Суббота, 30.05.2020, 05:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Психологические особенности перфекционизма как индивидуального стиля деятельности

Н.А.Гончарова

Психологические особенности перфекционизма как индивидуального стиля деятельности

В статье обобщены результаты эмпирического исследования перфекционизма сотрудников органов внутренних дел и курсантов образовательной организации МВД России. Обсуждаются теоретические аспекты данного феномена в качестве многофакторного конструкта, выраженного в стремлениях личности к успеху и совершенству, а также показатели, отражающие особенности различных проявлений перфекционизма. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на индивидуальный стиль деятельности субъекта учебной и профессиональной деятельности, снижающие значения профессиональной и эмоциональной устойчивости и общего психологического благополучия.

Ключевые слова: перфекционизм, индивидуальный стиль деятельности, карьерные ориентации, профессиональное выгорание, акцентуации личности, ценностные установки.
 

Актуальность исследования проблемы перфекционизма определяется противоречивыми психическими феноменами личности, отражающими стремление субъекта труда к безусловному успеху в деятельности, и формирующимися в связи с этим в процессе профессиональной деятельности состояниями эмоционального выгорания и деформации личности. Наиболее остро переживание таких состояний протекает в сферах деятельности, требования к которым определяются задачами конструктивных коммуникативных взаимоотношений, завышенных социально-культурных ожиданий, нравственными и правовыми стандартами. В данных условиях стремление субъекта труда к тому, чтобы в максимальной степени соответствовать таким требованиям среды и быть успешным, детерминирует высокие притязания личности, граничащие с максимализмом, в виде крайне поляризованной оценки собственной деятельности и деятельности других. Такая дополнительная, сверхадаптивная стимуляция внутренней напряжённости в процессе выполнения задач оперативно-служебной деятельности предполагает высокие энергетические затраты [1]. Увеличение при этом напряжённости в деятельности детерминирует предельное накопление отрицательного потенциала психических состояний, которые обращаются в свою противоположную форму стабильных качеств деструктивного содержания, снижающих эффективность субъекта.

Сложность понимания перфекционизма в качестве явления, затрудняющего успешность выполнения деятельности, заключается во внешне наблюдаемом несоответствии реально демонстрируемых идеальных целей личности на пути стремлений к успеху в деятельности и латентно развивающихся отрицательных эффектов, которые эта деятельность продуцирует. Такие скрытые от наблюдения явления характерны именно для тех субъектов труда, которые в наибольшей степени способны к самоактуализации, но в силу ограниченности реальных психологических ресурсов не могут реализовать собственный потенциал, демонстрируя только внешнюю готовность к достижению высоких профессиональных результатов. Речь идёт о лицах, гиперответственно относящихся к исполнению своих должностных обязанностей, проявляющих настойчивость и принципиальность [2]. В деятельности они не признают влияние физиологических и психологических ограничений для себя и, что самое парадоксальное и деструктивное, в большей степени для других субъектов.

В связи с этим перфекционизм даже приобрел значение «культурной патологии» [15]. Это связано с тем, что притязания на собственное совершенство и демонстрация стремлений к идеалу переходят пределы данной личности и стремятся персонализироваться в ближайшем другом субъекте как в повседневной жизнедеятельности, так и в сфере профессиональных отношений. Такая безграничность собственных «величественных» отношений к делу и к другим не контролируется сознанием перфекциониста, провоцируя явления «мании». Отношение формирует деструктивную направленность, профессиональное выгорание и профессиональные деформации личности. Реальные цели деятельности подменяются, при помощи всевозможных когнитивных манипуляций сознанием других лиц и психологических защит, недостижимыми «псевдоидеалами» и «сверхидеями».

Зарубежные и отечественные исследования перфекционизма, проведенные на основе эмпирических данных, показывают, что высокие показатели таких форм поведения затрудняют адаптацию человека к деятельности, провоцируют психологическое неблагополучие, отрицательные эмоциональные переживания, тревожность и неврозы, проблемы в установлении психологического контакта, общее снижение эффективности [2].

Особенно актуальными в данном направлении выступают исследования, подтверждающие корреляции между перфекционистским поведением и суицидальными намерениями в стрессовых ситуациях. Так, установлено, что студенты с высоким уровнем перфекционизма обладают достоверно более высокими значениями по шкале суицидальных намерений [1]. Данные факты отмечаются и в зарубежных исследованиях, где обращается внимание на выявленные при перфекционизме переживания безнадежности у лиц, совершивших суицидальные попытки [13].

Актуальными для обсуждения и исследования остаются вопросы взаимосвязи перфекцио- нистского поведения и частоты возникновения стрессовых реакций, социального дистресса. Предполагается, что возможности совладания со стрессом у перфекционистов могут быть двух типов - либо предельная просоциальная активная установка, либо избегание, которое рассматривается в качестве общей прокрастинации (болезненное откладывание важных решений и дел) [1].

Тенденции к перфекционизму, проявляясь в виде завышенных требований к себе в целях обеспечения успешности, сомнений в собственной компетентности, переживаний по поводу критики и неудач, допущенных ошибок, страхов перед неуспешностью, наносят существенный вред здоровью личности. Так, Е.П. Ильин отмечает, что для перфекционистов характерно застревание на неудачах, ригидность в поведении, эмоциональные расстройства, физические недуги, узкие рамки требований к окружающим, что сродни зависимости от неудовлетворенности результатами деятельности собственной и окружающих [5]. Стресс перфекциониста представляет собой состояние постоянной напряжённости, детерминируемой чрезмерной внутренней стимуляцией активности. При внешней демонстрации благополучия пассивный перфекцио- нист отличается реакциями тормозного типа, переживаниями несоответствия, тревожности от несовершенства, чрезмерным контролем собственных эмоций [11].

Анализ исследований в области перфекци- онизма показывает наличие множества суждений о том, в качестве какого явления выступает перфекционизм. Одна из первых характеристик была дана американским психологом Холенде- ром, предложившим понимать перфекционизм как «повседневную практику» субъекта, выраженную в стремлениях постоянно предъявлять к себе требования, увеличивая сущность без надобности [14].

Это позволяет предположить, что в повседневной жизни человек использует такие паттерны поведения, которые отличаются повторяемостью, стабильностью, тотальностью и приводят к нарушениям адаптации. Данные критерии практически соответствуют показателям девиантного поведения.

О перфекционизме как о когнитивных репрезентативных структурах рассуждает Д. Бернс, отмечая особый склад мышления перфекциониста, связанный с двумя полярными позициями в виде утверждения категоричных установок «все или ничего», и наличием предельно обобщенных личностных нормативов, возведенных в ранг недостижимой цели [12].

В качестве «тенденций личности» перфек- ционизм обсуждается в отечественных исследованиях Н.Г. Гаранян. Скорее всего, тут перфек- ционизм представляет собой особые состояния субъекта, возникающие в ситуации переживания тревоги по поводу несоответствия собственных способностей и возможной отрицательной их оценки со стороны окружающих [2].

В образе «многомерного конструкта», включающего личностные стандарты, когнитивные смыслы и интерперсональные параметры, его фиксирует в своих работах Е.П. Ильин. В данной интерпретации понятие перфекционизма приближается к его оценке в виде устойчивых свойств личности и её направленности [5]. Таким образом, перфекционизм как форма поведения формируется в повседневной многоаспектной активности субъекта, где складываются определенные индивидуальные стили взаимоотношений с социумом в целях адаптации и сохранения благополучия. В конечном итоге они обнаруживаются в различных видах деятельности совокупностью устойчивых действий, реализуемых при помощи стабильных свойств направленности личности на безусловный успех.

Генезис перфекционизма отдельного субъекта представляет собой процесс отработки такого индивидуального стиля деятельности, который обеспечивает максимальную адаптацию к нормативным требованиям среды. В онтогенезе поведение, соответствующее требованиям, поощряется средой, а перфекционистские тенденции индивида усиливаются за счёт различных форм научения, упражнения и внешнего подкрепления. Как правило, изначально пер- фекционистские устремления и соответствующее поведение в период взросления индивида завершаются успешностью. Субъективно переживаемая успешность в последующем является средством самопоощрения именно такой формы поведения и, как следствие, индивид стремится все к большей коррекции нежелательных, неточных операций и действий, а далее и выработке перфекционисткого индивидуального стиля деятельности. С точки зрения теории бихевиоризма, это является классическим образцом реализации «закона эффекта», способствующего закреплению социально эффективных и одобряемых форм поведения и деятельности.

Согласно концепции Е.А. Климова, в индивидуальном стиле должны быть сконцентрированы параметры устойчивости системы приёмов и способов деятельности. Соответственно, закрепление стиля, который требует самоконтроля, саморегуляции и постоянного сличения с образцом и идеалом, может произойти только при наличии сложившихся стабильных личностных качеств. Такая система является крайне необходимой как значимое средство приспособления к требованиям [7].

Таким образом, перфекционизм является средством адаптации личности к реальным высоким требованиям социальной среды, а результатом выступает сформированный перфекцио- нистский индивидуальный стиль деятельности, обеспечивающий культивируемую в социальной среде, активно провозглашаемую и рекламируемую успешность.

Такой стиль деятельности установлен в наших исследованиях при анализе показателей перфекционизма курсантов Санкт- Петербургского университета МВД России третьего года обучения и действующих сотрудников органов внутренних дел. При помощи психодиагностической методики «Опросник перфекционизма» (Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б.) [8] произведено сравнительное исследование значений показателей, полученных на двух выборках: курсантов (n = 52) и действующих сотрудников полиции (n = 60).

Результаты сравнительного анализа позволили установить, что обобщенные показатели перфекционизма респондентов обеих экспериментальных групп свидетельствуют о средних нормативных значениях данного показателя. Согласно методике, не отмечается ни депрессивных, ни тревожных расстройств личности. Однако установлены достоверно высокие значения общего уровня перфекционизма в группе курсантов по сравнению с группой сотрудников (при < 0,05), свидетельствующие о высокой степени стремлений к успеху и совершенству, ориентации на безусловную успешность. Достоверные различия между группами выявлены по шкале «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания». Данный параметр представляет собой аналог социально-предписываемого перфекционизма, что в ситуации обучения детерминируется требованиями успеха и стремлениями личности оправдать ожидания родителей, преподавателей, курсовых руководителей. Адаптируясь к требованиям, субъект учебной-профессиональной деятельности вынужден вырабатывать такой стиль поведения, при котором можно будет избежать наказания или публичного разоблачения, быть успешным и значимым для референтных лиц, выиграть в конкурентной борьбе со сверстниками.

Как многофакторный конструкт перфек- ционизм выражен в «завышенных притязаниях и требованиях к себе». Анализ значений данной шкалы также позволил установить наличие достоверных различий между группой курсантов и группой сотрудников. Тут обсуждается стремление к безупречному поведению, увеличению количества принимаемых на себя обязанностей, владение собой.

В качестве целей индивидуального стиля деятельности перфекционист устанавливает для себя стандарты, требующие немалого психического напряжения (шкала «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс "самых успешных"»; различия при ≤ 0,05). В данном случае рассматриваются интерперсональные характеристики, выраженные в стремлениях сравнивать себя с наиболее успешными лицами, а также транслировать завышенные претензии не только к себе, но и к другим.

Устойчивой характеристикой поведенческого стиля перфекциониста выступает стремление к самоанализу, при котором наблюдается направленность сознания на собственные ошибки и преувеличенное переживание их как глобальной неудачи (шкала «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках»; различия при ≤ 0,05).
В когнитивной сфере перфекционист также вырабатывает особый стиль мышления, при котором мелкие ошибки и сбои в деятельности интерпретируются личностью эмоционально тревожно, на уровне тотального краха (шкала «Поляризованное мышление»; различия при ≤ 0,05).

Выраженного перфекционистского стиля не отмечается в профиле личностной ориентации респондентов группы сотрудников. Тем не менее для них также характерно поведение перфекционистской направленности. Наиболее значимым критерием в данной группе является показатель шкалы «Завышенные притязания и требования к себе».

Исследование особенностей профессионального выгорания (методика Бойко) позволило достоверно установить в значениях показателей группы курсантов сложившийся симптом, свидетельствующий о неадекватном избирательном эмоциональном реагировании. Характеристика симптома позволяет предположить, что респонденты данной группы стремятся «экономить» эмоции при общении, что является признаком тревожного напряжения, стремления личности избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничений. Анализ параметров фазы истощения показал наличие достоверных различий между группами в значениях шкалы «Эмоциональный дефицит». Интерпретация данной шкалы свидетельствует об ограничении возможности личности проявлять сочувствие и сопереживание, низком уровне способностей к установлению и поддержанию психологического контакта с окружающими. Такие состояния детерминируют преобладание отрицательного эмоционального фона личности и общее неблагополучие.

Эмоциональная сфера личности сотрудников отличается наличием тенденций к симптомам «Эмоциональный дефицит», «Эмоциональная отстранённость», но при этом отсутствием сложившихся симптомов выгорания.

Результаты корреляционного анализа позволили установить множество положительных статистически значимых связей признаков пер- фекционизма и профессионального выгорания личности курсантов. Корреляции между значениями показателя перфекционизма «Стремление воспринимать других людей как делегирующих высокие ожидания» и признаками профессионального выгорания «Личностная отстраненность», «Эмоциональный дефицит» и «Психовегетативные и психосоматические нарушения» являются статистически достоверными и положительными (r-Пирсона = 0,357 - 0,365; р ≤ 0,05). С признаками «Общий уровень профессионального выгорания», «Тревога и депрессия», «Редукция профессиональных обязанностей» выявлены корреляции высокого уровня значимости и также положительные (r-Пирсона = 0,457 - 0,468; р ≤ 0,01). Достоверные и значимые корреляции установлены между показателями перфекционизма «Высокие стандарты деятельности» и «Селектирование информации о собственных неудачах» с признаками «Общий уровень профессионального выгорания», «Тревога и депрессия», «Психовегетативные и психосоматические нарушения».

Значимо меньшее количество корреляций выявлено между значениями показателей пер- фекционизма и акцентуаций характера (методика Леонгарда-Шмишека). В группе курсантов корреляции между значениями шкалы «Се- лектирование информации о собственных неудачах» и акцентуациями «Застревающий тип», «Тревожный», «Педантичный» положительные (r = 0,350; р ≤ 0,05). Данные типы акцентуаций достоверно выше в группе курсантов.

Корреляции в группе сотрудников также отражают большое количество достоверных связей между показателями перфекционизма и показателями профессионального выгорания. Они практически совпадают по знаку и силе с аналогичными корреляциями, полученными на основе значений группы курсантов.

Таким образом, обнаруживается определённое противоречие, при котором, с одной стороны, требования учебной и профессиональной деятельности к сотрудникам совпадают с личностной перфекционистской позицией субъектов, а именно - стремлением к успешности, совершенству, высокими требованиями к себе, развитием собственных способностей, стремлением к самоактуализации. С другой стороны, чрезмерное стремление к успеху, склонность предъявлять самому себе несоразмерные способностям требования в условиях напряженной деятельности провоцируют дополнительное психическое напряжение и психические состояния, при которых субъект деятельности уже не справляется с завышенными собственными стандартами. Это вынуждает его при помощи адаптивных стратегий и экономии эмоциональных ресурсов формировать специфический способ самоактуализации - перфекционисткий стиль деятельности и выстраивать систему психологических защит в виде перенесения ответственности на других и необоснованных претензий к окружающим.

Выводы

1. Проведенный статистический анализ показателей перфекционизма позволил сделать обобщения о существовании закономерности в формировании индивидуального перфекцио- нистского стиля деятельности субъекта учебной и профессиональной деятельности в условиях декларирования успешности, престижности и статуса, к которому индивид стремится в целях адаптации и сохранения благополучия.

2. Перфекциоинстский стиль деятельности представлен иррациональными, надситуа- тивными действиями и характеризуется сравнительно высокими значениями стремлений воспринимать других людей как делегирующих высокие ожидания, завышенными притязаниями и требованиями к себе, высокими стандартами деятельности при ориентации на полюс «самых успешных».

3. Когнитивная сфера лиц с перфекцио- нистскими тенденциями максимально задействована в реализации задач адаптации к требованиям учебной и профессиональной среды, что в индивидуальном стиле деятельности отражается в виде направленности на селектиро- вание информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованности мышления. Это затрудняет деятельность и оказывает влияние на эмоциональную сферу личности в виде выгорания, формирования стресса, психовегетативных и психосоматических нарушений.

4. Переживание различных форм перфекционизма выступает в качестве фактора, усложняющего психическую деятельность, и отрицательно влияющего на параметры надёжности в деятельности, что подтверждено большим количеством корреляций между показателями пер- фекционизма и профессионального выгорания сотрудников органов внутренних дел, находящихся на различных стадиях профессиогенеза.

5. Лица, обладающие сформированным в период обучения в образовательной организации индивидуальным стилем деятельности, отражающем перфекционистские тенденции, в первый год поступления на службу в органы внутренних дел, сталкиваются с дефицитом положительного подкрепления данного стиля со стороны социальной среды. В целях преодоления возникающего внутриличностного конфликта они вынуждены корректировать способы деятельности за счёт дополнительного внутреннего напряжения. Это детерминирует раннее профессиональное выгорание, снижение показателей благополучия и мотивации к деятельности, поэтому требует значительной коррекции в период адаптации к профессии (учитывая текучесть кадров среди выпускников образовательных организаций МВД России [6]).

6. Проблемы перфекционизма и формирования перфекционистского стиля являются практически не изученной областью в сфере психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Они требуют внимания исследователей, и позволяют увеличить потенциал надёжности в деятельности не только путём анализа личности девиантных субъектов труда, но и при помощи профилактической и разъяснительной работы с ответственными и дисциплинированными сотрудниками, которые, обладая высокой мотивацией к деятельности, подвержены профессиональному выгоранию, не всегда осознавая причины собственного неблагополучия.

Список литературы

1. Гаранян, Н. Г., Андрусенко, Д. А., Хломов, И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 1. - С. 72-81.
2. Гаранян, Н. Г., Холмогорова, А. Б., Юдеева, Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4. - С. 18-48.
3. Гончарова, Н. А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-5. - С. 314-320.
4. Гончарова, Н. А., Костылева, И. В. Психологические особенности аксиологической надежности сотрудников органов внутренних дел на различных стадиях профессиогенеза [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2018. - Т. 8. - № 3. - С. 25-33. D0I:10.17759/psylaw.2018080302.
5. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
6. Караваев, А. Ф., Антилогова, Е. А., Скиданов, Л. Н., Зверев, В. О. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 2 (49). - С. 53-57.
7. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. - 278 с.
8. Наследов, А. Д., Киселева, Л. Б. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Вестник СПбГУ. - Сер.16. - Вып. 3. - 2016. - С. 44-62.
9. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / под ред. В.А. Бодрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 390 с.
10. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников органов внутренних дел : методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 332 с.
11. Ясная, В. А., Митина, О. В., Ениколопов, С. Н., Зурабова, А. М. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2011. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aprobatsiya-metodiki-izmereniya-perfektsionizma-r-sleyni-pochti-sovershennaya-shkala (дата обращения: 23.10.2018)
12. Burns, D. Feeling good: A new mood therapy. - NY.: Signet, 1980. - 432 p.
13. Hewitt, P. L., Newton, J., Flett, G.L., Callander, L. Perfectionism and suicide ideation in adolescent psychiatric patients // Journal of Abnormal Child Psychology, - 1997. - V. 25. - № 2. - P. 95-101.
14. Hollender, M. Perfectionism, a neglected personality-trait // Journal of Clinical Psychiatry. - 1978. - V. 39. - P. 384.
15. Lasch, C. The culture of narcissism: American life in an age of diminishing expectations. - New York: W.W. Norton, 1978. - 268 p.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (10.04.2020)
Просмотров: 35 | Теги: индивидуальный стиль, перфекционизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь