Понедельник, 22.01.2018, 00:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

О.В.Люсова, доцент, кандидат психологических наук

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются изменения, сопровождающие воспитание ребенка- инвалида в семье. Выделяются уровни качественных изменений семьи ребенка с особыми возможностями здоровья, основные фазы родительского кризиса, группы родителей по преобладающим у них особенностям личностных изменений, характерные особенности семьи особого ребенка. На основании вышеизложенного предпринята попытка разработки программы психологического сопровождения родителей детей- инвалидов.

Ключевые слова: дети с особыми возможностями здоровья; психологическое сопровождение; психологическая поддержка; личностные особенности.


В настоящее время общество требует от науки и практики изучения семей, имеющих ребенка с особыми возможностями здоровья, и разработки мер помощи такой семье. Сам по себе ребенок с ограниченными возможностями здоровья, в силу имеющихся различных симптомов, не может быть социализирован в общество сам по себе, отдельно от того микросоциума, которым он окружен с самого рождения. Потому так важна интеграция в общество всей семьи ребенка-инвалида в целом.

Существует несколько уровней проявления качественных изменений в таких семьях: психологический, социальный, соматический.

1. Психологический уровень. Факт рождения ребенка с особыми возможностями здоровья может быть воспринят его родителями как большая драма. Появления у них ребенка-инвалида является серьезным стрессом. Такой стресс характеризуется хроническим характером и может деформировать психику мамы и папы, что может послужить условием кризисных изменения всей жизни семьи, устоявшихся стереотипов поведения и мировоззрения. Надежды, возложенные на появление наследника, продолжателя рода, рушатся. Выработка новых жизненных взглядов, ценностей может занять достаточно длительное время. Причиной тому могут быть психологические особенности личности самих родителей (толерантность к рождению особого ребенка); особенности нарушений у ребенка; отношение общества к такой семье и ребенку.

Семья с ребенком с ОВЗ находится в постоянной психотравмирующей ситуации. По данным некоторых исследований [7; 9], диагноз серьезных нарушениях психики ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные реакции, явные и неявные попытки суицида, истерические расстройства. Далее длительное стрессовое переживание приводит к появлению разных психосоматических нарушений. Затем это переживание усиливается: появляются другие проблемы и заботы, которые связаны с растущим ребенком, возрастает и тревога.

Рождение, воспитание, обучение, общение с особым ребенком является длительно воздействующим хроническим стрессором, который требует от психики матери максимального напряжения, она по этой причине может быть предрасположена к развитию различных форм нервно-психической патологии. Вся семья ребенка с отклонениями посвящает себя симптому, мать и отец обычно отрицают свои проблемы, перемещая акцент на воспитание ребенка. Это может помочь родителям объединиться для переживания кризисных состояний и сплотить их. Ребенок является центром объединения и таким образом может помочь уйти от обсуждения личных проблем и супружеских отношений. Любая семья, воспитывающая ребенка с нарушениями, переживает хронический стресс (S. Harris, M. Power, 1989). В некоторых исследованиях акцентируется семейная согласованность родителей. Здесь очень важны установки на события, связанные с аномальным ребенком, на «особые» нужды ребенка, перспективы. Иногда родители относятся к болезни ребенка как к проклятию для всей семьи, обвиняют во всем только себя.

Такому стрессу чаще подвержены матери, испытывающие жесткое ограничение личной свободы и времени и проявляющие неадекватно низкую самооценку из-за недостаточно хорошо выполняемой материнской роли. Хронический стресс вызывает различного рода психические отклонения у матери: депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность. Отцы, как правило, уходят от каждодневного стресса, более увлечены работой, но и они испытывают чувство вины и утраты, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. На них ложатся особые материальные тяготы, связанные с развитием, воспитанием, обучением, лечением «особого» ребенка, которые обещают быть практически пожизненными.

2. Социальный уровень. Семья ребенка с ОВЗ становится закрытой, малообщительной, очень избирательной в контактах с другими людьми. Она замыкается и минимизирует общение с родственниками из-за нарушений «особого» ребенка, а также из-за личностных установок родителей.

Матери детей с ОВЗ часто не работают по полученной специальности, чтобы постоянно быть вместе с ребенком, но могут выбрать дистанционную работу или ту, которая позволяет иметь очень гибкий график. Рождение «особого» ребенка деформирует взаимоотношения между супругами. В 32% случаев, по исследованиям В.В. Ткачевой [7; 9], такие браки распадаются. В редких случаях подобные трудности сплачивают семью. По данным Р.Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с «особым» ребенком разошлись из-за взаимных претензий матери и отца в ответственности за рождение аномального ребенка.

3. Соматический уровень. Психологические переживания матери ребенка с ОВЗ являются запороговыми, что вызывает соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства.

Психотравмирующая ситуация рождения больного ребенка рассматривается Р.Ф. Майрамяном, как трогающая «важные для матери ценности» и фрустрирующая ее потребности как личности. У таких матерей преобладают аффективные расстройства.

Семья ребенка с ОВЗ переживает целую серию кризисов, вызванных как субъективными, так и объективными факторами. Субъективно эти состояния описываются как смена взлетов и более глубоких падений. Семьи с большей социальной и психологической поддержкой переживают эти кризисы легче.

По данным исследований О.К. Агавеляна [10], рождение ребенка с нарушениями развития всегда вызывает родительский кризис, который проходит через четыре фазы:

1. Первая фаза проявляется в состоянии растерянности, беспомощности, страха.

2. Вторая фаза - отрицание, играющее роль защиты.

3. Третья фаза - депрессивное состояние, имеет название «хроническая печаль». Это состояние - результат постоянного удовлетворения потребностей ребенка, независимо от приложенных усилий, отсутствия у него позитивной динамики, низкой социализируемости его дефекта, непрекращающегося хронического стресса, переживания чувства вины.

4. Четвертая фаза - уменьшается печаль, происходит принятие ситуации, появляется готовность решать проблемы, нацеливаясь на будущее как своего ребенка, так и свое личное будущее. Мать и отец начинают правильно оценивать ситуацию.

По преобладающим личностным характеристикам родителей можно условно разделить их на несколько групп:

1. Наиболее многочисленная среди родителей детей с ОВЗ группа импульсивных, эмоциональных, отличающихся нетерпимостью, способных рисковать, обладающих высоким уровнем притязаний. Такие родители не принимают ситуацию, связанную с рождением особого ребенка, как трагическую. В кризисных ситуациях проявляют себя активно, но активно протестуют против непреодолимости самой ситуации. Ищут нестереотипные способы решения проблем их особого ребенка, лучших врачей, экстрасенсов, «травников» и народных целителей. Тратят себя на поиски лучших педагогов, психологов, врачей, логопедов. Они отрицают собственную бесперспективность, но из-за этого иногда демонстрируют неадекватные формы поведения. Их могут раздражать недостатки своего ребенка (отсутствие аккуратности, не владение навыками самообслуживания, наличие стереотипов и т.д.), в результате может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

2. Вторая группа представлена пессимистическими лицами. Они переживают неразрешимость как собственных проблем, так и проблем детей. Любая проблема воспринимается как безвыходная. Депрессивные состояния практически не прекращаются. Повышенное чувство вины перед «особым» ребенком лишает таких матерей активности и возможности изменить деформированные взаимоотношения, между семьей и обществом возрастает барьер.

3. Родители характеризуются сверхконтролем. Их отличает высочайший контроль своего поведения, а также соблюдение установленных требований и правил. Их
волнуют проблемы собственного самочувствия, межличностных отношений, здоровья, и, конечно, проблемы ребенка. Такие родители часто объединяют вокруг себя родителей с подобными проблемами благодаря своей гиперсоциальности.

4. Тревожные родители Их характеристики: высокая чувствительность и конформность, повышенная чувствительность к опасности. Им не хватает душевной гармонии с близкими людьми. Такие матери отличаются тесным эмоциональным контактом со своими «особыми» детьми. Они предрасположены к внутренней эмоциональной напряженности, к заниженной самооценке, чувству собственного несовершенства.

Родителей с преобладающими ригидными тенденциями отличает устойчивость позиций, интересов и личностных установок. Для них характерно выраженное чувство соперничества в межличностных отношениях. Они стремятся к доминирующей позиции, в высокой эмоциональной захваченности «доминирующей идеей», а также в «застревании» в некоторых случаях на негативных эмоциях и переживаниях, связанных с трудностью реализации этой доминирующей идеи. Они тратят много сил и средств, стремясь осуществлять свою цель; у них проявляется потребность в правдоискательстве и в установлении истинных виновников происшедшего.
Субъективное восприятие времени носит негативный эмоциональный характер. Наиболее негативно воспринимается прошлое из-за известия об аномалии ребенка и эмоционального шока. Настоящее воспринимается негативно из-за хронической депрессии. Будущее выглядит более оптимистично.

Таким образом, члены семьи, воспитывающей «особого» ребенка, имеют личностные и эмоциональные трудности. Очевидно, что такая семья нуждается в специально организованной работе, направленной на всю семью в целом.

Мы определили характерные проблемы семьи «особого» ребенка, которые необходимо решать в настоящее время:

1. Семья находится в условиях постоянной психотравматической ситуации.

2. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, становится малообщительной, избирательной в контактах.

3. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку. Некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей.

4. Недостаточность научных, методических и технологических материалов, обеспечивающих процесс сопровождения: отсутствие на сегодняшний день общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности; недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого- педагогического сопровождения.

Целью психологической работы с родителями становится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком. Задачами психологической работы с родителями «особых» детей являются:
• Формирование навыков эмоциональной саморегуляции.
• Содействие социальной активности родителей «особого» ребенка.
• Психологическое просвещение родителей в вопросах психолого- педагогического развития детей.
• Отработка навыков преобразования проблем детей в их навыки и умения в рамках методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения.

Для обеспечения психологического сопровождения родителей детей с ОВЗ нами разработан комплекс занятий, объединенных в программу родительского клуба. Занятия клуба проходят 1 раз в неделю, продолжительность каждой встречи - 60 минут. Работа клуба имеет три направления (табл. 1).

Методы работы
• В начале работы использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. Родителей посвящали в суть работы, предлагали заполнить анкеты, отражающие их ожидания от занятий. Применяются методы компьютерной обработки информации.
• Используются методы интенсивного обучения группы родителей - семинары- тренинги.
• В процессе реализации психотерапевтического аспекта работы преобладают современные креативные методы (арттерапия, игротерапия, имаготерапия, музыкотерапия, метафорические ассоциативные карты, релаксационный практикум и пр.).
• Для обобщения и систематизации полученного опыта мы используем методы обобщения и систематизации, описание полученных результатов (публикации в прессе, распространение информации в сети Интернет).

Таблица 1
Направления психологического сопровождения родителей с ОВЗ

Таким образом, комплексно используются теоретические, диагностические и экспериментальные методы.

Таблица 2
Рабочий план реализации психологического сопровождения родителей детей с ОВЗ

Занятия проходят один раз в неделю. Они помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить интуитивные знания о нем научными разработками, знаниями специальной психологии и педагогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачиваются друг с другом, находят себе единомышленников, проявляют свое творческое созидательное начало.

Формами работы с родителями «особого» ребенка являются: образовательные семинары с элементами тренинга; публикации опыта воспитания ребенка в семье.

Ожидаемыми результатами реализации сопровождения родителей детей с ОВЗ будут являться:
1. Повышение эмоциональной устойчивости родителей.
2. Знания об особенностях развития детей с особыми образовательными потребностями.
3. Формирование навыков превращения проблем детей в их навыки и умения.
4. Изменение отношения к болезни ребенка.
5. Формирование навыков саморегуляции.

Таблица 3
Оценка результатов сопровождения родителей детей с ОВЗ

В долгосрочной перспективе выполнение и распространение программы будет способствовать интеграции семей «особых» детей в общество, вызовет общественный резонанс, подготовит общество к обучению и воспитанию «особых» детей в обычных детских садах и школах, привлечет внимание к проблемам семей «особых» детей представителей власти.

Литература

1. Агулина С.В., Бурцева И.В. Технология разработки программ по подготовке родителей детей ОВЗ к тьюторскому сопровождению ребёнка // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 101-102.
2. Гузева М.В. Работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной науки: материалы XXIII Международной научно-практической конференции (29 апреля, 2014 г.) / науч. ред. И.А. Рудакова. - М.: Спутник+, 2014. - С. 83-85.
3. Зикратов В.В., Гордеева Л.Н. Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в развитии родительских установок // Наука и образование: новое время. -2016. - № 2 (13). - С. 702-707.
4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Образование и наука. -2017. - Т. 19, № 1. - С. 146-164.
5. Куликова Е.А., Блинов Л.В. Внедрение технологии в практику родителей к взаимодействию с детьми с ОВЗ // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6, № 2 (19). - С. 156-158.
6. Максимова Е.И. К вопросу о психологии отношения родителей детей с ОВЗ к причинам рождения такого ребёнка в семье // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXIII международной научно-практической конференции. - М., 2015. - С. 303-305.
7. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 25-34.
8. Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 155.
9. Тютюник Т.Н., Блохина Ю.А. Повышения уровня психологической компетенции родителей детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения // Научно- методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч. - М., 2017. - С. 154-156.
10. Шведчикова Ю.С. Технологии поиска ресурсов для актуализации возможностей в работе с родителями, имеющими детей с ОВЗ // Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ). - Пермь: ПГГПУ, 2017. - С. 262-264.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 3 (21) - 2017

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (05.01.2018)
Просмотров: 27 | Теги: психологическое сопровождение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь