Четверг, 23.11.2017, 14:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК ОДНО ИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИИ

В.Ю.Асланян

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК ОДНО ИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ СВГУ

В статье описаны основные методологические принципы, методические требования к планированию и проведению исследований по психологии религии, а также представлены основные научные достижения и результаты исследований за девятнадцатилетний период развития тематики как одного из исследовательских направлений кафедры психологии СВГУ.

Ключевые слова: психология религии, религиозное обращение, религиозное психологическое воздействие, эмоциональная сфера верующих, социально-психологические регуляторы поведения верующих.

 

Кафедре психологии СВГУ исполняется 25 лет! Юбилей - хороший повод подвести некоторые итоги своей научной деятельности, наметить дальнейшие перспективы работы. Цель данной статьи - проанализировать развитие одного из научных направлений кафедры, а именно, психологии религии.

Первое исследование по тематике психологии религии было выполнено автором данной статьи и представлено в форме выпускной квалификационной работы в 1997 г Этот год может по праву считаться годом рождения данного исследовательского направления в СВГУ. Отрадно отметить, что работа по итогам Всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам была награждена дипломом Министерства общего и профессионального образования РФ.

Всего за девятнадцатилетний период развития тематики были защищены девять дипломных работ. Двое выпускников кафедры - специалисты в области психологии религии - впоследствии, опираясь, в том числе, на результаты исследований дипломных работ, защитили кандидатские диссертации [1; 9].

Круг исследуемых проблем традиционен для психологии религии: изучение религиозного психологического воздействия; выявление механизмов религиозного обращения; анализ эмоциональной сферы верующих, в частности, общей эмоциональной направленности; описание особенностей социально-психологических регуляторов поведения адептов. Нетрадиционным для отечественной (советской) психологии религии, развивавшейся в русле воинствующего атеизма [3; 7; 8; 10; 11 и др.], явился подход, реализованный научным коллективом. Его нетрадиционность во многом была связана с тем, что в процессе научного исследования мы полностью отказывались от обсуждения вопросов истинности или ложности системы вероучения, рассмотрения религиозности, как маргинальности или признака инфантильности человека, симптома того или иного психического расстройства и т. д. Отрицая тенденциозное отношение советской психологии религии к религии, как к «опиуму для народа», мы тем не менее пытались сохранить положительный опыт того времени [5; 6 и др.]. Более того, учесть при проведении исследований и опыт зарубежных психологов, который стал доступен широкой научной общественности в результате политических реформ 90-х гг. XX в. [4; 12-14; 16 и др.]. Дадим краткую характеристику основополагающих методологических принципов нашего подхода.

Принцип методологического нейтралитета. Данный принцип подразумевает отказ обсуждать в рамках исследования вопросы истинности или ложности существования предмета веры.

Принцип удвоения мира верующего. Согласно этому принципу верующий человек проживает свою жизнь не только в реальном, но и в сакральном времени и пространстве.

Принцип психологизма религии. Религия - это не только вера в возможность и необходимость установления непосредственных отношений между человеком и сверхъестественным объектом поклонения, но и средство воздействия на людей.

Принцип стремления к образчику религиозной личности. Религия, устанавливая взаимодействие человека со сверхъестественным миром, раскрывает характеристики объекта поклонения, а также выдвигает требования последнего к человеку. Другими словами, представления о Боге обусловливают представления о том, каким должен быть человек, вступающий во взаимодействие с Богом. Каждая система вероучения имплицитно содержит некие представления об идеальном образе верующего - образчик личности. Человек, принимая систему вероучения, стремится воплотить в себе черты этого образчика. Религиозное развитие личности есть стремление личности к этому образчику.

Принцип единства системы вероучения и культовой практики. Система вероучения включает в себя специфические для нее средства психологического воздействия (культовые текст, музыка, объекты и др.). Реализация средств в процессе коллективных богослужений, пастырского консультирования создает условия для формирования искомого образчика личности.

Принцип вариативности форм религиозности. Религиозность - состояние человека, отражающее степень влияния религиозных представлений на жизнь верующего. Поскольку степень влияния может быть разной, то и религиозность может иметь разные формы. Условно мы можем выделить как минимум три формы: высокая, средняя, низкая. Критерии религиозности, на основе которых будет производиться отбор выборки, должны соответствовать той или иной форме религиозности, так как исследователь должен понимать с какой формой религиозности он имеет дело. В противном случае, результаты будут носить общий, размытый характер и лишь отчасти отражать особенности психологии верующих.

Описанные принципы на конкретно-научном методологическом уровне нашли свое выражение в методических требованиях к планированию и проведению исследования:

Требования к исследователю: уважение религиозного выбора участника исследования; проявление искреннего интереса к его религиозному опыту; понимание того, что во многих случаях религиозное чувство - глубоко интимное переживание личности, стыдливо скрываемое из-за боязни представить его как придуманное, неподлинное; знание основ вероучения, так как основным средством описания религиозного опыта является богословский язык.

Требования к методикам. Методики исследования должны строиться по принципу наибольшей свободы исследуемого в описании своего религиозного и жизненного опыта. Это связано, с одной стороны, с тем, что содержание религиозного чувства связано с переживанием реальности сверхъестественного, которое поддается описанию только посредством специфического богословского языка. С другой стороны, - стандартизированные методы психологического описания имплицитно содержат в себе определенные представления о личности. Последние часто вступают в конфликт с религиозными представлениями о личности (образчиками, о которых мы писали выше) участника исследования, что создает серьезные трудности у верующих при заполнении бланков ответов, вплоть до отказа участвовать в исследовании.

Требования к формированию выборки. Критерии выборки должны быть направлены на отбор верующих определенной формы религиозности. Более того, они должны сочетать в себе как «социологический» (религиозность определяется через количество посещений в определенный временной интервал, например, месяц, год), так и «психологический» (религиозность определяется через значимость посещения коллективных богослужений, чтения духовной литературы и др.) аспекты.

Руководствуясь описанным методологическим подходом, мы получили следующие основные научные результаты.

Исследуя проблему религиозного обращения в нетрадиционные религиозные организации в 1990-е гг. (эмпирические данные собраны К.П. Затолокиной в рамках дипломного исследования в 2007 г.) мы выяснили, что религия выступала для человека своеобразным приемом совладания с критической ситуацией. Последняя понималась участниками исследования, как трудная жизненная ситуация, возникшая в результате экономических и социально-политических реформ. Механизм совладания, а в нашем случае и обращения, - изменение жизненных целей, приведение их в соответствие с религиозным пониманием смысла жизни.

Данные результаты позволяют по-новому осмыслить распространенное мнение о тотальном деструктивном психологическом влиянии, оказываемом нетрадиционными религиозными организациями [15].
 
При анализе эмоциональной сферы верующих мы получили данные, свидетельствующие о том, что в систему вероучения заложены представления об общей эмоциональной направленности верующего (далее - ОЭН). Эти представления могут быть рассмотрены как структурные компоненты образчика религиозной личности. Например, идеальной ОЭН православного вероисповедания соответствуют «чувственно-нейтральное состояние (бесстрастие)», «покой», «умиротворенность». Для идеальной ОЭН баптистов - «возвышенность», «взволнованность», «чувство вины», «расслабленность». Со слов респондентов именно эти состояния они испытывают после посещения коллективных богослужений (эмпирические данные собраны Е.П. Прасоловой в рамках дипломного исследования в 2003 г.).
Интересным результатом стал факт взаимосвязи уровня самооценки верующего с описанием содержательных характеристик своего актуального состояния ОЭН (эмпирические данные собраны Д.О. Просяник в рамках дипломного исследования в 2012 г.). Изначально мы предполагали, что важное значение будет иметь продолжительность пребывания верующего в лоне религиозной организации. Но, согласно полученным данным, как верующие со стажем пребывания 3-5 лет, так и со стажем более 10 лет не видят разницы в содержательных характеристиках идеального и актуального ОЭН. Важное значение здесь играет именно самооценка. По нашему мнению, отсутствие расхождений в содержательных характеристиках идеальной и актуальной ОЭН у верующих со стажем пребывания в религиозной организации более 10 лет может быть обозначено, как феномен «несвятых святых»: верующий не дифференцирует идеальное (святое) и актуальное состояние ОЭН.

Изучение социально-психологических регуляторов поведения верующих показало, что ценностные ориентации, социальные представления согласованы с интерпретациями различных явлений, зафиксированными в сакральных текстах, т. е. основаны на религиозной догматике (эмпирические данные собраны С.В. Поспеловой в рамках дипломного исследования в 2001 г). Но, при условии недостаточной осведомленности адептов в вопросах вероучения, их религиозные представления формируются под воздействием СМИ, которые далеко не всегда бывают корректны в данных вопросах (эмпирические данные собраны Ф.А. Велиевым в рамках дипломного исследования в 2012 г.).

Важнейший научный результат был получен при изучении религиозного психологического воздействия. Отсутствие методического обеспечения судебно-психологи- ческих экспертиз в отношении деятельности религиозных организаций привело нас к необходимости построения методики, позволяющей экспертам диагносцировать возможные деструктивные последствия психологического воздействия.

Для этого, во-первых, было необходимо выстроить некий алгоритм, методический подход к построению данной методики, включающий в себя: типологию возможных последствий психологического воздействия и критерии их оценки. Во-вторых, выделить показатели возможных деструктивных последствий.

При реализации данного замысла еще на стадии теоретического обзора стало ясно, что в психологии существует ряд теоретико- методологических проблем (фрагментарность разработки понятия «психологическое воздействие», отсутствие описания схемы включения психологического воздействия в макроструктуру деятельности, отсутствие интегрального критерия оценки последствий психологического воздействия и др.), без решения которых невозможно достигнуть цели построения методики. В этой связи, первоначально задуманная цель стала нам представляться уже как стратегическая. Тактической же целью стала выступать разработка методического подхода. Именно эта тактическая цель и определила вектор исследования религиозного психологического воздействия в течение нескольких лет.

В основе предложенного нами подхода лежит типология последствий психологического воздействия служителей религиозных культов, включающая наличие, как деструктивных, так и конструктивных последствий. Если деструктивные последствия психологического воздействия определяются, как разрушающие сложившиеся типичные для личности психологические регуляторы активности и, как следствие, - ее целостность, самостоятельность, то конструктивные проявляются в формировании новых или реорганизации прежних психологических регуляторов активности личности, способствующих ее целостности, автономности, созидательности.
 
Критерием оценки последствий психологического воздействия является изменение выраженности отраженной субъектности адептов. Деструктивные последствия будут проявляться в снижении отраженной субъектности в форме унификации личностей адептов. Высокая практическая значимость данного критерия заключается в том, что его применение возможно даже в «затрудненных» условиях исследования воздейственной практики служителей деструктивных религиозных культов.

В процессе эмпирических исследований было доказано, что в роли показателей деструктивных последствий психологического воздействия в коллективном богослужении будут выступать: средства воздействия на анализаторы, направленные на формирование гипнозоподобных измененных состояний сознания; частые коллективные богослужения, в процессе которых используются средства внешнего психологического воздействия; запрет на исповедь при отсутствии альтернативной формы религиозного утешения.

В настоящее время, по оценкам экспертов, страна переживает вторую волну распространения деструктивных религиозных организаций, возрастает активность международных групп этнорелигиозной террористической направленности. Взаимодействуя с нашими коллегами в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Пермь), мы получаем подтверждение адекватности предложенных нами критериев и показателей деструктивности.

Особо стоит отметить, что результаты научных исследований внедрены в практику взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями (в рамках деятельности Комиссии по вопросам религиозных объединений при губернаторе Магаданской области), к ним в своей деятельности обращается Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при управлении Министерства юстиции РФ по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.

Размышления над дальнейшей судьбой исследовательского направления развития привели нас к мысли о необходимости переориентации внимания с изучения отдельных частных научных проблем (здесь у нас уже накоплен достаточно большой опыт) на построение психологической концепции формирования индивидуальной религиозности человека в современных условиях.

В заключение статьи хотелось бы вспомнить своих учителей, ушедших из жизни, но всегда веривших в необходимость развития данного направления и мои способности его реализовать - М.М. Этлису, профессорам Ю.К. Стрелкову и Т.С. Кабаченко.

Библиографический список

1. Асланян В.Ю. Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами- психологами : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.Ю. Асланян. - М., 2009. - 25 с.
2. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий / Е.Г. Балагушкин. - М. : МГУ, 1984. - 288 с.
3. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания / Ю.Ф. Борунков. - М., 1976. - 176 с.
4. Джемс В. Многообразие религиозного опыта / В. Джемс. - СПб. : Андреев и сыновья, 1992. - 418 с.
5. Добреньков В.И. Методологические вопросы исследования религии / В.И. Добреньков, А.А. Радугин. - М. : МГУ, 1989. - 137 с.
6. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность : философско-социологические очерки / Л.Н. Митрохин. - СПб. : Рус. Христиан. гуманитар. ин-т, 1997. - 480 с.
7. Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли / К.К. Платонов. - М. : Политиздат, 1967. - 239 с.
8. Попова М.А. Критика психологической апологии религии (современная американская психология религии) / М.А. Попова. - М. : Мысль, 1972. - 200 с.
9. Поспелова С.В. Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С.В. Поспелова. - М., 2005. - 19 с.
10. Розов А.И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира / А.И. Розов // Вопр. философии. - 1987. - № 2. - С. 118-127.
11. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угри- нович. - М. : Политиздат, 1986. - 352 с.
12. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. - СПб. : Речь, 2000. - 286 с.
13. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд. - М. : ЭКСМО-ПРЕСС ; Фолио, 1999. - С. 861-914. - (Антология мысли).
14. Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм. - М. : Политиздат, 1990. - 47 с.
15. Хассен С. Освобождение от психологического насилия / С. Хассен. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 400 с.
16. Юнг К. О психологии бессознательного / К. Юнг // Психология бессознательного : сб. статей. - М., 1994. - С. 51-64.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. - № 26. - Магадан : СВГУ, 2016.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (02.09.2017)
Просмотров: 52 | Теги: религия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь