Понедельник, 22.01.2018, 01:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Психолого-педагогическое сопровождение студентов

В.А.Ннкишкин, профессор, Н.Н.Бумарскова, к.б.н., доцент

Психолого-педагогическое сопровождение студентов

Аннотация. Образовательный процесс требует от студентов психическое и умственное напряжение, большие физические затраты и следовательно должен соответствовать их состоянию здоровья и психофункциональным возможностям, охватывая все аспекты учебно-спортивной работы и физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: здоровье, психолого-педагогическая направленность, психофизическая готовность, мониторинг.

 

Психолого-педагогическая направленность - это система профессиональной деятельности преподавателя, направленная на создание психолого- педагогических условий для успешного обучения, воспитания профессионально- личностного развития студента в вузовском пространстве [ 1 ].

Построение такой системы учитывает, с одной стороны, педагогические и психологические закономерности образовательного процесса, а с другой, весь опыт практической работы со студентами, наработанные технологии. Подобная направленность становится отправной точкой в постановке целей и задач психолого-педагогического сопровождения, в определении основных направлений помощи студенту.

Основой учебно-воспитательного процесса является педагогическое взаимодействие, которое предлагает взаимное развитие качества личности.

Психолого-педагогические воздействия на основе педагогического взаимодействия (преподаватель-тренер-студент) на теоретических, практических и методических занятиях активизируют у студентов мотивацию на занятия физической культурой. Посредством расширения диапазона знаний о физкультурно-спортивной деятельности, ее ценностного влияния на личность и общество в целом стимулирует студентов использовать ее оздоровительный, воспитательный, образовательный, профессиональный потенциал.

Главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с его будущей профессиональной деятельностью, психофизической готовностью к ней. Начальная цель взаимодействия - определение и формирование готовности студента к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, поведенческих воздействий, выявление их индивидуальных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе, а также определения уровня развития жизненно необходимых двигательных качеств, умений и навыков и их совершенствования. Конечная цель взаимодействия - развитие и совершенствование профессионально важных качеств, формирование у студентов профессиональной психофизической готовности. Профессиональная психофизическая готовность включает в себя достаточную профессиональную работоспособность; наличие необходимых резервных физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданном лимите времени; наличие мотивации в достижении цели, базирующейся на физических, психических и духовных возможностях человека [3].

Образовательные и развивающие функции физическая культура осуществляет через направленный психолого-педагогический процесс -физическое воспитание. Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в себя воздействие на физиологические системы организма студентов, совершенствование их физических и морально-волевых качеств и психологической устойчивости на нервно-эмоциональную и умственную сферу занимающихся.

Она является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под наблюдением и руководством преподавателей, которые должны формировать у будущих специалистов понимание социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на этой основе сформировать физическую культуру личности студента. Достижение поставленной цели предусматривает решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных, задач, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта [2].

В рамках психолого-педагогической направленности могут быть выделены обязательные компоненты:

- Мониторинг психолого-педагогического статуса студента и динамики развития физического состояния, уровня здоровья, работоспособности, физической и функциональной подготовленности, профессионально важных качеств в процессе обучения по физической культуре.

- Создание психолого-педагогических и социальных условий для развития личности студентов. На основе показателей комплексного мониторинга разрабатываются индивидуальные программы и проводится коррекция содержания учебного процесса.

- Создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, и поэтому имеющих проблемы в обучении. Им необходима адаптация к условиям обучения в вузе, физическим и нервно-эмоциональным нагрузкам, повышение стрессоустойчивости и работоспособности для устранения определенных пробелов в довузовской подготовке, увеличения коммуникабельности и др. Также необходимо установить и улучшить обратную связь в учебном процессе.

В организационных вопросах ярко проявляется потенциал психолого- педагогической направленности, т.к. возникает возможность выстроить текущую работу преподавателя как логически продуманный, осмысленный процесс, охватывающий все направления. Этот раздел опирается на ряд важных организационных принципов, касающихся построения образовательного и учебно-воспитательного процессов, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Психолого-педагогическая направленность физической культуры представляется чрезвычайно важным теоретическим направлением и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности преподавателя высшей школы.

Следовательно, психолого-педагогическая направленность физической культуры - это многоуровневое взаимодействие, основная функция которого стимулирование индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию. Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, способствует созданию условий для повышения качества образования.

Таким образом, правильно организованная с точки зрения дозировки учебной, физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей студентов, учебная деятельность ведет к увеличению информированности и благодаря расширению информационного поля - к усилению профессиональной направленности в целом.

Литература:

1. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическая направленность физической культуры и спорта. Учебное пособие. М., 2009.
2. Гарник B.C., Лазарева Е.А. Психолого-педагогическая направленность физической культуры. Сб. материалов науч.-практич. конференции «Совершенствование системы физического воспитания в вузе», вып.5 Москва, 2012.
3. Фетисов А. С. Психолого-педагогические особенности развития физической культуры как важного условия профессиональной ориентации. Автореф. дис. докт. пед. наукк. М., 2002.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.12.2017)
Просмотров: 23 | Теги: психолого-педагогический | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь