Суббота, 03.12.2016, 07:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Н.В.Яранцева. Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Раскрывается механизм конкретизации основных психологических теорий деятельности применительно к процессу обучения в целом и к формированию умений, в частности.

Ключевые слова: деятельносный подход, теория деятельности А.Н. Леонтьева, учение - процесс познавательной деятельности ученика, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория управления деятельностью Н.Ф. Талызиной, теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина, интериоризация, экстериоризация, система формирования умственных действий. 
 

 
Деятельностный подход предполагает такую организацию обучения, при которой ученик приобретает и осмысляет учебную информацию в процессе собственной познавательной деятельности. Деятельность является центральным звеном учебного процесса, так как предметные знания соединяются с целями обучения через деятельность.

Деятельностный подход, полностью противопоставляя себя ассоциативному, построен на действии, преобразующем предмет, на открытии общего в предметности, на выведении из общего частного и на решении задач.

Общепсихологическая теория деятельности человека А.Н. Леонтьева и соответствующие ей психолого-педагогические теории П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, являющиеся основой деятельностного подхода, трактуют учение как процесс познавательной деятельности ученика.

Одну из возможных интерпретаций дея- тельностного подхода к обучению выражает теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД), разработанная П.Я. Гальпериным (теория проблемного обучения, особого типа обучения), Н.Ф. Талызиной (теория управления деятельностью) и Д.Б. Элькониным (теория учебной деятельности). В качестве основной системы характеристик любой деятельности, а тем самым и любых знаний, данная теория указывает следующие: форму, в которой деятельность может быть использована человеком; степень обобщения усвоенной деятельности и знаний; меру свернутости и меру освоенности (автоматизированность, легкость и т. п.) [4, с. 43]. В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит поэтапный переход от внешней - к сознательной (внутренней) психической деятельности (интериоризация) и от нее - вновь к деятельности внешней по применению сформированных действий (экстериоризация). Для нас важны как сама система формирования новых умственных действий, так и ее возможности в усилении управления процессом учения. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или умственный план.

Концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях сложных многоплановых изменений, связанных с образованием у человека новых образов, действий и понятий [1, с. 97-98]. В качестве общественно-ценностных свойств П.Я. Гальперин выделяет пять первичных параметров действия (полнота свойств звеньев, мера дифференциации существенных отношений от несущественных, уровень осуществления, временные и силовые характеристики) и четыре вторичных (разумность, осознанность, мера освоения и критичность).

Подобная система включает в себя три подсистемы: 1) построения действия, обеспечения полноценной ориентировки и правильного выполнения осваиваемого действия; 2) воспитания желаемых свойств действия; 3) обеспечения переноса действия в идеальный (умственный) план. Каждая подсистема имеет развернутые описания, позволяющие понять и проследить связи между ее содержанием и общенаучными положениями гальперинской системы, а также произвести соответствующие каждой подсистеме построения, сообразуясь с возрастными и индивидуальными особенностями учащегося, спецификой усваиваемого содержания.

Последняя подсистема есть широко известная «шкала поэтапного формирования», которая представляет собой описание сложнейших этапных преобразований, происходящих как с ориентировочной, так и с исполнительной частями действия в процессе его становления. Шкала состоит из 6 этапов: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) становление первичной схемы ориентировочной основы действия; 3) формирование действия в материальной (материализованной форме); 4) громкая социализированная речь; 5) формирование действия во «внешней речи про себя»; 6) «скрытая речь», или собственно умственное действие [2, с. 81-88]. Такая специальная организация поэтапного формирования умственных действий с целью гарантированного получения действия с определенными, заранее оговоренными показателями обобщенности, разумности, осознанности,критичности была названа П.Я. Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий.

В самом названии фиксируется как методологическая ориентация учения на целенаправленность, планомерность формирования, так и его теоретическое кредо, заключающееся в обосновании постепенности, поэтапности процесса [1, с. 167-175].

Сходство «формирования умственных действий и понятий» - главного объекта концепции - с основной целью обучения не определяет теорию планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности как теорию или технологию обучения. Дополнительные и промежуточные работы, необходимые для перехода от общепсихологического знания базовой концепции П.Я. Гальперина к построению собственно процесса обучения, реальному содержанию, осуществляемому во взаимодействии реального педагога и реальных учеников, описаны в трудах Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Т.И. Шамовой и др.

Н.Ф. Талызина развивает положения теории поэтапного формирования умственных действий и формулирует методические требования к организации процесса обучения [3, с. 3-16]. Реализация системы общих требований [4, с. 31-32] эффективного управления процессом учения применительно к обучению определяет три специфические модели: 1) целей обучения (для чего учить); 2) содержания обучения (чему учить); 3) процесса усвоения (как учить). Обучающая программа связана с третьей моделью - она должна обеспечить обучение. Следовательно, строительству обучающей программы должно предшествовать определение целей обучения и, в соответствии с ними, содержания, подлежащего усвоению. В построении содержания Н.Ф. Талызина выделяет две проблемы, порожденные современным информационным миром: а) построить содержание учебного предмета, не расширяя его объема, одновременно давая человеку весь необходимый запас знаний; б) обеспечить формирование методов мышления, позволяющих самостоятельно применять накопленные знания и получать новые. В содержание обучения необходимо включать суть изучаемых явлений, частных зависимостей. Учащиеся анализируют либо изучают материал, минуя частные понятия, пользуясь ключевым; множество частных правил сводятся к одному, отражающему сущность всех ныне существующих правил. Так, в исследовании М.Я. Микулинской более двухсот пунктуационных правил были превращены в три. Оказалось возможным свести более 30 арифметических видов задач к одному. Такое построение содержания отвечает реализации системного подхода при построении учебного предмета.

Включение методов мышления в какую- то (учебную) деятельность гарантирует усвоение знаний. Качество знаний зависит от умения применять их в новой ситуации, получать новые знания с опорой на изученное, т. е. от «умения построить новый частный случай». Качественный уровень усвоения знаний должен обеспечивать «самостоятельное движение в предмете». Следовательно, предварительное планирование деятельности по усвоению знаний обеспечит реализацию целей, адекватных обучению. Это предполагает создание по каждому предмету, наряду с программой знаний, программы видов деятельности, в которые эти знания должны войти. Причем часть из этих видов деятельности может быть сформирована в предыдущем обучении.

Н.Ф. Талызина отмечает, что число основных видов деятельности должно предусматривать как специфические приемы деятельности, характерные для данной области знаний, так и логические приемы мышления. На содержание отбираемых видов деятельности влияет характер предметных знаний. Причем соответствие сформированных видов деятельности целям обучения достигается представлением последних в виде типовых задач, решение которых невозможно без использования усваиваемых знаний. Задачи могут быть разного уровня общности: от набора частных до системы фундаментальных.

Раскрывая эффективность применения изложенных методических требований к организации процесса обучения, Н.Ф. Талызина отмечает, что изначальное включение знаний в адекватную целям обучения и специфике усваиваемых знаний деятельность приводит к одновременному усвоению и требуемому применению знаний, когда учащиеся непроизвольно и прочно запоминают выполняемую деятельность, а с ней и использованные при ее выполнении знания. Знания входят в деятельность в виде ориентировочной основы или других ее элементов. Объективный состав деятельности должен быть заранее известен, только тогда он станет предметом усвоения учащихся и предметом управления со стороны обучающего. Для выявления состава деятельности Н.Ф. Талызина предлагает два метода: теоретико-экспериментальный и анализ сложившихся видов деятельности.

С целью объективизации требуемых видов деятельности, не зафиксированных как компоненты социального опыта, наиболее приемлем теоретико-экспериментальный путь, состоящий из ряда этапов: 1) построение предварительной модели; 2) экспериментальная проверка полученной модели; 3) доработка предварительной модели на основе полученных экспериментальных данных; 4) экспериментальная проверка доработанной модели. Таким образом, необходим контроль за содержанием выполняемой деятельности и ее характеристиками. Усвоение намеченной деятельности с заданными свойствами возможно только при управлении по принципу «белого (прозрачного) ящика». Суть второго метода заключается в отборе людей, преуспевающих в решении задач определенного класса. Показателем адекватности используемых ими приемов познавательной деятельности требованиям задач является качество их решения.

Итак, связь ТПФУД П.Я. Гальперина и теории управления деятельностью Н.Ф. Талызиной заключается в следующем. ТПФУД рассматривает процесс учения как усвоение учащимися различных видов деятельности и располагает системой независимых характеристик (переменных) деятельности (объекта управления), что является первоочередным условием для реализации требований к управлению процессом учения Н.Ф. Талызиной. Для определения содержания информации, которую нужно получать по каналу обратной связи, и для коррекции управляемого процесса необходимо знание системы переменных объекта управления. ТПФУД указывает основные этапы процесса учения (основные переходные состояния усвоения деятельности), что и позволяет составить программу управления, адекватную природе усвоения (процесса учения) и логике его переходов из одного качественного состояния в другое.

Библиографический список

1. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - 234 с.
2. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Книжный дом «Университет», 2000. - 238 с.
3. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ : учеб. пособие. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 223 с.
4. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии : учеб. пособие для студентов / сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 187 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.10.2016)
Просмотров: 38 | Теги: познавательной деятельности | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016