Суббота, 03.12.2016, 07:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИИ

А.Ю.Татаринцева, В.В.Кузнецова. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИИ

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется проблема психолого-педагогической адаптации студентов- первокурсников к условиям вуза, раскрывается место арт-терапевтических технологий в преодолении трудностей адаптационного периода у студентов-первокурсников в педагогическом вузе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студент-первокурсник, адаптация, психолого-педагогическая адаптация, метод арт-терапии.

 

Вчерашний школьник, оказавшись в условиях вуза, подвергается сильнейшему стрессу. Стресс является реакцией на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром [1]. Изменение привычных условий жизнедеятельности человека приводит в действие процесс адаптации.

Адаптация - это процесс, направленный на включение личности в новую социальную среду и преобразование изменившихся социальных условий. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.

Студент-первокурсник, осваивая новые социальные условия, сталкивается со следующими трудностями:
1) отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива и потерей взаимной помощи и моральной поддержки;
2) недостаточная психологическая подготовка к выбранной профессии, а также неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности;
3) поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
4) отсутствие навыков самостоятельной работы [2].

Арт-терапевтические технологии предполагают мягкий и экологический подход к решению данной проблемы. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям чудодейственным средством психологического и духовного возрождения. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решить проблемы, преодолеть тяжелые переживания, раскрыть творческий потенциал.

Арт-терапия в переводе с английского языка обозначает «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством», которое применяется как средство психической гармонизации развития человека, как путь к разрешению социальных конфликтов [3].

Таким образом, актуальность проблемы определяется задачами оптимизации «вхождения» студентов- первокурсников в новую систему социальных отношений, быстрой и успешной адаптации к новой системе обучения, а также освоения новой роли студента посредством арт-терапевтических технологий.

Целью нашего исследования является определение места арт-терапевтических технологий в преодолении трудностей адаптационного периода у студентов-первокурсников в педагогическом вузе.

Для достижения заданной цели были решены следующие задачи:
1) проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) подобрана батарея методик, адекватных теме исследования;
3) проведено исследование;
4) проанализированы полученные данные;
5) сделаны соответствующие выводы с опорой на полученные результаты.

Объектом данного исследования является адаптация студентов первокурсников педагогического вуза.
Предмет исследования - арт-терапевтические технологии как средство адаптации студентов- первокурсников.

В качестве гипотезы выступило следующее предположение: использование арт-терапевтических технологий способствует преодолению трудностей адаптационного периода у студентов-первокурсников в педагогическом вузе.

В работе использовался следующий комплекс методов:

1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.

2. Методы сбора эмпирической информации:
- методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
- методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина;
- методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
- методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе и статистический, с использованием Т-критерия Вилкоксона.

Исследование проходило на базе психолого- педагогического факультета ВГПУ, отд. «Начальное образование». В исследовании принимали участие 33 студента-первокурсника в возрасте 17-19 лет.

Исследование осуществлялось в три этапа:
I. Первичный сбор данных.
II. Проведение психолого-педагогической программы по преодолению трудностей адаптационного периода у студентов-первокурсников посредством арт-терапевтических технологий.
III. Вторичный сбор данных.

В результате первого этапа исследования были получены следующие данные.
1. Методика диагностики социалъно-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»
 

Данные, представленные в табл. 1, являются средним значением от общего количества испытуемых.
Высокие показатели по шкале «Адаптация» (78,7% испытуемых - выше нормы, 21,3% - норма) свидетельствуют о согласованности учащихся с требованиями новой социальной среды, об адекватной оценке себя и окружающей действительности, а также указывают на личностную активность, гибкость и социальную компетентность. К тому же данные показатели говорят о наличии у испытуемых чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к окружающим (см. рис. 1). Показатели по шкалам «Приятие себя» (75,7% испытуемых - выше нормы, 24,3% испытуемых - норма), «Приятие других» (84,8% испытуемых - выше нормы, 15,2% испытуемых - норма) подтверждают показатели шкалы «Адаптация», так как данные характеристики являются составляющей частью процесса адаптации. Показатели шкалы «Эмоциональный комфорт» (33,2% испытуемых - выше нормы, 63,4% испытуемых - норма, 3,3% испытуемых - ниже нормы) свидетельствуют о благоприятном взаимодействии с новой социальной средой, что в свою очередь отрицает предполагаемую дезадаптацию первокурсников. Однако обратим внимание на шкалу «Доминирование» (40,4% испытуемых - выше нормы, 42,4% испытуемых - норма, 18,2% - ниже нормы), такие показатели говорят о возможности возникновения конкуренции внутри группы, что может вызвать дезадаптацию.



Рис. 1 - Показатели «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. По результатам методики были получены следующие данные (табл. 2).

Таблица 2 - Оценка типов отношения к окружающим с помощью «Методики диагностики межличностных отношений Т. Лири»
 

Данные, представленные в табл. 2, являются средним значением от общего количества испытуемых.
Из восьми типов отношения к окружающим рассмотрим наиболее соответствующие нашей теме: подозрительный, агрессивный, эгоистичный, подчиняемый.

Подозрительный тип отношения к окружающим (42,4% испытуемых - низкий уровень, 42,4% испытуемых - умеренный уровень) характеризуется критичностью к окружающим, а также отношением к людям с недоверием, отличается проявлением негодования путем вербальной агрессии.

Агрессивный тип отношения к окружающим (30,3% испытуемых — низкий уровень, 60,6% — умеренный уровень, 9,1% испытуемых - высокий уровень) характеризуется требовательностью, прямолинейностью, строгостью и резкостью в оценке других.

Эгоистический тип отношения к окружающим (21,2% испытуемых - низкий уровень, 63,2% - умеренный уровень, 15,6% - высокий уровень) характеризуется склонностью к соперничеству.
Подчиняемый тип отношения к окружающим (33,3% испытуемых - низкий уровень, 45,5% - умеренный уровень, 21,2% - высокий уровень) отличается застенчивостью, кротостью, склонностью подчиняться более сильному без учета ситуации (см. рис. 2).

Рис. 2 - Показатели «Методики диагностики межличностных отношений Т. Лири»

При помощи специальных формул определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие, выражающие общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Доминирование = (I-V) + 0,7 х (VIII+II-IV-VI), (1);
Дружелюбие = (VII-III) + 0,7 х (VIII-II-V+VI), (2), где римской цифрой обозначается порядковый номер октанта. Таким образом, мы имеем следующие результаты:
- доминирование = 6,6;
- дружелюбие = 5,5.

Таким образом, мы можем сказать, что большее количество испытуемых характеризуется критичностью к окружающим, склонностью к соперничеству и в то же время способностью подчиниться более сильному без учета ситуации. К тому же было выявлено, что ведущим фактором, определяющим межличностное восприятие, является доминирование, что в свою очередь подтверждает предполагаемую дезадаптацию студентов-первокурсников.

3. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
Таким образом, по результатам методики мы имеем следующие данные (табл. 3).

Таблица 3 - Показатели уровня реактивной / личностной тревожности по «Методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»

Данные, представленные в табл. 3, являются средним значением от общего количества испытуемых.
Низкий уровень реактивной (ситуативной) тревожности (66,7% испытуемых) свидетельствует о том, что ситуация заполнения методик не являлась для испытуемых стрессовой. Испытуемые чувствовали себя спокойно, без какого-либо напряжения.

Показатели личностной тревожности (42,4% испытуемых - высокий уровень, 54,5% испытуемых - умеренный уровень, 3,1% испытуемых - низкий уровень) характеризуют испытуемых как личностей, не предрасположенных к тревоге (см. рис. 3). Они адекватно воспринимают новые стимулы, поступающие из социальной среды, не расценивая их как угрожающие, опасные для самооценки.

Рис. 3 - Показатели уровней тревожности по «Методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»

4. Методика диагностики личности на, мотивацию к успеху / избеганию неудач Т. Элерса.

По результатам двух методик были получены следующие данные (табл. 4).

Таблица 4 - Показатели уровня мотивации по «Методике диагностики личности на мотивацию к успеху / избеганию неудач»)

Данные, представленные в табл. 4, являются средним значением от общего количества испытуемых. Показатели среднего уровня мотивации к успеху (48,5% испытуемых) и мотивации к избеганию неудач (54,5% испытуемых) свидетельствуют о том, что испытуемые в равной степени стремятся к достижению успеха и избеганию при этом неудач в освоении новой социальной среды (см. рис. 4).

Рис. 4 - Показатели уровня мотивации по «Методике диагностики личности на мотивацию к успеху / избеганию неудач Т. Элерса»

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что использование арт-терапевтических технологий способствует преодолению трудностей адаптационного периода у студентов-первокурсников в педагогическом вузе, было проведено вторичное исследование. Испытуемым предлагалась «Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».

В результате вторичного сбора информации были получены следующие данные (табл. 5).

Таблица 5 - Показатели личностных характеристик по «Методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

Высокие показатели по шкалам «Адаптация» (95,4% испытуемых), «Приятие себя» (82,7% испытуемых), «Приятие других» (91,8% испытуемых) свидетельствуют о том, что испытуемые адаптированы к условиям новой социальной среды (см. рис. 5). Данные результаты подтверждают высокие показатели по шкалам «Эмоциональный комфорт» (79,8% испытуемых), «Внутренний контроль» (73,6% испытуемых) и низкие показатели по шкале «Доминирование» (9,2% испытуемых).

Рис. 5 - Показатели «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»

Таким образом, в результате первичного сбора данных можно сказать, что испытуемым присущ высокий уровень адаптации, приятия себя и приятия других, а также умеренный уровень личностной тревожности (JIT) и низкий уровень реактивной тревожности (РТ). Показатели ЛТ и РТ свидетельствуют о том, что испытуемые во время выполнения заданий не ощущали чувства тревоги, что в свою очередь не соответствует состоянию дезадаптированного человека. К тому же испытуемые в большей степени мотивированы на достижение успеха и избегание неудач, что указывает на благоприятное отношение испытуемых к новой социальной среде. Однако высокие показатели «Шкалы лжи» и шкалы «Доминирование» свидетельствуют о возможной дезадаптации испытуемых. Это в свою очередь подтверждают результаты «Методики диагностики межличностных отношений Т. Лири», где по фактору «Доминирование» показатель выше, чем по шкале «Дружелюбие».

Нами была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа по преодолению трудностей адаптационного периода у студентов- первокурсников посредством арт-терапевтических технологий. После чего было проведено вторичное исследование с использованием «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда», в результате которого было выявлено, что испытуемым присущ высокий уровень адаптации. Это доказывают высокие показатели по шкалам «Адаптация», а также «Эмоциональный комфорт».

Математико-статистическая обработка результатов исследования

Для подтверждения полученных результатов нами была проведена математико-статистическая обработка результатов с использованием непараметрического статистического теста Т-критерия Вилкоксона. Обработка результатов исследования проводилась в компьютерной программе IBMSPSSStatisti.es 19. В рамках нашего исследования сформулированы следующие статистические гипотезы:
1. НО - отсутствует статистически значимый сдвиг в показателях социально-психологической адаптации студентов первокурсников.
2. HI - существует статистически значимый сдвиг в показателях социально-психологической адаптации студентов первокурсников.
Основные результаты статистической обработки данных «Методики диагностики социально- психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» приведены в табл. 6.

Таблица 6 - Результаты статистической обработки «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»
 

По шкалам «Эмоциональный комфорт» и «Внутренний контроль» принимается альтернативная гипотеза о том, что существует положительный сдвиг в показателях социально-психологической адаптации студентов-первокурсников на очень высоком уровне статистической значимости р< 0,001.

По шкалам «Внешний контроль» и «Доминирование» также принимается альтернативная гипотеза о том, что существует положительный сдвиг в показателях социально-психологической адаптации студентов-первокурсников на достаточном уровне статистической значимости р< 0,05.

По шкале «Адаптация» сдвиг значим на уровне статической тенденции р<0,1.

По другим шкалам («Приятие себя», «Приятие других», «Экспапизм») принимается нулевая гипотеза об отсутствии статистически значимого сдвига.

Таким образом, гипотеза о том, что использование арт-терапевтических технологий способствует преодолению трудностей адаптационного периода у студентов-первокурсников в педагогическом вузе, подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арт-терапия — новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. — М. : Когито-Центр, 2006. — 336 с.
2. Арт-терапия / сост. и общая редакция А.И. Копытина. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с.
3. Андерсен-Уоррен, М. Драматерапия [Текст] / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. — СПб. : Питер, 2001. — 288с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
5. Бетенски, М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски. — СПб. : Эксмо-пресс, 2002. - 256 с.
6. Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапия [Электронный ресурс] / И.В. Бирюкова // Московский психологический журнал. — (http://magazine.mospsy.ru/nomer8/s03.shtml).
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. — М. : ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
8. Васильев, В.В. «Арт-терапия» в специальном образовании [Текст] / В.В. Васильев // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 5. - С. 67-71.
9. Ваулина, Т.А. Возможности арт-терапии в развитии инновационной активности студентов [Текст] / Т.А. Ваулина // Психология обучения. - 2010. - № 9. - С. 121-129.
10. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. — М. : «Когито-Центр», 2007. - 197 с.
11. Копытин, А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами [Электронный ресурс] / А.И. Копытин // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика. — (http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer04.php).
12. Копытин, А.И. Тренинг по фототерапии [Текст] / А.И. Копытин. — СПб. : Издательство «Речь», 2003. — 96 с.
13. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. — СПб. : Питер, 2001. — 448 с.
14. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А.И. Копытина. — М. : «Когито- Центр», 2008. - 288 с.
15. Протасова, Л. Творческая гостиная. Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения [Текст] / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог: прил. к газ. «Первое сент.». — 2006. - № 5. - С. 32-39.
16. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики : тематический сборник научных трудов / отв. ред. М.А. Бередин. — Челябинск : Изд-во ЮурГУ, 2005. — 155 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (23.10.2016)
Просмотров: 23 | Теги: первокурсник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016