Пятница, 09.12.2016, 10:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей учащихся в классе специального инструмента

Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей учащихся в классе специального инструмента

 
Проблема обращения к музыкальному творчеству как важному и действенному средству всестороннего развития ученика, давно занимает умы наших педагогов и методистов. Внимание к этой проблеме не случайно. Признано, что воспитание через творчество является характерной тенденцией музыкальной педагогики нашего столетия. Однако как показывает практика, обучение навыкам музицирования далеко не всегда происходит на правильной основе, и вопросы методики обучения остаются весьма актуальными.

Учитель - это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем.

Учитель - это актер. Он ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности!) зависит внимание (или равнодушие!) публики. Ибо класс - тоже зрители. Но задачи учителя гораздо больше, чем актера. Ведь артист в конечном счете не несет определенной ответственности за своего зрителя, а учитель несет!

И если писатели свободно создают книги, композиторы музыку, то учителя должны также свободно, в широком творческом соревновании создавать свое главное творение - человеческую личность.

Доброжелательный, ровный, заинтересованный тон взаимодействия педагога с учеником способствует их комфортному психологическому состоянию, при котором формируются более прочные и глубокие знания. Эффективность процесса развития личности повышается, если учитель взаимодействует с учениками не только на уроке, но и в ходе разнообразной деятельности. Если он максимально использует игровые формы организации деятельности, умеет поставить своих воспитанников в позицию ее активных творческих участников. Чтобы чего-то достичь, надо, прежде всего, понять человека насколько это вообще возможно. На это уйдет много сил, но иначе не создать условий для урока.

Конечно, сама музыка - главный воспитатель не только тогда, когда почва подготовлена.

Развитие слуха как высотного, так и гармонического, развитие ощущения лада и ритмического чувства, музыкальной памяти - вот основополагающие задачи педагога. Наиболее целесообразен урок, состоящий из нескольких частей, связанных общей целью. Необходимо увлечь ученика, вызвать в нем желание активно участвовать во всем, что делается на уроке, будь-то воспроизведение знакомой мелодии на инструменте, упражнение слуха, памяти, координации движения рук или первые опыты собственного творчества. Поэтому наряду с развитием слуха и чувства ритма учеников, неотъемлемой частью является воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта задача предъявляет к учителю определенные требования. Он должен быть увлеченной личностью, так как в противном случае не сможет увлечь музыкой своих ребят. В этой связи, задача развития эмоционального компонента музыкальности приобретает особую актуальность.

Трудно переоценить значение исполнительского опыта для развития эмоциональной стороны музыкальности. Игра на инструменте, будучи одним из видов активной музыкальной деятельности, щедро наделяет ученика индивидуальным, лично добытым опытом воплощения эстетических чувств и эмоций. Эмоции и чувства, как известно, плохо поддаются управлению со стороны сознания. Они не возникают произвольно, по желанию, а только в результате воздействия внешних и внутренних раздражителей. Поэтому возникновение эмоций и чувств возможно только в том случае, когда имеется достаточно сильный раздражитель, которым могут быть не только явления окружающей действительности, но также и образы представлений, хранящихся в памяти ученика или созданные его воображением. Все образы сравнений, сопоставлений и ассоциаций, как бы они ни отличались по степени сложности и конкретности, обязательно должны отвечать единому главному требованию - обладать способностью вызывать эмоциональное состояние, аналогичное тому, что заключается в музыкальном произведении. Увлеченное, эмоционально яркое исполнение пьес педагогом открывает ученику новые, не замеченные им ранее грани музыкального образа. Показ на инструменте позволяет передать самые тонкие, не поддающиеся словесному описанию оттенки чувств и настроений, их изменения и развитие во времени.

Подбор по слуху и транспонирование - основной вид работы на первых порах, дающий возможность педагогу обратить большее внимание на организацию игровых движений ученика. Рекомендуется участие в игре обеих рук, использование всех регистров клавиатуры, по возможности всех средств динамики и выразительности. Для успешной работы над музыкальным материалом необходимо, чтобы музыкально-слуховой опыт ученика опережал его игровые действия за инструментом. Тогда эти действия будут осмысленны и уверенны.

Развитие слуха учащегося является также одной из предпосылок транспонирования. Оно начинается с развития слуховой активности (звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической и т.д.). Тесно связано с развитием слуха ученика развитие его музыкальной памяти. Поэтому не следует жалеть времени на этот вид работы. Необходимо обращать внимание ученика на построение пьесы, повторения, изменения в мелодии, на секвенции, кадансы, приучая его к элементарному анализу простейших музыкальных форм, развивая его музыкальное мышление. Речь идет о знакомстве с теоретическими понятиями, преподнесенными в увлекательной, образной, игровой форме, а не об их изучении.

Мир звуков очень близок к ребенку с самого раннего детства. Играя, дети напевают что-то свое, импровизируя попевки, ритмы; однако эта способность часто тормозится и утрачивается, не получая должного развития. Главной причиной является большая трудность перевода наивного и бессознательного начала в творческом процессе ученика в русло осознанного действия. Поскольку творческая работа ученика связана с самостоятельными действиями, она психологически раскрепощает его, появляется смелость и умение принимать быстрые решения, аналитически мыслить.

При этом, что самое главное, развивается общая музыкальность ученика. Все это очень важно как для учеников с хорошими, так и со средними способностями; как для профессионально перспективных учащихся, так и для тех, кто просто будет любить искусство. Адресуя настоящий материал как педагогам-практикам, непосредственно работающим с учениками, так и методистам, консультантам по педагогической практике, обучающим педагогическому мастерству студентов мы полагаем: что каждому, экспериментирующему в области развития творческих способностей учащихся будет интересно познакомиться с опытом своих коллег, работающих в аналогичных условиях.

В.М. БЕЛОНЕНКО, преподаватель школы искусств №1 г. Кривого Рога
Г. О. БЕЛОНЕНКО, доцент Криворожского университета, факультет искусств

Литература:

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л., 1979.

3. Башиш Э. Импровизация как способность творческого выражения. -Л., 1975.

4. Браудо И. Артикуляция. - Л., 1973.

5. Давыдов Н. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства. - Киев, 1997.

6. Коган Г. У врат мастерства. - М., 1969.

7. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе основного инструмента. - М., 1966.

8. Липе Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1985.

9. Мальцев С.О. О психологии музыкальной импровизации. - М., 1991.

10. Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М., 1969.

Вестник Астраханской консерватории "Камертон"

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 53 | Теги: инструменты, музыкальные, Обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016