Вторник, 06.12.2016, 05:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Психологические особенности потерпевших при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми (аналитический обзор). Часть 2

Психологические особенности потерпевших при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми (аналитический обзор). Часть 2.

Предыдущая страница

Проведение допроса с потерпевшими. Особенности тактики допроса.

При допросе потерпевших следует тщательно готовиться к данному следственному действию. С психологической точки зрения необходимо постараться предусмотреть все возможные варианты их дальнейшего поведения. Следует разъяснить их права и обязанности. Особое внимание нужно обратить на то, что им гарантировано право на неразглашение дискредитирующей их информации и право на защиту. Полезно также разъяснить задержанным возможность в соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК РФ освобождения их от ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные под влиянием торговцев людьми или в экстремальной ситуации, но при условии сотрудничества со следствием. Акцент должен быть сделан на содействие следствию со стороны допрашиваемого в выявлении организаторов и активных членов преступной группы.

Общие условия допроса пострадавших от торговли людьми аналогичны условиям допроса по другим преступлениям, где потерпевший подвергался физическому и психическому насилию. Прежде всего, крайне непродуктивны формальный подход и авторитарная позиция следователя. Важна окружающая обстановка при проведении данного следственного действия, условия допроса должны обеспечивать доверие и сотрудничество со следователем. Чем более комфортными являются условия допроса и атмосфера общения со следователем, тем выше шанс получить признательные показания и подробные сведения о механизме преступной деятельности.

Если позволяют обстоятельства (особенно если требует пострадавший), допрос следует проводить в нейтральном месте в присутствии адвоката, доверенного лица, специалиста-психолога. Опрос пострадавших от торговли людьми показал, что 90% ответивших на вопросы анкеты в качестве фактора, способствующего их сотрудничеству со следствием, назвали наличие специалиста-психолога, психологической помощи. В определенных ситуациях проводящий допрос сотрудник должен быть того же пола, что и жертва.

Вовлеченность в процесс торговли людьми и использование рабского труда оказывает значительное психотравмирующее влияние на жертву. От потерпевшего важно получить показания о подробностях эксплуатации. Во избежание дополнительной травматизации и ухода потерпевшего от сотрудничества, связанного с нежеланием переживать неприятные воспоминания, не следует в процессе допросов неоднократно акцентировать внимание на сценах насилия и унижения жертвы. Около 50 % опрошенных назвали в качестве одной из причин отказа сотрудничать со следственными органами нежелание повторных переживаний о случившихся фактах насилия.

Поведение членов следственно-оперативной группы должно быть демонстративно нетерпимым к преступникам. Сотрудникам правоохранительных органов следует предоставлять потерпевшим дополнительную доказательственную информацию о торговцах людьми и лицах, которые непосредственно осуществляли их эксплуатацию. Во время работы с потерпевшими необходимо учитывать, что они часто нуждаются в гарантии безопасности их самих и близких. (Эти факторы отметило также подавляющее число анкетируемых, как исключительно важные для них). Поэтому официальные представители власти, сотрудники органов внутренних дел не должны производить на пострадавших впечатление людей, умаляющих риск и равнодушных к угрозам их безопасности. При этом не следует демонстрировать неуверенность и преувеличенную опасность, угрожающую потерпевшему, что может вызвать впечатление о неспособности его защитить потерпевшего. Следует проинформировать, что в соответствии с Законом РФ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» можно рассчитывать на защиту, как самого человека, так и его семьи от преступных посягательств со стороны торговцев людьми.

Многие из потерпевших не хотели бы снова лицом к лицу встречаться с людьми, которые издевались над ними и теперь вызывают у них страх. Поэтому заранее необходимо объяснить, что в соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК РФ предъявление для опознания может быть проведено в условиях, когда опознаваемый не будет видеть пострадавшего.

Особо следует учитывать обеспокоенность жертв возможностью огласки информации об их эксплуатации, в том числе и в средствах массовой информации. Они чаще всего не готовы говорить на эту тему (тем более сразу после выхода из ситуации эксплуатации и до оказания специализированной психолого-консультационной помощи) и хотят точно знать до какого предела им придется обнародовать это на публике и особенно если это предстоит делать в присутствии своих родственников и знакомых. В этой связи следует дополнительно разъяснить освобожденным или задержанным их права и обязанности, обратив особое внимание на то, что им гарантировано право на неразглашение дискредитирующей их информации и право на защиту. А в дальнейшем принимать все меры для соблюдения этих прав.

Сложность заключается и в том, что, несмотря на вышесказанное, следователю необходима подробная информация от потерпевшего о болезненных и зачастую очень личных (интимных) событиях. Форма постановки вопросов, манера их задавать в таких ситуациях имеет решающее значение. Одним из возможных тактических приемов может быть предложение допрашиваемому записать часть своих показаний собственноручно, с формулированием уточняющих вопросов по ходу изложения.

В тех случаях, когда потерпевший столкнулся в прошлом с пренебрежением правоохранительных органов, консульских или миграционных служб, следует предпринять дополнительные усилия по налаживанию необходимого взаимопонимания. Для этого очень важно следователю быть открытым и честным по отношению к потерпевшему на протяжении всего предварительного следствия. Многие из опрошенных нами отметили в качестве важного момента предпочтительность того, чтобы их дело по возможности вел один следователь после установления с ним рабочего взаимопонимания и получения им согласия со стороны потерпевшего на сотрудничество.

При анкетировании многие из жертв торговли людьми и использования рабского труда, согласившиеся оказать содействие следствию, в качестве важного мотива назвали желание спасти других от подобной участи. Поэтому следует особо подчеркнуть важность их показаний, которые будут способствовать сохранению здоровья (а возможно и жизни) других жертв.

Изначально допрос должен быть нацелен на выявление основных пунктов версии жертвы, способа совершения преступления на каждой из трех стадий: а) вербовка и вывоз; б) перевозка; в) прием и эксплуатация.

Вопросы должны быть адаптированы к каждой из стадий (вывоз, транзит и ввоз) таким образом, чтобы отражать различные обстоятельства и факты, связанные с доказательствами, интерес к которым, по всей вероятности, должен возникнуть.

При этом рекомендуется сначала выслушать полную версию потерпевшего, а затем дополнительно выяснить специфические подробности, касающиеся основных составляющих способа подготовки, совершения и сокрытия данного вида преступления: технология рекламы по завлечению, процедура вербовка жертвы, организация использования помещений для укрытия и эксплуатации, способы транспортировки, организация связи между участниками преступной деятельности,  финансирование и непосредственная эксплуатация жертв торговли людьми и использования рабского труда. [1]

В рамках этих составляющих необходимо акцентировать внимание жертвы на как можно большее количество фактических данных вместе с любыми сведениями о потенциальных свидетелях, которые в свою очередь должны быть в последующем по возможности подтверждены.

Поскольку торговля людьми – это тяжелое преступление против физических, психологических и человеческих прав человека, важно получить от жертвы субъективные подробности, касающиеся влияния, которое оказало на нее такое противоправное деяние. Обязательно должны быть отражены объяснения жертвы по поводу физического и психологического ущерба, нанесенного ей совокупностью преступлений, инкриминируемых подозреваемым (обвиняемым) лицам.

Информация о влиянии преступлений должна включать в себя подробности реакции пострадавшей стороны на само преступление, а также на насилие, обман, порабощение и эксплуатацию. Кроме того, необходимо сделать акцент на следующие виды влияния торговли людьми на жертву: влияние на качество ее жизни после совершения преступления; на уровень страха за себя и своих близких; на способность после освобождения вести свою жизнь свободно; на ощущение чувства собственного достоинства.

В ходе допроса следует разграничить, какие из принудительных мер применялись субъектами преступной деятельности на территории страны отправления, а какие за ее пределами. Важно добиться, чтобы допрашиваемый указал данные субъектов, которые в этом участвовали, назвал их имена, клички, дал описание признаков внешности, которые позже можно будет документально зафиксировать. При этом акцент должен быть сделан на выявление организаторов и активных членов преступной группы.

Вопросы следователя могут быть:

- открытые, позволяющие изложить имевшее место событие без внушения психологического давления (например, «Расскажите, каким образом вас завербовали?», «В каких условиях вы содержались?);

- уточняющие, которые позволяют получить дополнительную информацию об отдельных важных моментах дела (например, «Сколько человек жило в помещении вместе с вами?», «Кто сопровождал вас в поездке?», «Кто вас избивал и где»).

Уточняющие вопросы не должны казаться допрашиваемому лицу лишними, задаваемыми из любопытства. Поэтому в определенных ситуациях возможно подчеркивать значимость сообщаемого, произносить фразы типа «Это очень важно. Может быть, вы вспомните еще какие-нибудь детали?».

Следует избегать сложных вопросов, на которые пострадавшее лицо должно давать несколько ответов, что зачастую представляется затруднительным. Также неправильно задавать наводящие вопросы, предполагающие определенный ответ (например, «Вы согласны с тем, что избивать вас мог только Н.?», «Вас отправили рейсом …, не так ли?»).

Общие рекомендации при общении с жертвой торговли людьми при расследовании преступлений данного вида.

На начальном этапе расследования возможно различное поведение пострадавших:

-полное согласие на сотрудничество и свидетельствование против торговцев людьми (встречается, по многим причинам, достаточно редко);

-согласие предоставить информацию, но отказ от формальных свидетельских показаний и процедур;

-полный отказ от сотрудничества (наиболее частое явление)

Чаще всего жертва торговли людьми, которая появляется в поле зрения сотрудников правоохранительных органов, по крайней мере, на начальном этапе, напугана, растеряна, травмирована (физически или ментально) и находится в стрессовом состоянии. Отмечаются также проявления агрессии и частое нежелание сотрудничать со следователем, выражающееся в нечестности, отказе отвечать на вопросы, предоставлении недостоверной информации, грубости и т.п.

В этих условиях необходимость действовать в полном соответствии с законом и принципами прав человека предъявляют серьезные требования к профессиональным и личностным качествам следователя. Отказ пострадавшего сотрудничать может быть свидетельством того, что он (или она) в действительности не является жертвой преступления и стремится скрыть свои собственные правонарушения, а может быть, наоборот, свидетельством того, что данный человек в действительности является потерпевшим от торговли людьми и боится быть откровенным из-за общей запуганности в прошлом или наличия угроз причинения вреда в случае обращения в милицию.

Пострадавшие от торговли людьми часто по разным причинам (из страха, правовой неграмотности, из бедности и желания продолжать работать, хотя бы и в условиях эксплуатации и т.п.) не признают себя таковыми.

Если человек заявляет о том, что он (она) является пострадавшим от торговли людьми, то до результатов соответствующей проверки сотрудник обязан обращаться с ним как с таковым. То есть провести оценку риска, принять необходимые меры по обеспечению безопасности, в частности обеспечить необходимую медицинскую и психологическую помощь, не допускать криминализации пострадавшего за другие правонарушения.

Поскольку лицо, с которым ведется определенная работа, может все-таки отказаться от сотрудничества со следствием, что часто и происходит, необходимо разрабатывать «упреждающие» методики следственных действий, основывающиеся на оперативных данных, которые гарантируют выявление, расследование и судебное разбирательство случаев торговли людьми без опоры на свидетельские показания потерпевшего.

Важно установить непосредственный психологический контакт с предполагаемыми жертвами, то есть, иметь возможность переговорить с ними с глазу на глаз в максимально благоприятной обстановке. Невербальное общение помогает выявить эмоции и чувства, особенно когда идет речь о деликатных вещах, связанными с условиями эксплуатации. Утвердительные кивки головой, мимика лица, жестикуляция, положение тела – все это помогает установить контакт, более точно понять, что тревожит человека и что недосказано, выявить возможные риски для их жизни, психического и физического здоровья. Необходимо также иметь в виду, что данный разговор может представлять опасность для психологического благополучия пострадавшего лица, поскольку воспоминания о пережитых страданиях могут способствовать возвращению в нестабильное эмоциональное состояние. Во время опроса у пострадавших могут проявиться симптомы психологических  травм, такие как головные боли, апатия, чувство беспомощности, проблемы с концентрацией внимания, гиперболизированное чувство вины, расстройство восприятия времени, раздвоение личности, неадекватное  поведение, отрицание фактов насилия или их недооценка.

Пострадавшие, как правило, умалчивают о некоторых деталях произошедшего, но это может иметь важное значение для дела. В таких случаях, необходимо с максимальной корректностью задать дополнительные вопросы и уточнить то, о чем потерпевший забыл. Затрагивая тему условий эксплуатации, не следует задавать вопросов, направленных на получение эмоциональных ответов. Нужно быть готовым с определенным сочувствием отреагировать на пережитые страдания потерпевшего. Если это уместно, подчеркните сильные стороны в поведении и характере пострадавшего. Следует демонстрировать в целом общее доверие к словам собеседника, даже не смотря на возможные странности. Но если он все же не хочет вспоминать о каких-то моментах, то лучше не очень сильно настаивать и возвратиться к этому позже.

Разговор должен быть основан на уважении взглядов, достоинства человека и с учетом основных этических принципов. Стоит избегать излишнего употребления юридических и других профессиональных терминов, которые могут быть не понятны для него, и создать дополнительный барьер общения.

Для установления продуктивного контакта с потерпевшим полезно использовать ту же манеру и тональность во время разговора, которую проявляет данное лицо. Следователю необходимо изучать его реакции во время коротких пауз в разговоре, но не затягивать возникающие паузы, которые могут вызвать неловкость. В большинстве случаев полезно поддерживать визуальный контакт с человеком. Это расположит его к открытому и искреннему диалогу.

Следует проинформировать, что достоверная и полная информация поможет наказать виновных, убережет от появления новых жертв.

Но, к сожалению, многие пострадавшие не надеются на справедливое разрешение вопроса, а тем более на изменение жизненной ситуации, толкнувшей их на рискованное поведение (и приведшее в ситуацию рабства), поэтому не видят смысла в сотрудничестве с официальными структурами, что блокирует воздействие на них каких-либо аргументов. Таким образом, сотрудничество жертв торговли людьми и использования рабского труда тесно соприкасается с вопросами обеспечения безопасности данной категории лиц и перспектив их дальнейшей реинтеграции в общество (социальной адаптации).

Основные принципы обращения с пострадавшими от торговли людьми.

Необходимо учитывать важность основных принципов, от которых зависит успешность построения отношений сотрудничества с пострадавшими:

- пострадавшие от торговли людьми должны рассматриваться как жертвы серьезного преступления, и необходимо избегать их ревиктимизации и криминализации представителями правоохранительных органов;

- безопасность пострадавших от торговли людьми и их близких на протяжении всего следственного процесса должна быть важным приоритетом правоохранительных органов. Физическая безопасность, экстренная медицинская и психологическая помощь должны обеспечиваться независимо от согласия человека сотрудничать со следствием;

- следователь должен отслеживать состояние потерпевшего и проводить оценку риска его безопасности и безопасности его близких на всех стадиях следствия и судебного разбирательства, а также после их завершения (в том случае если человек давал показания в суде);

- следователю следует честно и открыто информировать потерпевшего о риске и ответственности, связанными с тем или иным решением, которое он должен принять (о даче свидетельских показаний и т.п.);

- полезно иметь контактную информацию специалистов государственных, негосударственных и международных организаций, с которыми сотрудники правоохранительных органов могут связываться в процессе следствия, и куда они могут направить потерпевшего от торговли людьми для консультации или помощи.

Основные правила обращения с потерпевшим, который согласен давать свидетельские показания против торговцев людьми:

1. Необходимо дать человеку время для взвешенного и осмысленного решения о согласии сотрудничать со следствием. Давление на пострадавшего со стороны правоохранительных органов чаще всего не продуктивно. Следователю рекомендуется по возможности предоставить полную информацию о том, какие данные потребуются в процессе расследования данного уголовного дела.

2. Необходимо учитывать, что в процессе дачи показаний потерпевший вынужден мысленно возвращаться к страшному прошлому, что, несомненно, психологически травмирует его. Человек может испытывать посттравматический стресс. К тому же многие обстоятельства подобных дел (особенно в случае сексуальной эксплуатации) носят глубоко личный характер. Поэтому от следователя и других сотрудников правоохранительных органов требуется специальная подготовка, особая нравственная позиция и терпимость, умение создать климат доверия.

3. Изучение позволило выявить основные условия, положительно влияющие на решение потерпевших о сотрудничестве с правоохранительными органами:

- личная безопасность и безопасность своих близких;

- наличие легального статуса в стране пребывания;

- дистанцированность от обвиняемых (возможность аудио- и видео- свидетельств, дача показаний без демонстрации лица);

- сохранение конфиденциальности персональных данных (особенно в случае эксплуатации в проституции).

4. В процессе следствия и судебного разбирательства полезно бывает обеспечить возможность присутствия независимого консультанта (психолога, человека, которому потерпевший доверяет), который может советовать и помогать ему справляться со сложными психологическими ситуациями.

5. Следует обеспечить возможность свидетельствования через аудио- и видеозапись, показаний за ширмой и т.п.; гарантировать что не придется давать показания в присутствии или на виду у подозреваемого. При желании потерпевший должен быть уверен, что на всех этапах следствия и судебного разбирательства он не встретится лично с подозреваемым.

6. Необходимо более тщательное рассмотрение рисков для безопасности дающего показания пострадавшего в связи с повышенной опасностью влияния на него со стороны организованных преступных группировок и принятие соответствующих мер, гарантирующих безопасность.

7. Необходимо обеспечить потерпевшему легальный статус для пребывания и работы в стране и полностью информировать его о дальнейшей процедуре (будет ли ему позволено оставаться в стране до конца судебного процесса или после него;  будет ли он репатриирован в свою страну и вызван для дачи показаний в суде и т.п.).

8. Принятие мер защиты персональных данных.

Сегодня российское законодательство пока еще не представляет достаточных гарантий безопасности для пострадавших, признанных жертвами торговли людьми.

Данное положение дел нужно учитывать при разговоре с потерпевшими и организации следственных действий. Необходимо не допускать проявлений предвзятого отношения к таким людям. Это особенно важно в условиях, когда сама жертва часто не хочет быть «раскрыта», а наоборот старается по разным причинам скрыть свою ситуацию. Причем это характерно не только для женщин, пострадавших от сексуальной эксплуатации, но и для пострадавших от трудового рабства. Как показывают исследования, такие люди, во-первых, часто запуганы и сами вовлечены в криминальную деятельность (от нелегальной миграции и использования поддельных документов до распространения наркотиков и других преступлений). А во-вторых, часто предпочитают оставаться в ситуации рабства, так как видят в ней единственную возможность выжить. Они не верят, что государство обеспечит им помощь и защиту, и соответственно, не имеют достаточной заинтересованности в сотрудничестве со следствием.

Для создания атмосферы сотрудничества со следствием независимо от того, согласилась ли жертва торговли людьми давать свидетельские показания, ей должен быть обеспечен определенный уровень защиты и оказана первоначальная поддержка. Это необходимо хотя бы с той точки зрения, что от предоставления такой помощи зависит и сам ход уголовного расследования. Психологическое  и  физическое состояние потерпевших от торговли людьми после получения ими необходимой помощи нормализуется. Получив поддержку, пострадавшие начинают более доверительно относиться к сотрудникам правоохранительных органов, давать более откровенную информацию о том, что действительно с ними произошло. Их поведение, как свидетелей уголовного процесса, становится более стабильным.

Для получения согласия на дачу свидетельских показаний необходимы гарантии декриминализации «сопутствующих» правонарушений, совершенных данным человеком (нарушения миграционного режима, занятие проституцией, проживание по поддельным документам и др.).

Государственные социальные службы – важное звено системы помощи и защиты лиц, пострадавших от торговли людьми. Эту работу в России ведет Министерство здравоохранения и социального развития в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. Этот закон впервые сформулировал понятие «трудной жизненной ситуации», объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина, куда входит и ситуация насилия в семье или других видов насилия. Под этот закон по договоренности можно включать и ситуации, в которые попадают лица, признанные пострадавшими от торговли людьми. Также в этих вопросах возможно взаимодействие с неправительственными международными организациями. Возможна разработка протоколов о порядке сотрудничества правоохранительных органов и других (государственных неправительственных) организаций, оказывающих помощь жертвам торговли людьми, в ходе выявления и расследования преступлений, судебного разбирательства, для обеспечения должной защиты и помощи пострадавшим.

Для искоренения предвзятого отношения к жертвам торговли людьми, обеспечения соблюдения прав человека и соблюдения интересов лиц, пострадавших при выявлении и расследовании соответствующих преступлений, полезно ввести мониторинг обращения с жертвами торговли людьми в практике правоохранительных органов.

___________________

[1] Журавлев,  С. Ю.  Торговля  людьми:  механизм  преступной  деятельности,  методика расследования : научно-практическое  пособие / С. Ю. Журавлев,  А. М. Пигаев. – М. : Юрлитинформ, 2006.

 

Предыдущая страница

Скачать аналитический обзор

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2016)
Просмотров: 522 | Теги: преступления | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016