Суббота, 04.07.2020, 13:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гв

С.В. Гребенюк, А.А. Чекунов, В.А. Шаповал

Психолого-педагогические аспекты профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная надёжность», рассмотрены различные уровни проявления данного концепта, а также сформулировано определение профессиональной надёжности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе результатов 10-летних социально-психологических исследований проведен анализ некоторых психолого-педагогических аспектов данного явления у курсантов военных институтов и их выпускников в период военной службы на первичных офицерских должностях.

Ключевые слова: профессиональная надёжность, психолого-педагогические аспекты, компоненты профессиональной надёжности выпускников военных институтов Росгвардии, профессиональная деятельность, профессионально важные качества.


Отмечаемые в последние годы динамичные изменения ландшафта правоохранительных органов России в числе прочих были связаны с появлением новой правоохранительной структуры - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), перед руководством которой поставлена задача кардинального улучшения кадрового состава в русле требований Президента России и российского законодательства. В этой связи приоритетной целью кадровой политики в Росгвардии является развитие системы управления её кадровым потенциалом, что в конечном итоге должно положительно сказаться на имидже её военнослужащих и сотрудников, поднять доверие к ним граждан [11, с. 3].

По мнению директора Росгвардии генерала армии Виктора Болотова, реализация системы управления кадровым потенциалом должна быть основана на рациональном планировании, отборе и подготовке кадров с использованием современных образовательных технологий, что позволит обеспечить центральный аппарат ведомства и его структурные подразделения специалистами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные задачи [11, с. 5]. Кроме того, анализ состояния оперативной и общественно-политической обстановки в России дает основание полагать, что в ближайшей перспективе объём задач, которые предстоит решать войскам Росгвардии, может существенно возрасти [10, с. 3-5]. В данной ситуации, наряду с готовностью всех систем управления войсками, ключевая роль отводится «человеческому фактору» и в первую очередь - офицерскому корпусу, его профессиональной надежности, готовности к оперативному реагированию на изменяющиеся условия обстановки и способности к успешному выполнению поставленных задач в кратчайшие сроки. Исходя из вышеизложенного очевиден приоритет подготовки профессионально надежных офицерских кадров в военных образовательных организациях высшего образования (далее - ВООВО) ВНГ РФ, обеспечивающих реальную и перспективную надёжность функционирования всей системы управления с учётом складывающихся внутриполитических и социально-экономических условий. Иными словами, проблема профессиональной надёжности военнослужащих и сотрудников Росгвардии вообще и её психолого-педагогических аспектов, в частности, приобретают в настоящее время особую значимость.

В этой связи целью данной статьи явилась попытка постановки, осмысления, определения и рассмотрения некоторых психолого-педагогических аспектов профессиональной надёжности выпускников ВООВО Росгвардии, начиная с процесса их обучения в качестве курсантов военных институтов и заканчивая последующей служебно-профессиональной деятельностью в воинских частях и подразделениях на первичных и последующих офицерских должностях.

В рамках данной научной работы авторы планировали решить следующие задачи: провести теоретико-методологический анализ понятия «профессиональная надёжность», рассмотреть различные уровни проявления данного концепта, а также сформулировать определение профессиональной надёжности выпускников ВООВО Росгвардии и провести анализ некоторых психолого-педагогических аспектов данного явления, используя результаты социально-психологических исследований, проведённых за последние 10 лет научно-исследовательским отделом по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии.

Следует отметить, что проблема профессиональной надёжности военнослужащих нового правоохранительного ведомства, которым является Росгвардия, продолжает оставаться высоко актуальной и недостаточно исследованной. Особый интерес, на наш взгляд, представляют её психолого-педагогические аспекты и детерминанты, находящиеся в области пересечения таких разделов современной психологической науки, как: юридическая психология, психология труда, психология служебной деятельности, психология здоровья, психологическая диагностика и тестология, психология профессионального образования, психология кризисных и экстремальных ситуаций, социальная психология, психогигиена и психопрофилактика и др.

Этимологически слово «надёжность» родственно исконно русскому слову «надёжа», семантика которого выражает действие, подразумевающее некую нормативность [18, с. 307], а также «благонадёжность», подразумевающее твёрдого в надежде, несомневающегося, верного, основательного, на кого можно надеяться, положиться [4]. Аналогичное описание надёжного человека как подающего основательную надежду, демонстрирующего крепость и верность, приводится в словаре церковно-славянско- го и русского языка 1847 г. [17].

В личностно-психологическом контексте, как характеристика общей порядочности и ответственности человека, понятие «надёжность» встречается еще у Конфуция в VI в. до н.э. [5]. При этом ещё со времён античности понятие «благонадёжность» рассматривалось с позиций политической лояльности (преданности правящим кругам и группировкам). В дореволюционной России специальным циркуляром МВД (по Департаменту полиции) в 1907 г. была введена практика выдачи губернаторами и градоначальниками «удостоверений политической благонадёжности» всем физическим лицам, невзирая на чины и ранги, по месту их постоянного жительства. Оно было обязательным для получения разрешения на любое перемещение или передвижение, поступление в учебное заведение, на работу и т.д. [7]. Проводимое в это же время Н.Н. Головиным исследование деятельности и свойств человека как бойца показало неблагонадёжность завербованных наёмных солдат, что связывалось с их идейной и духовной незаинтересованностью в исходе войны [3].

Рассуждая в своих заметках ротного командира о казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках, Н.Д. Бутовский отмечает, что надёжность солдата характеризуется как свойство личности, выражающееся в выполнении установленных предписаний военной службы, основывающееся на так называемых «нравственностях», внутренней нравственности солдата, подразумевающей надёжность, усердие, упорство, исполнительность и развитие у них осмысленной «охоты к своему делу» и профессионализма, и казарменной нравственности, подразумевающей умелый подбор администрации, которая будет выявлять надёжных и ненадёжных, контролировать и исправлять последних, а также поддержание благоприятной обстановки в подразделении [2, с. 125].

Данные этимологические и историко-психоло- гические аспекты надёжности наполняют данное понятие разносторонним содержанием, позволяющим рассматривать факторы, её обусловливающие.

С точки зрения психологии труда надёжность является совокупным качеством человека, обусловленным его направленностью на профессиональную деятельность, профессиональной подготовленностью и опытом. На уровень профессиональной надёжности специалиста оказывают влияние степень развития его профессионально важных качеств и состояние функциональных систем организма [14, с. 86], а также его профессиональное здоровье. Последнее В.А. Пономаренко определил как свойство организма сохранять профессиональную надёжность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности за счёт необходимых компенсаторных и защитных механизмов [13] (физиологический аспект). Наличием связи уровня профессиональной надёжности человека с состоянием функциональных систем его организма и психики обусловлено использование понятия «функциональная надёжность» как свойство функциональных систем субъекта труда обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определённого времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности состоянии здоровья и резервов организма, уровне развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях [16].

Кроме того, в деятельностном аспекте профессиональная надёжность субъекта труда рассматривается как вероятность успешного выполнения задания, в т.ч. в условиях возможного усложнения обстановки, «сохраняемости», устойчивости оптимальных рабочих параметров индивида (В.Д. Небылицын); отсутствие ошибочных действий (В. Хаккер); работоспособность (А.И. Губинский, В.Ф. Венда и др.); обеспечение субъектом заданного (высокого) качества деятельности; уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций (Г.С. Никифоров, В.А. Бодров, В.Я. Орлов, В.Н. Дружинин, А.А. Крылов). Отсюда к сущностным критериям профессиональной надежности (по В.А. Бодрову, В.Я. Орлову) и их показателям относят: безотказность - сохранение работоспособности на протяжении заданного периода времени; своевременность - скорость выполнения профессиональных функций в ответ на возникающие задачи; безошибочность - осуществление точных и продуктивных действий, адекватных поставленной в конкретной ситуации цели; стабильность - сохранение значений выходных параметров трудового процесса на протяжении заданного периода при адекватном уровне активации человека, устойчивость - способность человека удерживать параметры деятельности и функциональную активность на уровне, обеспечивающем заданные показатели трудового процесса в сложных условиях (при воздействии экстремальных факторов среды или во внештатных ситуациях).

С другой стороны, профессиональная надёжность раскрывается через выделение личностных характеристик субъекта деятельности (личностный аспект): ответственность, честность, чувство долга, дисциплинированность (по Г.С. Никифорову), нравственность (по Е.Ю. Стрижову), порядочность (по В.А. Пономаренко), социальная, ведомственная и групповая нормативность поведения как важнейшее условие успешности профессиональной деятельности и предупреждения нарушений (по В.М. Круку), т.е. интегральная характеристика личностных качеств и особенностей, определяющих стабильность установленного нормативного поведения в определённой профессиональной деятельности и в её интересах.

По мнению В.М. Крука, понятие «надёжность» изначально характеризовало соответствующие личностно-функционально-деятельностные показатели человека и только позже пришло в технические науки и в психологию труда [8]. Именно личностный аспект проблемы профессиональной надёжности выпускника военного института Росгвардии в наибольшей степени позволяет подойти к рассмотрению и решению проблемы многообразия её психологических детерминант и предикторов в целях последующей разработки её прогностически валидных психодиагностических критериев.

Рассматривая взаимосвязь надёжности и характера, Н.Ф. Феденко установил её зависимость у военнослужащих от их отношения к окружающим и к самому себе. Поскольку к окружающим воин относится, исходя из личных взглядов и убеждений, характер с твёрдыми убеждениями является внутренней основой его надёжности. По отношению к себе характер военнослужащих исследователем был разделен на два типа: эгоистичный и альтруистичный (коллективистский). Безусловно, к категории ненадёжных и сомнительных были отнесены эгоисты [19].

Являясь интегральным свойством субъекта профессиональной деятельности и одновременно внутренне присущим его личности признаком (качеством), профессиональная надёжность раскрывает субъектно-личностное своеобразие индивидуальности специалиста, существенно определяя его отличительные особенности и в то же время характеризуя его личность.

Во всём этом многообразии определений общим понятием остается понятие деятельности (профессиональной, служебно-боевой, учебно-профессиональной и т.п.) как необходимое условие для проявления феномена профессиональной надёжности. В этой связи оценивать профессиональную надёжность выпускников военных институтов Росгвардии необходимо в контексте и по результатам их реальной профессиональной (служебно-боевой) деятельности, а сравнение ретроспективных результатов психодиагностических обследований репрезентативных полярных групп профессионально надёжных и ненадёжных выпускников в период их поступления на учёбу и обучения в институте позволяет подойти к решению проблемы разработки внешнекритериально валидных психодиагностических критериев для прогнозирования профессиональной надежности кандидатов на обучение в процессе их профессионально-психологического отбора и курсантов военных институтов в ходе психологического сопровождения их профессиональной подготовки (учебно-профессиональной деятельности), результатом которой является формирование профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [14, с. 12].

По мнению А.П. Шарухина, профессиональная надёжность как качество личности военнослужащего означает готовность к безусловному выполнению приказов и распоряжений командиров и начальников, дисциплинированное поведение; проявление инициативы и находчивости; мужественные и умелые действия по защите свободы, независимости и конституционного строя России, народа, Отечества; стойкое перенесение трудностей военной службы; соблюдение требований безопасности военной службы, мер предупреждения заболеваний, травм и поражений; повседневное повышение физической закалки и тренированности, воздержание от вредных привычек; настойчивое стремление к достижению поставленных целей; оказание товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки; высокую работоспособность и выносливость; храбрость и самоотверженность; эмоционально-волевую устойчивость и др. [20, с. 399-400].

Таким образом, под профессиональной надёжностью выпускников ВООВО ВНГ РФ мы будем понимать интегративное качество их личности, отражающее единство личностных, субъектных и индивидных свойств, обеспечивающее готовность и устойчивость выполнения профессиональных задач на требуемом уровне соответствия результатов деятельности и поведения.

По данным международной статистики, 60-80 % всех аварий и несчастных случаев на производстве, транспорте, в строительстве происходит из-за ошибок человека, большинство из которых совершается из-за преднамеренного (умышленного) нарушения хорошо известных правил, обусловленного личностными особенностями нарушителей. Внутренние же причины неумышленно совершаемых ошибок основаны на профессиональной неподготовленности и необучен- ности [6], что указывает на важность учёта и педагогического аспекта рассматриваемой проблематики.

Помимо профессиональной обученности и подготовленности, к основным компонентам профессиональной надёжности выпускников ВООВО ВНГ РФ можно отнести: осознанность выбора профессии, готовность к выполнению профессиональных задач, профессионализм в его узком понимании и др.

В контексте исследования психолого-педагогических аспектов профессиональной надёжности выпускников ВООВО ВНГ РФ авторами было проведено выборочное исследование осознанности выбора профессии курсантами, их направленности на службу в войсках и готовности к выполнению профессионально значимой деятельности (мотивационно-ценностный компонент); наличия знаний и представлений о содержании предстоящей деятельности (когнитивный компонент); умений и навыков выполнения предстоящих задач в различных ситуациях (операциональный компонент); сформированности профессиональных компетенций и профессионально важных качеств (образовательный компонент); оценки респондентами педагогических условий, способствующих или препятствующих формированию вышеуказанных качеств и свойств (организационный компонент).

Изучение данных компонентов осуществлялось на основе анализа результатов социально-психологических исследований, проведённых авторами на протяжении последних 10 лет в форме опроса курсантов, выпускников и экспертов (офицеров подразделений и кафедр) в части, касающейся предмета нашего исследования.

Данные социально-психологического изучения мотивационных приоритетов 742 курсантов-выпускников 2015 г. четырех ВООВО ВНГ РФ свидетельствуют о том, что ведущее место среди мотивов при поступлении в военный институт заняли: возможность совершенствоваться как специалисту в данной профессиональной деятельности (54 %) и возможность карьерного роста (49 %), а уже потом - возможности материального обеспечения, физического совершенствования и др. (табл. 1).

Таблица 1
Сравнительный анализ соотношения мотивационных приоритетов респондентов при поступлении в военные институты войск национальной гвардии*

* Общая сумма значений признаков превышает 100 %, так как респондентам была предоставлена возможность выбора до трёх вариантов ответов

Кроме того, за последние 10 лет была обнаружена положительная динамика количества ответов респондентов на вопрос о гипотетической возможности повторения профессионального выбора места обучения и службы. Так, 95 % выпускников 2015 г. указали, что если бы у них была такая возможность, то они скорее всего повторили бы свой профессиональный выбор, в то время как в 2009 г. положительно ответили на данный вопрос лишь 76 % выпускников (p < 0,05).

Исследования когнитивного компонента профессиональной надёжности выпускников, в качестве которого выступили знания особенностей предстоящей профессиональной деятельности, показало, что у 77 % выпускников ВООВО 2015 г. в достаточной степени сформировано представление об их будущей профессиональной деятельности. Особенно поспособствовали этому, по их мнению, личный пример офицеров подразделений воинских частей в период войсковых стажировок.

Отдельно следует отметить факт положительной динамики представлений о профессиональной деятельности у выпускников спустя год их службы на первичных офицерских должностях. Так, у 37 % респондентов выпуска 2015 г. представление о службе через год после выпуска изменилось в лучшую сторону, и только у 14 % - в худшую (p < 0,05).

Важным показателем эффективности системы подготовки офицерских кадров в военных институтах Росгвардии является процесс формирования профессиональных компетенций и развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной самореализации выпускников в качестве офицера ВНГ. Согласно исследованиям 2015 г., субъективная оценка выпускниками своих знаний, умений и навыков показывает, что они позволяют им на достаточном уровне проводить занятия по боевой подготовке, индивидуальную воспитательную работу и организовывать служебно-боевую деятельность подразделения.

Однако результаты опроса экспертов, в роли которых выступали преподаватели и офицеры подразделений, показали, что система подготовки в военных институтах Росгвардии ещё не в полной мере способствует развитию таких близких по смыслу профессионально важных качеств, как «способность брать на себя ответственность за принятие решения» и «способность самостоятельно принимать решения». Так, 44 % опрошенных преподавателей ВООВО ВНГ РФ считают, что будущие офицеры будут испытывать трудности в принятии ответственных и самостоятельных решений, а также при организации служебно-боевой деятельности подразделения в целом, что, безусловно, может негативно сказаться на их профессиональной надёжности. Данный факт подтверждают результаты социально- психологического исследования офицеров воинских частей ВНГ, выступивших в качестве экспертов при оценке степени сформированности профессионально важных качеств выпускников, прослуживших 1 год, проведённого в 2016 г.: 53 % указали на недостаточную сформированность таких качеств, как «способность самостоятельно принимать решение» и «брать на себя ответственность за его принятие».

В структуре факторов, оказывающих негативное влияние на профессиональную подготов
ленность выпускников военных институтов Росгвардии, по мнению респондентов, ведущие места заняли: перегруженность занятиями, не имеющими прямого отношения к профессиональной деятельности (отмечено 33 % курсантов и 35 % офицеров курсантских подразделений) и отсутствие возможности заниматься самостоятельно (отмечено 24 % курсантов и 12 % офицеров курсантских подразделений).

В качестве одного из факторов, оказывающих негативное влияние на формирование профессиональной надёжности выпускников и успешность их профессионального становления в первичной офицерской должности, по мнению офицеров-выпускников 2016 г., выступили: недостаточное количество занятий, имеющих практическую направленность (отмечено 36,7 % респондентов); перегруженность профессиональной подготовки занятиями, не имеющими прямого отношения к профессиональной деятельности (отмечено 32,4 % респондентов) и большой объём хозяйственных работ в ущерб учёбе (отмечено 28,9 % респондентов) (табл. 2).

Таблица 2
Основные причины и условия учебного процесса в вузе, негативно повлиявшие на успешность профессионального становления (%)*

* Сумма процентных соотношений превышает 100 % в связи с предоставленной респондентам возможностью выбора до 4-х возможных вариантов ответа

Таким образом, проведённый анализ выборочных психолого-педагогических аспектов профессиональной надёжности выпускников ВООВО ВНГ РФ позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения факторов, оказывающих на её формирование как положительное (протективное), так и отрицательное (лимитирующее) влияние. Среди них особую важность в настоящее время приобретает проблема разработки валидных и надёжных психодиагностических критериев для их оценки и прогнозирования у кандидатов и курсантов военных институтов - будущих офицеров ВНГ РФ. Начальник внутренних войск МВД СССР генерал армии И.К. Яковлев в своё время отметил: «Молодые офицеры - будущее наших войск; на их становление нельзя жалеть ни сил, ни времени» [5, с. 10].

Список литературы

1. Бодров, В. А., Орлов, В. Я. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой. - М.: Изд. Ин-та психологии РАН, 1998. - 288 с.
2. Бутовский, Н. Д. О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках (Заметки ротного командира) // Военный сборник (СПб.) - 1883. - № 1. - С. 125-138.
3. Головин, Н. Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. - СПб, 1907. - 183 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
5. Конфуций. Афоризмы мудрости : иллюстр. энцикл. изд. / под ред. В.П. Бутромеева, В.В. Бутромеева, Н.В. Бутромеева. - М.: Белый город, 2007. - 930 с.
6. Котик, М. А. О преднамеренных и непреднамеренных ошибках человека-оператора // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - С. 34-41.
7. Крук, В. М. Психология надёжности специалиста. История и современность // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Психологические науки. - 2010. - № 3. - 181-188.
8. Крук, В. М. Психология надёжности специалиста: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 1. - С. 150-158.
9. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1989. - 191 с.
10. Портнов, Сергей. Росгвардия - это закон и справедливость // На боевом посту : журнал войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2017, август. - С. 3-5.
11. Сорокин, Андрей. Росгвардия смотрит в будущее (интервью с директором Росгвардии генералом армии В.В, Золотовым) // На боевом посту : журнал войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2018, март. - С. 2-7.
12. Осадчук, О. Л. Формирование профессиональной надежности специалиста // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 1. - С. 86-88.
13. Пономаренко, В. А. Психология жизни и труда летчика. - М., Воениздат, 1992. - 224 с.
14. Пономаренко, В. А. Страна Авиация: чёрное и белое. - М.: Наука, 1995. - 412 с.
15. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - М.: Пер Сэ; Логос, 2007. - 855 с.
16. Психология / под ред. В.Н. Дружинина : учебник для гуманитарных вузов; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
17. Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка. - Т. 2. - Императорская академия наук, 1847.
18. Современные проблемы материалистической диалектики. - М.: Мысль, 1971. - 368 с.
19. Феденко, Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина : монография. - М.:ВПА, 1966. - 228 с.
20. Шарухин, А. П. Военная педагогика : учебник для военных вузов. - СПб.: Питер, 2017. - 576 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.06.2020)
Просмотров: 25 | Теги: психолого-педагогические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь