются те, кто не подписывает этот документ, например секретарь);

- сроках представления протокола заседания аттестационной комиссии руководителю организации для принятия окончательного решения;

- виде голосования (открытое, в присутствии аттестуемого, или закрытое, без участия работника);

- количестве голосов членов комиссии, при котором работник считается успешно прошедшим аттестацию и соответствующим должности (например, 2/3 или половина членов комиссии);

- порядке перенесения сроков аттестации конкретного работника в связи с представлением новых характеризующих его документов и т.п.

6. Подразделение, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию. Здесь могут быть указаны конкретные работники (секретарь, юрисконсульт) или подразделение организации (отдел персонала, юридический отдел), в должностные обязанности которых входит участие в проведении аттестации. В этом разделе отражаются этапы подготовки к проведению аттестации. Например:

- формирование списков работников, подлежащих аттестации;

- информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников. При этом необходимо указать, какие сведения должны содержаться в них (по пунктам). Следует установить срок подачи характеристик до начала аттестации. В этом разделе может быть приведена форма документа, в котором будет содержаться основная информация о работнике, подлежащем аттестации, а также предусмотрен порядок подписания характеристик (указан уровень руководителя, подписывающего ее), например:

"Характеристика работника, подлежащего аттестации, подписывается руководителем подразделения в следующем порядке:

начальник сектора, отдела, управления подписывает характеристику работников, занимающих должности специалистов, рабочих;

начальник управления - начальников отделов, секторов;

заместитель директора по направлению - начальников управлений, департаментов".

В целях уменьшения документооборота в форме характеристики можно предусмотреть графы, которые заполняются в ходе аттестации (решение аттестационной комиссии, ее рекомендации о дальнейших действиях в отношении работника и т.д.).

 

- сбор для передачи в аттестационную комиссию материалов, касающихся трудовой деятельности работников, подлежащих аттестации (отзывы, характеристики, иные документы: копия книги отзывов и предложений, где отражены мнение покупателей, жалобы или положительные отзывы клиентов, отчеты о проделанной работе, акты о браке, копии приказов о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и др.). Необходимо предусмотреть сроки передачи данных материалов в аттестационную комиссию;

- составление графика проведения аттестации (в том числе по отдельным структурным подразделениям или блокам). Например, отдельно в филиале по Оренбургу, в финансовом управлении (включающем в себя бухгалтерию, казначейство и планово-экономическое управление) и остальных подразделениях предприятия;

- подготовка проекта приказа о формировании состава аттестационной комиссии;

- установление сроков ознакомления работников, подлежащих аттестации, с графиком аттестации, извещение их о дате ее проведения, составе комиссии, материалах, характеризующих трудовую деятельность работников, их правах и обязанностях;

- утверждение порядка предоставления работником дополнительной информации, которой нет в материалах, поданных в аттестационную комиссию, и др.

7. Порядок составления графиков проведения аттестации. В этот раздел необходимо включить информацию о лицах, ответственных за составление графиков. Кроме того, здесь следует описать порядок доведения информации о сроках проведения аттестации до членов аттестационной комиссии и работников, подлежащих аттестации. Графики могут составляться как по всей организации в целом, так и по отдельным подразделениям, а также по категориям должностей (руководящий состав, специалисты, рабочие, технические исполнители). В приложении к Положению о проведении аттестации можно утвердить форму графика ее проведения, которая будет применяться во всех подразделениях (филиалах, представительствах) организации.

Следующая страница

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (16.10.2015)
Просмотров: 5430 | Теги: трудовой договр, аттестация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017