Суббота, 30.05.2020, 05:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Психолого-профессиональные качества в деятельности оперативного сотрудника

Ю.А Грачёв
А.А.Кежов

Психолого-профессиональные качества в деятельности оперативного сотрудника

В статье проанализирована структура личностных качеств сотрудника оперативного подразделения. Рассматриваются как профессиональные знания, умения и навыки, так и психологические свойства личности, необходимые для успешного осуществления оперативно-розыскной деятельности. Обозначена проблема необходимости совершенствования психологического обеспечения в органах внутренних дел.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правопорядок, борьба с преступностью, психологическое обеспечение, психологические свойства, личностные качества, профессио- грамма сотрудника, профессиональные функции, знания, умения, навыки, мотивы, профессиональный опыт.
 

Обеспечение правопорядка и противодействие преступности в Российской Федерации осуществляется в ходе многогранной и целенаправленной деятельности государственных органов власти. Особенностью современного периода является, с одной стороны, существенное обновление и совершенствование российского законодательства, с другой - реформирование системы и структуры органов внутренних дел. В этих условиях особая роль принадлежит оперативно-розыскным подразделениям органов внутренних дел.

Совершенствование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел имеет большое практическое и существенное теоретическое значение. Эффективность оперативно-розыскных подразделений неразрывно связана с последовательным совершенствованием не только нормативной правовой базы, но и научным обоснованием форм и методов психологии оперативно-розыскной деятельности [3].

Оперативно-розыскная работа относится к числу видов профессиональной деятельности, осуществляемых преимущественно в экстремальных условиях, в связи с чем она характеризуется рядом таких факторов, как повышенная ответственность за принимаемые решения, социальная и психологическая значимость, дефицит информации и времени, неопределенность ситуаций, их вероятностный характер.

Указанные особенности определяют психологическое своеобразие оперативно-розыскной деятельности, реализуемой, как правило, в проблемных и экстремальных ситуациях [4], что предъявляет определенные требования к структуре личностных качеств оперативного сотрудника и к его уровню профессиональной подготовки.

Качества личности, необходимые для оперативно-розыскной деятельности, могут быть сформированы в процессе общего и профессионального развития, общения, обучения и воспитания, где решающую роль в становлении квалифицированного оперативного сотрудника будут играть приёмы овладения профессией с опорой на положительный опыт деятельности подразделений органов внутренних дел.

Оперативно-розыскная работа предъявляет повышенные и разнообразные требования к личности оперативного работника, его моральной, физической, профессиональной и психологической подготовленности при решении оперативно-служебных задач. При всем многообразии задач, решаемых оперативным работником, в его деятельности можно выделить шесть профессиональных функций: поисковая (когнитивная), конструктивная, коммуникативная, организаторская, воспитательная и удостоверительная.

Указанные функции как элементы комплексной деятельности являются частью юридической профессиограммы психологической структуры сотрудника оперативного подразделения.

1. Поисковая (когнитивная) функция. Для успешного противодействия преступности поисковая деятельность оперативного работника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени.

В силу того, что явления, отношения, ситуации, с которыми приходится иметь дело оперативному работнику, имеют самый разнообразный характер, ему необходимо использовать в своей деятельности все развитые формы мышления, а именно: логическое (дискурсивное), интуитивное, творческое.

Логическое (дискурсивное). Включает такие качества интеллекта оперативного работника, как умение анализировать, обобщать, систематизировать данные, логично и последовательно рассуждать.

Интуитивное. Способность находить путь решения задачи, минуя логические рассуждения. В основе правильных интуитивных решений лежат профессиональный опыт, острая наблюдательность, тренированное и развитое воображение.

Творческое (абстрактное). В ходе решения проблемных ситуаций создаются новые схемы действия, происходит самостоятельный творческий поиск, что способствует развитию абстрактного мышления.

2. Конструктивная функция. Предполагает наличие четкой конечной цели деятельности, подразумевает мыслительную работу, направленную на планирование действий по достижению данной цели. Это текущий и завершающий анализ всей информации, представляющей оперативный интерес, и разработка на этой базе планов предстоящих действий [7].

Поисковая и конструктивная функции предъявляют определенные требования к мышлению оперативного работника:

- гибкость - это умение изучать явления с различных точек зрения, находить различные способы решения одной и той же задачи; способность уходить от шаблонных решений;

- самостоятельность - это умение ставить и решать задачи без посторонней помощи;

- рефлексия мышления обеспечивает решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач.

Специфика рефлексивного режима мышления заметно отличается от обычных логических рассуждений и наиболее характерно представлена в формуле «Я думаю, что он думает, что я думаю»;

- быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов;

- глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями.

Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза;

- критичность и непредвзятость (объективность) мышления - стержень мыслительного процесса, без которого невозможна оценка первичных оперативно-розыскных данных.

3. Организаторская функция. Большое количество субъектов, принимающих участие в деятельности по осуществлению задач противодействия преступности, делает необходимым совершенствование её организации. Необходимо отметить, что организаторская дельность требует развития не только способностей к руководству, но и способности к подчинению, где роль подчинённого предполагает выполнение приказов старших начальников при соблюдении чувства долга наряду с творческой инициативой в пределах порученного задания. По отношению к самому себе рассматриваемая функция оперативного работника предполагает постоянный самоконтроль, самокритичность, адекватную самооценку собственных действий и возможностей.

4. Коммуникативная функция. Данная функция предполагает взаимовлияние, пусть незначительное и скрытое, прямое или косвенное, где сила влияния одного из собеседников на другого во многом зависит от их личностных особенностей. Интеллектуально более развитый, компетентный человек способен быстрее убедить другого. Большую роль играют и волевые качества общающихся: так, более волевой индивид быстрее и успешнее может подчинить своему мнению другого, менее самостоятельного или более внушаемого человека.

Следовательно, в общении реализуются такие чувственные эмоционально-волевые сферы, как взаимопознание и взаимовлияние.

5. Воспитательная функция оперативного работника органов внутренних дел весьма специфична. Это объясняется рядом причин и прежде всего спецификой самих объектов воспитательного воздействия. Это, как правило, лица, в большей или меньшей степени социально запущенные, носители, негативных социальных установок, отрицательных психологических свойств и качеств. Речь идет о специфике условий, в которых происходит процесс перевоспитания, о ломке их социально неприемлемых установок, привычек, качеств, выработке и развитии таких качеств личности, которые помогли бы им удержаться от преступных намерений, твёрдо встать на путь исправления.

Воспитательная функция оперативных сотрудников органов внутренних дел имеет в своей основе позитивную борьбу как с самим объектом воспитательного воздействия (за то, чтобы не допустить правонарушений и возвратить его к социально приемлемому образу жизни и поведения), так и с условиями его ближайшего социального окружения с целью ослабить или полностью устранить их негативное влияние на объект воздействия. Для успешного осуществления воспитательного воздействия оперативному работнику нужно обладать профессиональными знаниями, жизненным опытом, развивать в себе педагогические способности, а по сути - постоянно заниматься самовоспитанием, саморазвитием.

6. Удостоверительная функция. Заключается в приведении всей получаемой информации в специальную, предусмотренную законом и ведомственными нормативными актами форму (протоколы, сообщения, акты, объяснения и т.п.).

Удостоверительная функция предполагает наличие таких качеств, как внимательность, ответственность, высокий уровень правосознания, а также хорошее знание нормативных правовых документов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность [9].

Анализ вышеперечисленных функциональных элементов деятельности оперативного работника органов внутренних дел показывает, насколько сложна его профессия, как много разнообразных требований она к нему предъявляет. Соответствие личности сотрудника этим требованиям в своей совокупности и предопределяет степень успешности деятельности профессионала. Психологическая структура личности оперативника должна включать в себя следующие основные компоненты: психофизиологические факторы; характер и способности; направленность внимания; правосознание и правовую культуру; профессиональный опыт. Исходя из этого, важную роль в его подготовке играет специальное обучение самоуправлению как особому виду деятельности по целеустремленному непрерывному развитию собственной личности. Каждый сотрудник управляет собой, но уровень самоуправления у разных людей неодинаков. Совершенствование профессиональных качеств предполагает активизацию мотивов и постановку целей на самоуправление, а также формирование у оперативных работников двух наиболее обобщенных умений: умения самопознания и умения регулирования своих действий и психических состояний.

Овладев методиками и приёмами психической саморегуляции, можно добиться сознательного управления с помощью воли теми психофизиологическими процессами, которые обычно считаются малоуправляемыми: устранять чувство страха, тревоги, напряжённости; регулировать эмоциональный тонус; произвольно влиять на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, болевую чувствительность; выработать способность засыпать и просыпаться в заданное время; повысить скорость восприятия; улучшить внимание и память.

Владение приёмами саморегуляции может существенно повышать работоспособность сотрудника, в первую очередь в ситуациях, сопряжённых с риском, опасностью для жизни, требующих неотложных и безошибочных действий. Можно смело утверждать, что высокий уровень самоуправления является в настоящее время одним из важнейших компонентов профессионального мастерства оперативного работника и входит составной частью в его психологическую подготовленность к работе.

В контексте самоуправления можно определить такой элемент, как направленность внимания личности оперативного работника, представляющий систему устойчивых побуждений к деятельности и выраженный в моти- вационной основе. Черты, входящие в этот элемент, отражают общественное сознание, общественные ценности и нормы в их индивидуальном преломлении. Направленность личности выражается в различных формах: сюда включаются желания, интересы, склонности оперативного работника, идеалы, которыми он руководствуется в практической деятельности, его мировоззрение.

Неотъемлемой частью мировоззрения оперативного работника является его профессиональное правосознание, под которым мы понимаем совокупность правовых установок и ценностных ориентиров личности. Оно объединяет в себе, с одной стороны, систему юридических знаний, с другой стороны отношение к ним и стремление к их реализации в практической деятельности. Правосознание оперативного работника включает в себя глубокое понимание профессиональных особенностей оперативной работы, её значения и места в общей системе мер борьбы с преступностью, важности заботы о правовом престиже полиции, понимание всех принципов и институтов государственного права, знание всех требований законов и ведомственных нормативных актов, убеждённость в государственной важности и социальной значимости обеспечения законности, нетерпимость ко всяким правонарушениям, к любым проявлениям правового нигилизма, стойкую привычку безоговорочно применять правовые нормы, учитывать требования законов и подзаконных нормативных актов, обострённое чувство справедливости, неотвратимости ответственности за правонарушения.

Профессиональные интересы сотрудника оперативных аппаратов неотделимы от интересов всех граждан. Вместе с тем нормы морали, которыми он в ряде случаев руководствуется в своих действиях, на первый взгляд кажутся не совместимыми с обычными, элементарными представлениями. Эта несовместимость является мнимой.

Моральные качества в целом проявляются в убеждениях личности, т.е. нравственной самооценке человеком своих поступков. Цельность личности оперативного работника определяют высокое сознание служебного долга, ответственности перед обществом и государством, способность поступать по совести в самых сложных и острых ситуациях борьбы с преступностью в единстве с высокой образованностью, широкой профессиональной и общей культурой. Как показывает анализ практики, наиболее сильно в профессиональной деятельности оперативных работников проявляются следующие мотивы:

- трудовая направленность, т.е. увлечение процессом, содержательной стороной труда, а также включенностью в него и удовлетворённость достигнутыми результатами;

- долг, ответственность, дисциплина, стремление строго соблюдать предписания, нормы, требования, поступать в соответствии с обязанностями, получая от этого удовлетворение;

- коллективизм - стремление быть полезным коллективу, внести большой вклад в общее дело, помочь товарищам по работе, не подвести коллектив;

- самоутверждение - стремление завоевать признание, уважение у окружающих, почувствовать уважение к самому себе, повысить свой авторитет;

- социальная безопасность - способность не утратить свой престиж, авторитет, не заслужить упрёка, наказания и общественного осуждения, не потерять должность, положение в коллективе.

- «конформное поведение» - так называемое стремление поступать «как все», не выделяться и быть не хуже и не лучше;

- личное удобство - стремление избрать более легкий способ выполнения заданий, меньше напрягаться, не утруждать себя нагрузками, действовать по привычке, по старинке;

- личная выгода - стремление к личному выигрышу, материальному или социальному (порой - при игнорировании коллективной выгоды и интересов других сотрудников) [8].

Мотивы могут различаться по степени осознанности, идейной и нравственной зрелости, силе, устойчивости, значимости для поведения и деятельности. Личность сотрудника можно оценить высоко, если на вершине её, занимая ведущее положение в направленности, находятся мотивы социальной значимости, трудового удовольствия, коллективизма, долга, ответственности и дисциплины. Другие мотивы могут быть приемлемы при доминировании вышеперечисленных и при правильном сочетании с ними. Так, мотив личного удобства, стремление действовать проверенным способом может быть оправданным, если он сочетается с мотивами трудовой направленности и коллективизма, и неоправданным, если он базируется на желании не утруждать себя и обезопасить от неприятностей.

Профессиональные мотивы формируются на основе мировоззрения и потребностей, соотнесения с ними окружающей действительности и происходящих событий. Поэтому воздействие на мотивы предполагает формирование у оперативных работников общественно зрелых взглядов, убеждений и потребностей, а также создание в системе управления органами внутренних дел условий, способствующих возникновению зрелых мотивов.

Профессиональные мотивы формируются на основе профессионального опыта, включающего в себя индивидуальный комплекс знаний, навыков, умений, привычек, которыми располагает оперативный работник. На основе этого комплекса он строит своё поведение. Жизненный опыт определяет общую культуру человека, а в профессиональном смысле и его квалификацию как специалиста в своей профессии. Успешность профессиональной деятельности зависит не только от положительной трудовой мотивации, но и от профессиональной подготовленности оперативного работника и его личного опыта. Спектр знаний, необходимых для успешной реализации задач по предупреждению, раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников, широк и разнообразен. Сюда включаются знание законов и ведомственных нормативных актов, знание оперативно-розыскной деятельности, следственно-криминалистических, экономических, психологических и многих других основ в системе общих юридических правовых знаний.

Важнейшей особенностью профессиональных знаний является их гибкость, т.е. возможность их использования в нестандартных условиях, при различных усложнениях обстановки. Однако обладание определенным кругом профессиональных знаний еще не означает, что оперативный работник действительно готов исполнять свою работу. Необходимо, чтобы он умел применять свои знания на практике и при этом использовал практические действия, которые в дальнейшем перерастут в навыки. Навыки освободят сознание сотрудника от припоминания разных сведений, последовательности действий, специального контроля сознанием каждого движения и соблюдения простейших правил. Навыки экономят силы, позволяют действовать успешно в условиях дефицита времени, в сложных ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим, сосредоточивать мысли и внимание на главном [1]. Все вспомогательные, повторяющиеся, предвидимые действия оперативный работник должен отработать до автоматизма.

Таким образом, можно констатировать, что психолого-профессиональные качества объединяют знания с действием, выражаются в правильном использовании знаний и навыков для решения практических задач в конкретной обстановке, характеризуются осознанностью, внутренней обоснованностью планируемого и выполняемого действия. Каждое профессиональное умение может быть охарактеризовано несколькими уровнями сформированно- сти, начиная от уровня недостаточно чёткого выполнения действия, с наличием ошибок и неточностей, и заканчивая высшим уровнем мастерства, который характеризуется надёжностью и творческим исполнением работы с использованием различных приемов [2].

Подлинное профессиональное мастерство формируется только в ходе многолетней практической работы. Однако основные профессиональные оперативно-розыскные умения необходимо развивать с самых начальных этапов становления профессионала - этапов обучения профессии.

Список литературы

1. Биктагирова, А. Р., Полозкова, М. Р. Оперативно-розыскная деятельность: профессионализм и психологический портрет сотрудника // Вестник БИСТ. - 2014. - № 2 (23). - С. 28-33.
2. Васильев, В. Л. Юридическая психология : учебник / 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстиция, 2016. - 606 с.
3. Кобозев, И. Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности : учебное пособие. - М.: ДГСК МВД России, 2015. - 144 с.
4. Кобозев, И. Ю. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. - 220 с.
5. Котлярова, Л. Н., Баркинхоев, М. И. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности // Инновационные технологии в науке и образовании : сб. статей V Международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение, 2017. - С. 128-131.
6. Оперативно-розыскная психология : учебное пособие для вузов / под общ. ред. Ю. Е. Аврутина; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 252 с.
7. Чуфаровский, Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности : учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 208 с.
8. Човдыров, Г. С. Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 6. - С. 197-204.
9. Шапочанский, В. Н. Психологические особенности личности и деятельности оперативного сотрудника // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2015. - № 2 (73). - С. 82-86.
10. Шевченко, В. М., Эриашвили, Н. Д., Цветков, В. Л., Шаматава, Н. Е., Аминов, И. И. Психология оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 255 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (10.04.2020)
Просмотров: 34 | Теги: Психологическое | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь